9 мин.

После слов тренера «Брюгге» о трансферах за 40 млн мы посчитали их деньги, а там – красота и логика (даже стадион строят сами)

Разбор от Владислава Воронина.

«Знаю, что все смотрели на «Брюгге» как на явных аутсайдеров группы. Бюджеты «Дортмунда» и «Лацио» – другой мир. Мы не тот клуб, который может покупать игроков за 40 миллионов, как «Зенит». Мы должны развивать своих.

И мы доказали, насколько эффективно можем работать, несмотря на разницу в бюджетах и статусе игроков», – сказал после победы на «Газпром Арене» главный тренер «Брюгге» Филипп Клеман. 

Мы на Sports.ru в Лиге чемпионов любим считать две вещи – расклады и деньги. Для первого еще рано (и не факт, что придется), а вот экономика после таких слов Филиппа Клемана особенно интересна. Давайте разбираться, что там в кошельке у «Брюгге». 

Бюджет «Брюгге» – в два с лишним раза меньше зенитовского. Но с отрывом самый крупный в Бельгии

Бюджет «Брюгге» на сезон-2020/21, по данным крупного медиа Het Nieuwsblad, составляет 90 миллионов евро. Так много не было еще ни у одного бельгийского клуба в истории, а перевес внутри чемпионата беспощадно велик: у второго клуба рейтинга – «Андерлехта» – вдвое меньше, лишь 50 млн. Но «Брюгге» не назвать клубом-олигархом. Тут важны методики планирования.

По большинству клубов Бельгии больно ударил коронакризис – выручка от билетов (а для местных клубов это все еще крайне большой источник $) рухнула к нулю, трансферный рынок сжался (некоторым продажи позволяют генерировать прибыль), часть прочих поступлений тоже уменьшилась, поэтому почти все клубы настроены пессимистично. «Брюгге» общему упадку не подвержен: бизнес-модель крепка и устойчива (об этом ниже), руководство уверено, что каждый год сможет гарантировать себе ЛЧ и немного трансферных доходов (другие клубы ЛЧ и продажи игроков при верстке бюджета не учитывали).  

Как бы ни отличались методики, фиксируем: бюджет «Брюгге» – 90 млн евро, бюджет «Зенита» – плюс-минус 200 (многое зависит от курса валют, но усредненно на дистанции года можно считать как 200). 

Бельгийская лига – это далеко не только продажа игроков. Доходы растут на 10% в год благодаря реформам

Развитие «Брюгге» нельзя назвать экономическим чудом в масштабах Бельгии – вообще-то вся лига развивается гармонично и адекватно. Летом 2020-го аудиторская компания Delloitte раскрыла финансовые показатели бельгийской лиги за сезон-2018/19. Операционные доходы (без учета трансферов – по стандартам УЕФА это отдельная сфера деятельности) достигли 378,5 млн евро. В абсолютных цифрах не фантастика, но важнее динамика: в последние три сезона доходы команд росли в среднем на 10% в год (в России – на 6% за 6 лет – и это в рублях, безотносительно падения валюты).  

Мы уже рассказывали, как бельгийская лига стала зарабатывать больше благодаря новому формату, здесь коротко повторим: во второй части сезона команды делятся на подгруппы (за чемпионство и за выживание, причем победитель группы выживания может побиться и за Лигу Европы), в итоге проходных матчей почти нет, интриги и интенсивности значительно больше, у ТВ, болельщиков и спонсоров выше спрос на такое соревнование – растет выручка. От телевидения еще в сезоне-2016/17 бельгийские клубы получали 66 млн евро, в 2018/19 – уже 84,3, а с этого чемпионата – вообще 103, и это не предел. 

Причем практически равномерно растут все статьи доходов – нет такого, как в РПЛ, когда спонсоры приносят больше 50% денег, а ТВ и болельщики в сумме около 10%.

 

Например, продажи билетов все еще остаются ключевым источником доходов – 99,3 млн евро, 26% всех денег чемпионата. Здесь сказывается и развитие лиги (средняя цена билета в сезоне-2018/19 выросла на 10% до 27,7 евро), и выступления в еврокубках (это дополнительные матчи с дорогими билетами). В Лиге чемпионов и Лиге Европы бельгийские клубы способны получать больше 60 миллионов евро в год – еще в 2016/17 было 48 млн. 

Реклама 18+

Другая особенность бельгийской лиги понятна всем – это трансферный инкубатор. Просто посмотрите на трансферный баланс последних сезонов, верифицированных Deloitte:

2016/17: +97 млн

2017/18: +73,3 млн

2018/19: +22,4 млн 

Причем игрокам стараются не переплачивать: топ-клубы отдают на зарплаты всего 46,3% доходов (в РПЛ – под 70%). 

На примере «Брюгге» хорошо видно, как используется заработанное на трансферах. 

«Брюгге» – прибыльный клуб, активно копит благодаря трансферам и основал собственную кафедру в университете, чтобы найти новые ветви бизнеса

О работе клуба мы можем судить по финансовым отчетам, последний доступный – за сезон-2018/19. 

• Доходы клуба – 92,8 млн евро, из них около 20 – трансферы

• Операционная прибыль – 11 млн евро, чистая прибыль – 7,5 млн евро 

• Накоплено – 20,9 млн евро. 

Это сухие цифры, но за ними скрыто много значимого. 

«Брюгге» при условии попадания в ЛЧ обеспечивает себя сам почти на 100% – нет корневого спонсора, доходы диверсифицированы, нет страшной зависимости от трансферов. Если клуб получает трансферную прибыль около 10 млн евро (для бельгийских клубов это несложно, средняя продажа в АПЛ приносит 9 с небольшим миллионов евро) – он работает в ноль. Если больше – может отложить несколько миллионов на дальнейшее развитие. 

Трансферный баланс «Брюгге» по данным Transfermarkt: 

2017/18: +13,1

2018/19: -4,3

2019/20: +30,5

2020/21: без крупных покупок и продаж – осторожность на фоне кризиса

«Брюгге» уже построил новую тренировочную базу за 16 миллионов евро, и это не пошатнуло его положение. Долгосрочная кредитная нагрузка (14 млн евро) минимальна, а накопления (21 млн евро) позволяют думать об инвестициях в важные проекты. Главный – большой стадион (об этом ниже), но есть и другие.  

В 2019 году «Брюгге» открыл медиастудию, задача которой – не только развлекать болельщиков дополнительным контентом, но и создавать дополнительные каналы продаж. Например, новое клубное приложение за год скачали 70 000 бельгийцев – и внутри него было совершено 15 тысяч транзакций на сумму 540 тысяч евро (прежде всего мерч). Медиастудия «Брюгге» работает еще и как рекламное агентство – за год подготовлено 168 рекламных активаций, и не все из них выпущены с долгосрочными партнерами клуба, бывают короткие проекты, заточенные на быстрый эффект. 

Еще клуб не делает вид, что знает все, и поэтому ищет идеи со стороны. В прошлом году в Университете Антверпена открылась исследовательская кафедра имени «Брюгге». Ее задача – предложить видение футбольной компании будущего. Тут нет ошибки: не клуба. «Футбольные клубы все больше превращаются в компании. Это требует особого внимания к праву, финансам, операционной деятельности, коммерческой структуре – все надо осмыслять и расширять кругозор», – поясняет генеральный директор «Брюгге» Винсент Маннарт. Кафедра проработает четыре года, клуб выделил ей 280 тысяч евро. 

Клуб сам строит стадион за 100 миллионов евро. Его спрячут в деревьях и оформят брюггским кружевом, которое в дни матчей может напоминать нижнее белье

В 2021 году «Брюгге» начнет строить собственную арену на 40 тысяч человек – сейчас стадион приходится делить с «Серкль Брюгге», а вместимость на четверть меньше – 29 тысяч. Это обойдется клубу примерно в 100 миллионов евро. 

 

• Проект требовалось согласовать с мэрией и местными жителями, поэтому стадион максимально органично вписан в окружающий район. Чтобы арена не выглядела гигантом на фоне жилых домов, выбрана маленькая высота – всего 32 метра (например, «Открытие Арена» – больше 52, пилоны «РЖД Арены» – 55). Фасад – из перфорированного материала, создающего иллюзию мягкости и легкости. «Стадион будто покрыт знаменитым брюггским кружевом, – объяснили в строительной компании Alheelbouw. – Хотя в дни матчей можем превратить это кружево в привлекательное нижнее белье: покрытие может светиться цветами «Брюгге». 

• Стадион окружит парк с прудами и несколькими сотнями канадских тополей – и «легкий белый стадион будет выныривать из-за веток, напоминая китайскую бумажную лампу, а не сваливаясь тоннами бетона», говорят дизайнеры. В дни матчей на территории парка будет разворачиваться парковка на 3-4 тысячи мест, а всю остальную неделю можно гулять, играть и загорать. Никаких нефутбольных активностей не планируется: «Брюгге» обещает не сдавать помещения под продуктовые магазины и какие-либо другие коммерческие проекты. Только матчи, музей и магазин атрибутики. 

• Большая фанатская трибуна на 12 тысяч мест (под крутым наклоном 35 градусов) может стать мощной культурной особенностью стадиона типа желтой стены «Боруссии». Еще в планах: 40 элитных скайбоксов, 5000 VIP-мест с ресторанным обслуживанием, 4 светодиодных экрана над центральным кругом (как на хоккее или баскетболе) и постепенно раскручивающиеся в Европе VIP-места с прозрачной стеной с видом на тоннель, где игроки стоят перед игрой и по которому уходят в раздевалки. Все это точно принесет дополнительные доходы.  

Реклама 18+

С «Зенитом» играли без лого титульного спонсора – подсветили социальный проект 

Во время матча с «Зенитом» вы наверняка видели слоган на груди игроков «Брюгге» – No Heart/No Glory. Это не коммерческая история, хотя у клуба есть титульный спонсор (букмекерская компания Unibet), и еще в выходные в чемпионате бельгийцы играли с его логотипом. Это особый социальный комплект формы «Брюгге» – с длинной историей. 

В 2010 году клуб стал выступать под девизом No Sweat/No Glory (адаптированный перевод: Не пашешь – не победишь), он до сих пор выведен на стенах тренировочной базы. Дальше почти каждый год появлялись точечные социальные послания: Kom Op Tegen Kanker (Победим рак вместе), Make a Wish (Загадай желание), Go for Zero (забота о природе через переработку мусора), Child Focus (Главное – дети) и Te Gek!? (Давайте обсуждать психологические проблемы) – целый сезон «Брюгге» так или иначе напоминал про важный социальный проект, выходил в футболке со слоганом на некоторые матчи и перечислял по этому направлению деньги из своего благотворительного фонда. 

В 2019 году клуб пришел к No Heart/No Glory – и считает это идеальным воплощением своих ценностей: 

• сердце для всех – «Брюгге» открыт для всех, без дискриминации; 

• сердце для спорта – тут все понятно; 

• сердце для здоровья – информирование о частых проблемах и важности обследований;

• сердце для образования – например, по этой линии «Брюгге» закупил 40 ноутбуков для нуждающихся семей, в которых дети не могли слушать дистанционные школьные уроки в период пандемии. 

Титульный спонсор совсем не против эпизодического ухода с футболки для напоминания о проектах «Брюгге». Даже если это Лига чемпионов. 

Семак ничего не изменил даже после провального первого тайма. «Зенит» и правда мог выиграть, но все очень грустно

«Зенит» свалил 19-летний мальчишка: живет с мамой и не хочет съезжать, реакцию и ускорение прокачал в теннисе

Фото: REUTERS/Anton Vaganov; Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos; stadiumguide.com; РИА Новости/Александр Гальперин