17 мин.

«Реально зарабатывать 30 тысяч рублей в день». Кто рубит деньги на FIFA 15

Владислав Воронин погрузился в параллельную реальность, чтобы узнать, как можно заработать на футбольном симуляторе из дома.

Игроки

Сергею, Акылбеку и Андрею, трем топовым видеоблогерам, играющим в FIFA 15 – от двадцати одного до двадцати трех лет. Чтобы зарабатывать больше среднестатистических офисных работников, им не нужно выходить из квартиры. Достаточно встать с дивана, включить игру, записать пару матчей со своими эмоциональными комментариями, аккуратно нарезать лучшие моменты и забросить все это в YouTube. Удивились, как это возможно? Дело в том, что аудитория их каналов примерно в два раза больше, чем у официальной страницы «Зенита» (63 тысячи против 129, 131 и 140). Когда речь заходит о таких цифрах, появляется реклама – и из обычного развлечения игра в FIFA становится полноценным бизнесом.

Ролики о главном футбольном симуляторе мира начали взрывать российский сегмент YouTube только в последний год – еще летом 2014-го ни у одного канала не было и 50 000 подписчиков. Акылбек Бисикенов, известный в интернете под ником Acool, зарегистрировался в YouTube в конце 2012 года и стал одним из первых подобных видеоблогеров. Пока большинство выкладывало скучные ролики о прохождении карьеры, он сколачивал первую аудиторию за счет обучающих роликов.

– Дебютный ролик набрал 50 или 100 тысяч просмотров. Так пришли первые 500 подписчиков. Я еще толком не зарабатывал, была пара долларов в месяц, – вспоминает Acool. – Потом открыл для себя режим Ultimate Team (каждый игрок с нуля создает от одной до трех команд, покупая нужных игроков – прим. Sports.ru), сделал 70 серий за год, увеличил количество подписчиков.

На примере зарубежных фиферов Acool, Kefir (Сергей Никифоров) и Pandafx (Андрей Щелковский) начали запускать различные рубрики: дорога к первому дивизиону (поднимать свою команду из низов в топы), Pack Opening (вскрытие платных наборов с игроками и различными дополнениями вроде стадиона или формы), Pink Slips (игра со случайным подписчиком – если подписчик побеждает, то забирает себе игрока, который стоит на кону, если проигрывает – ничего не теряет).

Особую популярность всем троим принес режим Wager-match – игра между двумя видеоблогерами на особую ставку: либо на сильного и дорого игрока, либо на определенное количество монет – внутренней виртуальной валюты FIFA.

– В России не было ничего подобного, это была прорывная история, чтобы люди играли на ставку, – говорит Acool. – Там реальный мандраж, реальные эмоции. Я снял серию роликов, потом ко мне обратились зарубежные продавцы монет. Я был в шоке. Они предложили 200 долларов в месяц за рекламу в роликах, для меня это была огромная сумма, потому что с YouTube мне падали копейки, которые я тратил на еду, можно сказать.

– Самый дикий вагер-матч получился с Акулом, я проиграл 3:4, – вспоминает Kefir. – На последней минуте я вел 3:2, но за добавленное время пропустил два гола, и все. Статистика по ударам была 18:4 в мою пользу, но все 4 его удара попали в девятки. Это FIFA 14, она рандомная, там бывают случайности. Зато ролик получился эмоциональным, он уже вошел в классику YouTube, набрал около 350 тысяч просмотров. Иногда даже хорошо, если проигрываешь.

Тогда на кону стояли 10 миллионов монет – больше 5 тысяч рублей. Этот прорывной ролик появился в июле 2014-го, и в том же месяце к российским видеоблогерам пришли первые большие рекламные деньги. Продавцы виртуальной валюты стабильно выкупают место в самом начале популярных роликов, и стоимость этой услуги только растет. В этом году она достигла уже 100 тысяч рублей в месяц для топовых игроков.

– Я с монетчиками договариваюсь на долгосрочное сотрудничество. Когда аудитория увеличивается – запрос на рекламу тоже увеличивается. Может, будем обсуждать повышение выплат через 2-3 месяца, – отмечает Kefir.

– От продавцов монет, конечно, самый большой доход. Кто больше заплатит – того и рекламируем, да, но важно не только это. Важно отношение, чтобы ответственно подходили к делу, а не так, что пока ты не напишешь – деньги не переведут, – поясняет Acool. – Доходы от рекламы продавцов монет зависят от просмотров, а не от количества подписчиков. Есть каналы с миллионом подписчиков, а просмотров в два раза меньше, чем у меня.

Кроме рекламы монет, у видеоблогеров есть еще как минимум три источника дохода: поступления от YouTube, пожертвования подписчиков при прямых трансляциях игр (стримах) и дополнительные опции вроде рекламы в пабликах и платных лайков.

Доход от YouTube нестабильный и сильно зависит от тарифов, которые выставляет владелец видеохостинга Google – например, в феврале Kefir за ролик с 109 тысячами просмотров получил 30 долларов, а за ролик со 108 тысячами – 11 долларов. Другой видеоблогер говорит, что в марте одна тысяча просмотров стоит ровно 1 доллар, что существенно больше и выгоднее. При этом 20 процентов всех доходов от YouTube удерживает специальная медиасеть, которая взаимодействует с офисом Google, помогает выводить деньги без лишней головной боли и в случае чего решает проблемы, связанные с претензиями видеохостинга.

Прямые трансляции каждый из трех игроков проводит на специальном сайте Twitch. При оформлении платной подписки за 400-500 рублей пользователи получают шанс поиграть один на один со своим любимым блогером и награждаются специальными значками, которые выделяют их в общем чате. Во время трансляций игроки могут делать рекламные паузы продолжительностью 1 или 3 минуты – они тоже оплачиваются в зависимости от размера аудитории. В среднем одну прямую трансляцию смотрят 2-3 тысячи человек, за один эфир суммарно удается заработать 2-4 тысячи рублей. В неделю таких трансляций бывает 2-3, так что только на Twitch реально получать около 40 тысяч рублей в месяц.

Но эта сумма тоже не может быть постоянной, потому что подписчики регулярно отправляют игрокам «донаты» – вознаграждения, размер которых они определяют сами. Например, Kefir пару раз получал по 15 тысяч рублей от одного человека, Pandafx трижды давали по 10 тысяч рублей. В основном присылают по 50-250 рублей, но “донаты” в размере 1-2 тысяч встречаются довольно часто.

Самый маленький источник дохода – специальные рекламные предложения. Так, Pandafx может поставить лайк под вашим видео на YouTube за 500 рублей или добавить канал в рекомендации за 2000 рублей в месяц. Acool раньше мог провести консультацию по игре за 500 рублей или согласиться на матч для записи на ваш канал за 1000 рублей. Сейчас ему стало “лень ходить и ставить лайки, да и зачем рекламировать ролик, если он мне не нравится”.

По словам двух блогеров, в ближайшем будущем им по силам зарабатывать около 300 тысяч рублей в месяц – правда, только в том случае, если система продажи монет будет работать так же успешно, как сейчас, иначе можно лишиться крупного рекламодателя.

– Монетчики – это где-то 40 процентов от общего дохода у ютуберов, – уточняет Сергей Kefir. – Сейчас я уже не так завишу от монетчиков. Теперь мое лицо работает на меня: начинают приглашать на всякие мероприятия, появляются предложения съездить на турнирчик, где-то поприсутствовать, предлагают определенную сумму рублей. Мероприятия связаны с FIFA – например, зовут поработать ведущим.

В общем, видеоблогеры могут спокойно жить на доходы от FIFA и не браться за другую работу. Kefir и Acool уже съехали от родителей и живут в съемных квартирах – там ничего не мешает активнее работать в YouTube. Теперь на канал подписываются по 500-600 человек в день.

– Батя сразу понял меня, когда я начал заниматься каналом в 2012-м. Он сказал: «О, давай-давай, все равно весь день сидишь за компьютером, а тут польза будет», – рассказывает Acool. – Потом бате не понравилось, что я переехал. Но дома шумно, я хотел записывать, стримить. Сейчас родители уже нормально ко всему относятся.

– Сейчас зарабатываю больше, чем на всех своих прошлых работах вместе взятых, – добавляет Андрей Pandafx. – Учитывая, что у меня по образованию 9 классов, меня все более чем устраивает.

Популярность всех троих парней увеличивается так быстро, что их ящики в социальных сетях пухнут от новых сообщений. Часто поклонники просят провести с ними товарищеский матч, и некоторые даже готовы за это платить.

– Мне писали по 2-3 сотни человек в день, где-то три месяца назад я уже свихнулся от этого. Предлагали чуть ли не 5 тысяч рублей, чтобы сыграть матч со мной, – признается Kefir. – Я всегда отказываю, я не продажный человек, сам не могу играть, когда мне дают такую огромную сумму за один матч – это уже невероятно, как-то неправильно.

– Летом мне один парниша заплатил за игру, – рассказывает Acool. – Я не хотел, но он говорил, что заплатит, думаю: да чего он там заплатит, кинул вебмани просто так. А он мне бац – 900 рублей кидает. Ну ладно, сыграли.

Это может звучать бредово, но успех видеоблогера не особо зависит от уровня игры. Из трех топовых игроков только Сергей Kefir относится к профессионалам, однажды он выиграл чемпионат России по FIFA 12. Acool и Pandafx – самоучки, поэтому держатся менее уверенно.

– Играю я довольно средне, смотрят меня не за мой скилл, а за мои эмоции и за неформальный стиль комментирования матчей, – рассуждает Pandafx. – В некотором плане мне даже выгодно поигрывать, такие ролики более интересны людям. В среднем выигрываю 7-8 матчей из 10, бывает и вовсе по 10 матчей проигрываю, тут многое еще решает психология.

– Я нестабилен, могу хорошо сыграть сегодня и выиграть 5:0, но просто ужасно завтра – и проиграть 0:5. Никогда, наверное, не стану профессионалом в этой игре, – отмечает Acool. – Очень много сильных игроков, меня частенько обыгрывают в интернете. Часто не ожидаешь, вот недавно вел 2:0, на расслабоне играл, бац-бац – и проиграл 2:3 на последних минутах.

Сергей Никифоров, учитывая успешный опыт в киберспорте, мог бы спокойно выкладывать целые серии роликов о техничных разгромных победах. Но тогда ему вряд ли бы удалось сколотить такую аудиторию – нужно придумывать какие-то способы развлечения. Например, для уравнивания шансов одна из его команд состоит из российских игроков типа Константина Базелюка, Павла Могилевца и Александра Козлова. Особенно прекрасно, когда эта банда плетет кружева у ворот Куртуа и оставляет горевать какого-нибудь Эдена Азара.

– Я собираю слабые составы, делаю себе какие-то испытания, чтобы сделать это как-то поинтереснее, потому что все знают, что я всех могу раскатать в этих онлайн-дивизионах, а это будет не особо интересно для моего контента. Даже в первом дивизионе играют люди, далекие от киберспорта, профессионалы играют немножко на другом уровне. Мы знаем много фишек в игре, так что 99 процентов людей играют не так, как про-игроки. Если сравнивать первый дивизион в онлайн-сезонах с реальным футболом в России, то это середина или даже низы таблицы ФНЛ.

– Как удалось научиться играть так мощно?

– Где-то в 2008 году я начинал играть в Фифу по онлайну, думал, что играю хорошо, занимал 50-е место в мировом рейтинге. Думал, я суперигрок. Когда вышла FIFA-09, я увидел, что есть турнирчик, заинтересовался. Бац – вылетаю во втором раунде, меня просто раскатали. Я такой смотрю: а что это такое, что сейчас со мной произошло? Я таких фишек вообще нигде не видел. Начал ходить на эти турниры, стал понимать, что просто есть люди, которые выше уровнем, чем остальные, и они играют в одной компании. Я смотрел чемпионаты Европы, мира, играл товарищеские матчи с этими профессионалами, начал сам этому учиться, видел то, что они делали, эти штуки себе перетаскивал. Игры с лучшими учат чему-то новому.

Чтобы ролик получился эффектным и приятным для просмотра, каждый видеоблогер после 1-2 часов записи матчей или рубрик заморачивается с монтажом. В первое время он занимал 3-4 часа, с опытом скорость увеличилась: Wager-матчи можно сделать за полчаса-час, более трудоемкие рубрики – за полтора-три.

– Самая трудная и самая любимая рубрика – «Назад в прошлое» (разбор характеристик игроков известных клубов в ранних версиях игры). Много усилий уходит на поиски информации по игрокам, – говорит Pandafx. – А если брать по популярности, то это Pack Opening, сам лично не особо понимаю, почему так получается, так как работа по таким роликам самая халявная в плане монтажа и времени.

Несмотря на резкое увеличение интереса, российские видеоблоги о FIFA по-прежнему сильно уступают другим играм. Например, у игроков в Minecraft более 2 миллионов подписчиков и по 400 тысяч просмотров каждого видео. Но даже в таких условиях топовых блогеров узнают на улицах.

– Я живу в Самаре. Меня редко узнают, но бывает. Схожу в магазин – во “ВКонтакте” сразу пишут: “Я тебя видел, постеснялся подойти”, – рассказывает Acool. – В универе у меня одногруппники вообще не интересуются ютубом, не знают про всяких блогеров. Иду как-то со своей группой, ко мне парниша такой подбегает: “Акул!” Начинает со мной селфи делать, все одногруппники просто в шоке. Думают: подстава, пранк, что ли? Но я все объяснил.

Продавцы монет

Чтобы купить Криштиану Роналду или Лионеля Месси в режиме Ultimate Team, где каждый игрок сам зарабатывает виртуальные монеты на состав, нужно одержать несколько тысяч побед. Этот долгий путь выбирают единицы. Большинство обращается к продавцам, которые за несколько минут обеспечивают любым количеством монет за реальные деньги. Так Роналду или Месси можно подписать за 6500 – 8000 рублей.

Продавцы – это не законченные гики, которые сутками собирают монеты, а умелые бизнесмены, которые зарабатывают на компьютерных технологиях. Монеты для них добывают специальные роботы. Например, Федору Трифонову, который официально продает монеты по лицензии от Федерации киберфутбола России, программу-робота написал украинский хакер.

– Есть большой склад, где хранится очень много монет – 300 миллионов, – рассказывает Трифонов. – Это простой аккаунт с тонной монет, там же робот их добывает. Как? Это небольшой секрет бизнеса: перекупкой дорогих игроков на рынке. Условно говоря, есть карточка Неймара, которая стоит 5 монет, а какой-то игрок выставил ее за 2. Система сразу это вычисляет и выкупает карточку, потом продает за пять. Разница уходит на склад. Затраты на создание робота окупились за месяц.

Трифонов продает монеты один, но скоро будет работать с партнером. В связи с этим уже сделан новый сайт, на котором планируется выйти за пределы FIFA и начать продавать монеты и для других игр.

– Моя основная работа – аккаунт-менеджер весьма крупной компании, поэтому мой мозг всегда думает, как сделать деньги. Я сам покупал монеты у других наших продавцов, потом в один прекрасный день понял, что на этом можно хорошо заработать. Сейчас в день бывает по 5-10 покупателей, а может быть прорыв по 50 человек. Есть клиенты, которые просят миллион монет скинуть на разные аккаунты. Много времени занимает процесс отмывания монет, чтобы разработчики не увидели лазейку. Отмывание монет – это когда мы с большого склада перегоняем монеты на одноразовые аккаунты, которые потом удаляются. Таким образом реально зарабатывать 30 тысяч рублей в день.

– То есть на монетах можно получать почти миллион рублей в месяц?

– У меня было так несколько раз.

На рынке продажи монет работают не только одиночки, но и крупные компании, некоторые из которых способны обслуживать по 400-500 человек ежедневно. В их штате есть целый ряд сотрудников, заточенных на общение с клиентами, одновременно на смене могут быть сразу 5 человек.

Но компания EA Sports, выпускающая игру, в последний год затеяла настоящую войну против всех продавцов монет. Летом, накануне выхода FIFA 15, было сделано специальное заявление: “По нашим данным, боты создают в четыре раза больше запросов на трансферном рынке, чем все вместе взятые игроки. Мы намерены принимать дальнейшие меры – такие, как блокировка учетных записей – против игроков, которые совершают или рекламируют скупку, продажу, накрутку монет и используют ботов”.

Таким образом, под ударом оказались не только продавцы, но и популярные видеоблогеры. Осенью все крупнейшие иностранные игроки были моментально заблокированы.

– Все плевали на это заявление, и всех забанили. Самых известных, тех, кто рядом по цифрам – тоже. Обнулили клубы, отняли монеты, всех игроков. И потом иностранцы начали закрывать названия клубов при записи роликов, – рассказывает Acool. – Теперь их не банят, потому что их сложно найти. Так что выход есть – закрывать название клуба. Панда закрывает, мы с Кефиром – нет. Бан пугает, но мне лень закрывать название клуба при монтаже. Мне кажется, мы не так популярны, чтобы нас банили.

– У нас есть своя система безопасности, которая особо не выбивается из правил игры, – объясняет представитель крупного продавца монет Steve Melwood. – У нас это все осуществляется на довольно человеческом уровне, а не машинном, поэтому получается обходить конфликтные моменты. Когда с одного игрового аккаунта, с которого за все время существования было сыграно два матча, в день продается 60-70 миллионов монет, то понятно, что быть такого не может, такие аккаунты сразу банят. У нас есть ряд аккаунтов, которые довольно активно используются и развиваются. Обращения к нам из EA Sports были не от людей, а машинного типа: “Здравствуйте, у вас там что-то непонятное, свяжитесь с нами, если мы что-то не так подумали”.

Торговая марка Steve Melwood добывает монеты двумя способами: с помощью тех же роботов (только более мощных) и через покупку у обычных игроков. Где-то через полгода после выхода FIFA у многих скапливается большое количество монет, которому не находится применения: просто не все играют в режиме Ultimate Team. Тогда люди обменивают монеты на реальные деньги, а компания пополняет хранилище виртуальной валюты.

– Бывает такое, что покупка приносит нам больше 50 процентов от общего количества монет за день. Роботы, как, собственно, и на фондовом рынке, запрограммированы на выполнение операций при приходе определенных сигналов. Чтобы производить монетки на компьютер и продавать их, нужно 60 игровых аккаунтов, робот может быть один. Программе просто задаются отдельные условия для каждого аккаунта, чтобы они между собой не пересекались по активности. Так ведется торговля с разных аккаунтов.

Чтобы увеличивать мощности, крупные продавцы вкладывают деньги в рекламу – например, Steve Melwood оплачивает появление на каналах Acool’а и Kefir’а. Также компании поддерживают наиболее перспективных видеоблогеров.

– В России у лидеров 100-130 тысяч подписчиков, а за границей у лидеров – 10 миллионов. Порядки величин, думаю, ясны. Поэтому пытаемся находить талантливых ребят, предлагаем им свою помощь. Таких примерно пять человек. Мы безвозмездно выдаем им игровую валюту, которая нужна для поддержания команды на должном уровне. Для Pack Opening можем выделить 500-600 тысяч монет, это не очень много, но для начинающих достаточно. В плане Wager-матчей все зависит от того, какую ставку им объявит соперник. Если скажут миллион – ок, мы привлечем миллион монет, пускай играет.

Цена на монеты не фиксируется и зависит от ряда факторов – например, от волн блокировок и банов, которые устраивает EA Sports для усложнения работы продавцов.

– Чаще всего эти баны проходят на компьютерах, так что теперь цены на монеты на ПК стали существенно выше, чем на Xbox и PlayStation. Волны такой зачистки на консолях проводились давненько. Поэтому сейчас монеты на PlayStation стоят раза в четыре дешевле, чем на компьютер, и раза в два, чем на Xbox. В мобильных приложениях особо за рынком не следят, так что монетки очень дешевые, объемы очень большие, цена в сотни раз отличается.

Разом большие суммы в игру вкладывают редко – в основном к продавцам обращаются школьники, у которых есть лишние 100-200 рублей и которые не хотят целыми днями сидеть в игре. Этим активно пользуются мошенники. Они создают фэйковые страницы во “ВКонтакте”, называют цену ниже рыночной, быстро получают деньги на счет мобильного телефона и заносят клиентов в “черный список” – ни одно гневное сообщение после этого до обманщика не долетит.

За несколько часов до публикации этого текста стало известно, что EA Sports решила разбомбить продавцов монет по всему миру, полностью изменив систему продажи и покупки игроков в режиме Ultimate Team. В игре появится диапазон цен, в рамках которого будут установлены минимальная и максимальная цены на каждого футболиста. Теперь игроки и роботы не смогут завышать цены для накрутки монет.

Возможно, это конец счастливой эпохи.

Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Sascha Steinbach, Chesnot; facebook.com/easportsfifa