6 мин.

Пилот с ограниченными возможностями провел тесты в «Формуле-1»

Роберт Кубица готов к большой игре.

А что с ним не так?

На первый взгляд, с Робертом Кубицей все в порядке, но если присмотреться...

Можно ли в «Формуле-1» пилотировать одной рукой?

В реальности повреждения его правой руки настолько серьезны, что подвижность конечности в условиях тесного кокпита значительно ограничена, и поляк не может использовать ее для пилотажа: некоторые движения предплечьем ему недоступны, а на поворот руля с задействованием плеча нет места. Переключать все настройки болида тоже трудновато . Так что пилот управляет техникой практически одной левой.

И как, успешно?

О, да. 32-летний гонщик преодолел 142 круга по «Хунгарорингу» (лучший результат дня после Луки Гьотто, который проехал 161 круг) и доказал, что способен выдерживать длительные отрезки на машине с высокой прижимной силой, управление которой требует серьезной физической подготовки даже от пилотов с двумя руками. Более того, после изнуряющей серии в 90+ кругов (больше гоночной дистанции) поляк выдал достаточно быстрый отрезок: 1.21,2, 1.21,4, 1.21,3, 1.21,3, 1.21,5, 1.21,1, 1.21,5, 1.21,0, 1.21,6, 1.21,5, 1.21,3, 1.21,3 (при том, что в гонке лучший круг команды Кубицы, «Рено», установлен на уровне 1.21,589). Так что с гоночным темпом Роберта все в порядке. После этого поляку поставили самый мягкий тип шин («ультрасофт»), и он установил лучшее для себя время – 1.18,572.

Если сравнить с квалификационным результатом пилота французской конюшни Джолиона Палмера (на место которого и прочат Кубицу), то в субботу он проехал круг за 1.18,415, но — на «суперсофте» (более жестких покрышках). Конечно, никто не ждал от Роберта победы по всем статьям после первого же дня на актуальной машине, но по чистой скорости поляк пока не превзошел англичанина. Хотя, опять же, информации о топливной загрузке и программе «Рено» на тренировочный день нет, так что выводы о темпе на одном круге весьма условны.

Но он же не новичок, верно?

Да, Кубица уже выступал в «Формуле-1» с 2006 по 2010 годы. На его счету одна победа, двенадцать подиумов и почти осуществленный переход в «Феррари». Флагманы Королевы автоспорта, Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо (пять чемпионских титулов на двоих) признают: Роберт – один из самых больших талантов в гонках, с которым им приходилось соперничать. За шесть лет простоя поляк не потерял скорости и стабильности, и сумел совладать со сложной в управлении техникой — и вряд ли нашелся бы другой пилот, который справился в схожих обстоятельствах.

Как Кубицу встретили?

Очень душевно. По сути, все остальные темы дня отошли на другой план, и фанаты на трибунах громко приветствовали исключительно поляка.

При каждом появлении Роберта на треке.

Наверное, все потому, что Венгрия — совсем недалеко от Польши.

Пилоты по примеру Фернандо Алонсо были счастливы тем, что «день Кубицы» настал.

Команды-соперники тоже присоединились.

«Круто видеть Кубицу снова!».

Фотографов и операторов рядом с боксами поляка было столько, что при первом выезде Роберт, стараясь никого не задеть, мазнул по стене гаража — и свалил табличку с именем лидера «Рено» Нико Хюлькенберга.

Значит, все очень серьезно?

С одной стороны может показаться, что да. Французская команда ради тестов поляка пошла на нарушение контракта с Джолионом Палмером: именно англичанин должен был ехать сегодня, но «Рено» заявила Кубицу и потому заплатит своему пилоту неустойку — чем не выражение внушительных намерений?

С другой стороны, несмотря на неудачные выступления Палмера, менять его на кого попало не будут. Как раз сегодня Роберт стремился доказать свою готовность пилотировать болид в боевых условиях, и его результаты определенно завезли пищу для размышлений в головы директору французов Сирилю Абитебулю и спортивному консультанту Алену Просту. Но, похоже, поляк не продемонстрировал выдающегося темпа, который сразу же позволит «Рено» заключить с ним контракт на следующий сезон. Кубица прошел огромный путь, научился водить одной рукой, развил физическую форму и не потерял свой скилл — но не гарантировал себе место на стартовой решетке. Решение остается за французским концерном, и время покажет, каким оно будет.

Но мы убедились, что поляк действительно может вернуться в «Формулу-1» – его темп вполне приемлем, и он прошел все необходимые тесты безопасности ФИА на скоростную эвакуацию из кокпита. А ведь из-за ограниченной подвижности руки пилота многие сомневались в успехе.

Что еще было интересного на тестах?

Ландо Норрис (на фото), 17-летний проспект «Макларена» из «Формулы-3» (5 побед, второе место в общем зачете) проехал на две десятые секунды лучше, чем Фернандо Алонсо в квалификации — 1.17,385 против 1.17,549. С тем лишь отличием, что англичанин сделал это на «ультрасофте», а испанец — на «суперсофте». Тем не менее, результат для молодого пилота просто замечательный — напарнику Алонсо Стоффелю Вандорну можно начинать бояться.

Также запомнился и резервный пилот «Феррари» Шарль Леклер, который сейчас доминирует «Формуле-2». Он выиграл свой тестовый день и показал лучшее время по сравнению со вторым пилотом Скудерии Кими Райкконеном (1.17,746 против 1.17,842).

Отметился и проспект «Мерседеса» Джордж Расселл, но не замечательными результатами, а шлемом — который очень похож на экипировку Михаэля Шумахера.

Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates (1,2); globallookpress.com/Andre/Eibner/Pressefoto