2 мин.

Имитируй это. Чем стал «Спартак» при Федуне

Честно говоря, собирался написать этот текст еще несколько дней назад, когда все увлеклись гаданием на нового главного тренера «Спартака». А теперь после фактического отхода от дел Леонида Федуна это, пожалуй, еще уместней. Дело в том, что было нечто превращавшее размышления о готовности Аленичева, споры о достоинствах Бердыева или удивление кандидатурой Рахимова в абстрактный и бесполезный разговор. Хотелось найти для этого нечто ёмкую метафору или даже одно конкретное слово. По-моему, нашел.

Начну с метафоры. Квинтэссенцией спартаковского менеджмента последних лет видится судьба в команде Тино Косты. Буду вспоминать, а вы следите за руками. Аргентинец мог оказаться в «Спартаке» еще в 2012-м. Его отлично знал и потому очень просил как раз подъехавший из Испании Унаи Эмери. Однако пришлось ограничиться более простым и бюджетным Кимом Чельстремом. Эмери быстренько докатился до «тренершики» и поехал обратно в Испанию выигрывать Лигу Европы. С Костой они в итоге разминулись на полгода. Полузащитник все-таки оказался в «Спартаке», когда тренером снова был Валерий Карпин. Не сумевший купить его в роли генерального директора. Воспользуемся презумпцией невиновности и скажем, что на то мог быть примерно миллион логичных причин. Одни больше не упирались по цене; другие поняли, что подобный игрок им действительно необходим, ну и так далее.

Обратите внимание на детали. За Косту, которому было уже 28 лет, заплатили (по данным transfermarkt.com) семь миллионов евро. Деньги, разумеется, не космические, но отбить их на дальнейшей перепродаже виделось едва ли возможным. Классическое усиление здесь и сейчас. И Коста подобную настойчивость «Спартака», скорее, оправдал. Отыграл весь сезон, собрал приличную статистику, был ключевой фигурой средней линии. Дальше были слухи об уходе то в «Атлетико», то в «Наполи» или «Вольфсбург»; потом травма и, в общем, логичная аренда. «Спартак» зимой активно разгружал платежку, «Дженоа» дал полтора миллиона, а Якин ценит в полузащитниках другие добродетели. И хотя у «Спартака» по итогам этого сезона не будет ни Косты, ни денег за Косту, ни (скорее всего) Якина, назвать это однозначным провалом сложно. Все-таки и вернули что-то, и сыграл он что-то и, может, удастся за что-то продать.

А теперь и обещанное слово. Это не провал, а имитация. «Спартак» последние годы беспрестанно имитировал топ-клуб. Покупал и продавал игроков, увольнял и возвращал Карпина, делал громкие заявления. Когда имитация была более успешной, клуб даже выносило на островки локальных успехов, которые обречены были вскорости оказываться за кормой. Даже в самом заявлении позы и красивого жеста больше, чем кажется на первый взгляд. Потому что конструкция «буду давать деньги, но не буду принимать никаких решений» абсурдна от и до. Право «последней руки» все равно у того, кто дает деньги. И кто бы ни давал эти деньги (сам Федун или же Вагит Алекперов) важен не формальный уход и слова о профессионалах, а реальное доверие и ставка на людей, которые умеют управлять большим клубом по-настоящему. Без имитации.

Поймите правильно. Что имел в виду Леонид Федун

Фото: РИА Новости/Денис Гришкин