14 мин.

Хэмилтон снова стал чемпионом «Формулы-1». «Феррари» слишком часто ошибалась

Получилось довольно легко.

В «Формуле-1» сотворена большая история: лидер «Мерседеса» Льюис Хэмилтон наконец реализовал финальный матчбол в виде 70 очков преимущества над Себастьяном Феттелем на Гран-при Мексики, довел сезон до победы, сравнялся с легендарным пятикратным чемпионом из 50-х Хуаном-Мануэлем Фанхио и в какой-то мере даже с Михаэлем Шумахером — Красный барон тоже выиграл пятый титул в 33 года. К Льюису относятся по-разному, но почти все признают: он навсегда вошел в число лучших гонщиков человечества.

Достижение Хэмилтона немного теряется на фоне легкости победы в 2018-м. Нет, серьезно: несмотря на всю силу «Феррари» в отдельных Гран-при, первое место далось «Мерседесу» по ощущениям даже проще, чем в прошлом году — хотя в 2017-м у немцев было более солидное технологические преимущество над конкурентами – «серебряные» оказались лучше соперников в каждом отдельно взятом компоненте.

Стратегические ошибки «Феррари» против обучаемости «Мерседеса»

На самом деле гоночные инженеры действующих чемпионов мира далеко не весь сезон отработали идеально: в первом же Гран-при года в Австралии они ошиблись с подсчетом отрыва от Феттеля во время выезда машины безопасности, не вовремя провели пит-стоп и потеряли лидерство из-за необгонного характера трека. Подобные провалы случаются с «серебряными» редко, но в команде все равно тщательно изучили ошибки, сделали выводы и получили практически мгновенный результат: уже на следующем Гран-при в Бахрейне «Мерседес» тактически превзошел конкурентов (хотя для победы в гонке Валттери Боттасу не хватило буквально круга).

Следующая командная ошибка произошла лишь пять гонок спустя в Канаде: Хэмилтон из-за неполадок с охлаждением и хаотичного пит-стопа финишировал пятым. Руководитель штутгартцев Тото Вольфф тогда был крайне грозен даже несмотря на первое место в Кубке конструкторов и отставание всего в 1 балл от Себастьяна Феттеля в общем зачете.

«Для нас это дерьмовый результат. Мы должны проснуться, – не скрывал злости австриец. – Будут ли сделаны выводы? Обязательно... Мы внутри коллектива во всем разберемся».

Однако «Мерседес» все-таки промахнулся еще раз — на Гран-при Австрии. Тогда в дело вмешались технические неполадки: Валттери Боттас досрочно отправился отдыхать на обочину, а команда вновь просчиталась с моментом для пит-стопа Льюиса Хэмилтона в момент включения режима виртуального автомобиля безопасности. После визита в боксы англичанин снова упустил лидерство вернулся на трассу лишь четвертым — главе стратегического отдела Джеймсу Воулзу вообще пришлось извиняться перед чемпионом в прямом эфире. Тем не менее, ту гонку Льюис так и не закончил из-за падения давления в топливном насосе — с тех пор «серебряным» хватило уроков неправильного планирования. С тех пор они больше не допускали непоправимых стратегических ошибок (в США два решение перейти на два пит-стопа было довольно рискованным, но его продиктовал повышенный износ шин на разбалансированном заменой гидравлики болиде), выстрелили крутейшей тактической победой Хэмилтона в Германии, да и проиграли всего три гонки из девяти.

Стратеги «Феррари» же с другой стороны продемонстрировали неспособность учиться на собственных провалах. Сперва их вчистую обыграли в Бахрейне (спасла лишь скорость Феттеля) и в Китае, затем командный мостик Скудерии решил не атаковать поврежденный болид Даниэля Риккардо в Монако, отдав инициативу и возможность перенастроить машину в руки «Ред Булл», а после провалил гонку Райкконена в Канаде (шестое место и двадцатисекундное отставание от подиума) из-за чрезмерной консервативности. Фэйлы алых стратегов не закончились и в середине сезона: неудачные решения в Германии завели Феттеля в хвост Райкконену и заставили Себа 13 кругов перегревать шины позади напарника вместо озвучивания четкого вменяемого выхода (Кими в конце пришлось уговаривать собственный командный мостик отдать ему наконец прямой приказ вместо туманных формулировок). Именно потерянного в том преследовании сцепления и не хватило потом немцу в дождевой части гонки — и он закончил заезд в стене.

Ошибочные традиции продолжились и в Венгрии: там изощренная тактика по «пересиживанию» соперника на более жесткой резине не сработала из-за заминки на пит-стопе. В Италии «Мерседес» перехитрил «Феррари», грамотно подставив под рано заехавшего в боксы Райкконена Боттаса (что характерно, у самой Скудерии подобная стратегия никогда не работала). В Сингапуре итальянцы сперва выпустили своих пилотов в трафик в квалификации, а затем из-за тактики раннего пит-стопа не только упустили Хэмилтона, но и уступили Ферстаппену. А с Гран-при России в ключевой момент сезона вовсе начался какой-то трэш с пропуском времени для выезда в практиках и очевиднейшими ошибками с неправильными комплектами резины.

Что ни говори, но с такими «помощниками» никто не смог бы выиграть сезон.

Феттель ошибался намного чаще

Новоиспеченный пятикратный чемпион уже несколько сезонов подряд не совершает по-настоящему опрометчивых поступков за рулем болида: все его помарки приводят в лучшем случае к перетормаживаниям, срыву маневра и сохранению былой позиции – именно так и случилось при атаке на лидировавшего Феттеля в Австралии. Еще Хэмилтон не справился с поддержанием нужного состояния шин в Австрии и Канаде, упустив поул в обоих случаях и улетев в нижнюю часть топ-6 после волны пит-стопов. Более серьезным упущением стал и проигранный старт на домашнем Гран-при Великобритании и эмоциональная ошибка в квалификации на «Хоккенхаймринге», стоившая Льюису поломанной подвески — впрочем, в последнем случае вину на себя взяла команда, еще сильнее снизив влияние провалов англичанина на итоговый результат.

Феттель в текущем сезоне выглядел настоящим антиподом Хэмилтону. Каждая его атака несла опасность не только соперникам, но и самому немцу, а практически любая ошибка заканчивалась провалом на целую кучу ценных позиций. Все началось на Гран-при Азербайджана: Себ на рестарте после завершения режима автомобиля безопасности пошел в неподготовленную атаку на Боттаса, перетормозил и разменял вторую строчку (и возможную победу с учетом дальнейшего схода финна) на четвертую. Во Франции же Феттель пошел еще дальше и после шикарного старта торпедировал Валттери, откатившись в хвост пелотона — причем похожие маневры он повторял потом еще и в Италии с Японией и США, каждый раз прорываясь обратно в пределы топ-6. Проведи Себ сезон хотя бы на уровне Хэмилтона — интрига точно жила хотя бы еще до Гран-при Бразилии.

«Мерседес» составил четкую иерархию пилотов

Оба гонщика и у «серебряных», и у «алых» стартовали в Австралии в равных статусах и поначалу вполне боролись вчетвером за лидирующие позиции. Боттас так и вовсе мог уезжать из Баку лидером чемпионата, если бы в дело не вмешался злополучный осколок на финишной прямой — вопреки расхожему мнению, финну отнюдь не мешали бороться с Хэмилтоном в первой половине сезона. Однако после среднего пилотажа на Гран-при Монако, контакта с Феттелем во Франции и схода с первой позиции в Австрии финн внезапно очутился на шестой позиции общего зачета с двойным проигрышам лидеру. Пусть впереди Валттери еще ждали 12 гонок, «Мерседес» вспомнил о неминуемом перерасходе агрегатов силовой установки на его болиде (последствия аварии в первом Гран-при сезона) и сконцентрировал внимание команды на Льюисе Хэмилтоне. На следующем же заезде в Великобритании финн получил сдерживающие функции ради максимального результата напарника и следовал по ветке командой тактики вплоть до самого титула через помощь в Германии и России. Также «Мерседес» в основном внедрял обновления, подходящие пилотажному стилю Льюиса, и отдавал ему преимущество по очередности проведения пит-стопов. Конечно, Валттери мощным стартом сезона вряд ли заслужил подобного обращения, но его неудачи и 80 очков проигрыша Феттелю сделали свое дело.

Если бы «серебряные» поступили бы по-другому, они вполне могли бы зайти в тупик по примеру нынешней «Феррари». У Скудерии вообще странная иерархия пилотов: с одной стороны, почти никто не сомневается в главенстве Себа, но с другой командному мостику пришлось долго объяснять Кими Райкконену в Германии довольно простую просьбу пропустить лидера чемпионата (хотя финн уступал немцу уже 65 очков). Также шанс использовать подобный подход «Феррари» упустила в Австрии (Кими финишировал в 1,5 секундах перед Себом), да и в Италии боссы Скудерии не смогли убедить команду Райкконена предоставить слипстрим претенденту на титул. В итоге именно Феттель помог завоевать финну поул (а не наоборот), и все закончилось ростом проигрыша Льюису до 30 очков.

Конечно, вряд ли немец потерял много очков на отсутствии определенности в статусе Райкконена, но подобная внутрикомандная сумятица никак не могла не вносить хаос в его настроение перед каждым заездом.

«Мерседес» выиграл гонку обновлений

Первая половина сезона (за исключением Гран-при Австралии и Испании) убедила большую часть болельщиков в невероятном: впервые за новую турбоэру «серебряные» потеряли техническое лидерство не только в скорости всего болида, но и по части эффективности силовой установки. В лучшие моменты квалификаций и гонок в Германии, Великобритании и Бельгии «Феррари» привозила соперникам до полусекунды на прямых, и немцам лишь оставалось улучшать работу в медленных и среднескоростных поворотах для нивелирования преимущества «алых».

Однако Скудерия не смогла удержать техническое первенство: на коронной для итальянцев сингапурской трассе «жеребцы» уступили даже «Ред Булл», да и в Сочи с Японией скорость не вернулась. Замеры GPS подтвердили потерю колоссального разгонного доминирования над болидами «Мерседеса» на прямых и запустили кучу конспирологических теорий на тему «почему «Феррари» регрессировала». Большую популярность заслужила версия снижения мощности силовой установки после новых проверок ФИА с большим количеством датчиков, но в стане команды из Маранелло ее наотрез отвергли.

«Мы теряли время относительно конкурентов в медленных поворотах», – заявил в ответ на слухи руководитель Скудерии Маурицио Арривабене, и частично его слова подтвердились после пятничных практик в Японии. Тогда «Феррари» сняла с обоих болидов все последние обновления, поскольку их нулевую эффективность доказали не только слабые выступления на треке, трудности с настройкой и повысившийся износ шин, но и пилот симулятора Даниил Квят. Не помогла и новая партия новинок, привезенная на Гран-при США – преимущество на разгонах и прямых вернулось только после полного отката конфигурации болида до пакета с Гран-при Италии. На новый уик-энд в Мексике алые привезли очередное доработанное днище вместе с парой других улучшенных деталей, но после практик и они ушли в утиль. Видимо, потенциал концепции «Феррари» исчерпал себя неожиданно быстро, и судорожный поиск путей повышения темпа вместо реакций по ситуации в ключевой момент сезона казнил шансы итальянцев на трофеи.

В то же время у «Мерседеса», очевидно, еще зимой был план по планомерному апгрейду машины и постепенному избавлению от главных слабостей конструкции. «Серебряные» уже не первый год страдали от повышенного износа шин, но благодаря новой подвеске за авторством Джеймса Эллисона и дополнительным улучшениям в Канаде, Австрии и Монако решили проблему уже к Гран-при Венгрии. Затем немцы еще сильнее ускорились в Сингапуре благодаря внедрению инновационных колесных дисков, способствующих более эффективному охлаждению шин, тормозов и рекуператоров кинетической энергии – «Феррари» продавала протест против идеи «Мерседеса», но немцы отбились от претензий соперников и сохранили конструкцию.

Теперь же, глядя на итоговый результат обеих команд, становится ясно: никто из не занимался разработкой мошеннических схем. Просто немцы снова (прямо как в прошлом году) выиграли гонку обновлений и ускорились, а итальянцы в тот же самый момент провалили эволюцию машины и ничего не смогли противопоставить, кроме суицидальных атак отчаявшегося Феттеля.

В «Феррари» снова разгорелась война за власть

Очередная серия неудач традиционно плохо отразилась на внутреннем микроклимате в «алом» коллективе: по информации местных газет, в Маранелло сразу же вспыхнул новый раунд интриг и соперничества за титул главного босса. Вновь активизировался технический директор Скудерии Маттиа Бинотто, по слухам проявлявший амбиции по полному захвату власти еще в прошлом сезоне: он упирал на связь провала в 2018-м с ошибками на капитанском мостике и стратегическом отделе (прямой зоне ответственности Арривабене). Дон Маурицио получил в руки козыри только после снятия новинок с болидов на Гран-при Японии, но, судя по всему, смог ими грамотно воспользоваться. По самым свежим слухам из преддверия Гран-при США, Арривабене получит контракт с «Феррари» еще на сезон вместе с последним карт-бланшем на завоевание обоих титулов в 2019-м году. В то же время Бинотто не полетел с командой в Остин — хоть итальянская пресса и предположила плановый пропуск гонки в связи с чрезмерной нагрузкой на базе, но параллельно оправданиям появились подозрения о подготовке сезонного отпуска для Маттии вместе с еще более дикими слухами о потенциальном бегстве инженера в «Мерседес». Похоже, последний раунд войны за власть дон Маурицио все-таки выиграл, но ему не стоит обманываться: в случае повторения неудач и в следующем году все начнется заново.

Красноречивее всего ситуация в «Феррари» выглядит в сравнении со стабильностью управления «серебряных стрел». Скудерия проходит чуть ли не каждые 12 месяцев проходит сквозь всевозможные менеджерские преобразование, в то время как власть в стане штутгартцев не менялась с конца 2013-го. Именно тогда одного из самых титулованных руководителей в истории автоспорта Росса Брауна сменила пара Тото Вольфф-Падди Лоу, причем столь значительный переворот обставили как естественное и давно запланированное эволюционное развитие. В результате немцы избежали внутреннего конфликта и всевозможных схваток за должности и вошли в новую турбоэру максимально собранными и «сыгранными». Годы стабильности вместе с уходом Лоу в «Уильямс» лишний раз доказали: для успеха совсем не обязательно каждый год пытаться перетряхнуть старый состав. Как раз подобной атмосферы спокойствия и комфортно выстроенных отношений «Феррари» и не хватило в 2018-м году — как и в большинстве остальных сезонов предыдущего десятилетия.

Поражение Феттеля закономерно

«Все зависит от мелочей: надо искать, в чем можно понемногу отыгрывать, – объяснил философию побед над сконцентрированном на титуле Хэмилтоном Нико Росберг. – Лично я понял, что подобные «мелочи» помогают в итоге многого добиться. Нужно только делать все безошибочно. В 2016-м я часто общался с психологом, иногда по два часа в день. Я старался, чтобы все помогало мне улучшить каждый аспект работы. Себастьяну нужно было найти свой подход.

Бороться с Льюисом сложно, ведь он психологически сильный. Его невозможно опередить, если что-то сделать неправильно. А если в процессе ошибаться, о титуле можно забыть. Сезон получился сложным для Феттеля. Он должен был завоевать титул, а сейчас ему приходится мириться с неудачей, когда и он сам, и «Феррари» допустили столько ошибок».

Бывший напарник Хэмилтона по «Мерседесу» абсолютно прав: в титульные амбиции Скудерии и ее пилота вмешалось слишком много сдерживающих факторов за раз. С одними лишь пилотажными ошибками Себ не уступил бы титул досрочно, но при наличии внутренней борьбы за власть, лучшего стратегического штаба в пелотоне и проигранной гонки обновлений у немца, на самом деле, не было ни единого реального шанса. Помочь Феттелю могло лишь чудо.

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/picture alliance (1-3,7-9), Evgeny Sinitsyn/imago/Xinhua, Hoch Zwei/ZUMA Press; Gettyimages.ru/Charles Coates; REUTERS/Issei Kato