13 мин.

Конфискация «Зенита»

 «Зенит» и Невзлин? Да что у них может быть общего?

Вчерашнее утро нежно окрасилось новостью о том, что у Сулеймана Абусаидовича появились новые проблемы – кипрский суд наложил арест на активы олигарха, в том числе и на махачкалинский «Анжи». О сути дела можете почитать тут, вкратце, – Керимов не хочет платить $250 млн. за гостиницу «Москва» одному бывшему депутату Госдумы. Из-за недвижимости в Москве два богатея судятся на Кипре, до этого судились в Лондоне, позор, конечно, плюс еще одна глава в многотомнике «Злоключения Керимова на Западе», безусловно, из-за беспристрастности кипрского суда Керимова с протянутой рукой мы не увидим, но к аресту футбольной жемчужины Дагестана стоит присмотреться повнимательнее.

 Не думаю, что судья-киприот отдельно выбирал на что наложить арест, а на что не стоит. Разом заморозил и кинотеатры и футбол Керимова. Теперь, получается, продажа самого дорого игрока ФНЛ и «Анжи» в частности Ильи Максимова ($4 млн. как ни как!) куда-нибудь в «Уфу» будет считаться попыткой вывода активов из арестованной фирмы – чистая уголовщина, ну не стулья же и принтеры в офисе «Анжи» заморозили. Что, интересно, по этому поводу думает Платини? А вот уход Ташуева, видимо, выводом активов не будет, ибо покупка\продажа тренеров пока не очень развита. Очень и очень любопытно, но скорей всего в течении еще этого месяца конфликт как-то разрешится и уже командой РПЛ «Анжи» сможет спокойно купить себе Дядюна. Но есть другой, бесконечно далекий от разрешения конфликт, который вполне может обрести и футбольную сторону. Надеюсь, новость про Керимова и «Анжи» послужит для убедительности изложенных в посте соображений.

 

«Газпром» уходит из Европы.

«Газпром» выставил на продажу свою долю (10,52 процента акций) в немецкой газораспределительной компании Verbundnetz Gas (VNG). Об этом в понедельник, 6 апреля, сообщило агентство ТАСС. До этого в декабре 2014 года российская сторона в одностороннем порядке в последний момент отказалась от сделки, которую власти Германии и России, концерты Wintershall и «Газпром» кропотливо прорабатывали с 2012 года - «Газпром» должен был получить от немцев в полную собственность СП Wingas, продающее газ крупным потребителям в восьми странах ЕС, владеющее значительной частью газораспределительных сетей Германии и, как вишенка на торте – крупнейшее газохранилище в Германии в Гельзенкирхене. Т.е. вот она победа, на расстоянии одной подписи, все эти миллиарды, потраченные на пиар, пафос, рекламу, Лигу чемпионов, «Шальке» дали, наконец, результат. Но от этой победы отказались. Что же могло перевесить, перечеркнуть политику последних 10 лет?

 Уход «Газпрома» из Европы одновременно удивляет и вызывает понимание у европейцев. О причинах одни туманно пишут, что общая атмосфера, отношения между ЕС и Россией ухудшились, непонимание и недоверие воцарились, но стоит ли из-за этого рушить всю конструкцию последовательной политики? Ведь, как сообщает нам российское телевидение, Европа введена в заблуждение коварной Америкой, совсем скоро пелена с глаз европейцев спадет и они вновь бросятся в российские объятья. Т.е. из Европы не уходить надо, а мягко ее журить и увещевать.

 

Может теперь нет смысла топить трубы в Черном море?

Другие, более откровенные журналисты пишут, что «Газпром» банально боится попасть под конфискацию своего имущества в пользу акционеров компании Юкос, выигравших по иску $50 млрд. из российского кармана: «после ликвидации компании, принадлежавшей противнику Кремля Михаилу Ходорковскому, Третейский суд в Гааге обязал Россию выплатить рекордные 50 млрд. долларов акционерам компании, и сейчас адвокаты проверяют, какое российское имущество, в том числе находящееся в Германии, можно конфисковать в пользу ЮКОСа». То дело длилось 9 лет, в нем бывшие акционеры некогда крупнейшей нефтяной компании России требовали огромной компенсации за экспроприацию своего имущества. Дело Россия проиграла, обратилась в арбитраж с довольно вялыми доводами: суда вообще не должно было быть, это не его компетенция и так далее. Это выглядит крайне забавно на фоне назначения своего судьи и своих адвокатов в этот процесс самой Россией.

Ходорковский предупреждает: решение суда в Гааге может стать основанием для судебного и исполнительного преследования государственных энергетических компаний "Роснефть" и "Газпром" (первая получила основной добывающий актив ЮКОСа – «Юганскнефтегаз», вторая - компанию «Сибнефть», на которую претендовал ЮКОС на момент начала преследования компании). Что является важным, в решении арбитража конкретно указана не только Российская Федерация, но и бенефициары разграбления ЮКОСа. Во-первых, это «Роснефть», а во-вторых, «Газпром». Как поясняют юристы, это открывает широкие возможности для судебных и исполнительных процедур в отношении этих организаций. Я думаю, что у Игоря Ивановича Сечина теперь будет больше проблем, чем он ожидал».

Невзлин: «Если предположить, что апелляция, поданная Россией, ничего не изменит, мы переходим к операции возвращения средств. ...Группа начнет розыск активов и их арест с целью получения и отчуждения денежных средств. ...Вариант второй - переговоры и снижение оплаты за какие-то другие вещи, которые мы могли бы достичь в рамках закона. Нужно закрыть все незаконно открытые дела... в отношении меня, других акционеров ЮКОСа... и снизить размер ущерба. Это вполне нормальная тема для переговоров, если бы переговоры вел я».

 Еще прошлым летом немцы начали азартно считать, что Невзлин и компания могут по суду арестовать и пустить с молотка. Выходило негусто – здания посольств и дипсчета нельзя, корабли, самолеты, машины, картины как-то можно, но муторно и долго. В конце все равно все сводилось к обсуждению имущества госкомпаний «Газпром» и «Роснефть» (хотя вот РЖД недавно себе милую ж\д компанию прикупили во Франции за $800 млн.). В российской прессе хорохорились и писали, что так нельзя делать, а как же интересы частных акционеров газового и нефтяного гигантов? «Бритиш петролиум» не даст Игоря Ивановича какому-то Невзлину в обиду!

 

В Питере может стать футбольно пустынно...

Но сами рискующие попасть под суд, видимо, думают иначе – «Газпром» уходит из Европы, чтобы конфисковывать было нечего, Дума принимает «закон Ротенберга», по которому за такую великую обиду на чужбине на Родине тут же должна прилететь обидчикам обраточка, плюс компенсация обиженным за счет бюджета. К чему я уже 6 абзацев веду? Мы с вами знаем «Газпром» лучше всего с одной стороны – как владельца, надо полагать, без нескольких туров чемпиона России по футболу, футбольного клуба «Зенит» (через «Газпромбанк»). Как быть с этим имуществом в свете обозначенной проблемы?

 Акционеры Юкоса могут требовать ареста во исполнение решения голландского суда имущества России на территории ЕС (на самом деле география гораздо шире, но сейчас это неважно). «Зенит» принадлежит «Газпрому» точно также как и та доля в немецком газовике из начала поста, которую Национальное достояние спешит продать. Но сравнивать футбольный клуб, пожалуй, стоит не с трубами в Вестфалии, а, например, с «Боингом» Алексея Борисовича Миллера – большую часть времени летает по России-матушке, проверяет как идет газификация Хабаровского края (хочется верить), но периодически летает в гости к Рургазу какому-нибудь в Берлин. Так и «Зенит» большую часть времени то в Уфе, то в Москве, но 5-6 раз в год выбирается в Лондон и Лиссабон. Авиатранспорт совершенно точно может попасть под арест. Но можно ли вообще арестовать футбольный клуб и как это может выглядеть?

 Я не юрист, но после всех событий прошедшего года мне не кажется это совсем невероятным. Обоснование-то придумать можно. Например, существует практически официальный реестр, по которому любой может оценить стоимость ликвидного и легко оборачиваемого имущества любого клуба – футболистов. Как учит нас «Незнайка на Луне», каждый человек что-то стоит в денежном эквиваленте, но в футбольном мире эта черта капиталистического общества особенно развита.

 

«В Европу теперь толком не съездить... Грустная грусть же...» 

«Леонид Невзлин и другие акционеры Юкоса получили более $30 млн., вырученных за счет продажи бывших футболистов ФК «Зенит» Халка и Витцеля, права на которых были арестованы в обеспечение исполнения решения нидерландского международного суда» - было бы крайне забавно такое прочитать на ленте новостей. Разумеется, тут много тонкостей юридического порядка, все же за 150-200 лет после отмены рабства процедура продажи талантливых людей значительно цивилизировалась.

 Но как все же это будет выглядеть? «Зенит» прилетает в Германию на матч с «Боруссией», когда и во сколько становится известно сильно заранее, сами знаете. В сентябре адвокат Невзлина подает иск в суд Дортмунда – такого-то и такого-то числа имущество российской государственной компании «Газпром» в лице 17-18 футболистов общей стоимостью более $200 млн. будет находится на территории Германии во исполнение решения суда согласно Нью-Йоркской конвенции 1958 г. просим уважаемый суд… И как быть дальше? Арестовать, задержать Шатова и Лодыгина с одноклубниками? А как же быть с правами человека и всеми конвенциями ООН? Так можно вообще дойти до того, что россиян по всей Европе будут хватать и продавать в рабство да на органы пока $50 млрд для Невзлина не наберутся. Такого, конечно, не будет, но и отрицать факт, что перемещение одного конкретно лица из одной географической точки мира в другую на какой-то период времени может принести определяемое рынком в результате переговоров всех заинтересованных сторон количество настоящих денег, никак нельзя. Коллизия.

 

$50 млрд? Not bad, not bad...

«Зенит» играет с «Шальке» и перед игрой права ФК «Зенит» на игроков оспариваются немецким судом из-за того, что «Зенит» принадлежит «Газпрому»? Может ли быть такое? Игроки покупаются и продаются, контрактное право очень цепкая штука, были случаи самовольного ухода игроков, но все заканчивалось судом, компенсацией и дисквалификацией. Эти трудовые отношения несколько выведены за рамки обычного трудового законодательства. Все упирается в то, что игроков можно покупать и продавать. Не всегда по обоюдному согласию – существуют как право выкупа с фиксированной суммой, так и наматывание кругов до конца контракта в дубле. Как быть с тем, что Нету хочет играть в Питере, а ему говорят, что из-за какого-то решения какого-то суда ему теперь не играть в «Зените» больше? Сложно, очень сложно.

 Тут надо еще понимать мотивы самих бывших акционеров Юкоса. Невзлин несколько раз нараспев повторил: «деньги нам, конечно, нужны, но еще нужнее пересмотр уголовных дел, ради этого мы готовы поторговаться». В общем, Леонид Борисович предлагает властям России отменить его пожизненный (плюс 6 лет) срок в обмен на пару десятков миллиардов долларов. Надоело, видите ли, сидеть 12 лет безвылазно на вилле в Кейсарии. Это, безусловно, хрестоматийный пример того, что все же стоит  немножко считать хотя бы на пару ходов вперед – сделать целую группу хватких,  предприимчивых людей своими кровными врагами, отобрать у них все имущество, осудить их на огромные сроки, выдавить из страны, затем своей же беспечностью сделать их официальными претендентами на колоссальные средства, которые они все равно как-то получат, пусть частями, и которые им особо не на что тратить кроме как на борьбу с теми самыми людьми, которые сделались их кровными врагами, осудили, обобрали до нитки, выдавили с Родины…

Тоже Миллер, но Мариса.

 Думаю, все же немецкий суд откажется арестовывать Кержакова и Рондона (как физически так и права на них) как движимое имущество «Газпрома», которое может быть продано в пользу акционеров Юкоса. Это как-то слишком беспрецедентно, но не радуйтесь раньше времени, я, как известно, постоянно даю сверхосторожные прогнозы. Но суд может принять такой иск к рассмотрению и в порядке обычной практики запретить ответчикам в лице «Зенита» и «Газпрома» распоряжаться оспариваемым имуществом, т.е. заморозит его, что, в принципе, означает крах для «Зенита» - игроки нынешнего состава не могут быть проданы клубом. Новичкам такое скорей всего не грозит до момента их вступления на землю Германии – имущество судебным приставам надо описать и зафиксировать, все по закону. То есть, все очень похоже на кипрские приключения Керимова. Отсюда логически вытекает, что госкомандам вроде «Зенита» и «Локомотива» может быть заказан путь в Европу, оно и правильно – папа страдает, так и вы пострадайте.

Немецкая Волна сообщает, что для того, чтобы дать ход этому делу в Германии, необходимо, чтобы один из ее высших земельных судов постановил, что вынесенное  Гаагским судом решение имеет силу на территории страны. По информации Der Spiegel, ФРГ обязалась   выполнять такие решения  еще в 1961 году. После того, как  высший земельный суд вынесет такое решение, экс-акционерам ЮКОСа нужно  будет найти имущество России на территории Германии,и после этого обратиться с исками о его конфискации в соответствующие земельные судебные инстанции. Эксперты уверены, что поиски не будут сложными: в частности  вполне подойдут  самолеты, заказанные для «Аэрофлота», также выплаты «Газпрому» за газ.

 Безусловно, Невзлина и компанию больше интересуют доли госкомпаний в бизнесах в Европе, счета «Газпрома» и «Роснефти» с миллиардами за оплаченный газ и нефть, да хотя бы танкеры какие-нибудь, а не Тимощук и Кришито. Но если у них будет возможность вот так сильно досадить своим противникам, думаете, они откажутся от этой возможности? Пожалеют денег на адвокатов и бумагу для исков?

 

Наполеона победили и Невзлина победим!

Пофантазируем еще чуток – в этом деле все стороны могут и пойдут на принцип до конца и, вполне может быть, какого-нибудь Мендеша пригласят в суд в качестве эксперта, чтобы дать справедливую оценку футбольным активам «Зенита». Немножко даже жаль, что аукцион по Боашу явно не состоится – очень дорогой во всех смыслах для «Зенита» тренер останется в клубе при любом развитии событий, тренеров в футболе не продают и не покупают, единственно, люди вроде Романа Абрамовича могут заплатить какую-то компенсацию за право регулярно видеть кого-то в клубном пиджаке. А сколько, интересно, может стоить Боаш? Зарплата для таких должностей плохой индикатор для определения стоимости и таланта. В этом португалец схож со своим самым большим боссом Алексеем Борисовичем Миллером.

 Дело идет крайне неспешно, что в целом выгодно обеим сторонам: чиновники в России надеются на «а вдруг все будет хорошо?», Невзлин и компания ждали 9 лет, лишние несколько месяцев ничего не меняют, кроме того, каждый день просрочки платежа со стороны России это штраф в два с половиной Малафеева ($2,6 млн.). Не берусь утверждать, что бывшие собственники Юкоса сами станут разбираться в хитросплетениях спортивного футбольного права и втягивать в это европейские суды, но такая возможность существует.

Вот в таких серьезных делах и проявляется истинная сущность вещей. Я бы даже сказал, отбрасывается все лишнее и обнажается правда.