8 мин.

Околоноля

Нынешняя «Оклахома», построенная Сэмом Прести на развалинах «Сиэтла» – классическое воплощение американской мечты и модель для команд с маленьких рынков. Уже сейчас аналитики называют «Оклахому» фаворитом регулярного чемпионата в Западной конференции. Но это даже не половина пути к чемпионству. Сейчас «Оклахома» стоит на развилке, где выбор пути определит судьбу команды на годы вперед.

Почти каждый студент, который приезжает в Москву учиться, в какой-то момент сталкивается с проблемой аренды квартиры. В бюджете вдруг появляется дыра, в которую ежемесячно нужно бросать минимум 15 000 рублей. Вариантов два: либо плати и оставайся, либо уезжай и потом всю жизнь доказывай, что тебя «просто тянуло домой». В похожей ситуации оказывается команда НБА, когда у молодой звезды заканчивается контракт новичка: либо плати, либо доказывай потом, что ты «просто не хотел ему переплачивать». Правда, студент может, например, жениться на обладательнице московской квартиры. А генеральный менеджер может заранее обменять или переподписать игрока. Именно это сделал Сэм Прести с Джеффом Грином в прошлом году. Безусловно, генеральный менеджер «Оклахомы» не догадывался, что форвард пропустит этот сезон из-за болезни сердца. Прести справедливо рассудил, что с мягким Ненадом Крстичем в роли стартового центрового и природным легким форвардом Грином на позиции тяжелого в мясорубке плей-офф делать нечего.

Многие недооценивают подписание Кендрика Перкинса, полученного взамен Грина и Крстича. Перкинс в данный момент, пожалуй, лучший центровой в НБА по соотношению цена/качество среди тех, кто не находится на новичковых контрактах. В этом году стартовый центровой «Оклахомы» получит всего на 373 626$ больше, чем Кваме Браун, и почти в два раза меньше, чем свежеподписанный Тайсон Чендлер. Впрочем, это была относительно легкая и очевидная развилка для Прести. В этом году ему предстоит принять гораздо более серьезное решение.

По итогам первых игр можно начать говорить, пока в формате предположения, что Рассел Уэстбрук проваливает начало сезона. Несколько показательных цифр: за первые четыре матча игрок в майке «Оклахомы» под номером ноль совершил 25 потерь (то есть по 6,25 за игру) а соотношении передач и потерь у него меньше единицы.

Как это ни парадоксально, он, скорее всего, поедет на Матч Всех Звезд  из-за довольно низкой конкуренции. Это значит, что по правилам нового CBA Уэстбрук сможет буквально выламывать Прести руки, требуя у него максимальный контракт. Перед началом сезона все писали, что прогресс в игре «Оклахомы» будет зависеть в первую очередь от ее разыгрывающего. Уэстбруку вменялось в обязанность чаще делиться мячом с Кевином Дюрантом, совершать меньше потерь и осознанней вести себя в позиционном нападении. Однако начало сезона показало, что «проблема Уэстбрука» глубже, чем устранение игровых недостатков. Мне кажется, что Рассел ментально не подходит «Оклахоме». Попробую объяснить свой неочевидный и пафосный тезис. Как и любая команда, прошедшая перестройку через драфт, «Тандер» полны талантами. Уэстбрук не помогает, а наоборот мешает этим талантам развиваться. У него нет того, что отличает настоящего разыгрывающего от человека, который просто переводит мяч через центральную линию и начинает комбинацию – умения и желания делать своих партнеров лучше. Это не вина Уэстбрука – это его беда. Кому-то не дано вырасти под два метра, кому-то – красиво петь, а кому-то – делать партнеров лучше. Тем не менее, это не отменяет проблем «Оклахомы». Рассмотрим конкретные примеры.

1. Взаимодействие Уэстбрука и Хардена. Джеймс Харден выиграл от того-самого-обмена едва ли не больше всех. После обмена Грина он укрепился в роли третьей атакующей опции в команде, и его статистка после всезвездного уик-энда значительно улучшилась. По своему потенциалу связка Уэстбрук-Харден может считаться одной из сильнейших в лиге, но на деле они взаимодействуют по принципу: «На, держи мяч, бородатый, ты что-то совсем заскучал, пока я два раза в проход сходил». Харден практически не забивает с передач своего основого разыгрывающего, либо обыгрываясь с Дюрантом, либо самостоятельно создавая момент для броска

2. Взаимодействие Уэстбрука с «большими». Его, к сожалению для болельщиков «Оклахомы», тоже почти нет. Уэстбрук получает заслон и летит в сторону кольца. Если Рассел успевает набрать нужную скорость, то это, как правило, «гол или фол». Новая трактовка правил несколько минимизирует разрушительные последствия для соперников, но не существенно. Проблема заключается в том, что у Уэстбрука практически никогда нет «Плана Б». Он почти не играет пик-н-роллов и в дни, когда у него по тем или иным причинам не идет, он выбрасывает что-то похожее на 0/13 с игры, как это было против «Мемфиса». При этом потенциал для взаимодействия огромен. У Сержа Ибаки прорезался довольно стабильный бросок с четырех-пяти метров, на который его выводят Харден, Дюрант, Мэйнор… в общем, кто угодно, но не Уэстбрук. Также крайне странно, что при своей подвижности и прыгучести Ибака практически никогда не забивает после алей-упов. Кендрик Перкинс никогда не воспринимался, как игрок атаки, но и у него есть некоторый потенциал для роста в нападении. В этом сезоне Кендрик похудел, и это сразу же сказалось на его подвижности. Он понимает, что в «Оклахоме» на него делают ставку и готов брать на себя ответственность, но мяч до него доходит крайне редко.

3. Взаимодействие Уэстбрука и Дюрэнта. На их связке держится вся игра «Оклахомы», и, судя по всему, они неплохо ладят и за пределами площадки. Они отлично бегут в отрыв и лучше них это в лиге делают, пожалуй, только ЛеБрон Джеймс и Дуэйн Уэйд. Большую часть своих результативных передач Рассел отдает именно Кевину. При этом у Уэстбрука отсутствует важное чувство баланса. В решающие моменты матча он может надолго оставлять своего лучшего снайпера без мяча. Уэстбрук из тех игроков, которые должны выбрать свою норму бросков, даже если рядом партнер, который в огне. Даже если этот партнер Кевин Дюрэнт.

 

Безусловно, у нулевого номера «Тандер» есть и масса достоинств. В первую очередь, его атлетизм и физическая сила. Вероятно, в данный момент это самый физически развитый PG в НБА. Уэстбрук просто сметает более слабых опекунов с пути, уходя от них на резком и длинном первом шаге. Ему практически всегда удается посадить оппонента на фолы. Но этого мало, если мы смотрим на него, как на второго по силе игрока команды-чемпиона. Таким образом, «Оклахома» и в развитии конкретных игроков, и командных взаимодействий в целом упирается в «потолок Уэстбрука». Этот потолок будет залит бетоном и укреплен металлическими конструкциями, если Прести подпишет с Уэстбруком дорогой долгосрочный контракт, близкий к максимальному. В этом случае «Оклахоме» придется оказываться либо от Хардена, либо от Ибаки, чьи контракты истекают годом позже.

У Прести есть два пути: делать ставку на Уэстбрука или пытаться обменять его. В первом случае игра «Оклахомы» будет стоиться по принципу «против лома – нет приема». Прирожденный снайпер Дюрэнт, машина для полетов к щиту Уэстбрук и помогающие им в меру сил актеры второго плана. В этом случае устранить кардинальные недостатки уже не получится, возможен только локальный тюнинг: Рассел станет чуть лучше пасовать и бросать издали, Ибака будет чуть чаще получать мяч и т.д. Это жизнеспособный вариант для победы и, возможно, доминирования на перестраивающемся Западе. Но при этом в финале «Оклахому» будет ждать построенный по схожим принципам «Майами». В матчах похожих команд все решает класс игроков. Уэйд против Уэстбрука? По-моему, ответ очевиден.

 

Все будет гораздо интереснее, если Прести все-таки отважится менять разыгрывающего. Крис Пол обманул мои ожидания и отказался ехать в «Оклахому», что, в общем-то, логично, учитывая не самые большие размеры местного рынка. Рэджон Рондо блестящей игрой в начале сезона ответил на все слухи о своем возможном обмене. Таким образом, обменять Уэстбрука на примерно сопоставимого по классу разыгрывающего не получится. Можно со вздохом вспомнить о Стивене Карри, которого можно было взять два года назад на драфте вместо Хардена. Сочетание утонченных стрелков Дюрэнта и Карри с проникающим агрессором Уэстбруком на позиции SG выглядело бы очень любопытно, но сейчас это несбыточная реальность. «Голден Стейт» не отдаст своего плеймейкера дешево, а утверждать, что команда с Карри, а не Уэстбруком в старте ближе к чемпионству я не могу. Остается обмен Уэстбрука на нескольких полезных игроков и выстраивание команды вокруг Дюранта. В этом случае возможны самые разные варианты. Позволю себе немного пофантазировать и предположу такой обмен:

 «Оклахома» получает крепкого и стабильного PG Кайла Лоури, переводит в старт Хардена, а Пол Миллсэп становится потенциально лучшим шестым игроком лиги.

 «Юта» получает трех молодых игроков и пару невысоких драфт-пиков для перестройки.

 «Хьюстон» после провала с поисками звездного центрового все-таки обретает франчайз-игрока без необходимости спускаться в глубины таблицы, дабы получить его через драфт.

Повторю, это всего лишь вариант, который возник при гадании на гуще еще не сваренного кофе. Очевидно другое: с начала этого сезона любая игра Уэстбрука будет восприниматься руководством через призму решения о его будущей судьбе. Сам Уэстбрук тоже понимает, насколько важен и для него, и для команды этот год. Пока шансы «Оклахомы» на титул в ближайшие годы с таким Уэстбруком можно оценить как «околоноля».

P.S. Кирилл Благов наконец-то научил меня предлагать подписаться на блог. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА БЛОГ!