Реклама 18+

2004. Игра третья

2004

Раз на дворе декабрь - значит, пора играть. И, главное, выигрывать. Журналисты "СЭ" уступать не привыкли, и два подряд поражения от знатоков из элитарного клуба "Что? Где? Когда?", которые команда редакции потерпела в 2002-м и 2003-м (5:6 и 4:6), весь минувший не давали нам покоя. Даешь третий матч!

И грянул бой. На сей раз игра прошла не в редакции, как прежде, а в Нескучном саду, в знаменитом Охотничьем домике - то есть на поле знатоков. Тренерский штаб "СЭ", в свою очередь, тоже применил тактическую новинку: мы обратились за помощью к друзьям редакции, знаменитым спортсменам, - именно они придумывали вопросы. Правда, на саму игру из "легионеров" приехал только бронзовый призер Афин саблист Алексей Якименко - остальные отсутствовали по сугубо уважительным причинам: кто-то из звезд спорта уже отдыхал в теплых странах, кто-то находился за рубежом в расположении своих команд, кто-то лечился от травм, тогда как Егора Титова не отпустила на суперматч вечерняя тренировка, которую проводил главный тренер "Спартака".

Капитаном команды знатоков (кстати, уже в третий раз!) был Владимир Белкин - один из старейших игроков элитарного клуба. Кроме него на поле вышли обладатель двух Хрустальных сов Александр Рубин и Леонид Тимофеев (оба - ветераны матчей с "СЭ", причем Тимофеев в 2003-м был признан MVP встречи и получил в качестве приза годовую подписку на нашу газету). Плюс три дебютанта: игрок элитарного клуба с 1997 года Сергей Виватенко, обладатель Хрустальной совы в осенней серии игр 2004 года Илья Новиков и лучший игрок женской команды сезона-2004 Елена Орлова.

Ведущим по обоюдному согласию сторон был назначен корреспондент отдела футбола "СЭ", он же - игрок элитарного клуба Борис Левин. Чтобы никто не обвинил нас в предвзятости, вопросы на игровом столе в произвольном порядке расположила десятилетняя дочь фоторедактора "СЭ" Татьяны Дорогутиной - Даша (между прочим, страстная поклонница передачи "Что? Где? Когда?"). Наконец, зрителями стали многочисленные сотрудники газеты, которые приехали в Нескучный сад после окончания рабочего дня.

Но - хватит предисловий. К делу! Ведь уже звучит гонг.

Первый раунд

Ведущий: - Попрошу Дашу запустить волчок. Так, смотрим. Против знатоков играет чемпионка мира и Европы по фехтованию на рапирах Екатерина Юшева.

Когда Екатерина была в Японии, ей очень понравилось блюдо, основным ингредиентом которого были сушеные водоросли - нори. Спортсменка решила приобрести нори, чтобы самой попытаться приготовить этот деликатес. Каково же было ее удивление, когда она обнаружила, что сушеные водоросли в Токио продаются в чайных магазинчиках. Объясните, почему практичные японцы продают чай и водоросли в одной лавке. Время!

Новиков: - Видимо, условия хранения чая и этих самых нори очень похожи.

Виватенко: - Или они в воде раскрывают свой вкус, как чай...

Тимофеев: - А если таким образом продавцы пытаются уйти от лишних налогов?

Белкин: - То есть?

Тимофеев: - Ну, за торговлю водорослями в Японии налог выше, а торговцы пускают их в оборот как сушеную траву типа чая.

Новиков: - А может быть, в Японии любой сушеный сыпучий товар продается по одной категории?

Виватенко: - Вообще-то в Японии очень мало земли и многие заведения строятся на воде. Может быть, чай продается именно в таких магазинчиках на воде, где и водоросли? То есть наоборот: чайные магазинчики - как приложение к морским?

Тимофеев: - Вряд ли. Давайте подумаем, чего такого особенного в чайных магазинчиках может быть?

Орлова: - А может, "чайный" - от слова China - то есть Китай, китайский?

Белкин: - О !

Виватенко: - Нет, China - это все-таки английское слово, а не японское.

Новиков: - Я тоже не думаю, что здесь нужно искать второй смысл слова "чайный".

Белкин: - Осталось десять секунд. Что решаем?

Новиков: - Наверное, все дело в условиях хранения...

Ведущий: - Время. Прекратили обсуждение - и я жду, Владимир, кто будет отвечать на вопрос. Согласитесь, очень многое зависит от того, кто возьмет на себя ответственность за первый ответ в игре.

Белкин: - Илья Новиков ответит.

Новиков: - Допустим... Давайте я изложу версию команды...

Белкин(тихо, но жестко): - Излагай свою...

Ведущий: - Не подсказывайте. Илья, так какую версию вы предпочтете?

Новиков: - Свою.

Ведущий: - Я делаю первое и последнее предупреждение команде знатоков. Во время ответа игрока остальные члены команды должны сидеть молча. Илья, я вас слушаю.

Новиков: - Поскольку условия хранения сушеных водорослей и чая примерно одинаковы (и то и другое - сушеная трава), то нори и чай хранятся на одних складах и в одних и тех же магазинах продаются.

Ведущий: - Но это же не версия команды! Почему вы, самый молодой игрок в команде, идете против мнения ветеранов - да еще в самом начале игры? Даю вам шанс исправиться и изменить ответ.

Общий смех за столом.

Новиков: - Капитан дал мне карт-бланш, и я сделал выбор в пользу своей версии.

Ведущий: - И что же будет, если вы использовали этот карт-бланш во вред команде?

Новиков: - (Улыбается.) Значит, будут бить меня впятером.

Ведущий: - Что ж, я принимаю вашу версию. А теперь внимание - правильный ответ от Екатерины Юшевой. Дело в том, что условия хранения сушеных водорослей и чая идентичны, потому-то они и продаются в одних и тех же магазинах. Как команда ни уводила Илью от верного ответа, он все-таки дал его!

Аплодисменты в зале.

Белкин: - Илюша, не обращай внимания на выпады ведущего. Если я даю отвечать тебе, значит, ты вправе выдвигать свою версию.

Ведущий: - Таким образом, знатоки отражают выпад Юшевой и открывают счет в игре - 1:0 в пользу элитарного клуба. Крутим волчок.

Второй раунд

Ведущий: - И против вас, Владимир Белкин, выступает полузащитник лондонского "Челси" и капитан сборной России по футболу Алексей Смертин. Внимание, вопрос.

Его книжками я зачитывался в детстве, его одноклубником я стал после того, как "Челси" отдал меня в аренду в "Портсмут". А капитан моей нынешней команды является тезкой одного из главных героев его книг. Назовите этого самого известного вратаря в истории "Портсмута". Время!

Рубин: - Не Стивенсон ли, ребята?

Тимофеев: - Капитан нынешней команды... Какой из двух - "Челси" или сборной России?

Орлова: - А как зовут капитана "Челси"? В сборной-то Смертин сам капитанит...

Тимофеев: - Терри... Джон Терри.

Виватенко: - Вспоминайте, какие книжки английских писателей были популярны в советское время? Причем герой должен быть положительный.

Новиков: - Почему это?

Виватенко: - А других не печатали... И главное, звать его должны Джон!

Новиков: - Главное в другом - герой должен быть общим для многих книжек этого писателя. Сериал какой-то.

Рубин: - Вальтер Скотт...

Орлова: - Ребята, было сказано, что Смертин зачитывался его книгами.

Рубин: - Да, а потом стал одноклубником. ..

Белкин: - Чьим? Героя или автора?

Виватенко: - Автора. Давайте думать, кто из английских писателей жил и творил в Портсмуте. Это ведь на юге Англии...

Новиков: - А в какое время жил этот автор?

Виватенко: - В XIX веке, наверное...

Новиков: - А кто у нас писал о скачках?

Белкин: - Дик Фрэнсис...

Ведущий: - Время вышло. Кто отвечает на этот вопрос?

Белкин: - Я попробую ответить, капитан Владимир Белкин. Итак, кого мне нужно назвать?

Ведущий: - Самого известного вратаря в истории клуба "Портсмут".

Белкин: - Зовут его, скорее всего, Джон... А фамилия у него... Пусть будет Стивенсон.

Ведущий: - Джон Стивенсон. Это кто такой? Писателя звали Роберт Льюис... Вы невнимательно слушали вопрос, господин Белкин. Джоном звали героя этого писателя-вратаря, бывшего одноклубника Алексея Смертина. Джон Уотсон - один из главных героев многих произведений Артура Конан Дойла. И правильный ответ - Артур Конан Дойл. Причем не просто вратарь, но и основатель клуба "Портсмут", в воротах которого он играл под фамилией Смит. Таким образом, полузащитник "Челси" сравнивает счет в нашей игре. 1:1.

Аплодисменты.

Ведущий: - Теперь я могу выдать небольшой секрет: перед началом игры этот вопрос бурно обсуждался в отделе футбола "СЭ", и мнения разделились: ровно половина считала, что знатоки ответят на него с ходу, тогда как вторая половина была уверена, что вы не "возьмете" его никогда. А у нас третий раунд!

Третий раунд

Ведущий: - И в игру вступает чемпион мира по игре "Что? Где? Когда?" 2004 года, корреспондент отдела информации "СЭ" Ровшан Аскеров.

Внимание, запишите РЯД! Знаток Александр Друзь, лыжница Ольга Завьялова, автогонщик Мика Хаккинен, футболист Эдсон Арантес ду Нассименту, велосипедистка Ольга Слюсарева, игрок в хоккей с мячом Василий Трофимов. А теперь вопрос: назовите итальянца, благодаря которому в этот ряд нельзя поставить десятикратного чемпиона мира по хоккею с шайбой Александра Рагулина. Время!

Белкин: - Их семеро. Чего у нас семь? Цветов радуги... Посмотрите, никак это нельзя применить здесь?

Рубин: - Нет.

Новиков: - Они все были сколько-то там кратными чемпионами мира или Олимпийских игр?

Виватенко: - Друзь был чемпионом мира, это я знаю точно.

Орлова: - Но может, это был какой-то итальянец, который обыграл Рагулина и не пустил его в какой-то Зал славы?

Белкин: - Итальянцы в хоккей наших не обыгрывают.

Виватенко: - А может, у Рагулина есть какие-то итальянские корни? Фамилия такая была - Рагуллини... А если по первым буквам имен или фамилий смотреть что получится: А - Александр, О - Ольга, М - Мика... Нет, глупость какая-то получается...

Белкин: - А они не по алфавиту идут?

Рубин: - Не по алфавиту. А может быть, каждый следующий в этом списке на один раз был больше чемпионом мира, чем предыдущий?

Виватенко: - Давайте посчитаем. Друзь однажды был... А Завьялова? Два? А Хаккинен...

Рубин: - А если это Шумахер, который семикратный чемпион мира, не пустил Рагулина...

Новиков: - Отпадает - Шумахер не итальянец. Или я не прав?

Белкин: - Значит, нам нужен итальянец, который выигрывал чемпионаты мира больше, чем Рагулин.

Виватенко: - Нет, мы просто утонем, перебирая фамилии. Таких людей может оказаться громадное количество - особенно в "мелких" видах спорта.

Белкин: - Тогда давайте считать количество титулов. Там есть двукратный, трехкратный, пятикратный...

Новиков: - А может, нужно назвать вовсе не спортсмена?

Тимофеев: - С чего ты взял?

Новиков: - Не знаю. От балды. Тут в вопросе цифр много - двукратный, трехкратный... Какого-нибудь Феллини нужно назвать, который снял "Восемь с половиной".

Белкин: - А что? Похоже...

Ведущий: - Время! Кто отвечает, Владимир?

Белкин: - Илья Новиков.

Новиков: - Никакого другого подходящего итальянца, кроме Федерико Феллини, мы не придумали.

Ведущий: - Но Илья, именно вы сказали, что все эти люди - многократные чемпионы мира. И предлагали искать ответ в этой плоскости. Что же ушли от этой идеи? Давайте порассуждаем: Александр Друзь сколько раз выигрывал титул чемпиона мира?

Новиков: - Однажды.

Ведущий: - Верно. А Ольга Завьялова?

Новиков: - Наверное, дважды...

Ведущий: - Нет, тоже однажды. А вот Мика Хаккинен - дважды - в 1998 и 1999 годах...

Новиков: - Тьфу ты черт! Фибоначчи!

Ведущий: - А вот это верный ответ. Продолжим ряд: трехкратный чемпион мира Пеле, пятикратная чемпионка мира Ольга Слюсарева, восьмикратный чемпион мира Василий Трофимов. Получается ряд 1-1-2-3-5-8... Как вы понимаете, 10 в этот ряд не входит. Это так называемый ряд Фибоначчи. Счет стал 2:1 в пользу "СЭ" и спортсменов России.

Аплодисменты в зале.

Четвертый раунд

Ведущий: - Стрелка выбрала вам, господа знатоки, вопрос от бронзового призера Олимпийских игр саблиста Алексея Якименко. Внимание, портреты фехтовальщиков.

Перед вами четырехкратный олимпийский чемпион Станислав Поздняков, двукратный олимпийский чемпион Дмитрий Шевченко и олимпийский чемпион Павел Колобков. А теперь вопрос: что означают цифры 0, 1 и 2 под портретами. Время!

Тимофеев: - Вид оружия?

Рубин: - Так, что мы об их оружии знаем? Сабля рубит, а остальные - колют.

Белкин: - Цифры с титулами не совпадают?

Орлова: - Нет - тут есть ноль под одним портретом.

Рубин: - А если речь идет о гранях в клинках? Смотрите, под портретом Позднякова - ноль. Сабля - круглая в сечении...

Белкин: - Я понял, еще какие версии будут?

Новиков и Орлова: - А у шпаги всего две грани? Как такое может быть?

Орлова: - А может, в этих видах есть какие-то характерные приемы, которые напоминают цифры 0, 1 и 2?

Тимофеев: - А может, связано с зонами поражения?

Рубин: - В шпаге можно колоть по всему телу, в рапире только в туловище, а в сабле - выше пояса.

Ведущий: - Время отвечать. Чуть подскажу вам: вы верно определили виды оружия, а также опознали, кто из них кто. Кто же из вас, господа знатоки, объяснит нам значение цифр под портретами?

Белкин: - Отвечает Александр Рубин.

Рубин: - (После длительного молчания.) Цифры означают количество зон поражения, допустимых в этих видах оружия.

Ведущий: - Но под портретом Позднякова стоит 0. Что же, по-вашему, саблисты вообще не поражают соперников в бою? Как же они тогда выигрывают?

Рубин: - Саблисты рубят, а шпажисты и рапиристы - колют. Поэтому у саблистов число зон, куда можно именно колоть, - 0. А вот у шпажистов на одну зону укола больше.

Ведущий: - Итак, ваш ответ: ноль зон уколов, одна зона и две зоны. А теперь внимание, ответ дает сам автор вопроса, присутствующий в зале. Пожалуйста, Алексей Якименко!

Якименко: - Недавно фехтование было, если можно так выразиться, электрифицировано, и теперь каждый удар или укол фиксирует лампочка. Чтобы лампы эти загорались, в клинках проходят специальные шнуры, которые при уколе замыкают, когда кончик рапиры или шпаги коснется зоны поражения соперника. В сабле таких шнуров нет, поскольку в этом виде удар наносится любой частью клинка, а не только его концом. Вы верно поняли, что ответ стоит искать в числе зон поражения, но правильный ответ - количество шнуров в оружии. Поскольку в рапире колоть можно только в колет, то шнур один, а в шпаге зона поражения - все тело соперника, и шнуров - два.

Ведущий: - Своим рубящим ударом Алексей Якименко довел счет в матче до 3:1 в пользу "СЭ". Отрыв становится угрожающим. А мы начинаем пятый раунд.

Пятый раунд

Ведущий: - Волчок указал на вопрос баскетболиста команды НБА "Юта Джаз" Андрея Кириленко. Внимание!

Когда в 1984 году Дэвид Стерн занял пост комиссара НБА, лига находилась в плачевном состоянии - как финансовом, так и спортивном. Энергичные действия нового комиссара оздоровили ситуацию в НБА. Каким своим первым шагом Стерн спас лигу от развала и одновременно повысил конкуренцию в ней? Время!

Рубин: - Ограничил зарплату новичкам?

Виватенко: - А может, наоборот, увеличил?

Белкин: - А сколько всего команд в лиге?

Тимофеев: - Или Стерн сделал то, что в НХЛ сейчас хотят сделать, - ввел ограничение зарплат?

Белкин: - Или систему драфта ввел. Сказали же нам, что он и конкурентоспособность повысил.

Тимофеев: - А расовый вопрос тут ни при чем? Может, он уравнял в правах черных и белых игроков. Потому и конкурентоспособность повысилась.

Орлова: - То есть и зарплату стал им платить вне зависимости от цвета кожи?

Тимофеев: - Типа того...

Белкин: - А еще в 1984 году в Лос-Анджелесе проходила Олимпиада.

Рубин: - Это не имеет значения. Профи тогда на Играх не играли.

Белкин: - Технические детали опускаем, это все могло повысить зрелищность, а нас спрашивают про финансовое состояние и конкуренцию...

Новиков: - Все-таки давайте подумаем, почему лига могла развалиться?

Белкин: - Что он мог придумать? Ввел четыре периода? Не подходит...

Виватенко: - Я думаю, все-таки Стерн что-то с зарплатами начудил.

Новиков: - А если увеличил время рекламы в трансляциях и количество щитов на площадках?

Белкин: - Вряд ли. Реклама и до Стерна не была в НБА на последних ролях.

Ведущий: - Время! Кто отвечает?

Белкин: - Попробую озвучить свою версию.

Ведущий: - Если вы не против, Владимир, давайте сперва побеседуем. Итак, я вам сказал, что НБА была на грани банкротства, спортивная конкуренция тоже упала. И вот новый комиссар призван спасти гибнущее дело. И денег сэкономить, и конкуренцию среди команд повысить. Каким одним шагом этого можно добиться?

Белкин: - Видимо, Стерна не устраивало, что соперничество в НБА сводилось к выяснению отношений между двумя-тремя командами, собравшими всех суперзвезд. Ему хотелось, чтобы звезды были равномерно распределены по клубам. Поэтому Стерн в 1984 году ввел систему драфта... Это позволило бы выравнять общий уровень лиги...

Ведущий: - Вы опять мыслите в верном направлении. Но система драфта существовала вне зависимости от Стерна.

Белкин: - Ну-у, может быть, комиссар НБА в принудительном порядке сам распределял звезд по клубам в зависимости от их силы...

Виватенко пытается что-то подсказать Белкину.

Ведущий: - Все в команде, кроме Владимира, молчат! Я и так позволил себе максимальный либерализм в этом раунде. Итак, Владимир, каким одним шагом можно и финансовые дела НБА поправить, и способствовать тому, чтобы один клуб не собирал под своими знаменами всех самых-самых?

Белкин: - Видимо, в каждом клубе есть фонд зарплаты, а Стерн ввел ограничение на этот фонд и установил эдакий максимум, потолок заработной платы. И ряду суперклубов пришлось расстаться с дорогостоящими игроками.

Ведущий: - Наконец-то! Жесточайшими пытками я все-таки вырвал у Владимира Белкина верный ответ на этот вопрос. Стерн действительно начал свою деятельность на посту комиссара НБА с того, что ввел так называемый потолок зарплат, то есть то, чего пока безуспешно добивается глава НХЛ Гэри Бэттмен. И я обращаюсь вновь к Алексею Якименко, который в нашем зале представляет интересы спортсменов. Алексей, вы согласны принять ответ Владимира Белкина и засчитать в этом раунде победу знатокам?

Якименко: - Несомненно.

Ведущий: - Значит, счет становится 3:2 в пользу спортсменов и редакции "СЭ". И для того, чтобы игроки и зрители отдохнули и пришли в себя после столь нервного раунда, я объявляю музыкальную паузу. Главный меломан нашей редакции, первый заместитель главного редактора Владимир Титоренко предлагает всем перевести дух под новую песню Адриано Челентано.

(Интересно, что статистика игр "СЭ" против знатоков свидетельствует: после паузы знатоки играют гораздо сильнее. Так, в 2002 году тайм-аут был взят при счете 3:0 в пользу журналистов, а в 2003-м при ничьей 3:3. В обоих случаях перерыв пошел на пользу элитарному клубу.)

Ведущий: - Музыкальная пауза закончена. Начинаем шестой раунд.

Шестой раунд

Ведущий: - И против вас играет футболист - торпедовец Игорь Семшов.

Уважаемые знатоки, перед вами эмблемы двух популярных греческих клубов АЕК и ПАОК. Эти клубы были основаны эмигрантами из одной и той же страны. Ответьте, что означает буква К в названии этих команд. Время!

Белкин: - Досрочный ответ. Отвечает Сергей Виватенко.

Виватенко: - АЕК - это аббревиатура, которая означает что-то вроде Ассоциация эллинов Константинополя. А ПАОК - это тоже аббревиатура. Что она означает, я точно не знаю, но буква К в названиях обоих клубов расшифровывается как Константинополь. То есть основатели команд были родом из Константинополя.

Ведущий: - Ну что ж, вы выиграли этот раунд. Действительно, К - это Константинополь, родина создателей ПАОК и АЕК. Современный Стамбул. Счет становится 3:3 - и у знатоков в запасе дополнительная минута. Седьмой раунд.

Седьмой раунд

Ведущий: - Прихотливый волчок выбрал для вас блиц - три вопроса по 20 секунд на размышление от сборной России по спортивной гимнастике. Очко будет засчитано знатокам, только если они ответят на все три вопроса. Внимание! Сборная гимнастов и гимнасток рискнула посостязаться со знатоками в знании русской литературы.

Вопрос первый. Вы, уважаемые знатоки, вероятно, отлично знаете русскую литературу и уж роман в стихах "Евгений Онегин" можете воспроизвести наизусть чуть ли не целиком. Тогда назовите самую популярную у Пушкина рифму к фамилии Онегин. Время!

Белкин: - Нет у Пушкина рифмы к Онегину. Там он ни разу не стоит в конце строфы.

Новиков: - Точно. Я не могу вспомнить ни одной. Как там: "Деревня, где скучал Онегин...", нет, "где скучал Евгений". Да, Онегина он не срифмовал...

Ведущий: - Время!

Белкин: - Наш ответ: фамилия Онегин у Александра Сергеевича в романе нигде не стоит в конце строфы.

Ведущий: - Я не спрашивал вас, где он стоит и где не стоит. Я просил назвать самую распространенную рифму к этой фамилии у автора романа.

Белкин: - Отвечаем: нет такой рифмы.

Ведущий: - Верно. Пушкин ни разу не зарифмовал своего героя.

Вопрос второй - скажите, как звали Рахметова, героя романа Чернышевского "Что делать?". Время!

Белкин: - Никак не звали. Ответ такой же - никак.

Виватенко: - Да, он ведь революционер, особенный человек, и все личное, вроде имени, для него не имело значения.

Орлова: - Он везде в романе проходит как Рахметов "особенный человек".

Ведущий: - Время!

Белкин: - У Чернышевского он назван только по фамилии - Рахметов. Имени у него нет.

Ведущий: - Что я могу сказать? У Чернышевского он назван просто Рахметов, вы правы. А теперь вопрос номер три.

Продолжаем тему русской литературы. Александр Блок до последних дней выполнял свой долг просветителя и даже в голодные дни 1921 года в Петрограде читал лекции по истории русской литературы. Скажите, сколько человек пришло на блестящую лекцию Блока, которую он прочел за несколько дней до своей смерти?

Тимофеев: - Двенадцать?

Белкин: - А по-моему, никто не пришел.

Тимофеев: - А поэма-то у него называется "Двенадцать". Вот эти 12 человек и пришли.

Виватенко: - Да никому Блок не был нужен после революции. Я тоже думаю, что никто не пришел на эту лекцию.

Новиков: - Двенадцать - это разумное количество для чтения лекции, а вопрос-то с подвохом. Я думаю, что пришел всего один человек. Ну не читал бы он перед пустым залом лекцию.

Орлова: - Действительно, один человек - это очень хороший ответ. И в логику блица вполне ложится... Ну не может три раза быть ответ "ничего". Не верю я в это.

Ведущий: - Время!

Белкин: - Отвечает Сергей Виватенко.

Ведущий: - Итак, Сергей, скажите нам, сколько было слушателей на этой блестящей лекции Блока?

Виватенко: - Блок пришел, но никто не пришел его слушать.

Ведущий: - То есть, по-вашему, Блок читал лекцию в пустом зале?

Виватенко: - Не нужен был Блок никому в это время. Не о литературе народ думал.

Ведущий: - И все-таки, согласитесь, довольно странно выглядело бы чтение лекции в пустом холодном зале. То есть, по вашей логике, общая идея блица такова: не было рифмы, не было имени, не было слушателей...

Виватенко:(Нервно.) - Ничего не было!

Нервный смех в команде и в зале.

Ведущий: - Нет, все-таки один слушатель, и здесь Илья Новиков и Елена Орлова правы, у Блока в тот день был. И вот для него - единственного - Блок и прочел свою блестящую лекцию. Ну не сумасшедший же Блок читать лекции для пустых лавок, шкафа или трибуны. Вы проигрываете блиц, и счет становится 3:4. Спортсмены опять выводят команду "СЭ" вперед. Восьмой раунд.

Восьмой раунд

Ведущий: - Против вас играет обладатель Кубка Стэнли хоккеист Валерий Каменский. Внимание, черный ящик!

В черном ящике три предмета. Первый содержит информацию, второй доставляет удовольствие, третий внушает уверенность. К первому имеют отношение такие люди, как Вячеслав Старшинов и Валерий Харламов, ко второму - Валерий Карпов и Павел Дацюк, к третьему - Илья Ковальчук и тот же Павел Дацюк. Что же лежит в черном ящике? Время!

Виватенко: - Старшинов - спартаковец, Харламов - ЦСКА...

Белкин: - Один центрфорвард, другой - левый крайний. Дальше что имеем?..

Новиков: - Информацию содержит...

Тимофеев: - Амплуа игроков что-то нам вообще могут дать?

Виватенко: - Давайте анализировать: что может нести информацию, что может внушать уверенность, а что дарить удовольствие?

Рубин: - Информацию книги содержат. Может, там энциклопедия хоккея, куда занесены имена Старшинова и Харламова?

Белкин: - История хоккея... Настоящее, прошлое, будущее...

Тимофеев: - Может, призы какие-то хоккейные, которые каждый из них получал... Ну, там приз "Известий", например... Так "Известия" - это газета...

Виватенко: - Отлично, Ленька! Точно, газета же содержит информацию!

Тимофеев: - Удовольствие - это пиво. Кубок "Балтики".

Виватенко: - А уверенность внушает РОСНО. Страховая компания!

Тимофеев: - Тогда в черном ящике - газета, пиво и страховой полис.

Ведущий: - Что ж, откроем черный ящик и посмотрим, что там лежит. А там у нас - газета "Известия", бутылка пива "Балтика" и страховой полис РОСНО. Каждый из перечисленных нами в вопросе персонажей выигрывал в свое время традиционный декабрьский хоккейный турнир, который с 1967 по 1996 год носил название - "Приз "Известий", с 1997 по 2003-й - Кубок "Балтики", а с этого года - Кубок РОСНО.

Браво, господин Тимофеев! Вы в блестящем стиле сравниваете счет. 4:4 - и вся борьба только начинается.

Девятый раунд

Ведущий: - И теперь вам противостоит игрок "Спартака" Егор Титов, который мечтал сойтись с вами лицом к лицу, но главный тренер клуба не отпустил его с тренировки. Скажите, госпожа Орлова, вы любите черную икру?

Орлова:(Улыбается.) - Можно. А вы угощаете?

Ведущий: - Пока нет. А вы, господин Новиков, как относитесь к партянкам?

Новиков: - Отрицательно.

Ведущий: - А кто-нибудь из вас видел черную икру в партянках? Нет? Вы в этом уверены?

А вот друг Егора Титова - музыкант, певец и композитор Александр Маршал вспоминал, что, когда его пригласили в студию звукозаписи в США, он был шокирован тем, что развернул партянку и увидел там не ожидавшуюся им хлеб-соль, а сплошную черную икру. Почему же Маршала так испугала черная икра в партянке?

Орлова: - Что такое портянка вообще в данном контексте?

Новиков: - Если мы это видели, значит, это что-то очень обыденное.

Орлова: - И почему в портянках икра?

Тимофеев: - Почему он ожидал в портянке хлеб-соль увидеть?

Белкин: - А что напоминает икра зернистая?

Виватенко: - Может, действительно какой-то образ, а не реальная икра?

Белкин: - А если перевод поискать? Caviar по-английски - икра... Никаких ассоциаций не возникает?

Новиков: - Дело было в студии звукозаписи. Может, здесь покопать?

Белкин: - А чего он испугался?

Новиков: - Так он ждал, что ему преподнесут хлеб-соль. А дали черную икру.

Орлова: - Причем почему-то в портянке.

Виватенко: - Так, может, портянка это сленг какой-то?

Орлова: - Да, причем, видимо, музыкальный. Да и икра - вещь дорогая. Вряд ли кто-то стал бы Маршала кормить икрой в Америке. Здесь есть какой-то образ, который мы не можем нащупать.

Ведущий: - Время отвечать.

Белкин: - Мы берем вторую минуту. Повторите, пожалуйста, вопрос.

Ведущий: - Запросто.

Музыкант Александр Маршал, будучи в США в студии звукозаписи, был шокирован тем, что ему предложили в партянке не хлеб-соль, которые он ожидал, а сплошную черную икру. Объясните, что же его удивило. Время!

Белкин: - Ага, значит, он ждал, что в портянке будет хлеб-соль...

Виватенко: - А может, портянка и икра - это клички?

Орлова: - Чьи?

Виватенко: - Музыкантов.

Новиков: - Может, Маршал боялся, что икрой испортит себе голос?

Орлова: - А хлебом с солью не испортит?

Новиков: - Может, хлеб-соль - нейтральные продукты...

Тимофеев: - Да нет, тут точно все на сленге. А вдруг портянка - это какой-нибудь список?

Орлова: - А икра на что похожа?

Виватенко: - Вот длинные списки называют портянками.

Ведущий: - Время. И вторая минута завершилась. Отвечайте, господа знатоки.

Белкин: - Отвечает Илья Новиков.

Ведущий: - Перед тем как вы начнете отвечать, я хочу сказать несколько слов. Вы подумайте, неужели музыкант Александр Маршал пришел в студию звукозаписи, чтобы поесть икры или хлеба с солью? Он в партянке ждал хлеба с солью, а ему подали черную икру.

Новиков: - Возможно, он пришел туда записывать музыку или даже петь...

Ведущий: - Может быть...

Новиков: - И хлеб-соль ему, судя по всему, не помешали бы, а насчет икры он опасался, что, поглощая ее без закуски, может посадить себе голос.

Ведущий: - То есть взяли натуральную портянку, положили туда икры...

Новиков: - Ну, портянкой, видимо, назвали какое-то полотенце.

Ведущий: - Сразу видно, что вы, господин Новиков, отрицательно относитесь к портянкам. А вот Лена Орлова, которая хорошо относится к черной икре, никогда не позволила бы положить ее на портянку. Вы пытались понять, что музыканты могли назвать портянкой, вернее партянкой. Так вот, партянкой музыканты называют партитуру.

Все дело в том, что Маршалу принесли партитуру, в которой не было ни одной целой или половинчатой ноты - то есть белых, которых и музыканты называют хлебом-солью, зато были сплошные четвертушки, восьмушки и шестнадцатые - мелкие черные кругляши, как зерна черной икры, играть которые сложнее. Вот Маршал и удивился. Егор Титов побеждает в этом раунде и доводит счет до 5:4. Теперь каждый вопрос может стать последним. Следующий раунд.

Десятый раунд

Ведущий: - Играть будет двукратный олимпийский чемпион велогонщик Вячеслав Екимов. Внимание, вопрос.

После победы в этом соревновании бельгиец Люк ван Лиерде вполне мог бы стать героем фильма известного польского кинорежиссера. Или войти в один ряд с самым уникальным членом клуба джентльменов "Карлтон" в Лондоне. Назовите американского писателя, который стал в этот же ряд уже при рождении. Время!

Белкин: - Какие мы знаем известные польские фильмы и режиссеров? "Ва-банк"...

Тимофеев: - "Похитители велосипедов" - это польский фильм?

Рубин: - Нет, итальянский.

Тимофеев: - Ответ, по-моему, все же должен быть как-то связан с велосипедами.

Новиков: - А были спортсмены, выигравшие титул посмертно?

Виватенко: - Вводные какие-то странные: спортсмен-победитель, какой-то клуб в Лондоне и американский писатель...

Орлова: - А режиссеров польских каких знаем?

Виватенко: - Анджей Вайда.

Рубин: - Кшиштоф Кесьлевский.

Белкин: - И есть еще какой-то американский писатель...

Новиков: - О, у Кесьлевского есть фильм-трилогия "Три цвета времени". А нет ли американского писателя тоже потомка трех рас - негров, индейцев и белых? Какой-нибудь Эдгар По. У него же фамилия приемного отца, кажется...

Белкин: - А при чем тут лондонский клуб джентльменов?

Орлова: - Уникальный член клуба...

Виватенко: - Нет, потомок трех рас отпадает. При чем тут тогда какие-то соревнования?

Ведущий: - Время! Ответ знатоков. Итак, Владимир, есть бельгийский спортсмен, который за победу получил титул, ставящий его в один ряд и с героем польского режиссера, и с уникальным - повторяю, уникальным - членом лондонского клуба джентльменов... И есть американский писатель, которого с рождения называют так же, как этого бельгийца. Только ван Лиерде выиграл титул, а американец при рождении получил это прозвание. Назовите этого писателя.

Белкин: - Илья Новиков.

Ведущий: - Ну, давайте, Илья, порассуждаем вместе. Итак, что же это за соревнования?

Новиков: - Мы так решили, что это какие-то велосипедные соревнования, раз вопрос задает велогонщик.

Ведущий: - Ну, велосипед тоже нельзя исключать. Но есть виды спорта, которые живы не велосипедом единым. Продолжайте.

Новиков: - Да, например, триатлон.

Ведущий: - И что? Ведь вам нужно назвать американского писателя.

Орлова хлопает в ладоши и пишет на бумажке "Железный человек", пытаясь показать эту бумажку Новикову.

Ведущий: - Прекратить подсказки! Итак, Илья, называйте писателя!

Новиков: - Фенимор Купер.

Ведущий: - На самом деле Люк ван Лиерде действительно стал чемпионом в триатлоне - и получил титул "Железный человек". Уникальным членом клуба джентльменов "Карлтон" стала Маргарет Тэтчер - "железная леди". Фильм поляка Анджея Вайды так и называется "Человек из железа", а американский писатель, который при рождении от родителей получил железную фамилию, - Роджер Желязны. Счет становится 6:4 в пользу "СЭ" и спортсменов России. Сборная спортсменов и журналистов впервые обыгрывает знатоков элитарного клуба! Фактор "своего" поля не сработал!

После матча жюри в составе Владимира Титоренко и обозревателя "СЭ", олимпийской чемпионки Елены Вайцеховской определило лучшего игрока команды знатоков. Им стал Сергей Виватенко: его знания в области истории греческого футбола позволили команде сравнять счет и почувствовать уверенность после провального старта. Виватенко была торжественно вручена подписка на "СЭ" на 2005 год, в конце которого команды знатоков и спортивных журналистов, объединивших усилия со спортсменами, вновь сойдутся за игровым столом.

Это ведь уже традиция. А хорошие традиции надо беречь!

Продолжение следует.

http://www.sport-express.ru/newspaper/2004-12-30/6_1/?view=page

 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Вопросы и ответы
+10
Популярные комментарии
tan01
+1
Ой, а я 2003 прозевал. Пошел наверстывать ))
Dink
+1
Очень интересно. И очень жаль что игр так не много и они скоро кончатся (
Hammer22
+1
Про греков и Стерна достаточно легко, а вот про музыку неподъемно. Про Фибоначчи классный вопрос.
Написать комментарий 6 комментариев

Новости