12 мин.

У истоков эфиопского спорта

                                    Первая победа Абебе Бикилы (Рим 1960)

Для стран Востока спорт всегда имел особенно важное значение. Он был показателем их суверенитета, местом противостояния колониализму и расизму. Вот почему независимые государства часто стремились создать свою спортивную инфраструктуру, проводить соревнования, принимать участие в мировых форумах.

Одной из относительно старых спортивных стран является Эфиопия. Широкую известность получили эфиопские стайеры и мировые рекордсмены Абебе Бикила, Мирус Ифтер, Хайле Гебреселассие и многие-многие другие. Однако их достижения относятся ко второй половине XX века и достаточно хорошо изучены как профессиональными историками, так и любителями спорта. Что же касается истоков эфиопского спорта, то  о них пока мало что известно. В данном обзоре будут обозначены основные вехи развития спорта в Императорской Эфиопии накануне приобретения им профессионального статуса.

               Эфиопы спускаются с гор после молитвы (1956)

Необходимо отметить, что до середины XX века эфиопское общество во многих отношениях по-прежнему оставалось традиционным и отдельные национальные виды спорта были важной частью провождения досуга местных жителей. Христианская Церковь Эфиопии, которая носила государственный характер, имела в своём календаре довольно много праздников. Помимо субботы и воскресенья эфиопы отмечали важнейшие христианские события (Рождество, Крещение, Пасху, Воздвижение Креста и др.), дни Богоматери и отдельных наиболее почитаемых святых. В праздники после посещения церковной службы эфиопы предавались и спортивным состязаниям. Кроме того, отдельными соревнованиями сопровождались и личные праздники: свадьбы, рождение детей, именины.

Игра в эфиопские шахматы            Начальная расстановка фигур         Доска для игры в Гебта

Очень популярными были настольные игры: сентерей – эфиопские шахматы и гебта – подвид популярной африканской забавы манкала (игра с камнями). Сентерей отличается от обычных шахмат расстановокй центральных фигур и особенностями хода ферзя и слона. Любопытно, что партнёрами в настольной игре могли быть только люди равные по статусу, полу и происхождению.

Совсем по другому обстояло дело в полевых играх, где могли сойтись люди из разных социальных слоёв. Самой популярной в народе игрой была, да и до сих пор остаётся гена - эфиопский хоккей на траве, а точнее песке или в поле.

 

                                             Гена - эфиопский хоккей

Гена  в переводе с амхарского (язык Эфиопии) означает "Рождество". По преданию этой игре придавались пастухи, когда ангел принёс им весть о Рождении Спасителя. Хотя есть и другие, более кровавые легенды. Первая повествует о том, как три волхва, принеся дары Младенцу Иисусу, вернулись в Иерусалим и встретили человека, который не поверил в рождение Мессии. Они тут же отрубили этому человеку голову и принялись играть ей в хоккей. Другая легенда говорит о том, что в гену играли убийцы с головой уже Иоанна Крестителя, после того царь Ирод отрубил её по просьбе дочери. Так или иначе, но эфиопский хоккей любили даже члены императорской фамилии. В конце XIX века наиболее почитаемый эфиопами император Менелик II и его супруга императрица Таиту имели свои команды, которые сражались друг с другом. А поскольку правил не было, то матчи могли проходить с утра до позднего вечера. Победители получали приглашение на императорский ужин.

 

Император Менелик II (1889-1913)            Императрица Таиту

Рождество по праву можно назвать главным спортивным праздником традиционной Эфиопии, так как уже в 1930-е годы в этот день император Хайле Селассие I нередко устраивал смотры лучших спортсменов из всех учебных заведений, проводя так называемый «фестиваль всех школ».

                                        Эфиопские кавалеристы (1935)

 

  Традиционные скачки                              Церемониальное метание копий

В военной среде были распространены соревнования на лошадях. Причём они, как правило, проходили в двух видах - гонки на скорость и метание копий друг в друга.  Кроме того, воины занимались борьбой и фехтованием с мечами, саблями или просто палками. Однако все эти игры не носили систематического характера, почти не требовали специальной подготовки и связаны были с профессиональной деятельностью военных. К середине XX века они были вытеснены в связи с изменениями в военной тактике и распространением огнестрельного оружия, превратившись в основном в ритуальные и церемониальные.

 

                 Ритуальный праздничный танец перед фехтованием на палках

Эволюция спортивной жизни страны шла постепенно, вместе с проникновением новых элементов в эфиопскую культуру. В начале XX века в Эфиопии всё более и более ширилась сеть школ нового европейского типа. В 1908 г. в Аддис-Абебе открылась первая бесплатная императорская школа имени Менелика II. Выпускники легко находили себе работу в растущих государственных учреждениях в качестве переводчиков, делопроизводителей и секретарей, а некоторые сами становились учителями в организуемых школах, в том числе и учителями физического воспитания. Регент Тафари Маконнен, будущий император Хайле Селассие, в 1925 г. открыл в Аддис-Абебе ещё одну школу, которую назвал своим именем. В 1930 г. в Аддис-Абебе был открыт Институт художеств, а через год школа для девочек.

 Император Хайле Селассие I (1930-1974) в регенстве (1916-1930) Рас Тафари Маконнен

 

Всего до начала итальянской агрессии в 1935 г. в стране уже действовало около 30 средних и неполных средних школ. Кроме того, ещё с конца XIX века в Эфиопии существовала довольно развитая сеть иностранных миссионерских школ. Хотя эти школы имели скорее религиозный, чем светский характер, они использовали и спорт в качестве оружия религиозной пропаганды. В учебные планы западных и эфиопских образовательных заведений нового типа входили регулярные занятия физкультурой. Европейские путешественники вспоминали, что, въезжая во двор какой-либо из школ, попадали как-будто на стадион. Правда, традиционные эфиопские учителя богословия и других религиозных дисциплин всячески препятствовали занятиям спортом, каждый раз задерживая детей на уроках, чтобы те не гоняли мяч в перемену. Из-за этого часто случались конфликты между педагогами.

                     Награждение победителя велогонок

                        Эфиопская олимпийская команда по боксу (1976)

Естественно в первых эфиопских школах европейского типа обучались в основном дети элиты. Поэтому им хватало времени и денег, чтобы заниматься и другими видами спорта:  гонками на велосипедах, бегом на длинные и короткие дистанции, боксом, гимнастикой. Но особенной популярностью пользовался футбол, который и стал первым профессиональным спортом Эфиопии. Футбол в Эфиопию принесли пленные итальянцы, которые проиграли местным битву под Адуа в 1896 г. Однако в тот период данный вид спорта не прижился. Эфиопы принимали новшества только от братьев по вере, каковыми для них были армяне.

                 Армянские беженцы в Эфиопии (1924-1929)

В 1924 г. Рас Тафари, находясь в Иерусалиме, увидел группы армянских и греческих беженцев, выживших после геноцида и "малоазийской катастрофы" (события Первой Мировой (1914-1918) и греко-турецкой войны (1919-1922)). Впечатлившись игрой армянских музыкантов будущий император пригласил их в свою страну. Так был организован первый национальный оркестр Эфиопии, а лидер этого оркестра Геворг Налбандян даже написал музыку к первому гимну страны. Вместе с симфонической музыкой армяне привезли и футбол. В 1924 г. был сыгран первый официальный матч между командами армянских и греческих беженцев, которые получили эфиопское гражданство. В 1927 г. была организована первая постоянная футбольная команда при школе Тафари Маконнена. В декабре 1928 г. была организована самая титулованная эфиопская команда - Футбольный клуб Святого Георгия. Однако единого чемпионата создано не было, и продолжались в основном проводиться студенческие и любительские соревнования. По финансовым причинам и традиционным предубеждениям эфиопы не принимали участия и в первых Олимпийских играх. Их дебют состоялся только в 1956 году.

  

Первые участники Олимпийских игр-1956 от Эфиопии: велосипедист Геремоу Денбоба и спринтеры! Абебе Бикила и Мамо Вольде (будущие Олимпийские чемпионы в марафоне!)

Накануне Итало-эфиопской войны 1935-36 гг. был сыгран первый международный футбольный матч для эфиопских спортсменов. Команда Эфиопии, составленная в основном из европейцев с местным гражданством, играла с командой Франции, составленной из работников дипломатической миссии в Джибути. Матч закончился победой "эфиопов" со счётом 3:1, а все три гола забил армянин.

Футбольный клуб Святого Георгия, в составе которого играл Иднекачу Тесемма - "отец эфиопского спорта" (отмечен на фотографии)

Развитие спорта было прервано оккупацией страны фашистской Италией (1936-1941). Эфиопам было запрещено соревноваться и тренироваться вместе с итальянскими спортсменами. Оккупационные власти организовали специальное «Спортивное ведомство для туземцев». Все эфиопские спортклубы получили громкие итальянские названия: "Пьяцца Рома", "Консолата", "Вилла Италия" и др. И тут на помощь эфиопам пришли греки, которые переименовали "Клуб Святого Георгия" в "Литторио Вубе" и заявились в турнир, где участвовали только итальянские команды. Так футбольный клуб стал символом борьбы за национальную независимость и неизменно собирал полные стадионы во время своих матчей против итальянцев.

Шотландцы маршируют по улицам освобождённой Аддис-Абебы (1941)

5 мая 1941 года Хайле Селассие во главе английских войск и местных партизан вернулся в столицу страны, оккупация закончилась. Одним из первых мероприятий императора было возвращение эфиопским командам их традиционных названий. В 1942 г. была организована серия матчей эфиопских клубов с единственной оставшейся итальянской командой «Фортитудо», собранной из военнопленных. Почти во всех матчах к радости императора и местных жителей побеждали эфиопы.

                              

                                             Иднекачу Тесемма (1921-1987)

В послевоенный период Хайле Селассие уже достаточно хорошо осознавал важность спорта в укреплении суверенитета страны и озаботился созданием спортивной инфраструктуры. Дело было поручено Иднекачу Тессеме, который впоследствии получил прозвище "отец африканского спорта", добился множества почётных спортивных регалий. В 1943 году, не переставая оставаться игроком клуба Святого Георгия, он организовал Эфиопскую футбольную федерацию, которая через год провела чемпионат, а затем и розыгрыш Кубка Эфиопии. В первых турнирах также принимали участие уже упоминавшаяся итальянская команда  "Фортитудо" и команда Британской военной миссии в Эфиопии. Британцы, которые выиграли самый первый Кубок 1945 года впоследствии недооценивали эфиопов. Однако те доказали свою состоятельность, больше не проиграв ни одного турнира. Борьба в первые годы в основном шла между командой эфиопской армии и клубом императорских гвардейцев

Команда Британской военной миссии - первый чемпион и обладатель Кубка Эфиопии по футболу (1944-1945)

Постепенно организовывались и другие виды спорта. В 1947 г. появился Олимпийский комитет Эфиопии, а в 1949 г. - легкоатлетическая федерация. Во второй половине XX века Эфиопию ждала полоса первых международных побед. Начался новый, профессиональный этап развития эфиопского спорта. Но это уже совсем другая история...

           Сборная Эфиопии - победительница Кубка Африки - 1962