7 мин.

Кубок Стэнли - жемчужина в карьере легендарного Хокана Лооба

Хакан Луб

Тройной Золотой Клуб: кубок Стэнли, Олимпийские Игры и чемпионат Мира. Хокан Лооб был и есть однозначно подходящим, чтобы оценить их важность.

Когда несколько лет назад его попросили выбрать что-то одно, его ответ был незамедлителен и настойчив: «Ох, кубок Стэнли. И ничего даже рядом не стоит. Выбирать между ножом и пистолетом. Никогда не изменю своего мнения»

«Это что-то особенное. Узнайте у парней, ни разу не выигравших кубок Стэнли. Они заплатят, солгут, смошенничают или украдут - все что нужно сделать, чтобы поднять его над головой. Даже отрезать руку. Люди приходят в Зал Славы, и ты видишь всех этих детей и их отцов, которые просто глазеют на него. Это Кубок Стэнли. Это магия»

27 лет спустя, после той определяющей, исключительной, магической ночи в легендарном храме спорта, на старом «Форум Монреаль», Хокану Лообу теперь 56, и он решил завязать с хоккеем. Последние два десятка лет он работал генеральным менеджером, президентом, а до недавнего времени спортивном директором «Фарьестада» - клуба, в котором он вырос. Его влияние на развитие и вклад в ту команду «Флэймс-89» до сих пор остается несоизмеримым. Он выиграл все, где бы ни был, дома или на международной арене, как игрок или управленец. «Хэй, у тебя есть работа для меня? Я освобожусь через пару месяцев»

Когда легкий, но крепкий правый крайний приехал в Канаду осенью 1983-го, выбранный на драфте в 1980-м под 181-м номером, он быстро стал величайшим шведским импортом после «Аббы» и «Икеа». Динамичный и сильно недооцененный игрок. Прирождённой лидер. И более всего запомнившийся как незаурядная личность.

С ростом 175 см и весом менее 80 кг Лооб встретил лишь скептицизм относительно его шансов заиграть в грубой североамериканской манере игры и на маленьких площадках. Вдобавок шведские игроки считались слишком «мягкими». Однако, Джо Ньюиндайк назвал Лооба ключевой причиной, по которой он смог добиться успеха в НХЛ. «У него было великолепное мастерство. Он мог делать такое, что никто из нас не смог бы. Самым удачным, что произошло со мной, было играть в одном звене с Хоканом в мой первый полный год в Калгари. Он очень сильно мне помог, начать мою карьеру в правильном русле. Вот почему я забил 50 голов. Он мог отправить шайбу туда, куда никто даже и мечтать не мог. 

Уехав через 6 лет по семейным причинам, пообещав воспитывать сына Хенрика на родных берегах, Лооб ушел победителем. Его значимость для «Калгари» за то время исчисляется потрясающими 429 очками и 193 голами в 450 играх и попаданием в символическую сборную НХЛ. В 1998-м Хокан включен в международный Зал Славы. В 2005-м его именем названа ежегодная награда лучшему снайперу шведской высшей лиги. Родной клуб «Фарьестад» вывел из обращения его игровой номер «5».

Хакан Луб, Матс Наслунд и Томас Юнссон

Хокан Лооб, Матс Наслунд и Томас Юнссон - основатели Тройного Золотого Клуба

«Может если бы жизнь повернулась немного иначе, возможно я бы сожалел о чем-то. Но когда ты думаешь о том, куда пойти. На вершине горы. Тогда, после приезда домой, я играл в годы, совпавшие с ускоренным развитием нашего клуба. Это было отличное возвращение домой. Мне сопутствовал успех. Моя семья росла, и вдруг ты в руководстве. Так что у меня не было времени задуматься о том, как бы все могло быть»

«Вспоминая, это было странное время - какой бы контракт я мог подписать в 28 лет, с перстнем, 50 голов, 100 очков, бла-бла-бла… Такова человеческая натура. Но я всегда говорил: деньги никогда не были главной проблемой для меня. Я знал, что мог вернуться в лигу, где люди не разбрасывались деньгами повсюду за рулем лучших машин или в больших домах. Быстро осознаешь, что тебе не нужно столько денег. Если бы я гнался за кошельком, я бы никогда не подписался с «Фарьестадом»»

Победитель кубка Стэнли и национальный идол, первый забивший 50 голов за сезон в НХЛ и единственный до сих пор. Когда в новостях просочилось, что Лооб удрал из тренировочного лагеря домой, от предложений не было отбоя. Один шведский клуб, гонявшийся за титулом, предложил вписать в чек сумму, которая только могла поместиться, и пообещал купить его дом в Карлстаде за двойную цену.

«Невероятное предложение. Но я уже решил, что «Фарьестад» - моя команда, там я начинал, и я определенно вернусь туда. Я не думал дважды»

Присоединившись к клубу, Хокан выиграл дважды подряд награду «Гулдьялмен» - шведский МВП. Он до сих пор держит рекорд франшизы по голам (42 и 262) и очкам (76 и 500) за сезон и за карьеру, и держит рекорд всей лиги по голам.

Три дня спустя по окончанию игровой карьеры Лооб стал генеральным менеджером. С тех пор он был частью шести титулов «Ле Мат» - победителя плей-офф шведской лиги. Время от времени, в течение его работы в Швеции, ходили слухи что ему могут предложить подобный пост в НХЛ. Умный, решительный, хорошо известный в североамериканских кругах, он всегда казался дальновидным и идеально подходящим.

«Этого просто не случилось. Сожалел ли? Ты не можешь реально сожалеть о том, что тебя не просили сделать»

«Никогда не думал, мог бы я добиться высот в менеджменте в Америке, но знаете что - если бы я получил звонок с предложением поработать - не на самом верху - но чтобы постигнуть основы, я, возможно, сказал бы да»

За время работы генеральным менеджером из-под крыла Лооба уехали покорять НХЛ и закрепились в ней Маркус Юханссон, Юнас Брудин и Оскар Клефбом. Причем все трое не более, чем через 2 года после драфта уже играли в Северной Америке. Во время локаута НХЛ в сезоне 2004-05 Лооб сумел заманить в «Фарьестад» Здено Хару и Мариана Габорика. В те годы у них была действительно сильная команда, которая шесть лет подряд играла в финале плей-офф шведской лиги. Из новых птенцов Хокана, способных пошуметь в НХЛ, задрафтованы Йоэль Эрикссон Эк, уже дебютировавший за «Миннесоту», Расмус Асплунд, продолжающий оттачивать мастерство на родине, и Оливер Шилингтон, играющий в АХЛ, но принадлежащий, что символично - «Калгари».

До начала новой кампании руководство «Фарьестада» было проинформировано, что величайший спортсмен всех времен в истории клуба, Лооб отойдет от дел навсегда по окончанию сезона.

Официально было объявлено в понедельник.

Хакан Луб - генеральный менеджер

Так что же ждет впереди?

«В последнее время мне снова стала интересна НХЛ. У меня куча каналов, смотрю столько игр, сколько могу.  Так что я был бы не против стать колоритным шведским комментатором. Работать на играх в Швеции и время от времени иметь возможность приезжать туда»

Когда в 2004-м «Калгари» и «Тампа» встречались в финальной серии, Лооб отклонил предложение комментировать из-за занятости.

«Я бы очень хотел такую возможность снова, мне реально хочется узнать команды, обозревать НХЛ»

«Я буду скучать по возможности быть среди игроков, иметь возможность протянуть руку и дать совет, или критиковать, когда должен. Думаю, я совершенно человек общества. Так что, я буду скучать по отношениям с людьми. Но хоккей был большой частью моей жизни. Было бы трудно сказать: ладно, пошли порыбачим или сыграем в гольф, или путешествуй все время. Это не я»

Даже теперь, когда блестящая карьера только очерчена, Лооб продолжает оглядываться назад. В 25 мая 1989 года на его блестящее достижение.

«Вы можете сложить вместе все остальные титулы - и это все равно не будет Кубок Стэнли»

«У нас была такая великолепная группа ребят - Лэнни, Ньюви, Робс, Пеп, Верни, каждый из них. Ты проходишь через столько всего вместе»

«Я помню в раздевалке в Монреале той ночью ко мне подошел шведский журналист. Мы были все возбуждены, только что получили кубок, праздновали, и он спросил на шведском - не чувствуете ли вы себя лучшим игроком мира сейчас»

«И я дерзко сказал, что это и есть я»

«Я знал, что это неправда, даже близко, но это то, как выигранный кубок - особенно то, как мы выиграли его, эти годы строительства команды, затем победа над «Ойлерз», потом победа прямо в Монреале - позволяет себя чувствовать»

«Этот Адреналин. Эта Эйфория. Ты чувствуешь себя непобедимым. Это самое великолепное чувство. И всегда будет таким»