8 мин.

Марафон с препятствиями. Обзор Турне четырёх трамплинов

Выиграть Турне четырёх трамплинов – достижение поистине уникальное, и у некоторых спортсменов, как действующих, так и закончивших карьеру, то и дело проскальзывает мнение, что это сложнее и важнее, к примеру, титула чемпиона мира. Точек зрения на ранжирование главных прыжковых достижений может быть много, но эта имеет под собой вполне реальную основу: сложнейший многодневный марафон, в котором даже минимальная осечка стоит слишком дорого, показывает реальный уровень конкуренции ничуть не хуже однодневного старта в «день икс». Этот турнир сложен сам по себе, но в некоторые года особенно – как в этом, в 65-ый раз, когда Фортуна будто бы выкрутила настройки сложности на полную мощность, словно в компьютерной игре. Провалы фаворитов, внешние препятствия, неожиданная развязка – это Турне стало не просто забегом на дистанцию, а марафоном с препятствиями.

Первой же жертвой повышенных настроек сложности стал тот, кто привлёк к себе в недели до начала максимальное внимание. 17-летний Домен Превц приехал в Оберстдорф в жёлтой майке с солидным запасом по баллам и с по-юношески нахальным настроением: молодой словенец рассказывал всем вокруг, что и давление на него не влияет, и Турне – это всего лишь четыре этапа, ничего особенного, дело плёвое. Но с первыми же зачётными попытками стало очевидно, что Домен явно преувеличил свои силы и лёгкость адаптации к непростому столу отрыва в Оберстдорфе: он просто-напросто до конца не понял, как с ним справляться. Итог оказался предсказуем: 26-ое место в первый же соревновательный день из четырёх, и из главного фаворита Превц-младший превратился в пассивного наблюдателя. «Домен попросту не нашёл себя на этом трамплине, как бы все того ни жаждали. У него возникли проблемы, которые мы впоследствии проговорили и попробуем исправить», – объяснил ассистент главного тренера Словении Яни Грильц.

Проблемы действительно были решены вместе со сменой локации и спавшим с плеч грузом всеобщих ожиданий: пятое место в Гармише и четвёртое в Бишофсхофене тому доказательство. Однако провал младшего из Превцев лишь подтвердил теорию о том, что Турне не любит излишнюю молодость, неопытность и самоуверенность. 

Новогодний этап в Гармиш-Партенкирхене на Олимпийском трамплине прошёл в штатном режиме и очертил круг тех, кто способен бороться за общий зачёт Турне в этом году: однозначной тройкой лидеров шли дважды становившийся вторым Камил Стох, триумфатор Оберстдорфа Штефан Крафт и поднявшийся на первую ступень в первый день 2017 года Даниэль-Андре Танде. В пределах досягаемости до лидерства оставались ещё трое, Хайбёк, Жила и Айзенбихлер, уместившиеся в тридцатибалльную зону. Борьба обещала быть плотной, как никогда, сразу с несколькими претендентами на «Золотого орла» – но мы же не забыли о том, что этот год проходит на максимальных настройках сложности? И своенравный Бергизель смешал все карты сразу несколькими способами.

Первый из них оказался, впрочем, никак не связан с изящным и коварным инсбрукским трамплином, совпав с ним лишь по времени: сразу несколько спортсменов из верхней части таблицы выпали по состоянию здоровья. Первым, из-за внезапно напавшего гриппа, за несколько часов до соревнования снялся и так ни на что не претендовавший Зеверин Фройнд, с треском проваливший оба первых этапа. Но буквально через  час пришли сообщения о том, что половина сборной Австрии полегла с кишечной инфекцией: шедший на четвёртом месте зачёта Турне Михаэль Хайбёк – соперник Фройнда по дуэли – вообще принял решение не выходить на старт, идущий вторым Штефан Крафт всё же нашёл в себе силы выйти, а ещё несколько австрийцев, в том числе Кофлер и Альтенбургер, жаловались на всё те же симптомы в меньшей степени. Это существенно отразилось на картине общего зачёта: Хайбёк автоматически выпал из борьбы, а бледный измученный Крафт оказался не способен в полной мере конкурировать с бергизельскими ветрами, занял лишь 18-ое место и откатился на третью строчку – которую упустил в Бишофсхофене, так окончательно и не придя в себя. «Когда спортсмен не на сто процентов здоров, ничего не работает. На этом уровне ничего не должно беспокоить», – оправдал провал своего подопечного главный тренер Хайнц Куттин. Сам же Крафт лаконично объяснил это тем, что тело просто не до конца исполняло приказы его собственной головы.

Изюминку этапу в Инсбруке добавили традиционные бергизельские ветра. Дело в том, что трамплин, стоящий на северном склоне гряды на невысокой горе Изель, подвержен влиянию фёна и фёноподобных ветров, сильных, плохо предсказуемых, нередко затяжных. Поэтому ветровые проблемы во время соревнований – ситуация почти привычная, и редко в какой год «Бергизельшанце» радует нас безветренными ровными этапами без задержек и скачков поправки. Однако обычно погода всё же не упорствует столь сильно, и соревнования проходят в стандартном формате с двумя попытками. Тем не менее, случаются примеры обратного. Так было в 2007/08, когда инсбрукский этап пришлось отменить и провести два старта в Бишофсхофене, так было в 2013/14, когда удалось провести лишь одну попытку, а вторую остановили после 21 из 30 прыжков, и так случилось в этот раз.

Результаты этого этапа, кроме самоустранившихся австрийцев, отцепили от борьбы за лидерство Петра Жилу, поделившего седьмое место с выступающим за бергизельский клуб Мануэлем Феттнером, и Маркуса Айзенбихлера, который стал лишь 29-ым. Финальная дуэль была определена: победивший в Инсбруке Даниэль-Андре Танде и не растерявший слишком много баллов, став четвёртым, Камил Стох.

Но ветровой лотереи оказалось недостаточно для нужного уровня драматизма: прямо перед первой попыткой на пробном раунде Стох не слишком твёрдо приземлился на чуть бугристую зону горы и упал. В первые моменты подозревался перелом ключицы, но после более тщательного – насколько это возможно в «боевых» условиях – осмотра выяснилось, что серьёзных повреждений нет, и Камил, помятый, но не сдающийся, вышел на старт. «Я понимал, что с этого момента начинается настоящая борьба. Я оценил ситуацию, в которой нахожусь, оценил уровень боли и возможные последствия. И решился на то, чтобы попробовать. У меня не было особых проблем с техникой, несмотря на боль – хоть мне и тяжело поднимать левую руку, на телемарк это особо не повлияло», – так описывал своё состояние поляк сразу после соревнования.

Танде, и сам всё Турне боровшийся с проблемами с мениском и с лодыжкой, опережал Стоха перед последним стартом всего лишь на 1,7 балла – ничтожная, практически несуществующая разница. Тем не менее, 22-летний норвежец подошёл к этапу в Бишофсхофене, набравшись уверенности в себе. «Мне кажется, сейчас я прыгаю действительно лучше всех», – утверждал Танде перед решающей дуэлью. Этой фразе не было суждено стать пророческой.

После шаткой квалификации (39-ое место) казалось, что Танде понял, в чём возникла сложность в первый день: уверенный прыжок в пробной попытке и третье место после первого раунда, пусть и позади Стоха, оставляли его в игре. Но второй прыжок обернулся катастрофой: ещё во время воздушной фазы крепление левой лыжи отсоединилось, норвежца пошатнуло в воздухе, и в этот момент борьба за титул превратилась в борьбу за собственное здоровье. К счастью, ему удалось приземлиться на обе лыжи и стабилизовать своё положение, чтобы избежать падения. Но о результате речь уже не шла: 26-ое место из тридцати, лишь третье итоговое и слёзы у зоны выката.

Отцепившееся крепление, впрочем, оказалось вовсе не дьявольской случайностью. Несмотря на изначальные подозрения в неисправности экипировки – готовивший лыжи для Танде сервисмен норвежцев Томас Хёрль буквально рвал на себе волосы, – проблема на самом деле была в другом. «Я больше чем уверен, что завернул фиксатор крепления только наполовину. Возможно, я сильно дёрнулся при отталкивании, и он отстегнулся», – признался Танде после того, как смог успокоиться. «Я просто не смог собраться там, наверху. Ужасно, что такое произошло, особенно на финале Турне. Но вся эта ситуация оказалась слишком сложной и, к сожалению, слишком масштабной для меня».

Сдавшие нервы и опасная оплошность отобрали у Норвегии возможность получить первого за десять лет победителя Турне. Стоху оставалось просто чисто выполнить свою работу, и он с этим справился блестяще. Прыжок на 138,5 метров, великолепные оценки, по хорошей традиции сорвавший вторую попытку лидировавший после первого раунда Юрий Тепеш – полный пота и крови путь к заветной золотой птице, тотемному животному этого вида спорта, оказался наконец-то пуст.

Камил Стох стал вторым поляком в истории, кому покорилось Турне – и одним из  очень немногих, кто собрал полную коллекцию самых важных наград. Ещё в прошлом сезоне, когда ничего не клеилось, злые языки перешёптывались, что Стох так и останется спортсменом одного яркого всплеска, принёсшего ему его основные достижения до вчерашнего дня. Но этот год, новый тренер, новый тренировочный план, новый блеск в глазах не устают доказывать обратное. Теперь рядом с двумя олимпийскими медалями, Большим хрустальным глобусом и золотом чемпионата мира 29-летний спортсмен сможет поставить и «Золотого орла» Турне. «Каждая победа – это плата за тяжёлые времена, а каждый успех – награда за всю работу и жертвы в угоду тому, чтобы хорошо прыгать. И привкус у каждого достижения разный, их невозможно сравнить», – рассказывает новоиспечённый победитель Турне, не забывая подчёркивать, насколько важна для него обновлённая и преобразившаяся сборная. «И я рад, что становлюсь частью истории – но ещё больше рад быть частью команды, которую представляю». 

Фото: Tadeusz Mieczyński, skijumping.pl; Gøran Bohlin, VG; laola1.at

Не забывайте читать нас в твиттере (@sjnayavu) и в Телеграме (@highflyingbirds).