5 мин.

Александр Тихонов должен возглавить российский биатлон. Других просто нет!

Итоги Чемпионата мира по биатлону Союз биатлонистов России наверняка занесет себе в актив. Индивидуального золота у нас не было с 2015 года, со времени победы Екатерины Юрловой-Перхт, а последнее индивидуальное золото у мужчин – Максим Чудов в 2008 году. Так что Александр Логинов еще даст возможность главе СБР Владимиру Драчеву бодро отчитаться в Минспорте.

А что все остальные? Мужчины, даже совершенно неважно уж кто именно, боролись не с Мартеном Фуркадом, а со словаком Мартином Отченашем за место где-то в районе тридцатки, у женщин примерно та же история. И уже совсем никто не удивляется тому, что часто выше болгары и румыны.

Возможный уход Александра Логинова ставит вопрос о том, что будет уже в следующем сезоне. Пока вот светит существование примерно, как современная сборная Белоруссии. Есть какие-то люди, они участвуют в соревнованиях, но это и все, вряд ли кто сразу вспомнит фамилии атлетов.

Надо сказать, что к этой ситуации биатлон шел давно, у мужчин на Чемпионатах мира индивидуальных медалей не было двенадцать лет. Теперь еще Евгений Устюнов почти наверняка отдаст награды Олимпиады Ванкувера. Зато сколько за это время было допинговых скандалов! При одних только Михаиле Прохорове и Сергее Кущенко на допинге было поймано одиннадцать биатлонистов! Так что большинство историй, связанных с допингом, произошли еще до признаний Григория Родченкова и допинговой войны. В нее, пожалуй, угодил только Устюгов, но они нарушения правил WADA относится и к более ранним периодам тоже.

Это приводит нас к одной простой мысли – российский биатлон начал развиваться на таблетках и уколах еще задолго до Сочи. В принципе так можно сказать и о многих других видах спорта, но о них в другой раз.

Вот вам причина постоянно нездоровой атмосферы в сборной команде. Вряд ли оно может быть иной, когда есть, что скрывать. Сколько в ней было тренеров! Уходили со скандалом, возвращались, и вопросов о допинге им никто почему-то не задает.

Тот же Александр Касперович попадал уже под обыски в Австрии, после которых закончил Антон Шипулин, теперь в Италии, после которых может закончить Александр Логинов. Неужели вот правда люди, которые рассказывают о давлении Запада на Россию верят в том, что никаких других причин нет? Можно сколько угодно говорить о том, что итальянская полиция неправа, но первое, что подумал бы любой из вас – чужая аккредитация нужна тренеру для распространения допинга. Под подозрения он уже попадал, а в Италии допинг это уголовное преступление, караемое тюремными сроками. На что рассчитывал сам Касперович, беря чужую аккредитацию? Я тут совершенно не понимаю, что мог сделать СБР, который обвиняют в бездействии, кроме как сгореть от стыда из бардака в отечественном биатлоне.

Уход Шипулина из спорта в Госдуму доказывает, что это единственный способ борьбы с постоянными подозрениями со стороны IBU, соперников и западной полиции. У Логинова особого выбора не остается, к сожалению. Или хватает мотивации бороться не только на трассах, но и вне их или приходится вешать винтовку на гвоздь. Да, можно говорить о том, что он уже отбыл дисквалификацию и зря всякие норвежцы говорят, что он «грязный» спортсмен, но у него за довольно короткое время поймали на допинге полтора десятка партнеров по сборной, а еще тренера на трассе с чужой аккредитацией. Скажите, а вы бы что подумали? Вот представьте, что дисквалифицировали полтора десятка американцев, можно было бы без подозрений относиться к тем из них, кто наказание уже отбыл?

Реклама 18+

Вообще, наверное, помимо отсутствия сильных спортсменов у нас еще две системным беды в биатлоне – управленческий кризис и отсутствие репутации. Решать все это надо в комплексе и без одного не появится другого.

Для меня совершенно очевидно, что команда Владимира Драчева во главе СБР совсем непохожа на антикризисных менеджеров. Они кто угодно, но только не антикризисные менеджеры. Поэтому, конечно, федерацией должны управлять другие люди, но где их взять?

Говорили о том, что должность президента СБР может быть предложена коллеге Драчева по думской фракции «Единой России» Антону Шипулину. Но авторы идеи сами понимают, что тут есть риск окончательно взорвать репутацию российского биатлона, потому что отказ в его допуске на Олимпиаду в Корее и те же обыски австрийской полиции подтверждают, что в его отношении есть нехорошие подозрения. Если они оправдаются, то нынешний депутат будет отлучен от спорта и тогда повторится ситуация в легкой атлетике с главой федерации Дмитрием Шляхтиным.

Но есть кандидатуры, которую никто не рассматривает. Я об Александре Тихонове. Да, он совсем пожилой и не современный. Но, во-первых, он может зажечь и тренеров, и спортсменов. Такие руководители может и сумасбродны, но умеют заставить прыгнуть выше головы. Во-вторых, давайте уж честно скажем, что у нас, кроме советской системы подготовки, которую Тихонов знает, в биатлоне ничего не родилось. Кроме того, Тихонова можно показывать по телевизору, в отличие от того же Драчева, от которого мухи дохнут. А как иначе восстанавливать репутацию российского биатлона, доказывать его чистоту, если не публичными выступлениями? Да и в IBU, федерациях других стран его знает, даже уважают за иконостас медалей. У него будут способы поговорить и решить возникающие вопросы.

К тому же такой шаг будет весьма символичным. По сути, это признание того, что основой российского биатлона были уколы и таблетки и ничего лучшего, чем то, что было создано в этом виде спорта еще во времена СССР, у нас нет. После Тихонова в любом случае придется начинать сначала, но по крайней мере появится время выбросить все старые грабли, чтобы на них не наступать.

Правда, Александра Ивановича еще придется уговорить… В конце концов мы ничем не рискуем, потому что хуже уже некуда.