7 мин.

Вратарь года: герой, симулянт, человек

Пока посленовогодний хмель догуливает своё по организму, думаю, самое время, не спеша и рассудительно, вспомнить, чем же мне лично запомнится уходящий год, в плане того, что касается вратарей. И огладываясь назад за чашкой чая сейчас, когда многие подробности сезона забылись и стерлись, мне видятся несколько вещей, которые, скорее всего, и будут для меня главными трендами шедшего года и уходящего сезона.

Вратарь года

Это, безусловно, Вячеслав Малафеев. Именно в его игре и жизни отразились, так или иначе, все основные тенденции 2011 года. Успев за этот неполный сезон пережить большую личную трагедию, попасть под незаслуженную и глупую критику неосторожного сквернослова Губерниева, пройти через игровой кризис, Вячеслав сумел стать и героем года, отлично отыграв за сборную в самых важных играх.

Самое интересное, что своей уверенной игрой, вместе с травмой Акинфеева, да и не самой выразительной игрой Игоря до этой злополучной травмы, Малафеев вновь обострил, казалось бы, решенный вопрос: кто же является №1 для сборной России? И если Шунина в этом качестве готовы рассматривать только самые отчаянные экспериментаторы и болельщики «Динамо»; говорить о Габулове, Рыжикове и других потенциальных кандидатах (Будакове, Городове, Кержакове младшем, Хомиче, Нарубине, Абаеве, и так далее) можно только для чесания языка, то кандидатуру Малафеева в качестве реального основного вратаря сборной на предстоящем Евро можно обсуждать вполне всерьез.

Решающим в этом вопросе станет весенний этап чемпионата и еврокубков, но сейчас шансы Малафеева на то, чтобы занять пост номер один в сборной выглядят, как минимум, не хуже, чем у Акинфеева. Тем более что после прошлой аналогичной травмы Игорь восстанавливался довольно долго и тяжело.

Безусловно, желая Игорю Акинфееву здоровья вообще, по-человечески, и восстановления игрового тонуса и боевых кондиций, можно с уверенностью говорить, что даже если капитан ЦСКА не сумеет набрать форму к Евро-2012, это не станет значительным ослаблением команды. Есть кем его заменить.

Самое интересно, что Вячеслав за этот год вряд ли сильно вырос или совершил какой-то качественный прорыв. Вовсе нет. И прошел он этот год весьма неровно. Чего стоит только один из худших матчей питерского вратаря – игра против «Локомотива» на Петровском.

Такого «нелетающего» вратаря ещё поискать – не найти. Такое ощущение, что Малафеев играл с гирями на ногах.

Но важно, что он смог после каждой неудачи собраться и не уйти в длительный провал. Вячеслав в этом году показал, что у него есть вратарский класс, и класс этот довольно серьезный. Да, с ним остались его проблемы: не уверенная игра на выходах, не всегда обдуманные решения. Но хорошая техника и сумасшедшая реакция позволили и ему самому, и всему российскому футболу в этом году сделать шаг вперед. Я правда считаю, что это их совместный шаг.

Тренд года

В том, что для меня запомнилось как вратарский тренд года, основные роли играют тоже именно армейский и питерский голкиперы, что, пожалуй, логично. И тренд этот довольно неприятный. Вспоминая этот год, я точно буду помнить столкновение Акинфеева с Веллитоном, и то, что началось после него. Сейчас поясню, что я имею ввиду.

Прежде всего, о самом столкновении, о котором высказалось уже слишком много людей: очевидно, что никакого умысла нанести травму вратарю спартаковский нападающий не помышлял. Было нарушение ровно на желтую карточку, которую он тут же и получил. На этом эпизод был бы исчерпан в любом случае, если бы только это не был Веллитон, и это не был бы Акинфеев.

То, что решение КДК по этому поводу – бред сивой кобылы – это тоже очевидно. Но это не первый их бред. Жаль, что организация, формально созданная для порядка, на деле занимается разрушением порядка.

О самом эпизоде: вратарь выходит играть за штрафную площадь. Вратарь тяжелее и крупнее нападающего, килограмм на пятнадцать (я полагаю, не меньше). Его цель – нейтрализовать угрозу, выбить мяч куда-нибудь оттеснить нападающего, потянуть время, чтобы успели вернуться защитники. И получить желтую карточку в этом эпизоде для вратаря – вполне приемлемая цена, если ему удастся не дать нападающему забить. То есть, вратарю есть смысл играть в игрока, играть «стопера», а не делать вид, что он хороший подчищающий защитник.

Вместо этого Акинфеев стремится как можно чище сыграть в мяч, тогда как идет сначала в борьбу, а потом уже к мячу именно нападающий. По сути, они зачем-то меняются ролями. Ну, сгруппируйся, выставь колено, прыгай так, чтобы снести нападающего к лешему! Всех вратарей всегда учат выходить так, чтобы всегда добираться до мяча. Бульдозером себе дорогу прокладывать – но добираться. Другой разговор, что получается это не всегда. Но тут-то ситуация один-в-один с легким игроком.

Видимо, Акинфеева смутила некоторая непривычность ситуации, когда идешь, как бы, на выход, но руками сыграть нельзя. Поэтому Игорь сыграл не лучшим образом, как-то расслабленно. Тогда как бразилец наоборот сыграл хитро и напористо. Но, повторюсь, не вижу я там намерения нанести вратарю тяжелую травму. Фол как фол, ничего особенного. В конце концов, саму травму то Акинфеев получил не в столкновении, а при приземлении.

А вот то, что началось после этого, мне запомнится и это, честно говоря, не радует. Я сейчас имею ввиду не пламенную речь армейского вратаря с носилок и не то, что армейская оборона даже не постаралась «наказать» Веллитона за такую игру. Я имею ввиду пару моментов в игре уже питерского вратаря, которые, как мне кажется, косвенно связаны с этим моментом. Например, в конце гостевой игры «Зенита» с московским «Спартаком» Малафеев попытался «извлечь максимум» из момента, когда Веллитон пробегал мимо и махнул ногой. По-русски говоря, симульнул Вячеслав. Это было в 26-ом туре. (момент в самом конце видео, на 4.25).

Ещё чуть раньше, в 24-ом туре в гостевой игре «Зенита» с «Рубином» случился момент, который вызвал у меня огромное недоумение. Это момент со вторым голом казанской команды (примерно с 1.10)

Я охотно верю, что игрок «Рубина» влетел ногой в зенитовского вратаря и сделал ему больно. Совершенно этого не исключаю.

Но сколько я видел подобных моментов, бывало, что и против меня играли довольно грубо, всегда работало одно простое правило: момент доигрывается до конца. Ну, не верю я, что такой силы был удар и травма, что Малафеев не мог вскочить и попытаться доиграть этот момент. Ситуация то развивается в темпе, боль ещё не успевает прийти, адреналин позволяет доиграть момент. И то, что Вячеслав лег, показывая смертные муки, я считаю исключительно его решением, в надежде на то, что игроку казанцев будет показана карточка.

То есть, я дважды за сравнительно короткий период времени увидел то, чего в футболе быть не должно в принципе – симуляции вратарей. Причем, один раз в ситуации, когда на твои ворота продолжается голевая атака.

Оговорюсь, второй эпизод (с голом «Рубина») я тоже трактую как симуляцию, несмотря на то, что столкновение там было. По одной простой причине: вратарь имел возможность доиграть эпизод, но предпочел этого не делать. Я всегда считал, что вратари – это особенная каста. Это игроки, работа которых спасать, принимать удары на себя, брать на себя ответственность за поражения. Для меня это люди особенного характера, склада ума и навыков. Именно поэтому я могу понять, когда симулируют даже такие «железные» люди, как Стивен Джерард или Карлес Пуйоль, но вратарь, не доигрывающий момент до конца, когда может – это то, чего быть просто не должно.

Голкипер может быть странным, иметь репутацию психа или полного отморозка, он может быть религиозным фанатиком, склонным к саморазрушению, он может быть кем угодно, если выручает. Но симулировать – это просто нельзя.

К сожалению, именно этим запомнился мне ушедший год, если говорить о событиях знаковых. Понимаю, что за этот год было куда больше и более значимых событий, но я ведь говорю о памяти в постновогодний период, а она работает иногда довольно странно.

Человек

И, несмотря ни на что, именно Малафеев становится вратарем года в России. Не потому, что он супермен. А потому, что он человек. Со своими человеческими слабостями, болями, переживаниями, неудачами, преодолениями, некрасивыми поступками и сумасшедшей красоты сейвами. Когда видишь, что вратарь – это такой же человек, как ты сам, только чуть талантливее и намного трудолюбивее, то сопереживать ему становится куда легче. Хочется верить, что в следующем году Вячеслав станет лучше, как голкипер, на радость всем нам.

Удачи ему, удачи нам, и с наступившим новым годом!