9 мин.

Квята зовут обратно в «Формулу-1». В команду, из которой его выгнали

В «Ред Булл» кризис кадров.

Самый успешный российский гонщик в истории Гран-при остался без места в «Ф-1» почти год назад — и расставание с «Торо Россо» и «Ред Булл» прошло далеко не лучшим образом. Сперва Даниила отстранили на два уик-энда в процессе неудачно складывавшегося сезона, затем вернули в состав младшей конюшни на Гран-при США для замены отправившегося на финал «Супер-Формулы» Пьера Гасли, а после довольно удачной гонки по «Трассе Америк» австрийская система объявила о полном расставании с пилотом из Уфы. «Ред Булл» не сохранил спонсорские отношения с Квятом и, как гласят слухи, даже не позволил парню попрощаться с персоналом и механиками, отправив гонщика в неизвестность практически сразу после финиша.

Даниил затих на два с половиной месяца, а после провала переговоров с «Уильямсом» в январе объявил о заключении контракта с «Феррари». Он стал пилотом развития на базе итальянцев в Маранелло, где помогал с тестами новинок и различных настроек для болидов Себастьяна Феттеля и Кими Райкконена. Но одной лишь виртуальной работой дело не ограничилось: Квят таккже однажды опробовал актуальную алую машину на шинных тестах и побывал резервным гонщиком на Гран-при Канады из-за участия штатного запасного Скудерии Антонио Джовинацци в «24 часах Ле-Мана».

Теперь Квята вновь связывают с «Торо Россо». Да, той командой, из которой его уволили без каких-либо сожалений.

Это не слухи

Заинтересованность в русском гонщике подтвердили сразу два важных руководителя из системы «Ред Булл».

«Ситуация в «Торо Россо» открытая. Кандидатов сейчас много, и Квят в их числе», – сказал босс основной команды Кристиан Хорнер в эфире Sky Sports.

«Сейчас обсуждаются различные имена, но до настоящего момента никакое решение еще не принято. Так что мы просто ждем», – согласился руководитель «Торо Россо» Франц Тост.

Лишь консультант гоночной программы австрийского концерна Гельмут Марко сохранил молчание, однако его вместе с Хорнером еще на Гран-при Бельгии заметили в боксах «Феррари» ведущим какие-то переговоры с руководителем Скудерии Маурицио Арривабене. Motorsport отмечает, что, по слухам из паддока, стороны обсуждали именно возможное возвращение Даниила — вероятно, возвращению в гонки парню мешает договор с итальянцами на сезон-2019, а потому «быкам» необходимо получить от текущих работодателей пилота специальное разрешение. Самому гонщику не позволяет комментировать ситуацию тот самый контракт с «Феррари».

Почему Квята зовут обратно

Система «Ред Булл» находится в жестком кризисе: программа, открывшая миру Себастьяна Феттеля и Даниэля Риккардо, уже год не может подготовить новых пилотов к «Формуле-1», и потому в «Торо Россо» целый год без особых успехов катается 28-летний Брендон Хартли – его попросту некем заменить.

Причем ситуация уже находилась в столь же плачевном состоянии и 11 месяцев назад: уже тогда агрессивная стратегия австрийцев по экстренному выращиванию будущих чемпионов перемолола Буэми, Альгерсуари, да Кошту, Линна и Верня. Также состоялся и ряд досрочных отчислений по непонятным причинам — подобным образом поддержки «Ред Булл» лишились Александр Албон, Нико Кари, Сержиу Сетте Камара, Том Бломквист, нынешний гонщик системы «Феррари» Каллум Айлотт и 17-летний голландец Рихард Версхор. А в результате перехода Карлоса Сайнса из «Торо Россо» в «Рено» и повышения Пьера Гасли резервных претендентов на кокпит болида «Формулы-1» вовсе не осталось. Некоторые эксперты писали об опасности ситуации уже в 2017-м, но мало кто ожидал настолько быстрого армагеддона, связанного с бегством основного гонщика «Ред Булл» Даниэля Риккардо в стан французского автопроизводителя. Похоже, руководителей австрийской гоночной программы решение австралийца тоже застало врасплох, потому они и заполнили открывшуюся вакансию Пьером Гасли из молодежной команды и принялись судорожно искать запасной вариант.

И Гельмут Марко со своими подчиненными явно проваливает свою задачу: при оглашении подписания француза на место боевого гонщика в «Ред Булл» он пообещал подобрать замену в «Торо Россо» до Гран-при Италии и конца лета. С тех пор лишь появилась куча слухов о потенциальных переходах Албона и Квята — но конкретики все нет.

Да и реальных кандидатов не так-то много: первым отвалился лидер «Формулы-3» Дэн Тиктум, которого сам Марко назвал не готовым к «Ф-1», затем в стиле «нет, спасибо» высказались чемпионы «Формулы Е» Себастьян Буэми и Жан-Эрик Вернь. Более реальным «возвращенцем» принято считать Албона, но для получения суперлицензии ему нужно финишировать не ниже пятого места в «Формуле-2» (сейчас он третий). Формально «Торо Россо» получит право предложить ему контракт, но впечатлит ли подобный результат Гельмута Марко? Пока что таец не всегда соответствует уровню лидеров чемпионата Джорджа Расселла и Ландо Норриса — и он прекрасно понимает это и сам.

«Если я хочу попасть в «Торо Россо» в следующем году, то должен выступать лучше, – признался Албон сайту Motorsport сразу после объявления о повышении Гасли. – Доктор Марко не является моим поклонником, так что мне нужно сильнее впечатлить его, чтобы получить шанс».

Так что до появления слухов о возвращении Квята самым реальным вариантом пополнения состава младшей команды оставалась аренда Норриса у «Макларена». Однако босс «оранжевых» Зак Браун недавно расхвалил своего протеже и признал его готовым к «Ф-1» – так что, похоже, Ландо останется в Уокинге и займет второй кокпит, оставив «Ред Булл» всего (пока ) с одним кандидатом.

Квяту не стоит соглашаться

Вернь и Буэми не зря отказались от возвращения в «Торо Россо» – выступления за команду из Фаэнцы не несет в себе никаких перспектив. Уровень болида даже несмотря на заводскую поддержку «Хонды» практически не изменился, да и противостояние с Хартли вряд ли поможет впечатлить боссов других команд. Но дело даже не в призрачном шансе на очки: само текущее состояние рынка гонщиков просто кричит о бесполезности возвращения в «Формулу-1» через «Торо Россо».

Реальность сделала именно нынешнее межсезонье ключевым: практически у всех пилотов заканчиваются контракты в конце сезона, и многие уже предпочли заключить двухлетние соглашения вплоть до 2020 года — финальной даты действия текущего регламента. Соглашения всех лидеров «Формулы-1» вроде Льюиса Хэмилтона, Себастьяна Феттеля и Макса Ферстаппена рассчитаны как раз на данный срок. Точно так же «заперты» оба кокпита и в «Рено»: Даниэль Риккардо и Нико Хюлькенберг слишком хороши, чтобы «доездить» до досрочного разрыва.

Места вторых пилотов в лидирующих командах тоже недоступны из-за таких же двухлетних соглашений – у Валттери Боттаса в «Мерседесе» договор заключен по системе 1+1, и подобный формат соглашения «Феррари» хочет предложить и напарнику Феттеля, будь то Кими Райкконен или Шарль Леклер. Более того, и в немецкой, и в итальянской командах полно собственной блестящей молодежи, и потому они не станут брать кого-то в обход них. «Заубер» же стал фактически сателлитом «Феррари» и все решения о составе пилотов будут согласовывать с Маранелло — туда Квяту явно не стоит метить через «Торо Россо».

В «Макларене» Карлос Сайнс тоже получил двухлетний контракт. Его напарник пока неизвестен, но при выборе Норриса длительное соглашение будет выглядеть логичным и практически неизбежным. Если же «оранжевые» остановятся на другой кандидатуре, то Ландо почти без сомнений отправится дозревать в «Торо Россо», и вакансия для Квята закроется сама собой.

«Хаас» же вполне удовлетворен выступлениями Кевина Магнуссена и предложит датчанину второй двухлетний контракт (он был главным условием перехода викинга в американскую команду еще в 2016-м). Напарника же Кевину выбирают сейчас очень тщательно и судя по тенденции (первый договор Ромена Грожана был заключен вообще на три сезона) тоже не для смены в начале 2020-го.

В «Уильямсе» же в первую очередь будут интересоваться финансовой поддержкой гонщика, а у Квята ее нет и никогда не было. Причем даже национальность сыграет против Даниила на коммерческом поле: поскольку в пелотоне уже присутствует россиянин в лице Сергея Сироткина, гонщик из Уфы теряет уникальный статус единственного представителя своей страны. Вряд ли даже самые крутые выступления в составе «Торо Россо» вместе с прежним нулевым бюджетом заставят обратить на себя внимание Клэр Уильямс.

Ситуацию в « Форс-Индии» пока что трудно предсказать: одно место в кокпите намертво займет сын владельца Ланс Стролл, а вот второе, скорее всего, отойдет «Мерседесу» в качестве сотрудничества двух команд — потенциальные грани взаимодействия немцев с бывшими индусами уже изучается. В обоих случаях Квят вряд ли попадет в ростер претендентов.

Поэтому единственной возможностью на хоть какой-то дальнейший прогресс станет потенциальное возвращение в «Ред Булл» — но такой шанс выпадет только в случае откровенного провала Пьера Гасли. На данный момент нет причин ожидать подобного: француз уже доказал наличие сильной психологии и твердого характера. Вероятность его неудачи, конечно, существует, но она совсем невелика — а в таком случае переход в «Торо Россо» в 2019 году просто станет повторением 2017-го (да и то в прошлом сезоне было больше перспектив). Возможностей для повышения практически не будет, в то время как рано или поздно снизу подрастет новая череда конкурентов.

Ближайший шанс на переход в команду посильнее выпадет только перед стартом сезона 2021 года — и тогда Квяту будет уже 26 лет после аж четырех сезонов за «Торо Россо». Так много в конюшне из Фаэнцы еще никто не проводил — средний период выступлений там равняется двум годам. Из ребят, прокатавшихся дольше, карьеру в «Ф-1» продолжил лишь Карлос Сайнс — вовсе не многообещающий расклад для Даниила.

Но, с другой стороны, сам Квят может и не заглядывать так далеко в будущее. Если cкука по активным гонкам достаточно его замучила, он может принять предложение просто ради присутствия и соревнования на Гран-при безо всяких лишних амбиций — и нельзя осудить его за подобные желания.

В любом случае, решение именно за Даниилом.

Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI, Neis /Eibner-Pressefoto, Thomas Melzer, James Gasperotti, imago sportfotodienst