5 мин.

Коронавирус, Эриксен, Семенов и 0:3

Честно говоря, довольно тревожно из-за того, что будет в Санкт-Петербурге с Евро дальше. Москва объявляет нерабочие дни (правда, не закрывает фан-зону в «Лужниках»!), но рост числа зараженных и в Питере тоже. Разработчики вакцины «Спутник V» грешат на индийский штамм, который более заразен и непредсказуем. Но как бы там ни было, именно Санкт-Петербург стал самым зараженным городом из тех, что принимают Евро, но при этом он забрал и матчи Дублина, и сегодня установил рекорд посещаемости. По крайней мере пока, потому что далее он будет побит. Кроме того, в Россию иностранцы могут въехать по паспорту болельщика без всяких ПЦР-тестов и свидетельств о вакцинации. Во многих городах они нужны и для прохода на стадион.

Понятно, что власти в России сделают все, чтобы обязательства перед УЕФА были выполнены, но мы сейчас находимся на той стадии, когда многие ключевые решения принимает не Кремль, а вирус. Узнать его намерения мы не в состоянии, прогнозы же ученых не радуют.

Однако в городе незаметно, что его накрывает третья волна. Часто ловил себя на мысли, что в маске где-то был один. На трибуне нас точно было меньшинство. И если на «Динамо» в Москве стюарды бегут делать замечание, если ты отпустишь маску на подбородок, то на Евро в Питере при мне этого не было даже близко. Зато на досмотре еле отбил свой санитайзер, мне сказали, что пузырь в 100 мл слишком крупный.

Все-таки перенесенный из-за коронавируса чемпионат какой-то странный. Вроде как вернулся большой футбол, зрители на трибунах, к коим мы привыкли, а в Европе они только начали возвращаться, но чего-то не хватает, чего-то не то. Может есть тревога, может мы стали другими, все это предстоит понять и осознать.

Вместе с Копенгагеном Санкт-Петербург переживал трагедию Кристиана Эрексена. Я был в фан-зоне и хотел пройти посмотреть «Золотой мяч» Льва Яшина, когда на большом экране увидел, как врачи бегут на поле и слышу тревожный голос комментатора. Народ уже стал подтягиваться смотреть игру сборной России, но была звенящая тишина и голос комментатора. Когда чуть удалось из-за спин датчан, загородивших своего товарища, увидеть массаж сердца, стало понятно, что оно остановилось. Трансляция прервалась под аплодисменты российских болельщиков.

Уже потом я на выходе из метро «Зенит» нашел в телефоне фотографию Эриксена в сознании и громко сказал: «Жив!» и окружающие все поняли. Казалось, что все знали о случившемся. На трибуне я увидел фото, как игрока сборной Дании везут в скорую закрыв финским флагом и понял, что только хотя бы ради этого надо было проводить Евро в такое непростое время.

В игре Бельгии и России тоже не обошлось без серьезной травмы - Тимоти Кастань и Далер Кузяев столкнулись головами, оба были заменены, позже мы узнали, что у бельгийца двойной перелом глазницы и чемпионат для него окончен.

Но главными действующими лицами дня для российских болельщиков стали трое – Станислав Черчесов, Андрей Семенов и Артем Дзюба. И совсем не Юрий Жирков, ставший самым возрастным игроком в истории сборной России. А ведь кто знает, может это был последний его матч в карьере. Заменили-то его из-за травмы, а разговоры о том, что после Евро он может завершить карьеру, имеют под собой основания.

Конечно, главный антигерой матча – Андрей Семенов. В принципе шутка про то, что он отдал свой лучший пас в карьере на Лукаку быстро перекочевала из Интернета на трибуны. Так она и сам Семенов не давали болельщикам покоя до конца матча. Хотя ведь понятно – Черчесов взял в сборную всех российских центральных защитников, которые хотя бы как-то подходят для серьезных задач. Нет у нас игроков, которые могли бы справиться с Лукаку.

В головах болельщиков прочно засело то, что Александр Головин должен играть с Алексеем Миранчуком в паре. Кроме Семенова, Черчесову с трибун предъявляли и отказ от этой игровой схемы. Очевидно, что «Ты просто космос, Стас!» и «усы надежды» остались в прошлом. И вряд ли удастся вернуть то самое счастливое для тренера время и пик карьеры.

Ну а Артем Дзюба кажется самым ненавидимым игроком России не только потому, что вчера ни разу не ударил по воротам Тибо Куртуа, но три раза попал в офсайд.

Несмотря на все претензии и счет, свистели болельщики только в самом начале матче, когда бельгийцы и судья исполнили ритуал BLM, встав на колено. Не приживется это в России, потому что в многонациональной стране считается очень опасным навязывать кому-то чувство вины. Поэтому, наверное, это был единственный момент в матче, когда российские футболисты смотрелись лучше соперника.

Матч получился довольно скучным, и болельщики развлекали себя то «волной», то «звездным небом» из фонариков на телефонах. Однако и то, и другое выходило куцо, потому что на 60-тысячнике было чуть больше 25 тысяч зрителей.

Не знаю, сколько продлится футбол в новых реалиях, но кажется, что мы к нему никогда не привыкнем. И так получается, что Россия вошла в историю, как хозяйка последнего крупного турнира старого доковидного времени – Чемпионата мира-2018. Тогда Санкт-Петербург казался мне совсем другим.