11 мин.

Голос игры. Американские спортсмены сделали самый крутой спортивный сайт в мире

Виталий Суворов – о новом явлении в мире спортивных медиа.

28 сентября 2014 года Дерек Джитер, звезда «Нью-Йорк Янкис» и один из лучших бейсболистов в истории, вышел на поле «Фенуэй Парка» в Бостоне, чтобы сыграть последний матч в карьере.

alt

Шел уже восьмой месяц его масштабного прощального тура, американские медиа натурально сходили с ума, а команды MLB еженедельно забрасывали второго номера «Янкис» подарками. «Кливленд Индианс» вручили Джитеру электрогитару в черно-белых цветах «Нью-Йорка», «Хьюстон Астрос» пошили фирменные ковбойские сапоги, «Лос-Анджелес Эйнджелс» и «Тампа-Бэй» презентовали доску для серфинга, байдарку и парочку увесистых чеков, выписанных благотворительному фонду Дерека. И хотя его «настоящий финальный матч» прошел за несколько дней до игры в Бостоне – в Нью-Йорке, на домашнем стадионе «Янкис» – это не помешало заклятым врагам Джитера из «Ред Сокс» последовать примеру остальных команд MLB и закатить в его честь роскошную церемонию – с плакатами, музыкой и целым отрядом местных спортивных героев вроде Пола Пирса из баскетбольных «Селтикс», Бобби Орра из хоккейных «Брюинс» и Троя Брауна из футбольных «Пэтриотс», которые лично поздравили бейсболиста на поле. В послематчевом интервью Дерек держался молодцом – никаких сантиментов, короткие, четкие фразы, ни одного лишнего слова. Иначе говоря: это был классический Джитер. 

За 20 лет в MLB легендарный игрок «Янкис» не дал ни одного откровенного интервью. Ни Опре, ни Эллен, ни пухлым спортивным журналам, ни ведущим вечерних шоу. Вот как описывает его Линдси Силберман из журнала DuJour: «Если вы не можете вспомнить, когда вы в последний раз читали что-нибудь сочное, скандальное или хоть немного неординарное о Дереке Джитере, так это потому, что вы никогда не читали ничего подобного. За последние двадцать лет Джитер так наловчился отвечать на любые вопросы словами в духе «пожалуй, я промолчу», что даже политики падают в обморок от зависти, наблюдая за его интервью». Что тут сказать – тихоня, каких еще поискать. Так или иначе, когда летом 2014 года газетчики заглядывали в будущее и предсказывали Дереку карьеру инвестора, владельца бейсбольной команды или немногословного эксперта в каком-нибудь телешоу, ни у кого из них даже мысли не было о том, что когда-нибудь этот молчун запустит собственное издание, оттяпает внушительную часть их аудитории и станет одним из самых любопытных медиа-менеджеров Америки. И, кажется, вы уже поняли, к чему я клоню: именно так Джитер и поступил. 

Сайт The Players’ Tribune, призванный стать голосом профессиональных спортсменов, начал работу 1 октября 2014 года; через два дня после прощальной вечеринки игрока «Янкис». Уже утром на главной странице появился дебютный материал TPT – колонка основателя и издателя сайта под заголовком «Начало чего-то нового», в которой Джитер рассказывал, что спортсмены хотят общаться с фанатами напрямую и без посредников, и что его цель – сделать так, чтобы зрители стали еще ближе к игре, которую они любят. В самом начале The Players’ Tribune публиковал около трех материалов в неделю, но Дереку не понадобилось много времени, чтобы разогнать сайт. Уже через месяц венчурная компания New Enterprise Associates – одна из первых больших компаний, которая когда-то инвестировала в BuzzFeed (а также в Apple в начале 70-х, Snapchat и Uber), – инвестировала в TPT 15 млн долларов, а среди спортсменов, которые писали для издания тексты, были такие звезды американского спорта как Кобе Брайант (который также инвестировал в сайт несколько миллионов), Блэйк Гриффин и Давид Ортис из «Бостон Ред Сокс». 

«ОК». Кобе узнает о травме. Ролик The Players’ Tribune.

Президентом The Players’ Tribune стал Джейми Месслер, бывший CEO крупнейшего спортивного маркетингового агенства, а редакцию пополнили основатель ESPN The Magazine Гари Хенинг, фотограф Sports Illustrated Морин Кэвана и другие видные редакторы, продюсеры и журналисты. За полтора года работы сайт Джитера опубликовал материалы более 350 спортсменов, которых на сайте называют не «тяжелыми форвардами» и «квотеберками», а «старшими редакторами», «продюсерами» или «контрибьюторами». Конечно, традиционные журналисты посмеиваются над всеми этими громкими должностями (когда TPT объявил о новой должности Кевина Дюрэнта – «заместителя издателя» – в USA Today даже опубликовали заметку о том, что Кобе Брайант, должно быть, в ярости из-за того, что молодые игроки подсиживают его даже на сайте), но Шкода и Джитер не раз повторяли, что The Players’ Tribune не конкурирует с обычными спортивными медиа, а строит нечто совершенно особенное. «Мы не освещаем матчи. У нас нет статистики или хайлатов. Мы – издание другого типа, – говорят в редакции сайта. – Должности игроков? Да, Кевин Дюрэнт теперь будет с нами сотрудничать, но будет ли он интересоваться, почему в октябре мы потратили так много денег на поездки? Это вряд ли. Должности означают только то, что эти игроки – часть нашей компании».

Самые заметные материалы The Players’ Tribune за последние полтора года? Уже в первые дни работы сайта Блэйк Гриффин опубликовал колонку о том, как игроки «Клипперс» уживались с бывшим владельцем команды Дональдом Стерлингом, оказавшимся в центре расисткого скандала. «Когда я узнал, что «Клипперс» собираются задрафтовать меня, то первым делом ввел «Дональд Стерлинг» в поисковую строку, – писал Блэйк. – Первая же ссылка утверждала: «Дональд Стерлинг – расист». Я прочитал статью о том, как он не хотел позволять бедным черным семьям снимать жилье в подконтрольных ему зданиях. Я искренне удивился: «Вау, этот человек и вправду расист... как он может быть владельцем команды НБА?» Следующее, что меня поразило – эти статьи датировались 2003 и 2008 годами. То есть, все уже знают об этом, но никому нет дела?»

alt

Текст Гриффина стал, пожалуй, первым по-настоящему громким материалом TPT. За ним последовал гневный пост от самого известного гольфиста в мире – Тайгера Вудса. Тайгеру и его представителям чудовищно не понравилась ноябрьская заметка из журнала Golf Digest, в которой ветеран спортивной журналистики Дэн Дженкинс придумал фальшивое юмористическое интервью с Вудсом. Вместо того, чтобы написать пост на Facebook или выпустить пар на пресс-конференции, Тайгер исполнил колонку для TPT под названием «Не правдиво, не смешно». «Golf Digest даже нанял специального актера, похожего на меня, для фотосессии, – злился Вудс. – Но штука в том, что Дженкинс понятия не имеет, что я думаю об определенных вещах. Именно поэтому ему и пришлось выдумывать это интервью. Забавно, что когда я сотрудничал с журналом Golf Digest, редакторы не считали меня таким дураком, каким выставили в этом тексте». Разумеется, колонка Тайгера тут же разлетелась по интернету и принесла The Players’ Tribune очередную порцию траффика.

Возможно, самая интересная рубрика TPT называется так: «Письмо молодому мне». Летом 2014 года Курт Шиллинг, один из самых ярких бейсболистов в современной истории «Бостон Ред Сокс» и игрок той самый команды 2004 года, покончившей с «Проклятьем Бамбино», узнал, что у него нашли рак полости рта. Шиллинг, как и сотни других игроков MLB, жевал табак всю свою жизнь. Традиция эта тянется еще с конца XlX века, когда с помощью табака спортсмены боролись с сухостью во рту и кашлем, играя в бейсбол на полях не лучшего качества. В апреле 2015-го Курт написал письмо самому себе и выложил его на The Players’ Tribune: «Дорогой 16-летний Курт. Завтра за ланчем один паренек предложит тебе наспор пожевать немного «Копенгагена». Если ты согласишься, как согласился я, ты не избавишься от этой привычки до конца своей жизни. Ну, то есть как до конца... скорее, ровно до того момента, пока у тебя не найдут рак. Я знаю, о чем ты думаешь. Тебе 16 – ты неуязвим, как и твои приятели. Если бы ты только знал, что ждет тебя впереди – ты даже мечтать о таком не смеешь. За одним исключением. Если ты все-таки согласишься на «Копенгаген», ты будешь зависим, и у тебя будет рак... // ....Мой совет прост: завтра, за ланчем, скажи «нет». Сделай правильный выбор».

Письмо Курта вышло невероятным мощным, и хотя представители сайта не раскрывают статистику просмотров отдельных постов, несложно предположить, какой из текстов The Players’ Tribune стал самым популярным в апреле-2015. Впрочем, еще легче догадаться, какой материал собрал больше всего кликов за всю историю существования TPT. В ноябре прошлого года Кобе Брайант использовал издание Дерека, чтобы объявить о завершении карьеры в поэме под названием «Дорогой баскетбол», и на некоторое время положил сайт.

(Увеличение по клику).

alt

Кобе был не единственным большим игроком, который объявил о завершении карьеры на The Players’ Tribune. Точно также поступил другой ветеран «Лейкерс» – Стив Нэш – и Давид Ортис. Кевин Лав рассказал на TPT, что останется в «Кливленде». ДеАндре Джордан объяснил, почему не перешел в «Даллас Маверикс». Бейболист «Нью-Йорк Метс» Мэтт Харви заявил, что, несмотря на разные слухи и опасения, сыграет в плей-офф MLB. Кроме того, со временем на сайте стали появляться фоторепортажи, сделанные спортсменами (Кевин Дюрэнт работал фотографом на Супербоуле), и даже целые мини-сериалы – например, Rookie/Vet, спродюсированный Стивом Нэшем, в котором начинающие спортсмены разговаривают о спорте и жизни с каким-нибудь опытным игроком.

The Players’ Tribune постоянно придумывает новые ходы и форматы, но это вовсе не значит, что нападки на сайт со стороны журналистов прекратились.

Две главных претензии к The Players’ Tribune звучат так:

1. Спортсмены – по крайней мере, 90% из них – не пишут материалы самостоятельно, а пользуются услугами продюсеров, редакторов и стажеров издания. Работа над материалом, как правило, выглядит так: один из сотрудников TPT проводит интервью со спортсменом, которое, по словам представителей сайта, скорее напоминает монолог игрока с парочкой наводящих вопросов, чем классический Q&A (вопрос-ответ); затем редакторы переносят слова на бумагу, возможно, немного меняют структуру и делают переходы от одной теме к другой менее резкими. Потом текст отправляется спортсмену на вычитку, и он либо вносит правки, либо утверждает итоговый текст. Разумеется, есть исключения, и некоторые игроки действительно пишут колонки сами, но в основном система работает именно так.

Плюсы и минусы такого подхода?

+ Слова спортсмена не будут искажены. Именно страх попасть под недобросовестного репортера тревожил Джитера по ходу его спортивной карьеры.

– Спортсмен может сказать только то, что ему удобно, и проигнорировать неприятные темы. Надуманная проблема для российской спортивной журналистики, в которой заверяется любое интервью, если об этом просит герой, но серьезная проблема для страны, главная газета которой (The New York Times) давно отказалась от такой практики.

+ Спортсмен говорит только тогда, когда ему есть что сказать. Кому нужны бессмысленные флэш-интервью, в которых никто никогда не сообщает ничего интересного?

– Утверждения спортсмена зачастую невозможно проверить. Сколько раз его вызывали на анализ по допингу? Сколько денег он проиграл той летней ночью в Лас-Вегасе? Что сказал ему тренер перед тем, как отчислить из клуба?

+ Спортсмен осознает собственную ответвенность – над текстом стоит его фамилия; если что-то пойдет не так, он не сможет перекинуть вину на издание или конкретного журналиста.

– Над текстом стоит его фамилия... что, как минимум, не совсем честно и явно создает путаницу для читателей. Когда это смешной здоровяк Давид Ортис подцепил такой литературный слог?

alt

2. Вторая проблема – по сути продолжение первой. Поначалу многие полагали, что сайт Дерека Джитера – всего лишь замаскированная PR-машина; что-то вроде личной странички для многочисленных агентов и пресс-атташе. Гари Хенинг, редакционный директор The Players’ Tribune, регулярно отвергает подобные обвинения, но говорит, что если спортсмен захочет сделать какое-нибудь острое заявление, сотрудники сайта непременно спросят его: «Ты точно хочешь это сказать?» С одной стороны, TPT не скрывает, что работает не (с)только для читателей, сколько для самих игроков, так что вопрос совершенно логичен. С другой стороны, именно такие вопросы, как правило, задают PR-агенты спортсменов – и уж точно никогда не задают репортеры. «Если у агента игрока есть какие-либо вопросы, мы ответим на них, – говорит Гари. – Но очень редко нас просят почистить текст. Если мы видим, что колонка не кажется честной, мы не будем ее публиковать».

Так или иначе, где-то на финише прошлого года даже традиционным журналистам стало понятно, что популярный сайт Джитера – это не просто коллективный блог знаменитых спортсменов, а настоящее явление в мире спортивных медиа. На страницу сайта в Facebook подписано больше 200 тысяч пользователей; столько же фолловеров следят за обновлениями аккаунта TPT в твиттере. По словам Хенинга, некоторые материалы The Players’ Tribune собрали больше 450 тысяч кликов, а в ноябре 2015-го сайт посетили около 3 млн уникальных пользователей; в среднем издание публикует примерно 30 текстов в неделю (для сравнения: в январе того же года сайт ESPN посетили 94 млн пользователей).

Блэйк Гриффин говорит, что по-настоящему наслаждается работой над TPT – ходит на планерки, участвует в брэйнстормах и придумывает самые разные идеи для развития сайта. Примерно тем же занимается Кобе – его сильно интересует мир технологий и медиа, а также увлекает искусство рассказывать человеческие истории. Что касается человека, запустившего и придумавшего весь этот механизм, то Джитеру, как обычно, достаточно всего пары слов, чтобы объяснить смысл своего большого проекта. «Когда я играл, люди постоянно критиковали меня за то, что я даю одни и те же ответы в каждом интервью, – говорит он. – Но я поступаю так потому, что мне задают одни и те же вопросы. Все думают, что спортсмены ограниченные. Но вы многого о нас не знаете – и нам есть что вам рассказать».

P.S. Где читать материалы The Players’ Tribune на Sports.ru: «Хоккейный уголок», «Искры».

Фото: Gettyimages.ru/Al Bello, Harry How, Maddie Meyer