3 мин.

Скрыла ли Россия 100 тысяч допинг-проб от WADA?

22 января исполком WADA рассмотрит вопрос о выполнении Россией требований, которые ей были выдвинуты после возвращения аккредитации РУСАДА в сентябре прошлого года. Напомню, что доступ к базе данных лаборатории эксперты получили не до 31 декабря, а в начале января. Формально это нарушение требований, поэтому, например, спортивные чиновники Великобритании уже призывают отстранить российских спортсменов от международных соревнований. Примерно такая же позиция у антидопинговых чиновников США и Комиссии спортсменов WADA.

Наверное, именно поэтому глава РУСАДА Юрий Ганус написал покаянное письмо в исполком антидопингового агентства, в котором, кроме ритуальных фраз о движении в сторону чистоты спорта, содержалась и информационная бомба.

Ганус рассказал, что в ходе внутренней проверки были установлены более 100 тысяч протоколов допинг-контроля образца 2008-2015 годов, не введенных в Систему антидопингового администрирования и менеджмента (ADAMS).

Раньше эту тему поднимала бывшая и.о. руководителя РУСАДА Анна Анцелиович в интервью ТАСС:

- До 2015 года, когда был принят новый международный стандарт тестирования и исследования, внесение протоколов в систему антидопингового контроля АДАМС не было обязательным. Но абсолютно все протоколы с 1 января 2014 года были введены. Да, с нашими большими объемами тестирования мы теоретически могли пропустить пару протоколов. И ВАДА нам сразу об этом писало, а РУСАДА оперативно реагировало на эти сообщения. Насколько я знаю, сейчас ВАДА требует от России, чтобы все старые протоколы были внесены в АДАМС. Может быть, это связано с расследованием по базе данных Московской лаборатории. Но это никак не связано с тем, что РУСАДА нарушало свои обязательства до этого.

Анна Анцелиович получает благодарность правительства РФ от Виталия Мутко

Так является ли бомбой заявление Гануса?

Отчасти да! Во-первых, Анцелиович говорит о том, что с 1 января 2014 года все протоколы вводились в систему АДАМС. Однако в официальном письме WADA Ганус сообщает о том, что найденные протоколы относятся и к 2014, и к 2015 годам. То есть минимум не все протоколы в этом период вводились в базу. Во-вторых, максимум РУСАДА проводила 20 тысяч допинг-тестов в год. То есть чистая математика! За семь лет было сделано максимум 140 тысяч допинг-тестов, из которых 100 тысяч оказались в базу не введены. Но это максимум, на самом деле меньше, 20 тысяч в год это официально заявленная максимальная мощность лаборатории, точные цифры нам неизвестны.

При этом понятно, что WADA, если бы увидела отсутствие в системе АДАМС каких-то проб, забила бы тревогу еще в 2014 году, однако, как говорит Анцелиович, такого не было. Значит, есть единственный вариант – «ненужные» допинг-пробы просто не вводились в систему и среди найденных 100 тысяч такие наверняка обнаружились.

Но в то же время нужно понимать, что до 2015 года введение итогов допинг-тестирования в общую систему не было обязательным. Выше я указал, что 100 тысяч проб это работа лаборатории на полную мощность в течение тех самых пяти лет. То есть наверняка большая часть из найденных протоколов и не должна была вводиться в АДАМС, это требование к ним появилось у WADA только сейчас.

Однако теперь, естественно, WADA перелопатит все эти самые протоколы 2008-2015 годов, которые ей представлены. А это означает, что наиболее «странным» из них спортсмены могут быть дисквалифицированы или отлучены от спорта по примеру бобслеиста Зубкова уже в наши дни. Собственно, ровно поэтому президент WADA господин Риди, во-первых, так хотел получить эту базу, а, во-вторых, сказал, что на ее основании будут выноситься решения по пойманным на допинге спортсменам. По большей части из них десятилетний срок давности не истек.

Так что для российского спорта все не закончилось, а только начинается.