7 мин.

Что будет с Хэмилтоном за неповиновение в Абу-Даби

Отстранение, увольнение или выговор?

В последней гонке сезона сражавшийся за очередной титул Хэмилтон применил необычную тактику. Вместо того, чтобы уезжать в закат, демонстрируя, кто в доме папа, Льюис умышленно сбросил темп, позволив напарнику и сопернику по чемпионской борьбе Нико Росбергу догнать себя. Однако британец сделал это не ради красивых разборок на последних кругах, чтобы показательно обогнать Росберга несколько раз, демонстрируя свою силу, как вы могли бы подумать. Вслед за немцем пристроился получивший свежий «суперсофт» Себастьян Феттель, а также абсолютно непредсказуемый пилот любого дня Макс Ферстаппен. Ведь Нико устраивало и третье место, чтобы стать чемпионом, а потому Льюис хотел, чтобы напарника прошло как можно больше пилотов.

Таким слабым темпом британец не на шутку встревожил команду. Когда перед «Мерседесом» замаячила реальная перспектива возможной глупой потери очередной победы, инженеры несколько раз связывались с британцем по радио, но услышали в ответ, что того совершенно не волнует происходящее сзади, поскольку главное – чемпионский титул – от него ускользает. Последний диалог с пилотом вел не кто-то, а один из боссов — Падди Лоу. Осмелились бы вы сказать подобное своему начальнику?

Реакция команды

Понятное дело, заправилы «Мерседеса» были, мягко говоря, недовольны услышанным. И они имеют свои основания негодовать — ведь именно они платят пилоту многомиллионный гонорар и предоставляют ему чемпионский болид, а значит, вправе требовать отдачи. При этом если Падди Лоу проявил тактичность, сказав, что он не управлял машиной и не мог знать, на какую скорость техника Хэмилтона реально была способна в условиях борьбы с Росбергом. Даже обычно острый на язык Ники Лауда фактически отказался иметь свое мнение, заявив, что сперва стоит услышать объяснения Хэмилтона, а уж потом делать какие-то выводы.

И только Тото Вольфф прошелся по своему пилоту, обронив следующее: «Та же самая идея о тактике по ходу уик-энда пришла в голову Кристиану Хорнеру, и в итоге Льюис решил следовать его инструкциям. Может быть, Льюис хочет выступать за его команду!». Да, Тото снабдил свою речь и смягчающей второй стороной, о том, как понимает важность подобного момента, но звоночек для британца прозвенел, ведь такими фразами просто так, невзначай, не бросаются.

Возможные последствия

Увольнение

Контракт Хэмилтона с Мерседесом действует до 2018 года, но никто не мешает теперь уволить трехкратного чемпиона мира за нарушение трудовой дисциплины. Очень-очень строгое и категоричное решение, которое, тем не менее, нельзя сбрасывать со счетов. В конце концов, руководство предупреждало пилотов и после Барселоны, и после Австрии, сколько же можно разговоры разговаривать? В команде теперь есть еще один чемпион мира, так что без них коллектив не останется. А вот свободных мест в пелотоне больше нет, и такой исход может означать потерю целого сезона для Хэмилтона, что станет просто катастрофой для амбициозного гонщика.

Что может этому помешать: здравый смысл. Льюис — трехкратный чемпион мира и суперзведа в своем виде спорта. Все всегда знали, что он не подарок и не будет думать о других в критический момент, а потому глупо отказываться от пилота только за подтверждение его репутации — ведь «Мерседес» понимал, на что шел, подписывая долгосрочное соглашение. В случае увольнения Хэмилтона на рынке пилотов может произойти что угодно, ведь не каждый день там появляется свободный гонщик такого уровня, и Вольфф с Лоу могут обнаружить чрезвычайно злого и мотивированного на месть трехкратного таланта в болиде соперников. Да и стоить разрыв такого дорого контракта может очень даже немало, а в «Формуле-1» ни у кого нет лишних денег.

Отстранение от гонок или тестов

Руководство «Мерседеса» может сдержать слово и отстранить Льюиса от тестов и одного-двух Гран-при, предоставив фору новоявленному чемпиону. Фанаты Хэмилтона воскликнут, что для их мотивированного супергероя это будет не проблема и он все равно всех сделает, вот только существует одна загвоздка – новый регламент и новая аэродинамика, из-за чего машины будут управляться совсем по-другому. И каким бы талантом ни был пилот — нельзя просто так сесть на незнакомую технику и привести всем полкруга. Для использования ее на все сто необходимо доверие и знание допустимых пределов, которые формируются исключительно с километражем. Потому даже пропуск тестов может стать серьезной проблемой для Хэмилтона в грядущем сезоне. Вполне достаточных для того, чтобы проиграть чемпионат на старте.

Что может этому помешать: опять здравый смысл. Если из-за нового регламента болид «Мерседеса» окажется не настолько крутым, как предыдущий, то команде потребуется весь возможный талант, чтобы вновь выиграть Кубок конструкторов. Держать в таком случае трехкратного чемпиона мира на банке — решение не самое умное и может потенциально стоить победы. Слишком большая цена за воспитательный эффект, которого может и не быть.

Штраф и выговор

С Льюисом могут поступить так же, как после Бельгии поступили с Нико. Вызвать на разговор, заставить вернуть пару миллионов в казну команды, принести извинения, да хоть сочинить рэп о том, как Нико крут и как сам Льюис был не прав.

Что может этому помешать: да ничего. Вот только все мы знаем Хэмилтона. Годы прогулок к стюардам для объяснений его почти ничему не научили. Он не меняется уже без малого десяток лет и вряд ли поменяется из-за какого-то штрафа. Мы это понимаем, сам Хэмилтон это понимает, и боссы команды тоже не могут не понимать.

Ненадежность техники

В паддоке бытует теория, вскользь высказанная Чарльзом Брэдли, о том, что неполадки на болиде Льюиса могут действительно иметь командное происхождение, но вовсе не потому, что «Мерседес» хочет видеть чемпионом Росберга, а в качестве наказания за Барселону, Австрию и прочие выходки и неосторожные слова англичанина. Теория вполне здравая, но доказывающая, что история Хэмилтона ничему не учит и просто формирует происходящее в замкнутый круг. Льюис чудит из-за недовольства — резко высказывается в прессе — зарабатывает наказание в команде — у него снова что-то не работает — Хэмилтон недоволен и чудит — и так далее.

Что может этому помешать: и снова здравый смысл! Все тайное имеет свойство рано или поздно всплывать на поверхность, а потому такие поступки могут означать колоссальные маркетинговые риски для «Мерседеса» в будущем. А еще тактика плоха тем, что невозможно проконтролировать точный момент поломки и ее последствия. Загубить деталей на несколько миллионов долларов просто, чтобы кому-то что-то доказать — слишком дорого и рискованно в современной «Формуле-1», когда есть намного более простые пути.

Применение командной тактики

Если уж Льюис отказался слушаться, то надо сделать так, чтобы у него просто не было выбора. Нико Росберг как действующий чемпион легко объявляется первым номером, получает преимущество первого пит-стопа и все детали в первую очередь. Хэмилтон, в свою очередь, обслуживается по остаточному принципу. Идеальная карма: если ты плюешь на команду, то команда может плюнуть в ответ.

Что может этому помешать: все тот же здравый смысл, если команде потребуется быть во всеоружии. Да и стоит ли злить откровенно эгоистичного пилота, напоминающего временами великовозрастного Ферстаппена?

Порицание в прессе

Тут и так все ясно. Все кончилось хорошо, никто не пострадал, так почему просто не погрозить пальчиком и не спустить на тормозах? Это «Формула-1», здесь всякое бывает, а Льюис даже не выбил никого.

Что может этому помешать: стоит ли создавать опасный прецедент? Ни одному человеку в мире еще ни разу не пошло на пользу ощущение вседозволенности. Вряд ли первым таким человеком станет британский экс-чемпион.

Что все это может означать для Хэмилтона

Откровенного фаворита в «Мерседесе» не было никогда, но теперь там два чемпиона мира, причем один из них показал свою незаинтересованность в диалоге с командой. Это означает только одно: такой большой зарплаты, как теперь, немецкий концерн уже британцу не предложит. С учетом нового регламента и возможной смены баланса сил в пелотоне Хэмилтон в самом деле может начать прощупывать почву на предмет смены команды уже сейчас, когда он вроде бы как в «обиженном» положении. Может быть, именно это он имел в виду, когда говорил, что ему все равно, что происходит, раз он теряет чемпионский титул.

Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst; REUTERS/Ahmed Jadallah