13 мин.

Лике Мартенс – о том, как стать лучшей футболисткой в мире

Лике Мартенс, футболистка сборной Нидерландов и «Барселоны» рассказывает свою историю на Player's Tribune. Ей всего 25 лет, а она уже успела съездить на чемпионат мира и стать чемпионкой Европы. А теперь она выступает за один из самых крутых клубов во всей Вселенной. 

* * *

Мечты весёлая штука, правда? Почему мы мечтаем о том, о чём мечтаем?

Например, можно сказать, что в прошлом году моя мечта стала реальностью. Победа на чемпионате Европы в дома в Нидерландах, там я стала и лучшим игроком турнира. Я подписала контракт с «Барселоной», моим любимым клубом. Делилась планами на будущее с Лионелем Месси.

Я стала игроком года ФИФА.

Трудно всё это осознать сполна.

Но я должна в кое-чём признаться. Когда я была маленькой девочкой, то никогда не мечтала ни о чём подобном. Я не думала про победу на Евро. Я даже не видела себя играющей за сборную Нидерландов.

И, конечно же, это не потому, что я не хотела об этом мечтать. Я просто не могла сделать этого.

Давайте объясню. Я выросла в маленькой деревушке Берген, которая находилась рядом с границей Германии. В Бергене живёт всего несколько тысяч человек. В то время женский футбол в Голландии был не таким популярным как сейчас. Сейчас маленькие девочки могут видеть весь путь, который приведёт их к спортивной вершине. У них есть примеры для подражания. Они могут мечтать выступать за «Аякс», «Барселону», «Манчестер Сити»… за крупные клубы.

У меня же такого не было. Всё, чего я хотела это всё время играть в футбол. У меня не было ни одного примера, ни одной футболистки, на которую можно было бы равняться.

Я не знала, существует ли вообще в Нидерландах женская сборная по футболу.

 

Поэтому мечтала о другом. Я хотела играть за «Аякс».

Нет, не в женской команде. В мужской.

Но ты ведь девочка. Это невозможно.

Знаю, это не имело никакого смысла. Но пока у меня был с собой футбольный мяч подмышкой. Но пока у меня был кумир Рональдиньо.

Моё самое первое воспоминание из детства было таким: мама взяла меня посмотреть игру старшего брата. Мне не терпелось выбежать на поле, но пришлось подождать, когда мне исполнится 4 года. Я брала маленький мячик и пинала его в одиночестве. Так обо мне в первый раз заговорили жители Бергена: девчушка, которая постоянно бегала с мячом.

Под словом постоянно я подразумеваю вообще всегда. Приходя домой после школы, все девочки бежали играть со своими куклами, а я с братом и его друзьями играла в футбол. Все ребяата были старше, но всегда позволяли с ними играть. Мы просто тренировались и веселились. А когда мне не с кем было играть, то у меня всё равно был с собой мяч – особый друг.

И стена.

В этом красота футбола, понимаете? Если с вами нет рядом друзей, с которыми можно поиграть, то всегда найдётся стена.

Я пинала мячик весь день. Мама всегда искала меня, чтобы позвать покушать, а я пинала мяч. Думаю, что именно так я стала очень технична – я столько раз практиковала движения обеими ногами!

Правой, левой, правой, левой, правой.

Мой папа часто говорил: «Тренируй чаще левую».

Левая, правая, левая, левая, левая.

Я пробовала много разных вещей. Помните, как Кройфф развернулся в матче против Бельгии на чемпионате Европы? Как часто я тренировала именно это. Йохан Кройфф был для всех нас героем здесь в Голландии.

Лике Мартенс

Однако самым большим героем для меня был Рональдиньо. Я любила его стиль. Помню рекламу по телевизору, которая называлась Joga Bonito, где он и еще некоторые футболисты показывали финты с мячом. Я залезла на Ютьюб, смотрели все видео подряд, пытаясь запомнить и копировать каждое движение Рональдиньо.

А как много раз я набивала мяч! Мой рекорд был где-то раз сто, но я всегда хотела больше. Я всегда хотела стать лучше, постоянно принимая вызовы. Финт, который не получился вчера, может получиться сегодня.

В своей первой команде я играла вместе с парнями. Сейчас это может показаться странным, но тогда мне было очень приятно, что они хотели, именно меня к себе в состав. Я знала девушек, которые не могли играть вместе с мальчиками, и им приходилось искать девичьи команды. Таких команды, какая была в Бергене, по всей стране было немного. И в моей деревушке обо мне говорили еще так: единственная девчонка среди пацанов.

Отец тренировал меня три или четыре года, но всегда относился как к обычному игроку. Партнёры по команде знали, что я умею и могу играть, поэтому уважали меня. Но наши соперники – и даже их родители – говорили про другое.

«Эм, девочка на поле? Она не может играть в футбол»

Бла-бла-бла.

И знаете, это правда: девочки и мальчики очень разные. Уже в те года парни были намного крупнее и быстрее меня. Поэтому не видели, как маленькая девочка обводит их с мячом.

У некоторых возникали с этим проблемы. Им это не нравилось.

Но я очень рада, что играла с парнями до 16 лет. Я многому научилась, и не стала бы так хороша в ином случае.

Конечно же, мы все вместе праздновали победу, мы раздавали другу друг пять и так далее. А потом парни шли в раздевалку и продолжали отмечать. Естественно, я была в другой раздевалке. Иногда я слышала их за стеной, как они кричали и пели после матча. А я была одна, снимающая грязные бутсы.

Это было… Всё было иначе.

Я думаю, что в этом было и что-то хорошее лично для меня. Я научилась бороться за свою мечту в те моменты, когда находилась совсем одна. Я обучилась этому, заработала для себя полезный навык. Иногда я задавала себе вопрос: «Какую мечту я преследую?». Хочу ли я попасть в мужскую команду «Аякса»? Будущее было размыто. Я не видела дальнейшего пути до определенного момента.

Меня вызвали в сборную U19.

Мне было 15 лет. База сборной располагалась в Амстердаме, поэтому мне пришлось уехать в огромный  город (по моим меркам). И я должна была покинуть дом.

Я жила с девушками, которым было по 18-19 лет. Мы были товарищами по команде, но бытовые вопросы решали самостоятельно: такие вещи как готовка или стирка. Вещи, о которых я прежде не задумывалась.

И я позвонила маме.

Самая тяжелая часть – это стирка. Я звонила маме лишь однажды, но всё не могла до конца понять, как работает стиральная машина. Позвонила еще раз. Позвонила в третий раз.

«Мам, что мне делать? Что я делаю неправильно?»

Я могла бы сказать, что после стирки у меня ни разу не села одежда или я ни разу не испортила еду во время готовки. Но это будет неправдой :)

Мне пришлось рано повзрослеть, иначе бы я не справилась с этим. Грустные периоды подкрадывались всегда ближе к Рождеству. Амстердам не похож на Барселону, где всегда солнечно. Там гораздо темнее. Временами мне бывало одиноко. Берген находился в двух часах езды, поэтому я садилась в поезд и уезжала домой на пару дней, а потом возвращалась обратно.

Слава Богу, что у меня были родители. Я очень благодарна им. Они правильно нас вырастили – меня, двух братьев и мою маленькую сестричку. Мама заботилась о нас дома, а папа работал. Они делали для нас всё. Если бы я позвонила бы им ночью, то они немедленно бы ответил на телефонный звонок. Они бы приехали куда и когда угодно.

Если бы они тогда не поверили в мою мечту и меня, то я не достигла ничего из того, что есть сейчас.

Переезд в Амстердам забрал несколько важных вещей из моей жизни. В 15 лет очень тяжело наблюдать за тем, что делают ваши друзья и что хотели бы делать вы, но в это время вы упорно работаете. Сестре было 8 лет, когда я уехала из Бергена. У нас хорошие отношения, но я не видела как она росла. Я уверена, что многие футболисты – и мужчины, и женщины – поймут меня.

Но ты должен жертвовать. И я хорошо знала, что я хочу стать профессиональной футболисткой. Вскоре я буду играть за клубы в Бельгии, Германии и Швеции. В 2010 году я впервые сыграла за U19, через год дебютировала за национальную сборную. В 2013-м я играла на чемпионате Европы в Швеции.

Еще через два года сборная Нидерландов получила возможность сыграть на чемпионате мира. Первый раз для нашей команды.

В конце концов, жертвы окупились.

Lieke Martens

Это был сумасшедший опыт. Помню первый матч против сборной Новой Зеландии в Эдмонтоне. Только-только завершился матч с участием канадок, которые принимали чемпионат мира, и мы увидели, сколько болельщиков было на трибунах. Их было больше 40 тысяч. Мы были рады просто пройти квалификацию, а теперь играли на великолепном стадионе, с крутой атмосферой, кучей людей и соперником с другого конца планеты. Это было невероятно.

Но мы нервничали.

И еще мы выиграли 1:0.

И еще – я забила.

Помню каждую деталь. Шла 33-я минута, вспоминаю, как мяч влетает в ворота, а партнёры по команде бегут ко мне. Я не могла поверить.

В общем, лучше и быть не могло.

Мы дошли до 1/8, что довольно хороший результат для дебютанта чемпионата мира. Из-за разницы во времени друзья и родители смотрели матчи поздно вечером. Но большинство людей в Голландии пересматривали только лучшие моменты игр, выходившие следующим утром. И это было клёво, но несравнимо с тем, что произошло через два года.

Дело в том, что сейчас все в Нидерландах без ума от женского футбола. И вы возможно догадываетесь почему.

Сборная не смогла выйти из группового этапа на чемпионате Европы в 2013 году, но в 2017-м у нас было домашнее Евро. Я уже знала, что у нас будет хорошая команда с отличной психологией и зарядом на победу. После ЧМ-2015 большинство девушек уехали выступать за иностранные клубы. До этого мы все играли в Нидерландах – хороший чемпионат, но не для национальной сборной. Если ты хочешь быть лучшим, то ты должен играть против лучших.

Поэтому я тогда точно знала, что наша сборная будет очень мощно. Но так, чтобы еще и выиграть чемпионат Европы?

Я конечно мечтала об этом, но… Ой, бросьте!

Никогда не забуду первый матч против Норвегии. Я не знала, какая атмосфера будет на стадионе, пока наш автобус не подъехал к арене. Автобус повернул за угол и я увидела, что весь мир внезапно стал оранжевым. Это было невероятно. Оранжевые майки, оранжевые флаги, оранжевые шарфы. Оранжевое везде. У всех были мурашки.

Мы ожидали чего-то крупного, но чтобы так?!

В этот момент мы дали друг другу обещание.

Так, девочки. Мы будем играть за нас, и мы покажем, насколько мы хороши. Но еще мы будем играть за них. За всех людей, которые пришли поддержать нас.

Всё началось прямо там. Этот момент придал нам больше уверенности и сыл. И это чувство никогда от нас не уходило. Каждый раз, когда мы играли, рядом с нами везде были люди в оранжевом. Это очень помогало.

Lieke Martens

Выиграли групповой этап, дошли до финала. Есть правда в том, что нам немного повезло. Но за везение тоже нужно бороться. Всё было замечательно. Был крепок командный дух, все поддерживали друг друга, каждый знал свою роль: от форвардов до третьего голкипера. Чем дальше по турниру мы двигались, тем больше сближались.

В какой-то момент я подумала, что мы непобедимы.

Как выяснилось позже, так и было.

В финале мы обыграли сборную Дании. Наш первый титул получен перед родными болельщиками.

Один момент стал очень особенным для меня. Мы праздновали, у меня на шее висела золотая медаль, и я увидела своих родителей. Они знали, сколько я сделала для того, чтобы дойти до этой конкретной точки в своей жизни. Я знала, сколько они сделали, чтобы поддерживать меня, чтобы помочь мне идти к мечте.

Я заплакала. Конечно, я не сдержалась.

Они тоже.

Мы никогда не думали, что всё это может произойти на самом деле.

Мои друзья тоже были там. Мы вместе праздновали победу. Ребята подарили мне маленький альбом с фотографиями и заметками внутри, который они наполняли на протяжении всего чемпионата. В альбоме Евро было показано с двух сторон – игроков и болельщиков.

Они сказали: «Твой турнир завершен. И наш теперь тоже».

После этого моя жизнь превратилась в безумие. Я стала лучшим игроком чемпионата Европы, а потом и игроком года Европы. Я уже подписала контракт с «Барселоной», в которой когда-то играл Рональдиньо – и скоро буду носить ту знаменитую майку, в цветах которой играл когда-то и он. В сентябре ФИФА огласила номинантов на лучшего игрока года.

Когда я узнала, что нахожусь в списке, это было просто сумасшествием. А потом менеджер нашей команды сделал всё еще более сумасшедшим. Он обсуждал планы поездки в Лондон и сказал: «Ну, думаю, вы с Месси полетите вместе».

Я хотела выглядеть спокойно, но выпалила лишь: «Вы прикалываетесь?»

Никогда не забуду тот день. Мы летели на одном самолете, Месси был очень милым, даже после моим ответов на ломанном испанском (сейчас я беру уроки, и он стал немного лучше). Я выиграла в номинации игрока года ФИФА, Лео меня поздравил… Всё было так сюрреалистично. Вместе со мной приехали мои родители и мой парень. Теперь они могут всем рассказывать, что летали с Лео Месси на одном самолете.

Я знаю, что люди сравнивают меня и Лео. Это большой комплимент, а он большой герой для меня. Невероятно, как быстро он разбирается в ситуации один-на-один или даже один-на-пять.

Я пытаюсь учиться у него. Если «Барса» играет, то я смотрю на его игру. Если Месси находится без мяча, то я наблюдаю, как он создают свободное пространство вокруг себя, как готовится для приёма. В этом смысле мы похожи: если начинаем дриблинг, то нас тяжело остановить. Но он гораздо лучше. Дьявольски хорош.

Большая честь, когда тебя объявляют игроком года. Но если вы посмотрите на Лео Месси и Криштиану Роналду, они всегда хотят быть лучше. Я чувствую, что еще много смогу показать.

Моя жизнь сильно изменилась после чемпионата Европы в прошлом году. И самая безумная вещь из всего этого, когда ты идешь по улице, то люди тебя узнают. В Барселоне голландцы просят у меня сделать совместную фотографию. Меня греет факт, что им не плевать на женский футбол в Нидерландах.

Я помню, что ругалась с людьми, говорившими, что женский футбол ничего не значит. Естественно, он никогда не станет таким же, как мужской. У девушек никогда не будет таких скоростей и физических данных, которые есть у мужчин. Наши матчи никогда не будут такими же быстрыми. Но у нас может быть такая же техника. И если мужской футбол может вдохновлять людей, то женский в этом не уступает.

Barsa Martens

То Евро изменило ситуацию в Нидерландах совершенно. Два года назад наши игры не показывали по ТВ, а теперь люди специально остаются дома, чтобы посмотреть матч.

Теперь каждая маленькая девочка знает, что в Нидерландах есть женская сборная по футболу.

Мы чувствуем, что для них являемся героями. Так они нас видят. Так мы можем их вдохновлять. Они знают, что могут выиграть чемпионат Европы и играть в «Барселоне».

Я говорила: «Хочу быть как Рональдиньо».

А они теперь говорят: «Хочу быть как Вивианн Мидема».

«Или Даниэль ван де Донк».

«Или Лике Мартенс».

Это действительно классно.