11 мин.

Невероятно крутые трассы, которых нет в календаре «Формулы-1»

Отличные локации для новых Гран-при.

Больше года назад глава «Формулы-1» Чейз Кэри пообещал добавить в чемпионат больше интересных автодромов и гарантировал шикарное гоночное зрелище для фанатов. С тех пор календарь пополнился лишь французским «Поль-Рикаром» (который не по нраву действующему чемпиону мира) и потерял любимый многими болельщиками малайзийский «Сепанг».

Тем не менее, работы по привлечению других треков все еще ведутся. Например, не так давно гоночный директор «Формулы-1» Чарли Уайтинг во главе с делегацией ФИА неофициально осмотрел трассу в голландском Ассене и остался доволен ее состоянием. Похоже, на фоне успехов Макса Ферстаппена чемпионат мира снова может заглянуть в Нидерланды.

Однако в мире построено немало отличных автодромов, где тысячи фанатов хотели бы увидеть гонку «Ф-1».

«Истанбул-парк»

Трек открылся в 2005 году и стал одним из лучших творений немецкого архитектора Германа Тильке: несмотря на многочисленные заасфальтированные зоны безопасности, конфигурация порадовала широким дорожным полотном, перепадом высот и большими возможностями для обгонов. Гонщики в каждом интервью рассыпались в комплиментах турецкой трассе и часто отмечали ее пилотажную сложность. Зрителям тоже нравилась зрелищность местных заездов, и после отказа промоутеров от контракта на Гран-при в 2011 году по финансовым причинам по стамбульскому «парку» скучали все.

Сейчас там не проводится никаких гонок, но год назад исполнительный директор «Формулы-1» Чейз Кэри встречался с турецким президентом Тайипом Эрдоганом. Стороны не заключили официальных контрактов, но вызвали слухи о возвращении трассы в календарь уже в 2019 году. Судя по заявлениям арендаторов, трек был готов к проведению Гран-при уже в 2015 году — требовалось лишь согласование правительства. Возможно, в скором времени Турция решится попробовать «Формулу-1» еще раз.

Самый эпичный момент: Столкновение между напарниками по «Ред Булл» Себастьяном Феттелем и Марком Уэббером в 2010 году. «Быки» не сумели усмирить рвавшегося к победе немца и упустили дубль.

«Автодром Ассен»

Знаковая прежде всего для фанатов мотогонок трасса из провинции Дренте впервые приняла гонку еще в 1925 году. В мире MotroGP и «Супербайка» ее настолько полюбили, что даже назвали собственным «Собором» – собственно, подобная репутация и привлекла владельцев «Формулы-1». Они желают раскрутить сильную интересную историю под названием «болиды гостят в храме мотоциклов» и привлечь полные трибуны на родине Макса Ферстаппена — благо местный стадион вмещает 100 тысяч зрителей. Идея может выгореть, ведь раньше из крупных автосоревнований в Ассене гостила лишь «Формула-Рено 2.0».

Голландский автодром прославился благодаря быстрым поворотам, которые отличались крайне высокой степенью сцепления: мотогонщики могли входить в связки намного быстрее и с большей вариативностью траекторий, чем на других треках, что создавало много спортивной борьбы. Сегодня в повороты положили новые поребрики, и скорость немного снизилась, однако конфигурация трассы осталась неизменной. Несмотря на некоторую общую простоту она обладает быстрым характером и подходит для имиджевого проекта «Формулы-1» по проникновению в Нидерланды.

Самый эпичный момент: Гонщик из младшей серии Мото3 Никлас Ахо в последнем повороте заезда потерял на мгновение контроль над байком и чуть не улетел в стену, но смог отловить технику и стильно финишировать на коленях. Официальное видео с умопомрачительным спасением собрало почти 2 миллиона просмотров на YouTube.

«Себринг Интернэшнл Рейсвей»

Одна из старейших гоночных трасс США, принимающая заезды с 1950 года. Здесь однажды уже проводили Гран-при (в 1959 году победил Брюс Макларен), но наибольшую известность Себринг получил благодаря 12-часовому автомарафону на выносливость, который считается третьим по престижности после «24 часов Ле-Мана» и «Дайтоны». Да и сам автодром неспроста уважают: в его конфигурации есть несколько очень сложных техничных медленных секций, и к тому же примерно 1/6 трассы проходит по бетону, а не по асфальту. Переход с разных покрытий делает гонки менее предсказуемыми (особенно в дождь) и более зрелищными, ведь бетонные блоки в некоторых местах не очень хорошо состыкованы, и шасси болидов мощно искрят при прохождении тех участков.

По тем же причинам автодрома нет и не будет в календаре «Формулы-1»: команды ни за что не согласятся гоняться в подобных условиях, а переделывать традиционные отличительные черты и терять идентичность владельцы трассы не пожелают. Им вполне комфортно проводить гонки Американской серии «Ле-Ман», местных дрэг-серий и прочих различных чемпионатов среди стоковых машин и суперкаров.

Самый эпичный момент: Невероятный финиш «12 часов Себринга» в классе GT2 в 2007 году. Джейме Мело и Йорг Бергмайстер сражались за победу до последних метров, и лидерство переходило из рук в руки чуть ли не в каждом повороте.

«Гора Панорама (Батерст)»

Самый жесткий, беспощадный и крутой австралийский трек, который знающие люди ценят даже выше автодромов Мельбурна и Аделаиды. «Батерст» начал с проведения местного Гран-при аж в 1938 году еще до официального основания «Формулы-1», но гонки на машинах высшего класса быстро покинули Новый Южный Уэльс: автодром без шуток оказался слишком суров для быстрой техники. Высотный характер «Батерста» с перепадами в 174 м делает его по сути городским треком (несмотря на расположение в сельской местности): барьеры на большей части дистанции установлены в очень опасной близости от соревнующихся машин. А в секции, пролегающей через холмы, просвет между отбойниками еще сильнее сокращается, и дорожное полотно становится уже, чем в Монако или Сингапуре.

Просто посмотрите сами — и поймете, почему гонщики называют это место «синим адом».

С нынешними машинами «Формулы-1» до финиша Гран-при вряд ли добрался бы хоть кто-то, потому владельцы трека даже не пытаются привезти на трек неподходящие соревнования. Им хватает молодежных серий, мотогонок, легендарного заезда «12 часов Батерста» в классе ГТ и стоковых автомобилей и не менее знаменитого «Батерст 1000» среди суперкаров и болидов гран-туризмо.

Самый эпичный момент: Легендарный завал из 1981 года. Отлично отражает главные опасности трека.

«Лагуна-Сека»

Трасса в Калифорнии, открытая в 1957 году и содержащая один из самых известных поворотов в мире – «Штопор». Он похож на слепые «О Руж» из Спа и «Гран Отель» из Монако, поскольку тоже состоит из разгона в гору и последующей резкой связки с падением высоты — именно благодаря ему «Лагуна-Сека» и стала знаменитой. Тем не менее, здесь еще ни разу не проходили заезды «Формулы-1»: трассу рассматривали как кандидата на проведение Гран-при США 1989 года, но в конце концов промоутеров не устроила недостаточная вместимость стадиона. Проблема актуальна и по сей день: на реконструкцию и развитие трибун необходимы немалые средства, и в их вложении нет особого смысла, ведь у автодрома слишком много конкурентов в борьбе за «Ф-1» внутри страны. Именно поэтому владельцы «Лагуны-Секи» сконцентрировались на соревнованиях суперкаров, прототипов, «Супербайка» и авто класса ГТ.

Самый эпичный момент: Невероятное сражение за победу между Валентино Росси и Кейси Стоунера – двумя лидерами сезона 2008 года в MotoGP. Все закончилось падением австралийца, который, тем не менее, сумел добраться до финиша вторым.

«Муджелло»

Принадлежащий «Феррари» трек и абразивным асфальтом очень быстрым характером — заезды по нему превратились бы в фестиваль обгонов и пит-стопов. Однако в нынешних обстоятельствах календарь способен вместить лишь одну гонку на территории Италии, и вряд ли хоть кто-нибудь согласится сменить «Монцу» на «Муджелло». Так что тосканцам остается лишь наслаждаться MotoGP и ждать редких тестов «Ф-1» – зато как раз Скудерия достаточно часто обкатывает здесь свою технику (не обязательно соревновательную).

Самый эпичный момент: Никакие гоночные дуэли не сравнятся с подобными шоу.

«Зандворт»

Один из самых старых и смертоносных треков в мире принимал Гран-при Нидерландов с 1948 по 1985 годы, но теперь почти не используется. Всему виной шумовое загрязнение: жители близлежащего города часто жаловались на слишком громкие звуки, после чего использование трассы начали медленно ограничивать.

Изначально владельцы хотели перестроить автодром, сместив большую часть гоночного полотна в сторону и застроив старую секцию жилыми домами, но не потянули амбициозный проект и обанкротились. Частично реконструкцию удалось закончить лишь к концу ХХ века, но его конфигурация изменилась и потеряла былую изюминку. Раньше гонщики очень любили автодром за крайне обгонный первый поворот и несколько s-секций, но нынешний звуковой режим и финансовые обстоятельства вряд ли вернут Гран-при Нидерландов в Зандворт (хоть нынешний владелец трека принц Оранский и считает иначе). В данный момент там проводят заезды ДТМ, стоковых авто, машин класса ГТ и «Формулы-3», но особняком стоит Гран-при среди исторической техники.

Самый эпичный момент: Жиль Вильнев жмет на полную в 1979-м на трех колесах. Зачем? А черт его знает.

«Сарте»

Легендарный автодром в Ле-Мане, с 1923 года принимающий одноименный суточный марафон. Здесь суммарно прошли уже семь Гран-при Франции, но в последний раз «Формула-1» заглядывала на «Сарте» уже 51 год назад. И вот сейчас под возвращение галльской гонки в календарь общественность снова пустила волну удивления тому, что ее отдали не Ле-Ману. Просто дирекция автодрома и не гонится за «Ф-1»: у них есть собственный мировой бренд, заезды MotoGP, «Супербайка» и огромного количества самых разных серий.

Самый эпичный момент: их тысячи.

«Филлип-Айленд»

Колыбель Гран-при Австралии: именно здесь прошли первые семь заездов на Зеленом континенте (начиная с 1928 года). С тех пор «Формула-1» ни разу не гостила на острове Филиппа, но трек не потерял культового статуса и уникальной конфигурации. Пилотировать по нему до сих пор очень сложно: характер автодрома постоянно проверяет терпение, вызывая постоянное желание разгоняться в каждой связке, хотя рисунок поворотов диктует достаточно медленное прохождение. К тому же, трасса обладает затяжным слепым левым поворотом прямо в подъем — и пройти его с первого раза не удастся, наверное, никому.

Тем не менее, вряд ли владельцы «Формулы-1» когда-либо заинтересуются провинциальным автодромом, находящимся прямо рядом с Мельбурном со своим знаковым треком. Однако на острове Филлипа все равно проводят кучи разных соревнований по картингу, заезды MotoGP, и «Супербайка», все местные чемпионаты класса ГТ, суперкаров и стоковых машин, а также австралийских «Формулы-4», «Формулы-3» и «Формулы-Форд». Недостатка в событиях у легендарной трассы нет.

Самый эпичный момент: Дикое непроходящее желание втопить на выходе из каждого поворота.

Фото: commons.wikimedia.org/Adbar; Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos, Darrell Ingham