15 мин.

Глава 1: Введение

Бамс!

И всё вокруг обезумело.

Затем приходит то самое чувство - невероятное чувство осознания, что я только что забил гол в Премьер-Лиге. Такое же ощущение,которое возникает всякий раз, когда я бью по мячу для гольфа через всё поле и наблюдаю, как он приземляется на газон.

Это безумный прилив сил.

Это волна эмоций, которая накрывает меня с ног до головы, как ничто другое. Это чувство, когда забиваешь за Манчестер Юнайтед невообразимо, прекрасно, непередаваемо. Я думаю, что, если бы я мог собратьвсю эйфорию в один флакон, то получился бы лучший энергетик в мире.

Сердцебиение замедляется, и я снова в норме, снова в деле. Всё в фокусе: звук, рёв трибун, который настолько громкий, что может оглушить меня, как взлетающий самолёт; боль в ногах, пот, стекающий с шеи на мою футболку. Шум всё продолжает нарастать, он невероятен,он прямо надо мной. Кто-то хватает меня за майку, моё сердце выпригивает из груди. Трибуны распевают моё имя:

"Rooney!"

"Rooney!"

"Rooooo-neeee!"

И в мире нет лучше этого чувства.Я поднимаю глаза на табло:

12 FEBRUARY 2011

United 2 City 1

GOAL!

Rooney, 77 minutes

Осознание того кто я и что сделал возвращается ко мне незамедлительно, как боксёр приходит в чувства после вдоха нашатыря. Я - Уэйн Руни.Я играю в Премьер-Лиге с 2002 года, и только что я забил победный гол в манкунианском дерби, возможно, самой важной игре сезонадля болельщиков из красной половины города. Гол, который показал нашим шумным соседям где их место. Гол, который напомнил им, что историяЮнайтед намного более богатая, и этот клуб добился гораздо больших успехов, чем они имеют в своем активе на данный момент. Гол, который убедил всю оставшуюся часть АНглии, что мы на пути к завоеванию очередного титула чемпионов Премьер-Лиги.

Лучший гол в моей карьере.

Когда я стою, раскинув руки в стороны и, запрокинув голову назад, я могу ощутить всю ненависть, исходящюю от фанатов Сити за моей спиной, подобную статическому электричеству. Ругань, крики и маты доносятся до меня и отражаются. Они тычат в меня пальцами с лицами, покрасневшими от злобы. Все они в бешенстве, но мне на это абсолютно плевать. Я знаю насколько они меня ненавидят, носколько они озлоблены; я могу понять откуда исходит эта злость, потому что я сам ощущаю подобные эмоции, когда что-нибудь проигрываю.На этот раз они уязвлины, а я нет.Нет ничего лучше, чем осознавать это.

Я успел забить сотни голов за время, что я провёл в Премьер-Лиге с Юнайтед и Эвертоном; голы в чемпионате, кубке, финалах кубков,в товарищеских матчах и на тренировках. Но этот гол особенный. Когда я возвращался в центральный круг, до сих пор ощущая дрожь по всему телу,я начал прокручивать события назад. Это забавно, я знаю, но я боялся, что никогда больше не смогу ощутить когда-нибудь нечто подобное. Я хочу запомнить что только что произошло, чтобы пережить этот момент снова и снова, ведь он настолкьо прекрасен.

Мы находились в напряжении, игра при счёте 1-1 всегда очень плотная. За несколько мгновений до гола, я попытался отпасовать назад моему партнёру по атаке Димитару Бербатову - двойнику Энди Гарсии из Крёстного Отца 3 - но моя передача оказалась слишком сильной. Я переборщил. Моё сердце выпрыгнуло из груди.

Сити могут развернуть контратаку отсюда.

К счастью, Пол Скоулз, рыжий парень, которого мы зовём "SatNav" (модель спутниковой навигации - прим. перев.) за его передачи, как будто управляемые компьютером, который возможно лучший полузащитник, с которым я когда-либо играл бок о бок в Премьер-Лиге, перехватил мяч и отпасовал его нанашего крайнего полузащитника Нани на угол штрафной. Тот несколькими касаниями укротил мяч, сделал немного обманых движений и переступаний, больше как участник шоу "Танцы со звёздами", нежели футболист, и выполнил навес над головами защитников Сити прямо на меня. Небольшой рикошет от защитника, и подача чуть потеряла скорость.

Я заметил перед собой свободную зону в штрафной. Два глыбообразных центральных защитника Сити Джолеон Лескотт и Винсан Компани приготовились отразитьэтот навес. Я ворвался в небольшое пространство, пытаясь угадать, куда приземлится мяч.

Это не легко объяснить тому, кто никогда не играл в футбол или не выступал перед большой публикой до этого, но играть на Олд Траффорд - это как бегатьвнутри мыльного пузыря. Постоянно ощущаешь некое давление и напряжение. Я могу вдохнуть запах газона, слышать рёв трибун, но я не могу различить, что именно они кричат. Всё вокруг как бы приглушено, как будто я нахожусь под водой: я могу слышать крики и барахтанья всех вокруг меня в бассейне, но не в состоянии различить ни одного голоса.

Также и на поле. Я могу отчётливо услышать разные звуки, когда игра приостанавлявается на секунду или две. Как например, когда я подаю угловой, а за спиной ощущаю, как 20 000 человек, поднявшись на ноги, грохочут своими сиденьями, вытянув шеи, чтобы разглядеть момент во всей красе. Но вскоре приглушённыйзвук возвращается. И я снова под водой. Снова в пузыре.

Мяч направляется ко мне.

Рикошет изменил траекторию полёта мяча после навеса Нани, запустив его чуть выше, чем я предполагал. Это дало мне несколько секунд, что бы занять нужную позицию, приготовиться принять пас и подумать: "Я должен сделать это". Мои ноги утомленны, но я собрал все оставшиеся силы, что еще остались где-то в моих пятках, чтобы,взмахнув в воздухе правой ногой выше левого плеча, завершить прострел ударом через себя, настоящим акробатическим приёмом. Я знаю, что это очень рискованный удар,и если я бы промахнулся, то выгдлядел бы очень глупо.

Но я попал.

Я хорошо приложился к мячу и отправил его точно в девятку, я это почувствовал, хотя и не мог увидеть. Когда я перевернувшись в воздухе, пытался проследить за полётом мяча после моего удара, я не мог увидеть куда я попал, но благодаря внезапно раздавшемуся рёву трибун, я понял, что забил. Прокатившись по газону, я заметил вратаря СитиДжо Харта, застывшего на месте с разведёнными в непонимании произошедшего руками. А мяч тем временем продолжал тихонько крутиться в сетке ворот позади него.

Если играть в футбол - это, как быть под водой, то забить гол - значит вынырнуть для очередного глотка воздуха. Я могу увидеть и услышать всё вокруг, ясно как никогда.Лица в толпе, тысячи и тысячи из них кричат и радуются, залезая друг на друга. Взрослые мужчины прыгают от счастья, как маленькие. Дети, размахивая флажками, кричатс присущей им страстью. Каждую картину я вижу чётко. Я вижу разноцветные накидки стюардов возле трибун, баннеры, свешивающиеся со Стрэтфорд Энд: "For Every Manc AReligion", "One Love". Это как переключиться с чёрно-белого изображения на высококаественное телевидение.

Все вокруг обезумили, они думают, что победа уже в кармане. От чуть не случившейся потери мяча до победного гола в девятку всего несколько мгновений. Разница между победой и поражением постоянно балансирует по лезвию ножа. Вот почему это лучшая игра в мире.

***

Мы закончили матч со счётом 2-1. В раздевалке все собрались вокруг меня с желанием обсудить гол. Но я обессилен, у меня совершенно пусто внутри, всё осталось там, на поле,вместе с этим ударом через себя. Вся комната гудит, Рио Фердинанд в восторге."Вау", - говорит он.Наш крайний защитник Патрис Эвра назвал этот гол шедевром.

Затем Тренер заходит в раздевалку в своём привычном чёрном пальто. Он в приподнятом настроении, очень доволен. Человек, который, кричит, орёт, вопит с кромки поляОлд Траффорд вот уже четверть века, человек, который воспитал и вдохновлял на свершения одних из величайших игроков Премьер-Лиги за всю её историю. Человек, который подписал меня для лучшего клуба в мире. Самый успешный клубный специлист в современном футболе.

Он проходит мимо нас, попутно пожимая каждому игроку руку, как он это обычно делает после очередной победы. Эта традиция сохранялась с того самого момента, когда я перешёлв Юнайтед. К счастью у меня было много таких рукопожатий.

Он оборачивается ко мне: "Это было потрясающе, Уэйн, это было великолепно." В знак благодарности я лишь кивнул головой. У меня нет сил говорить, но даже если бы были, то ятак ничего бы не ответил. Поймите меня правильно, нет ничего лучше тренерской похвалы, но мне она не нужна. Я отлично знаю, когда я сыграл хорошо, а когда плохо. Я недумаю, что если Тренер сказал, что я сыграл хорошо, значит я действительно сыграл хорошо. Где-то в глубине души я понимаю так ли это на самом деле.Затем он отметил, что это был лучший гол, который он когда либо видел на Олд Траффорд. Наверное он действительно так думает, ведь на своём веку в футболе, он повидал немалокрасивых голов от величайших голеодоров.

Тренер в курсе всех дел внутри клуба и контроллирует как физическое, так и психологическое состояние всех футболистов Манчестер Юнайтед. Перед игрой он озвучивает стартовый состав, и порой я ощущаю тоже самое волнение, что было у меня во время объявления 11-ти игроков, которым предстояло начать матч за школьную команду. Если мы отстаём от соперникана один мяч, но при этом играем хорошо, он говорит нам, чтобы мы продолжали в том же духе. Он знает, что нам удастся сравнять счёт. Тренер всегда настраивает нас на победу.Даже если мы ведём в счёте два или три гола, он всегда приготовит хорошую взбучку в раздевалке.

Мы выигрываем. Что с ним такое?

Затем я всё понимаю.

Он не даёт нам расслабиться.

Как и большинство остальных наставников, он ценит качественный футбол, но победы он ценит больше. Его страсть к победам больше чем, у кого-либо, кого я знаю. И она передаётся всем нам.Забавно, но мы этим похожи. У нас у обоих есть особое стремление выиграть что бы то ни было, и это сказалось на нашем воспитании. Будучи детьми нам говорили, что, для того чтобычего-то добиться, нужно приложить немало усилий. Так я был воспитан, и я думаю, что он был воспитан абсолютно также. И вот когда мы добиваемся успеха, скажем в Премьер-Лиге или вЛиге Чемпионов, мы достаточно крепки, чтобы удержать это достижение. И благодаря нашей постонной усердной работе, мы можем можем оставаться на вершине так долго, насколько это возможно.

Все собрались вокруг маленького телевизора в углу раздевалки. Он стоит здесь уже много лет, и тренерский штаб постоянно включает его, чтобы посмотреть обзор недавней игры каждыйраз, когда, например, в ней произошёл спорный момент или неназначенный пенальти. Но также были и те, кто пожелал остаться, чтобы послушать слова Тренера. В этот раз мне хотелосьпосмотреть на свой гол. Всем хотелось.

Кто-то из тренерского штаба перемотал матч на 77-ую минуту. Я увидел свой неточный пас и перехват Скоулза с последующей передачей на Нани. Затем подачу португальца.После я смотрю, как моё тело причудливо взмывает в воздух и вколачивает мяч в сетку. Это выглядит нереально.

Я думаю, каждый футболист, засыпая, представляет, как он забивает блестящие голы: обыграв шестерых соперников уложить мяч мимо вратаря, или жахнуть по мячу с 25-ти метров. Забить ударом через себя - это то о чём я всегда мечтал.

Я только что забил гол своей мечты в Манчестерском дерби.

"Вау", повторяет Рио во второй раз, покачивая головой. Я знаю, что он имеет в виду. Я сижу в раздевалке весь в поту, пытаясь растянуть этот незабываемый момент как можно дольше, потому что такие события очень редки. Я до сих пор слышу, как фанаты Юнайтед поют за стенами раздевалки, обращаясь в сторону Сити, я очень удивлюсь, если когда-нибудь забью гол лучшеэтого.

*****

Я уже сыграл в Премьер-Лиге 10 лет. Наверное, сейчас я нахожусь в середине собственной карьеры, что вызывает у меня непонятные ощущения. Время пролетело так быстро. Оно уже оставило небольшойслед в моей голове, но я думаю, что лучшие годы у меня ещё впереди. Кажется, что каких-то пять минут назад я дебютировал за Эвертон в матче против Тоттенхэма в августе 2002-го. Фанаты "Шпор",расположившиеся на другом конце Гудисон Парка, постоянно кричали одну и ту же кричалку, когда я бежал по бровке или прикосался к мячу:

"Кто ты такой? Кто ты такой?"

Больше они такого не поют. Они только свистят и гудят в мою сторону. Забавно.

Спустя 10 лет с момента моего дебюта, я успел сделать чертовски много. С 2002 по 2004 год я играл в Эвертоне, в команде, за которую болел будучи мальчишкой. Я стал самым молодым футболистом,надевшим футболку сборной Англии в 2003-м, до того, как Тео Уолкотт из Арсенала перебил это достижение. В 2004-м я перешёл в Манчестер Юнайтед почти за 25 миллионов фунтов и стал лучшим бомбардиромклуба за его историю выступления в Премьер-Лиге. В том же году на Чемпионате Европы партнёры по сборной Англии дали мне прозвище "Уазза", которое приклеилось ко мне и по сей день.

Я выиграл четыре чемпионских титула Премьер-Лиги, Лигу Чемпионов, два Кубка Лиги, три Суперкубка Англии и Клубный Чемпионат Мира. Я забил больше 200 голов за клуб и сборную, и был удалён с поля пять раз. Я бы соврал, если бы сказал, что не наслаждался каждой минутой, проведённой на поле. Ну ладно, возможно, красные карточки были не самыми приятными моментами в моей карьере, но всё остальноечистая правда.

Забавно, но нервозность и адреналин, которые я получил в ночь перед моей первой игрой за Эвертон в 2002 запомнились мне и по сей день. Накануне игры всегда ощущаешь себя как накануне Рождества. япросыпался по два или три раза за ночь и смотрел на часы.

Чёрт побери. Всего два часа ночи.

Волнение в предвкушении игры не покидает меня до самого стартового свистка.Впрочем я заплатил за это в физическом плане. Я постоянно получал на поле все эти годы: я часто оказывался сбитым с ног центральными защитниками размером с трансформеров, мои мышцы болели после очередных падений, столкновений плечом в плечо или безнадёжных подкатов, день за днём все эти эпизоды оставляли на моём теле синяки и садины.

Когда я просыпаюсь утром после игры, я заставляю себя пойти прогуляться хотя бы полчаса. Всё слегка побаливает. У меня никогда не было такого, когда я был моложе. Я помню, что после тренировки Эвертона или Манчестер Юнайтед, я хотел играть ещё и ещё. У меня было небольшое поле в саду, где я играл со своими друзьями. Когда я тренировался с Эвертоном, то после занятий я ходил поиграть в футбол вместный парк отдыха, или мы играли прямо на улице в районе Крокстет, в том самом месте в Ливерпуле, где я провёл своё детство с мамой, папой и младшими братьями Граамом и Джоном. Передмоим домом располагался питомник. Когда он на один день закрывался, то из деревянных ставень, поставленных на окна, получались отличные ворота. Я любил там играть. Затем я дебютировал в сборной Англиив 2003-м, а после был запечатлён на снимке, где я играю в футбол напротив этих самых ворот в форме сборной Франции.

Футбол оказал огромное влияние на мое тело, потому что моя игра построена на силе и скорости. Как нападающий мне необходимо постоянно усердно работать, я должен быть в тонусе, что означает, что моя форма должна быть на высоте, чтобы играть хорошо. Если я не готов, то это сразу становится заметно. Возможно, всё было бы по-другому, если бы я играл на позиции защитника, я бы больше прятался от мяча, делал бы гораздо меньше рывков на чужую половину поля и обратно. Как центральный нападающий Манчестер Юнайтед мне некуда спрятаться. Я должен работать на поле не покладая рук насколько у меня хватит сил, иначе Тренер снимет меня с поля и не поставит на следующую игру. В клубе нет комнаты для неудачников или "вторых".

Если в моей жизни есть неприятные моменты, то это давление публики. Я бы хотел всего на один день стать никому неизвестным, чтобы заниматься обычными делами, чтобы у меня появилась возможность просто сходить в магазин и остаться незамеченным и несфотографированным на все камеры, даже чтобы просто пойти куда-нибудь вечером с друзьями и при этом, чтобы никто не засматривался на меня. По выходным некоторые мои приятели занимаются тем, что делают небольшие ставки в букмекерских конторах, и мне бы тоже иногда хотелось это делать. Но с другой стороны, это всё мелочи по сравнению с тем, что даёт мне футбол.

Правда у меня есть одна небольшая паранойа: как и любой другой игрок я боюсь получить травму, из-за которой придётся закончить карьеру. Я могу быть на пике формы, но однажды ужасный подкат оборвёт моё пребывание в большом спорте. Теперь это уже не так страшно. Но я думаю, что всё равно рискую в каждом матче. Я знаю, что футбольная карьера - это достаточно короткий период жизни,который может неожиданно оборваться в любом возрасте. Но я хочу, чтобы именно я решил, когда мне стоит повесить бутсы на гвоздь, а не какая-нибудь травма.

Поймите меня правильно, страх перед травмой или неудачей никогда не волнует меня, когда я играю. Я никогда не сдерживаю себя на поле. Я всегда хотел проявить себя, попробовать что-то новое.Я никогда не подойду к игре несобранным.

Я надеюсь мы сегодня не проиграем.А что будет, если мы проиграем?

Я всегда был уверен, что мы выиграем любую игру, за кого бы я не играл. Я ещё ни разу не сомневаля в своих футбольных возможностях. Я настолько уверен в себе, что могу выступать на любой позиции.Когда у Юнайтед были проблемы с травмами, я предложил сыграть опорника и даже центрального защитника. Я думаю, что если бы было нужно, то я вполне бы смог сыграть на этих позициях, никаких проблем.Я помню, как однажды Эдвин Ван дер Сар сломал нос в матче с Тоттенхэмом и был вынужден замениться. на тот момент у нас не было запасного голкипера и я вызвался встать в рамку, потому что пару разпробовал это на тренировках, и у меня неплохо получалось. В матче Кубка Англии, в 2008-м, наш голкипер Томаш Кущак был удалён с поля, и я решил предложить себя в качестве замены, но Тренер отказал мне, объяснив это тем, что если соперник сейчас забьёт пенальти, то нам потребуются силы в атаке, чтобы отыграться.

Когда я был помоложе, я думал, что смогу играть в футбол вечно. Сейчас же я знаю, что мой век в профессиональном спорте не такой уж и долгий. Забавно, но я совсем не беспокоюсь на счёт вопроса о завершении карьеры, придёт день, когда я сам осознаю, что пора повесить бутсы на гвоздь. Если я чувствую, что играю уже не так хорошо, то значит, мне стоит объективно посмотреть на себя состороны и разобраться в чём проблема. Я буду упорно тренироваться, чтобы вскоре снова выйти на прежний уровень. Я не буду бороться на последних жилах за право урвать для себя ещё одну игру в Премьер-Лиге. Пожалуй, я отправлюсь завершать свою карьеру куда-нибудь заграницу, например, в Америку. Мне бы хотелось попробовать себя на тренерском поприще, если представится такая возможность.

Всё же я хочу запомниться своими хорошими выступлениями в сильнейших клубах, таких как Юнайтед. Я хочу сверкать на поле Олд Траффорд, а не чахнуть на скамейке запасных. Момент моего завершениякарьеры ещё очень далёк. Ещё слишком много предстоит выиграть. Я хочу больше чемпионских титулов, больше кубков Лиги Чемпионов, я хочу выиграть все турниры, в которых Юнайтед принимает участие.Я хочу завоёвывать трофеи для команды, потому что личные достижения, какими бы приятными они не были, всё-таки не так важны. И что бы я не делал, я делаю это так, чтобы оказаться лучшим. У меня не получается быть недачником, и это подтвердит каждый, кто когда-нибудь со мной играл.

За 10 лет, проведённых в Премьер-Лиге я пережил все взлёты и падения.