3 мин.

Невыносимая важность

Итоги состоявшегося на прошлой неделе олимпийского отбора таковы: в Германии успеха добились австрийцы, в Дании - словенцы, в Латвии - хозяева. Главной приметой турнира стали неожиданные успехи команд, шансы которых оценивались невысоко - в соответствии с рейтингом ИИХФ.

Словенцы (18-е место) оставили за кормой датчан (12) и белорусов (13); австрийцы (16) при поддержке итальянцев (17) расстроили команду Германии (10). Да и в Латвии, где путёвку получил фаворит, не обошлось без неожиданностей: на старте турнира французы (14) проиграли Казахстану (15), что во многом и решило исход борьбы. Ибо латвийцам в итоге достаточно было проиграть французам в овертайме, что и свершилось.

Естественно, неудачники сейчас будут искать причины поражений. Искать и находить. Датчане будут сетовать на то, что слишком рано и хорошо их приняли в NHL (сразу 6 игроков сборной вне зоны уверенного приёма), да на то, что перегорел моторчик сборной, Хардт, а запасного движка не нашлось. Белорусы, как водится, погорюют из-за "тренерской чехарды", обсудят "проблему "Динамо" да попереживают за "детский хоккей" ("Датчане нас уже на молодёжном уровне обходят!"). Немцы - немцы, верно, продолжат ужесточать лимит на легионеров.

Всё это будет правильно, с одной стороны. Но всё это - частности, со стороны другой. Потому, что, во-первых, проблемы у всех разные, а результат один. И потому, что, во-вторых, у преуспевших словенцев с австрийцами проблем не меньше, если не больше. Первые летом потеряли HK Jesenice: клуб, воспитавший большую часть игроков сборной. Вторые страдают от иностранного засилья в своих клубах, а сборная их мучается скандалами. Год назад президент австрийской хоккейной федеарции лично вычеркнул из списка живущих Оливера Зетцингера - лучшего австрийского хоккеиста в Европе. Он же осенью лично вернул его в этот список, а зимой Зетцингер получил травму, из-за которой в отборе участия не принял.

В конце концов, братья Родманы - пара ведущих словенских форвардов - играют во второй бундеслиге, а Роберт Саболич, ещё один лидер сборной, год назад не сумел закрепиться в Allsvenskan и большую часть текущего сезона отыграл за HK Poprad, причём без особого успеха. Ну где тут белорусский детский хоккей?

Между тем, у перечисленных в первом абзаце результатов есть, имхуется, что-то общее. И оно может быть сформулировано так:

1) когда команда против своей воли оказывается в роли фаворита;

2) и при этом ставки высоки,

3) и при этом преимущество над соперником в классе невелико, то

команду эту, скорее всего, ждёт поражение.

Датчане, белорусы и немцы выходили на лёд с "печальной думой на челе". Словенцы же с австрийцами выходили играть. Датчане и белорусы наверняка смотрели друг на друга через голову словенцев. Немцы едва ли считали матч с Италией (1:2ОТ) событием не менее важным, чем матч с Австрией. Французы тоже, поди, больше ждали латышей, меньше думали о казахстанцах. Вот и всё.

Такая моя теория. Какие из неё следуют выводы? Выводы простые, но трудно реализуемые: датчанам, белорусам, немцам и пр. нельзя давить на своих хоккеистов "большими ожиданиями". Это относится и к прессе, и к болельщикам. Да только работа болельщиков - болеть, хотеть победы и "гнать вперёд". Ну а работа прессы в наше время: генерировать психоз на ровном месте.

Второй же вывод - странам "среднего класса" нельзя было увлекаться олимпийской модой вслед за странами элитными. Словенцы с австрийцами сейчас радуются, но в мае они будут фавоитами №1 в борьбе за вылет в пердив ЧМ. И вряд ли поездка в Сочи будет для них достойной компенсацией. Что запомнилось в 2010 г. из результатов середняков? Правильно, запомнился ЧМ2010: датский четвертьфинал, немецкий полуфинал. А то, что на ОИ Латвия уступила Чехам "только в овертайме" - помнят только в Латвии.

Олимпиада - это как поножовщина в доках, пиратская разборка, в которой школьникам не место (что бы там не говорил по этому поводу м/ф "Остров сокровищ"). Школьники пусть развлекаются потасовками во дворе - чемпионат мира для них. Особенно - пост-олимпийский. Особенно -  домашний. Белорусы понимают, к чему я клоню.