6 мин.

Пит-стоп быстрее двух секунд. Это как?

Механика самого быстрого шиномонтажа на планете.

В современной «Формуле-1» счет идет на десятые доли секунды практически везде — от процедуры старта до скорости переключения передач. Остановка в боксах — не исключение: любая смена покрышек длительностью более трех мгновений считается затянутой. Но мировой рекорд, установленный «Уильямсом» на Гран-при Европы 2016 года в Баку, удивил даже бывалых фанатов: там Фелипе Массу обслужили за умопомрачительные 1,92 секунды.

Путь к рекорду

В самых первых сезонах «Ф-1» пит-стопы совершенно не походили на современные. В них задействовали меньше человек, колеса не адаптировались для скоростного снятия и закручивания гаек, да и меняли их без специальных домкратов. Посещение боксов в 70-х занимало свыше полуминуты и сильно влияло на исход заездов, ведь разница в расторопность ребят на пит-лейн нередко составляла трудно отыгрываемые на трассе 5-10 секунд.

Тем не менее, эволюция и оптимизация никогда не прекращались. В команду механиков добавляли новых членов с новыми задачами, разрабатывали специальные механизмы для поднятия машины и облегчения процесса смены покрышек, уменьшали число гаек и улучшали пневматические шуруповерты — и к середине девяностых рекорд «шиномонтажа» пробил 5 секунд.

Дальнейший прогресс происходил уже не так быстро и потребовал новых научных подходов, отмены дозаправок и разработки специальной техники. Но благодаря им лучшие команды все же смогли сбросить еще три секунды за без малого три десятилетия.

Как самые быстрые бригады это делают?

Продуманное расположение механиков

Смена шин превратилась в настоящую программу — и каждый член команды постигает ее годами, неустанно тренируя несколько простых действий.

В современные бригады, проводящие пит-стоп, входят 16 человек со своими зонами ответственности:

– задний домкрат — механик на этой позиции специальным устройством поднимает соответствующую часть машины. 

– колесные мини-бригады — состоят из трех парней с простыми задачами: первый управляет пневматическим гайковертом, второй снимает колесо с болида, третий ставит новое. Несмотря на два действия (выкручивание и вкручивание крепления) и массу аппарата в 4 кг, работа механика с гайковертом считается проще, чем у товарищей. «Шинникам» необходимо больше физической подготовки, ведь каждое колесо весит свыше трех килограмм, а снять и установить его на ось нужно с первой же попытки максимально быстро и точно.

– стабилизаторы — два механика, удерживающие машину посередине за кожух двигателя, чтобы она не болталась и стояла ровно во время манипуляций с колесами и домкратами. Один из парней может вытирать визор шлема пилота в случае дождевой гонки, а другой вместе с запасными отвечает за смену руля, носового обтекателя или угла атаки переднего антикрыла.

– передний домкрат — рабочий на этой позиции копирует функции механика, отвечающего за заднюю часть болида.

В то же время на пит-лейн присутствуют и другие члены команды, не участвующие непосредственно в смене колес: например, второй парень с домкратом сзади машины на случай необходимости закатить технику в боксы и механик с пневматическим стартером — на случай заглохшего двигателя. Теоретически в процедуре могут задействовать весь персонал из боксов, если, например, из болида нужно выковырять много мелких обломков или принести запасные колеса взамен не вставшему на оси комплекту. Главное, чтобы каждый участник действа был одет строго по регламенту: во шлем (в котором мало что видно) и огнеупорный комбинезон на случай аварий или других непредвиденных ситуаций.

Реклама 18+

Перфекционизм в персонале

Во время пребывания команды на базе (то есть в зимние перерывы и большие промежутки между гонками) бригады выполняют минимум 15 смен колес дважды в день. На протяжение Гран-при коллективы тренируют по 12 подходов в четверг, пятницу, субботу и воскресенье, а на тестах регламентом не запрещено практиковаться хоть всю сессию напролет.

Бригады не только отрабатывают колесно-локтевые упражнения до автоматизма, но еще и поддерживают отличную физическую форму. Все очень серьезно: они даже подолгу разминаются и разогреваются перед каждой новой тренировкой.

Удивляться нечему, ведь любое неловкое движение неразогретых мышц может стоить не только травмы, заминки и победы, но и порчи крайне дорогостоящей техники. В таких вопросах мелочей не бывает.

Еще на базах у механиков есть собственные фитнес-залы, а во время Гран-при и учебных пит-стопов их показатели тщательно фиксируют биометрические датчики, помогающие в последующем индивидуальном планировании занятий. Каждый член бригады должен понимать остальных буквально без слов и работать с зашкаливающим уровнем слаженности, так что специальные менеджеры по персоналу постоянно следят за атмосферой в коллективе и развивают командный дух через тимбилдинги. Звучит недешево и сложно, зато система позволяет постоянно прогрессировать: как уверяет специалист по производительности «Уильямса» Джемма Фишер, в данный момент при идеальном раскладе ее ребята способны обслужить машину даже за 1,6 секунды.

Технические инновации

Конечно, одними лишь упражнениями дело не обходится: конюшни постоянно разрабатывают кучу мелких инноваций, позволяющих превосходить конкурентов. Часть из них рационализирует детали болида, часть используется в экипировке механиков — и  здесь коллектив из Гроува снова среди пионеров. Например, именно англичане первыми запрограммировали домкраты на автоматический спуск машины на асфальт при фиксации последней колесной гайки (раньше механики с подъемными устройствами ждали сигнала от шинных мини-бригад). Теперь гонщику перед выездом нужно лишь убедиться, что парень впереди болида успел убраться с дороги — и пит-стоп сократился на 0,2 секунды.

Также «Уильямс» первым всерьез занялся переработкой колесной гайки и ступицы, крепящей колесо к подвеске, с прицелом на скорость замены. Еще в 2014 году из-за них англичане сталкивались с проблемами: колесо застревало или «приклеивалось» к оси, и механики тратили огромную кучу времени на извлечение детали. Подобная заминка стоила Фелипе Массе победы на Гран-при Канады, после чего конструкторы из Гроува крепко засели за переработку системы. В результате у ступицы сменился материал с рисунком прорезей для охлаждения тормозов — и колеса перестали застревать. Также «Уильямс» оптимизировал количество и резьбу витков, на которые закручивается гайка, выиграв еще десятую секунды.

Еще значительному ускорению остановок в боксах помог отказ от человека с «леденцом», ранее подававшем сигналы пилоту. Его заменил автоматический светофор, не зависящий от скорости реакции конкретного индивида: он срабатывает сразу при спуске машины с двух домкратов на асфальт.

Но главной революцией, спровоцировавшей развитие пит-стопов, стало появление в 70-х пневматических гайковертов. Теперь без них уже невозможно представить замену колес – причем у позиции каждой мини-бригады лежит по два устройства на случай внезапного отказа. Каждый пневмопистолет собирается вручную и выдает более 8600 об/мин в штатном режиме – без подобной скорости не состоялся бы ни один рекорд.

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Paulo Lopes/ZUMAPRESS.com, mirafoto/imagebroker.com; williamsf1.com