7 мин.

На обломках Австро-Венгрии

Разговор о хоккейных евроденьгах мы закончим, вывернув известную поговорку наизнанку. После пары минорных аккордов, посвящённых чешской и словацкой Экстралигам, последует краткая заздравная песенка о том, как идут хоккейные дела в остальных частях бывшей двуединой монархии.

Чешская Экстралига

В Чехии есть почти всё для того, чтобы соорудить первоклассную хоккейную лигу. Во-первых, 10,5 млн. граждан, большая часть которых считает хоккей спортом №1. Во-вторых, неплохая инфраструктура. Три клуба (HC Slavia Praha, HC Sparta Praha, HC ČSOB Pojišťovna Pardubice) играют на стадионах вместимостью более 10 000 человек (соответственно, О2 Arena, 17 500; Tesla Arena, 12 950; ČEZ Arena, 10 194). Большая часть других стадионов вмещает от 6 000 до 8 000 зрителей. 

Как результат – уровень зрительского интереса достаточно высок. Средняя посещаемость матчей регулярного чемпионата составляет порядка 5000 человек, и сегодня чехи опередили по этому показателю финнов. Поскольку чемпионат достаточно короткий – 14 команд играют в 4 круга, 52 матча – общее число зрителей колеблется в пределах 1,8-1,9 млн. человек, на уровне Швейцарии. Отчасти это компенсируется самым длинным плей-офф в Европе. Промежуточный раунд, когда команды, занявшие места с 7 по 10, бьются за две путёвки в четвертьфинал, играется до 3 побед, основные серии – по схеме best-of-seven. Благодаря этому в прошлом году чешский плей-офф собрал 350 000 человек, против 240-300 000 в других ведущих лигах. 

Казалось бы – живи и радуйся. Увы. Чехия живёт небогато, ВВП на душу (18 000 долларов) вдвое ниже, чем в Швеции, Финляндии и Германии. Это, естественно, сказывается на цене билетов и соответствующей графе клубных доходов. Зрители приносят в казну клубов 10-30 млн. чешских крон за сезон, то есть 0,4 – 1,2 млн. евро. Последняя цифра – это показатели лучших клубов в удачные годы. А в DEL тот же миллион может сделать скромный Iserlohn Roosters, не попавший в плей-офф.

Единственным выходом в такой ситуации остаются спонсорские соглашения и пожертвования  владельцев команд – именно эти деньги становятся основной статьёй доходов. Надо сказать, что любовь чехов к хоккею помогает хотя бы здесь, поскольку рекламные контракты немногим хуже, чем в других странах. Впрочем, ради этого многим приходится продавать имя, принимая помощь от титульных спонсоров (то же самое относится и к самой лиге).

В итоге богатейшие чешские клубы могут рассчитывать на бюджет в 140-160 млн. крон (5,6-6,4 млн. евро). В сезоне 2010/2011 такими суммами оперировали Sparta, Liberec, Pardubice.  Проблемой в такой ситуации, конечно же, является стабильность – и, например, входивший в когорту «олигархов» Zlin из-за недовольства спонсоров  в минувшем хоккейном году присоединился к Slavia и Kometa Brno в группе «верх среднего класса», с бюджетом 110-120 млн. крон (4,4-4,8 млн. евро). Суммами в 70-100 млн. крон  (2,8-4 млн. евро) оперировали остальные середнячки, бедняками числились Vitkovice (60 млн. крон) и Kladno (55 млн. крон).

На зарплаты игроков чешские клубы расходуют большую, по сравнению с другими лигами, часть бюджета. Так, платёжка Kometa Brno в сезоне 2009/2010 составила 95 млн. крон. Лучшие игроки получают 3,5-7 млн. крон за год – не хуже, в общем-то, чем в Elitserien, DEL, SM-liiga. Благодаря этому отток игроков в другие европейские страны невелик, хотя в последние годы чехи всё активнее перебираются в Финляндию. В то же время Чехия является главным поставщиком КХЛ, не говоря уже о том, что молодёжь косяками тянется за Атлантику, и в целом потери очень тяжёлые. Несколько лет назад для пополнения убыли в Экстралиге отменили лимит на легионеров, что, естественно, привело к массовому прибытию в страну словаков, а так же появлению вездесущих «канадцев средней руки». Меру сочли слишком радикальной, и, начиная с сезона 2010/2011 каждый клуб может использовать за сезон не более 6 иностранцев – и даже если кто-то сыграл пару матчей на просмотровом контракте, после чего уехал, одна легионерская позиция считается использованной до конца сезона. Некоторым послаблением является то, что легионерами не считаются те, кто отыграл в Чехии три сезона подряд.

В целом, экономика чешской Экстралиги слабее, чем в Швейцарии, Германии, Швеции и Финляндии – хотя, надо сказать, разрыв не представляется «драматическим». Особых перспектив развития не видно, поскольку ожидать резкого роста благосостояния чешского народа не приходится – как бы не наоборот. В такой ситуации активность ряда чешских клубов в деле евроинтеграции понятна – фактически, это единственный способ существенно увеличить доходы и приблизиться к уровню других европейских клубов.

Реклама 18+

Словацкая Экстралига

Положение дел в Словакии много хуже.  Население вдвое меньше, чем в Чехии, доходы не сильно выше, а единственный десятитысячник – братиславская арена, которая меняет названия раз в полгода – в течение нескольких лет был недоступен из-за реконструкции под ЧМ2010. Средняя посещаемость матчей словацкой Экстралиги в сезоне 2010/2011 составила 2462 человека – показатель катастрофический. Возврат братиславского Slovan на крупнейшую хоккейную арену страны позволит несколько исправить картину, но в целом сегодня можно уверенно сказать – полноценная хоккейная лига Словакии не по карману.

Пара богатейших клубов – Slovan  и Kosice – тратят за сезон по 3 млн. евро. Остальные восемь довольствуются суммами в 1-2 млн. Естественно, что в такой ситуации Словакия заняла нижнюю ступеньку выстроившейся пищевой цепочки, в которой шведы покупают финнов, финны покупают чехов, а чехи покупают словаков (немцы со швейцарцами пока предпочитают заокеанские товары). В итоге уровень турнира неуклонно падает, падает посещаемость, падают доходы – и далее по кругу.

Не мудрено, в общем, что именно Словакия стала первой за пределами бывшего СССР страной, пустившей на свою территорию КХЛ. По сути, единственной возможностью сохранить классный клубный хоккей является концентрация всех ресурсов на 2-3 клубах. На сегодняшний день наиболее интересным остаётся вопрос будущего Slovan  и Kosice. Столичный клуб вроде бы высказывал интерес к КХЛ, но этой весной вдруг записался в ЕвроТрофи. Действующий чемпион Словакии и вовсе пока – странным образом – не вовлечён ни в какие «интеграторские» проекты.

EBEL

На невесёлом чехо-словацком фоне ярким контрастом выглядит развитие лиги, получившей своё нынешнее имя в 2003 г. В первом сезоне под вывеской и с деньгами австрийского банка приняли участие семь команд – все с родины Моцарта. Матчи регулярного чемпионата и плей-офф тогда посетили 514 302 человека, в среднем 2 873 на одной игре. В сезоне 2010/2011 в EBEL играло 10 команд – 6 австрийских, 2 словенских, 1 венгерская и 1 хорватская. Общее количество зрителей составило 1 098 846 человек, средняя посещаемость достигла 3 568. Рост более чем впечатляющий, а сама лига является уникальным примером активного развития клубного хоккея в нехоккейных странах, поскольку даже австрийцев тяжело отнести к нациям, влюблённым в ледовую забаву.

С экономической точки зрения EBEL сегодня догнала словацкую Экстралигу. Скажем, небогатые словенские HK Jesenice и HDD Olimpija Ljubljana имеют бюджеты в 1,5 млн. евро. Хорватский KHL Medveščak – 2 млн. евро. 2,3 млн. евро потратил в сезоне 2010/2011 австрийский EC VSV.  Бюджет EC Red Bull Salzburg хранится в тайне, однако величина эта составляет, вероятно, 3-4 млн. евро. Не густо, но, повторюсь – это всё страны, прохладно относящиеся к хоккею (Нехоккейность, впрочем, может играть на руку. Если словаки вполне способны дать достойную оценку уровню своего чемпионаты, то венгры, хорваты, словенцы и австрийцы, не искушённые классным хоккеем, вдохновляются бестолковым, но довольно динамичным зрелищем под названием "матч EBEL").

 

Сравнительно высокие доходы – прямое следствие  позитивного влияния межгосударственной интеграции. Яркой иллюстрацией на тему является изменение бюджета HC Orli Znojmo. В сезоне 2010/2011 клуб, игравший в чешской первой лиге, имел бюджет в 18 млн. чешских крон (720 тыс. евро), состоявшийся этим летом переход в EBEL позволил увеличить его до 24 млн. (960 тыс. евро), и это без учёта возможного роста поступлений от продажи билетов, только за счёт увеличения спонсорских контрактов.

В целом EBEL – единственная европейская лига, имеющая вполне чёткие перспективы роста. Повышение посещаемости в предыдущие годы достигалось во многом за счёт расширения лиги – и вступление чешских «Орлов» в EBEL в этом году стало очередным шагом в том же направлении. Летом 2012 г. число команд почти наверняка увеличится до двенадцати. Скорее всего, в лиге появится второй венгерский клуб. Кроме того, не исключены и более радикальные варианты – с Италией, Польшей, той же Чехией или Словакией.

Параллельно с экстенсивным началось и интенсивное развитие. Инфраструктура не является сильным местом EBEL, поскольку большинство клубов играют в сараях на 3500-4500 зрителей. Нынешние показатели посещаемости однозначно сигнализируют о назревшей необходимости увеличения стадионов. Первыми эту необходимость осознали и сделали соответствующие выводы Vienna Capitals – летом 2011 г. вместимость домашнего стадиона столичного клуба, Albert-Schultz-Eishalle, будет увеличена с 4 500 до 7 000 мест. Идут разговоры о строительстве стадиона на 7-8 тысяч мест в Зальцбурге. Планы эти могут быть реализованы к лету 2013 г. И  если к тому времени (или через год-два) не появится европейская хоккейная лига, то чемпионат EBEL может стать главным хоккейным соревнованием на территории бывшей Австро-Венгрии.