4 мин.

Реформа РПЛ. А что если пойти еще дальше?

Последние дни проходят под знаком обсуждения лимита на легионеров и вообще реформы российского футбола. В предыдущем посте я попытался максимально критично поразмышлять про отмену лимита. О том же разговаривали на общем собрании клубов РПЛ, но так к какому-то консенсусу и не пришли. Но пока мы со всех сторон вгрызались в эту тему, произошло еще одно событие, которое натолкнуло меня на некоторые мысли. Владимир Путин дал поручение найти нового генерального спонсора тонущему «Нижнему Новгороду» среди госкорпораций. Эта новость, конечно же, сразу налетела на возгласы о том, что теперь клуб будет жить за счет государственных средств, и вопросы о том, кому вообще нужны не частные клубы?

Но давайте посмотрим на эту ситуацию с другого угла. А вдруг эта панацея для нашего катящегося по наклонной футбола?

Для начала надо договориться о том, что мы считаем госкорпорациями и частным капиталом? Можно ли считать Газпром и Лукойл частными компаниями? Вряд ли. Как когда-то сказал Аркадий Дворкович: в России нет олигархов, есть «социально ответственные бизнесмены». Леонид Федун и Алексей Миллер как раз и пытаются такими казаться. Единственным большим частным клубом является "Краснодар". Но все мы знаем, как частный бизнес Галицкого может в одно мгновение оказаться государственным. Таким образом, что бы болельщики Спартака, Зенита, ЦСКА и Локомотива не думали о своих спонсорах, деньги они черпают все из того же "народного достояния". Поэтому потоки просьб маленьких клубов к руководству страны не прекратится. И, справедливости ради, эти просьбы вполне обоснованы.

Но что если это станет первым шагом к радикальной смене структуры финансирования российских лиг? Что хочет получает крупная компания от спонсорства футбольного клуба? Кроме бесконечных трат, она может рассчитывать только на рекламу и продажу сопутствующих товаров, которые без той же рекламы клуба и компании продаваться не будут. На первый взгляд для российского бизнеса это кажется просто черной дырой, куда будут уходить деньги. Однако Газпром с радостью спонсирует Лигу Чемпионов и клуб Шальке. Федорычев является спонсором Монако, Абрамович - "Челси". И эти активы по-видимому, приносят им что-то еще кроме спортивного удовольствия.

Эмблемы на футболках известных клубов и на билбордах популярных чемпионатов позволяют компаниям продавать свое имя для огромной аудитории. А что выиграет условный "Норильский никель" от своей эмблемы на футболке ФК "Нижний Новгород" или воронежского "Факела"? Думаю, чуть больше, чем ничего. Мало того, что выиграет Газпром и Лукойл, сильно ориентированные на экспорт, от финансирования Зенита и Спартака, которые в еврокубках уже давно не показывали ничего внятного? В рейтинге УЕФА нас скоро догонит Украина. Зенит в сегодняшней жеребьевке будет присутствовать в третье корзине. Все это похоже на что угодно, только не на историю успеха. А зачем это корпорациям?

Но что если крупному бизнесу отказаться от финансирования отдельных клубов и начать финансировать РПЛ в целом? Если клуб поднимается из ФНЛ, то получает определенное финансирование, которое позволяет купить качественных игроков, вложить деньги в академию, фан-шопы, стадион? Все это приведет к увеличению зрителей на трибунах, увеличению количества детей, профессионально занимающихся футболом в регионах. Тогда на первый план выйдет уже профессионализм менеджеров клуба, верный выбор тренеров, трансферная политика, которая может стать дополнительным источником заработка. Плохой менеджмент, плохие трансферы, плохая игра — вылетаешь в ФНЛ и лишаешься финансирования, ищешь спонсоров, берешь доморощенных игроков, снова борешься за повышение. Это станет чемпионатом менеджеров и футбольных школ.

Лигу, в которой все команды будут обладать финансовой подушкой для борьбы каждого с каждым будет интересно смотреть не только в России, но и за рубежом. В середине нулевых, права на трансляцию нашего чемпионата покупали во многих странах Европы и Латинской Америки. Трансферы в России были трамплином в клубы АПЛ. Сейчас к нам не едут даже доигрывать. Повышение уровня лиги может принести госкорпорациям долгожданную прибыль от рекламы, прав на трансляцию и, возможно, процента с трансферов.

Но чтобы осуществить все это, придется кардинально поменять структуру финансирования клубов. Сейчас на словах все это выглядит как "Нью-Васюки", но попытки изменить сложившуюся ситуацию заточкой лимита или разделением чемпионата на круги, выглядит косметической операцией, за которой прячется уродливое лицо российского футбола.

Может быть пора все разрушить до основания?