11 мин.

Канделайк для Уткина

Кожевников (совладелец «РМГ») Бунину (гендиректор «Госконцерта», покупатель) в эфире РБК: Вот вы говорите, что серьезно улучшите показатели «РМГ». Но ни у вас, ни у Киселева ведь нет никого опыта ни на ТВ, ни на радио. Ни одного дня. А какое учебное заведение вы закончили, кстати?

Бунин: Академию ФСБ.

Не надо хвататься за сердце - руководить телеканалом без опыта и образования сейчас модно.

История нежелания Василия Уткина работать на новом канале под началом Тины Канделаки кажется простой и незамысловатой – мэтр журналистики считает унизительным, недостойным себя подчиняться дилетантам и профанам. Беспроигрышная позиция, паблисити на высоте. При всем при этом сам возмутитель спокойствия отнюдь не считает, что мосты сожжены, «если придут, попросят пожалостливей, тогда на моих условиях, может быть…» Разумеется, ради Уткина отменять решение о назначении Канделаки никто не будет, и дело не в Уткине, просто наверху все уже решили по каналу, его редакции и менеджменту за нас и за Уткина.

Из журналистской солидарности мне бы стоило встать на сторону Василия, но для самого Уткина это ничем не поможет, а мне потом доставит ряд неудобств, когда Василий Вячеславович все же пойдет работать под начальством Канделаки или устроится в какое-то другое СМИ из пула «Газпром Медиа». Но и ставить канделайки новоиспеченной поклоннице ESPN я не буду.

В «Газпром Медиа» сменился гендиректор. Вместо Лесина стал Чернышенко. Лесин был больше начальником по политике, чем по бизнесу как таковому. Отсюда все войны с «Эхо Москвы», попытки влиять на редакционную политику и журналистов, чехарда в совете директоров. Чернышенко, который после Олимпиады на очень высоком счету у руководства страны, все это не очень интересно. Он пришел с целью банально навести порядок в медиаимуществе «Газпрома», а не строить всех по стойке смирно. Ключевое слово для Чернышенко – «оптимизация».

 

Василий Уткин, очень старая фотография.

Сложно сказать, зачем газодобывающей компании свои телеканалы, газеты и радиостанции. Корпоративный журнал понятно зачем, но свое футбольное вещание? Непрофильный бизнес, от которого в кризис избавляются в первую очередь. Убыточный непрофильный бизнес, более того (Бывшие топ-менеджеры «Газпром-медиа» рассказывали «Ведомостям», что спортивное вещание в холдинге убыточно и существует только благодаря дотациям от других видов бизнеса). Долгое время оператор спутникового телевидения «НТВ+» позиционировал себя как поставщик продукта премиум-класса: топовые спортивные события, фильмы, зарубежные каналы. Но потом безнадежно проиграл конкуренцию «Триколору» и вот уже лет пять стабильно выделяется в пуле медиа активов «Газпрома» своей убыточностью. Предыдущее руководство «Газпром Медиа» билось над этой проблемой в меру своей одаренности – хотело «поженить» компанию с «Ростелекомом», разделить компанию на несколько, объединить какие-то активы\департаменты с «Ростелекомом», не удалось в силу разных причин ничего.

 У нового руководства новые планы. Чернышенко тоже рекламщик, как Лесин, но для последнего самым главным было пустить продажу всей рекламы «Газпром Медиа» через лесинскую Vi, Чернышенко же более амбициозен. Он, в общем, предлагает начать называть вещи своими именами – принадлежащие государству телеканалы конкурируют между собой за права на показ спортивных событий, взвинчивая цены, проигрывает казна, выигрывают западные производители. Трехлетний контракт с АПЛ, скажем, оценивают в  15-30 млн. евро, столько же, сколько платит Турция или Италия, к примеру. Сколько из этой суммы порождено конкуренцией плюсовцев с «Россией 2»? Чернышенко считает, что много. Надо устранить эту ненужную конкуренцию – пусть будет всего один большой спортивный канал, который будет один вести все переговоры. А потом распределять купленное среди всех госканалов от «Матч ТВ» до «Первого». Вот такая логика – меньше конкуренции, меньше будет потрачено государственных денег. Но все, безусловно, делается под рефреном про «простого болельщика». Простому болельщику будут показывать самые лучшие футбольные матчи бесплатно, чтобы он захотел вдруг платить 249 рублей в месяц за право посмотреть «Амкар» - «Томь» и «Анжи» - «Терек»: «На «Спорте» мы будем, к примеру, показывать полуфиналы и финалы теннисного турнира Большого шлема, а на платных каналах – все матчи тура. Получается, эфирный канал будет точкой роста нашего платного бизнеса».

А на «России 2» вообще было на что посмотреть...

Кроме того, новые руководители «Газпром Медиа» хотят «поженить» «НТВ+» с «Мегафоном» - распространять подписку через салоны оператора сотовой связи и его партнеров. Но рынок практически насыщен, да и спрос падает. Ну, и перевести биллинг клиентов на «Мегафон», собственный устарел.

За три года планируется вывести новый канал в ноль за счет рекламных доходов. Даже на падающем рекламном рынке вполне достижимо, если помнить, что совсем скоро снимут все препятствия для рекламы пива на ТВ из-за чемпионата мира, да и автомобильный рынок рано или поздно достигнет дна и начнет шевелиться. Вот на эти рекламные деньги и рассчитывает Чернышенко. Рассчитывает заранее, заранее готовится к монопсонии, когда рекламодателям будет некуда идти, кроме как на «Матч ТВ».

Нельзя сказать, что Уткин и ко просто лежали в теплом болоте монопольного рынка. По свидетельству бывшего редактора «Лиги-ТВ» Андрея Березняка еще пару лет назад в «НТВ+» подумывали отказаться от бундеслиги из соображений экономии, так в итоге и случилось. Что еще придумали высокопрофессиональные профессионалы для выправления ситуации? Ну, например, горько плакали в эфире слезами Черданцева (прошлой весной), что компании срочно нужен добрый, богатый и щедрый инвестор иначе случиться страшное.

Происходит банальная оптимизация – было два спортивных канала, которые принадлежали фактически одному хозяину, но управлялись разными людьми, соответственно тратились два бюджета, теперь будет один канал, с одним руководством и одним бюджетом. Оптимизацию прошли уже баскетбол, сборная по футболу, дошла очередь до спортивного телевидения. Огонь по штабам ведется самый что ни на есть серьезный, ладно, Уткин, под раздачу попал, например, руководитель большого «НТВ» Кулистиков, к которому никаких политических претензий быть не должно. А вот финансовые претензии, ставшие определяющими, очень большие, на треть обвалилась продажа рекламы, 20% аудитории ушли к конкурентам. Чернышенко дерет со своих, используя любимое слово Василия Вячеславовича, «подопечных» три шкуры, чтобы оптимизировать бюджет в разумных пределах. Вот и шатается кресло под Кулистиковым, Венедиктов теперь 20 минут рассказывает про историю, демократию и культуру, затем 3 минуты про БАДы и средство от импотенции, а спортивным телеканалом будет руководить Тина Канделаки. Но почему именно она?

 

Придется попотеть, как бы говорит нам Тина Гивиевна.

Разумеется, желающих подняться по карьерной лестнице, стать главредом или еще каким начальником полно и в самой компании. Много лет работать, а затем быть оцененным за труды и лояльность новым креслом и новой зарплатой (по данным журналиста Алексея Шевченко зарплата главного редактора спортивных каналов «НТВ+» пару лет назад составляла 800 тысяч рублей в месяц). Окей, новые руководители не хотят по каким-то своим соображениям Уткина, так есть же Черданцев, Арустамян, Андронов, например.

Но такие неожиданные кадровые решения вполне в духе времени. Сердюкова, может, и обвиняют в нецелевом использовании бюджетных средств, но те зеленые вежливые человечки, что организовали России новые заморские владения его детище. «Роскосмосом» долгие годы руководили генералы, у которых взрывались ракеты, тонули спутники. Теперь назначили бывшего директора «Жигулей». Да-да, автовазовец, никогда не работавший в космической сфере, теперь делает ракеты. Пока в плане аварий все по прежнему плохо, но идут реформы, пресловутая оптимизация, закрывают заводы, проекты, производства. Слияния и поглощения для повышения эффективности и экономии средств. И у людей в теме настрой оптимистичный. 

Судьба Сердюкова не пугает Канделаки

Как в свое время решили, что российской армии срочно нужен бывший директор «Мебель-Маркета», точно также сейчас было принято решение, что российскому спортивному телевидению нужна пиарщица. С Сердюковым такое решение обосновывали тем, что «нужен человек с опытом работы в сфере экономики и финансов», про Канделаки скажут, что-нибудь вроде «журналистов спортивных и футбольных в частности хватает, а вот умелого пиарщика-популяризатора надо еще поискать».

Замысел простой и понятный – создать еще одну госкорпорацию «РосСпортТелевидение», которая, что очень важно, а может самое важное, сможет сама себя финансировать за счет своей деятельности (тех, кто сейчас постоянно клянчит деньги из бюджета, увольняют в Совет Федерации). Чернышенко регулярно подчеркивает, что деньги на новый канал идут не из казны, а из прибылей от Олимпиады, через три года канал начнет вообще приносить прибыль. А для этого новому каналу нужны будут зрители, очень много зрителей. И с этим проблемы. По недавнему опросу ВЦИОМ три четверти россиян безразличны к футболу. Есть ли у мистера Фикса Василия Уткина план, как вернуть в стране интерес к его профильному спорту? Судя по интервью Юрию Дудю, Василий не понимает вопроса. Он все последние 5 лет исправно ходил на работу, стадионов он не строит, Фурсенко с Толстых не он назначал, игроков не он покупает, фанатов не он воспитывает, бюджет ему постоянно сокращают. Все, что он может это производить под разными названиями, но с одними и теми же героями многочасовые говорильни, милостиво принять обратно тех, кто ушел к Порошину на ВГТРК, проводить конкурсы комментаторов, трудоустраивать своих друзей, вести священную войну с пиратами. Ну, и, конечно же, великолепные шоу «так и быть, мы съездим за казенный кошт с коллегами на юг посмотреть футбол». И «Лига Ставок», да, это было свежо. Проблемы ведь в российском футболе не Уткин создает, вот и не ему их решать. Он будет и дальше сидеть, комментировать Испанию до пенсии, бюджета на что-то большее ведь нет. «Так мы слона не продадим», - подумал Чернышенко, глядя на все это.

Разумеется, если бы камланиями Черданцева нашелся бы добрый и щедрый инвестор, то, тогда Уткин сотоварищи развернулись бы. Но новое руководство почему-то решило не увеличить бюджет тем, кто и со старым не блистал, а взять нового редактора и нанять пиарщицу, не Эллиот Шредж (главный пиаршик Facebook, бывший пиарщик Google), конечно, но одобренную кандидатуру.

 

Тине надоело отсиживаться в углу

Пиарщица Канделаки довольно известная, через свое агентство «Апостол» официально раскручивала «Аэрофлот», «Ростех», «Калашников» в интернете, по свидетельству блогеров, оказывает и другие услуги в той нише, что стала вакантной после упразднения движения «Наши». Если верить определенным утверждениям тех, кто пристально наблюдал за работой пиарщиков Канделаки, то качество предоставленных услуг агентством «Апостол» было сомнительным, все передавалось наиболее дешевым субподрядчикам. Считается, что пиар-раскрутку своего футбольного проекта «Анжи» Сулейман Керимов поручил Канделаки. Не берусь утверждать, что абсолютно все самое занимательное из случившегося с дагестанским ненадолго супер-клубом, придумали в офисе «Апостола», но самым звездным легионерам «Анжи» именно Канделаки подсказывала, как себя вести. Кроме этого, Тинатин Гивиевна отвечала за медийное сопровождение Рамзана Кадырова, Сергея Чемезова и вот теперь человек Геннадия Тимченко назначает ее генпродюсером нового спортивного канала.

 Да, не спортсменка и у нее есть фотограф. Видимо, если бы генпродюсером «Матч ТВ» назначили бы олимпийских чемпионок Алину Маратовну Кабаеву или Татьяну Александровну Навку, то Уткин безропотно проследовал бы на свое новое место? Думаю, на первом совещании Канделаки рассказали о задачах и перспективах, о том, что старая редакция не соответствует заявленным амбициям, нужны новые люди, вот она и рубанула публично, не подумав, про «строительство редакции с нуля» и про то, что кого-то собирается чему-то учить.

 Примерно так, на мой взгляд, выглядит логика принятия решений у нового руководства «Газпром Медиа». Получится ли у них? Очередная попытка «в одну телегу впрячь коня и трепетную лань»: если смешать Губерниева и Шмурнова выйдет больше Губерниева, за которого будет думать Канделаки. Проект рождается в муках несогласованности, намедни неожиданно оказалось, что преемника Уткина на посту главреда Василия Конова все устраивает на его старом месте и работать с Канделаки он не собирается. Чернышенко уже объяснил, что это просто недопонимание. 

 

Спит по три часа и выглядит как будто спит по три часа...

Тина Канделаки, безусловно, дама деятельная и энергичная, амбициозная и целеустремленная. Спит ровно 4 тайма без дополнительно времени, ведет твиттер, хочет попасть в список «Форбс», очень любит деньги. Удастся ли у ей вернуть интерес к футболу и спорту у широких масс населения? Не уверен, но нам будет очень весело, я настаиваю. Да и кто сказал, что спортивное вещание должно как-то выделятся в плане кадров среди других телеканалов страны? Везде примерно одна и та же история. Наступили новые времена с новыми правилами, до спортивного телевидения все эти новшества добрались не сразу, но не стоит так сильно удивляться. Будем надеяться, что себе в заместители Канделаки возьмет кого-то более профессионального, а через пару лет уйдет на повышение руководить «Сбербанком».

Впрочем, фотограф в тренажерном зале не самая плохая идея.