11 мин.

Большое интервью Найджела Пирсона

Тренер Уотфорда Найджел Пирсон недавно потерял мать. Он считает, что сохранение здоровья людей во время эпидемии коронавируса важнее итогов борьбы за выживание.

«Иногда мне просто необходимо уединиться», - говорит Пирсон, находясь в непривычно тихой лаунж-зоне стадиона Викаридж Роуд. На фоне новостей о пандемии коронавируса, Пирсон все же нашел время, чтобы поговорить о том, как сохранить душевное здоровье во время борьбы за сохранение места в Премьер лиге, а также о замечательном преображении, которое произошло с Уотфордом с момента его назначения в декабре. Команда две недели назад сенсационно прервала рекордную серию Ливерпуля без поражений и покинула зону вылета. Пирсон понимает шаткость положения, подчеркивает, что опасается последствий эпидемии коронавируса гораздо сильнее.

Уединение

В январе Найджелу Пирсону пришлось пережить утрату матери, но сейчас он способен собрать вокруг себя компанию во время собственного рассказа об эмоциональном интеллекте, атакующем футболе или плейлисте в Spotify. Среди всего разнообразия Пирсон выбирает классическую музыку. Он признается, что любит музыку Шостаковича. Говоря об одиночестве он подчеркивает: «Я бы не стал слушать музыку Шостаковича в обществе других людей».

Пирсон очень хороший менеджер. У него есть дар к структурированию игры и способности вдохновить игроков тем, что он называет смесью мощи и эмоций. Но он, возможно, более сложный, чем любой другой менеджер в английском футболе. В основе его работы лежит глубокий самоанализ, и даже сам Пирсон удивляется, насколько важно уединение на фоне напряженного сезона в Премьер лиге.

«Иногда мне просто нужно побыть на природе», - продолжает Пирсон. «Удивительно, сколько времени мне требуется, чтобы побыть наедине с самим собой. У нас есть местечко в Девоне, там есть гольф клуб, членом которого я стал. Все очень дружелюбно, и все хотят сыграть со мной, как с новым членом». В этот момент я думаю: «Пожалуй, нет. Я просто хочу несколько раз ударить по мячу в одиночестве». Звучит несколько жалко, но это редкая возможность для меня побыть в спокойной обстановке.

Приоритеты

Несколькими днями позже мы снова встретились. Премьер лига приняла решение приостановить сезон до 4 апреля. Наша предыдущая беседа о собственной замкнутости выглядела несколько иронично. Теперь Пирсону пришлось столкнуться с тем, что у одного из игроков Уотфорда может быть обнаружен коронавирус и ему с партнерами по команде придется провести некоторое время в изоляции. «Лучше самому определять, когда и где ты уединишься», - усмехается Пирсон. «Но на данный момент это правильное решение, даже если оно было принято под давлением общественности».

Главный тренер подверг критике речь премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, посвященную ситуации с коронавирусом. «Я был совершенно разочарован его выступлением», - говорит Пирсон, - «как явным отсутствием понимания происходящего, так и недостатком четкого руководства. В непростые времена необходимо сильное руководство, людей надо максимально полно информировать, а любые решения должны приниматься в их интересах. Все что делается, должно происходить по соображениям гуманизма, а не по экономическим причинам. Конечно, экономика страдает, но это сейчас не должно быть в приоритете».

На вопрос о том, что он и его игроки будут делать на выходных, поскольку игра с Лестером перенесена, Пирсон ответил: «Мы ждет результатов анализа одного из наших игроков на наличие вируса в его крови. До четверга тренировок точно не будет. Но возможно что-то изменится. Сейчас мы просто хотим, чтобы они последили за своим здоровьем и здоровьем своих домочадцев. Естественно, они должны незамедлительно сообщить о любых признаках болезни. Мы должны проявить бдительность и минимизировать возможные риски».

Ранее Пирсон заявлял, что игра при пустых трибунах лишена смысла. Это подвергает игроков, тренеров и персонал клубов неоправданному риску. Если сезон будет продолжен 4 апреля, следует ли доигрывать сезон? «Чем больше затянется пауза, тем сложнее будет это сделать. Нужно держать это в уме, но для Ливерпуля это станет трагедией, если сезон не будет доигран. Но не будем забегать вперед. Возможно в апреле мы поймем, что сможем закончить сезон и уйти на летний перерыв. Футбол от этой ситуации конечно же страдает, но нужно смотреть на вещи реально. В чисто футбольном плане придется столкнуться с проблемами, которые раньше нам решать не доводилось».

Результат анализов игрока Уотфорда на коронавирус будет готов не ранее субботы, в этой связи готовится ли Пирсон к вынужденной самоизоляции? «Я, как и любой другой, буду следовать рекомендациям. Все зависит от результатов анализа, а пока мы просто сидим и ждем».

Душевное спокойствие

Закончив разговор о коронавирусе, Пирсон рассуждает о влиянии работы тренера на его душевное здоровье. «Влияние может быть разрушительным. Я знаю, что хорошо справляюсь со своей работой, но некоторые аспекты профессии на меня плохо влияют. Она выматывает эмоционально и умственно. Если не обратить на это своего внимания, все может закончиться плачевно».

Где Пирсон черпает энергию во время такого драматичного сезона? «У меня есть вещи, которые я люблю делать сам. Ещё мне становится лучше, когда я беседую с друзьями. Общение с людьми одно из моих сильных качеств, но побыть наедине с собой я тоже люблю. Когда я вернулся в футбол после некоторого перерыва, люди снова начали узнавать меня. Это доставляет неудобство. Жена говорит, что когда я раньше носил очки, это помогало маскироваться. Сейчас это уже не работает. Придется носить накладную бороду и усы».

Во время своего пребывания в Лестере, Пирсона можно было назвать «колючим». Но отставка в 2015 изменила его. Он открыл для себя прогулки в горах и живопись. Он читал и работал над своей ученой степенью в области истории. После года вне футбола Пирсон в 2017 он принял предложение Дерби Каунти. Затем он оказался в бельгийском Левене, где его команде приходилось играть на протяжении 17 месяцев в среднем перед 4500 зрителей.

Его следующий вынужденный отпуск длился почти 10 месяцев до 6 декабря, когда он принял предложение Уотфорда, находившегося на самом дне таблицы. К тому моменту клуб уже успел уволить двух главных тренеров. Пирсон принял неожиданное предложение поработать. «Мне было любопытно и я подумал, почему бы нет? Люди говорили, что это рискованно, но как же без этого?! Команда, которая имела в активе 8 очков и забивала в среднем раз в 400 минут? Риск заработать в своем резюме отметку, что команда вылетела под твоим руководством? Настоящий риск в том, что вы будете сожалеть о том, что не согласились».

Принципы работы

В дебютной игре Уотфорд смотрелся хорошо, хотя и проиграл 2-0. В следующих 5 играх они выиграли 4 встречи, один раз сыграв вничью. В том числе победили МЮ и Вулверхэмптон, да и вообще стали выглядеть будто совсем другая команда. До прихода Пирсона Уотфорд одно победу из 13 с разницей мячей -18. Как ему удалось вернуть команду к жизни?

«Позитивный настрой. Четкие указания. Упрощение процессов. Нужно вдохновить людей мыслью, что все возможно. Меня утомляют люди, которые говорят, что у вас что-то не получится или возникнут проблемы. Лучше дайте нам решение! Как я говорю своим игрокам: «Покажите мне, что вы можете, а не то, чего вы не можете.» Я заставляю людей чувствовать себя частью большого дела, в которое каждый из них способен сделать свой вклад».

Одно время Пирсона считали олдскульным английским тренером-болтуном, но в реальности все иначе. Он грамотный тактик, который большое внимание уделяет аспектам эмоционального интеллекта. «Это залог нашего успеха, поскольку футболисты прежде всего люди. Важно понимать, что у вас в команде игроки с разным мировосприятием, и моя задача состоит в том, чтобы они раскрылись наилучшим образом. И это не мелочи, это реально имеет решающее значение».

И все же Пирсон слегка меняет принципы своей работы. Так на тренировочной неделе перед матчем с Ливерпулем он позволил команде чуть расслабиться во время тренировок. Сессии были упрощены, в расписании появились йога и плавание. «Это было спонтанное решение. По ходу недели мы решили что-нибудь поменять, но даже эти изменения были обоснованы».

В игре Уотфорда появилось больше уверенности с переходом на схему 4-2-1-3. Основная идея состояла в том, что более структурированная защита поможет команде раскрыть атакующий потенциал. Уотфорда поднялся с последней строчки на 16 место и по словам Пирсона, после возобновления чемпионата продолжит играть в атакующей манере. Это означает, что полузащитники продолжат идти вперед даже в случае, если Уотфорд будет вести в счете. Так было в играх с Астно Виллой, Ливерпулем и Эвертоном.

«Нам нужно побеждать», - говорит Пирсон. «Это не значит, что мы сошли с ума и считаем атаку важнее надежной обороны. Но действия на поле будут зависеть от того, какими ресурсами мы обладаем и как складывается ситуация на поле. У нас хорошие игроки группы атаки, но небрежностей в защите позволить себе мы не можем. Но чтобы иметь надежду на спасение, придется играть надежно в обороне, но в то же время агрессивно в атаке».

«Мы ведем жестокую борьбу за сохранение места в Премьер лиге, приходится усердно работать, чтобы быть конкурентоспособными. Мы уже начали двигаться в нужном направлении, но поражение от Кристал Пэлас я рассматриваю как упущенную возможность укрепить позиции в таблице. Но времени на сожаления нет. Мы хорошо играли против Пэлас, но свои моменты не реализовали. В своей работе мне нужно сохранять спокойствие, и не поддаваться всеобщим настроениям».

Мама

Ещё более человечный образ Пирсона формируется тем, что 10 недель назад скоропостижно скончалась мама тренера. Тренер подчеркивает важность поддержки со стороны своей жены и детей, но признается: «Не знаю, нашел ли я уже способ справиться с собственной скорбью. Сейчас мы стараемся сплотиться вокруг моего отца и поддержать его. Они прожили вместе с мамой 64 года. Мама, несмотря на свои 84 года была очень энергичной леди. Она была очень важной фигурой в нашей семье, поэтому сейчас всем очень тяжело. На следующей неделе мы бы отпраздновали её 85летие».

«Все произошло 28 декабря в день нашего матча против Виллы. Мой сын Джеймс коротко сообщил, что нужно быстро собраться. С мамой случился удар. Следующие несколько дней прошли в постоянных разъездах, а через несколько дней она умерла. Это был шок. Так что сейчас я особо внимательно слежу на состоянием отца. Только что потеряв маму, я не хочу лишиться ещё и отца [из-за кононавируса]. Конечно я волнуюсь, потому что пожилые люди больше подвержены риску».

Пирсон побывал у своего отца в понедельник, за несколько часов до того, как появилась информация, что вирус мог добраться до базы Уотфорда. После того, как появилась информация о заболевании тренера Арсенала Мигеля Артеты, Пирсон переживает, что также мог бы быть угрозой для своих родных. «Логично предположить, что мы все могли быть в контакте с кем-то из зараженных. Трудно сказать определенно, сколько людей находятся в зоне риска. Это не пугает меня, нужно принять это как данность».

Баланс

Удается ли Пирсону сохранить баланс между заботой о себе и об окружающих? «Надеюсь на это. Реальность такова, что как и все я отлично даю советы, но далеко не всегда сам им следую. Я пытаюсь наслаждаться работой, но это не всегда получается. У меня сложные отношения с моей работой».

Между тревогой от распространения вируса и перипетиями борьбы за выживание, Пирсон рассказывает о нескольких своих приятных развлечениях. «Люблю разгадывать кроссворды в Гардианс с тех пор, как впервые начал работать в Лестере в 2008. Стараюсь делать это быстрее десяти минут. Сегодня справился за 9». Пролистывая свой плейлист в Spotify он называет таких исполнителей как The Cure, Майлз Дэвис, Ник Дрейк, XTC. Его музыкальные предпочтения очень разнообразны.

Мы возвращаемся к футболу и пытаемся выяснить, если сезон продолжится, сможет ли Уотфорд остаться и доставит ли сезон удовлетворение тренеру? «Да, я верю, что мы сохраним свое место. Если говорить об удовольствии, то я всегда был немного мазохистом. Я полагаю, это важное качество в подобного рода работе. Боль стимулирует к развитию. Если все складывалось иначе, может быть я бы и заскучал. Но с другой стороны, пришлось бы решать другие проблемы. Я знаю, что у нас непростая ситуация, но мы приложим все усилия, чтобы ее изменить. Мы должны в любой момент быть готовыми воспользоваться своим шансом. Но сейчас мысли о выживании в стороне. Самое главное – это здоровье».

Источник: The Guardian

P.S. Авторский канал в Телеграм об Уотфорде: https://t-do.ru/ruwatford где будут появляться новости короткой строкой и какие-то интересные факты, не очень достойные быть опубликованными в блоге.

Ещё по теме:

От первого лица. Исмаила Сарр

Жерар Деулофеу: «В Барселоне вы всегда под пристальным вниманием. В Уотфорде я счастлив»

История Троя Дини. Тюрьма, расизм и цель в жизни

Адам Мазина: «То, через что мне пришлось пройти сильно отличается от понятия «нормальной жизни»