62 мин.

Василий Артемьев про злодеев в регби, любимые книги и как не пить в Ирландии

Третья часть "Цены победы" к вашим услугам. На этот раз не бизнес-срач на троих, а изящная словесность (но по делу). В гостях у нас - самый умный и интеллигентный представитель российского регби, а также обладатель самых зачетных усов, капитан сборной России Василий Артемьев.

Не смотря на всю политкорректность Василия мы обсудили следующее:

- Почему грязь и злодеи в игровых видах спорта - это хоть и плохо, но коммерчески выгодно

- Почему мировой регби никак не соберется и не добьется появления о себе масштабных и рейтинговых мультфильмов, кино и компьютерных игр

- Как не пить в Ирландии (никак), и где можно найти себя на утро после успешно сыгранного матча

- Будет ли у Василия неполиткорректная версия своей биографии?

. . . . .

Для тех, кто предпочитает больше текст, ниже даем расшифровку аудиозаписи подкаста, отредактированную и очищенную от оговорок и слов-паразитов. Всё для вашего удобства.

. . . . .

Действующие лица:

Алексей Селиверстов, шеф-аналитик спортивного агентства Eastern Scout

Алексей Гряцких, автор блога и телеграм-канала «Криптокритика»

Василий Артемьев, капитан сборной России по регби

. . . . .

Селиверстов:

У нас сегодня специальный гость, хотя сложно его назвать гостем, скорее, наш добрый друг и товарищ, который разделяет наши точки зрения по каким-то из вопросов. Капитан сборной России по регби – Василий Артемьев. Привет, Василий!

В подкасте у нас, как известно, мы поднимаем важные вопросы, как должен выглядеть профессиональный спорт сегодня и сейчас в нашей стране, и желательно в будущем.

Ты, наверно, слышал предыдущие выпуски, в которых мы говорили о том, что, сам по себе профессиональный спорт немножко переоценен. Да – это зрелище, которое нужно людям. Они его любят, но не в том ключе, в котором мы его показываем прямо сейчас. В конечном итоге, эти медальки, которые выигрывают спортсмены, о которых сообщают короткой строкой в передаче новостей на «Россия 24», не оставляют никакого следа. Потому что мы видим вас, профессиональных спортсменов, в частности тебя, Вась, как кумиров, как людей, которым хочется подражать, на которых хочется смотреть и чему-то учиться. Мы видим вас, как людей, которые занимают нас в свободное время.

Поэтому мы разделим наш сегодняшний выпуск на две части: первая часть, естественно, немножко скучная, немножко противная, она все еще будет говорить про профессиональный спорт, про контент и про образ современного спортсмена в нашем мире. И вторая часть будет более шуточной, более смешной. Мы познакомимся с тобой, Вась, с другой стороны, наверное, ну, попытаемся.

Артемьев:

Буду очень рад рассказать и о себе, и о своих предпочтениях, хобби, и что вообще меня мотивирует и мной движет. Я думаю – это важно, чтобы, скажем так, быть ближе с аудиторией.

Мы, регбисты, и вообще спортсмены, кажемся какой-то отдельной кастой, хоят на самом деле абсолютно такие же, как и все. У нас есть своя работа, есть неудачи, есть успехи в своем деле. Поэтому хочется рассказать вам об этом и показать, что не так уж мы далеки друг от друга. 

Гряцких:

Тогда сразу грустный вопрос про профессиональный спорт. Сегодня [запись шла в апреле 2020 г. – прим.] пришла новость, что женский хоккейный клуб «Агидель» из Башкирии, на который выделялись средства фактически «Башнефтью»…

Надо отметить, что «Башнефть» нынче зависит от «Роснефти» напрямую. А «Роснефть», как все нефтяники сейчас, ёрзают на стуле и ощущают себя очень неуютно ввиду последних событий. Соответственно, они режут непрофильные активы. На мужской «Салават» и «Толпар» из МХЛ деньги останутся. Про «Торос» из ВХЛ ещё не известно, у него вообще арена в залоге у банка.

И в комментариях к новости о потенциальной «смерти» «Агидели» [на которую деньги нашлись и сезон в ЖХЛ она играет – прим.] начинается свистопляска «а что женский хоккей существует?». После чего возникает очень простой вопрос: а почему, собственно, все ржут, и никому женский хоккей по факту не интересен, несмотря на все попытки? Дальше возникает другой вопрос: как бы поменять вид спорта так, чтобы женский хоккей был интересен? Разрешить силовые приемы?

Это была прелюдия. А теперь по существу.

Что бы Василий поменял в регби, чтобы это стало смотрибельно как, допустим, американский футбол? Ведь в США есть американский футбол, и есть всё остальное. Вот чего бы ты разрешил в регби или добавил? Может быть, драки как в хоккее? Ну, по 5 минут за мордобой.

Артемьев:

Хороший вопрос, на самом деле, очень актуальный. Потому что, насколько я знаю и слежу, за переплетением спорта и коммерции в мире, в России сейчас, мы, конечно, сильно отстаем. У нас спорт тяжело назвать коммерческим бизнесом. Все-таки это в большей мере спонсируется либо государством либо такими какими-то квазигосударственными корпорациями. Поэтому не стоит вопрос о расширении аудитории, о работе с аудиторией, с болельщиками и так далее. То есть живем из других доходов, не как бОльшая часть остального мира профессионального спорта. Поэтому у нас, может быть, зрелищность вообще не стоит на вершине вот этой пирамиды потребностей спорта. 

Но тенденция такая, что регби и другие виды спорта в современном мире, когда очень много что привлекает внимание людей… Спорт борется за внимание человека сегодня, и борется наравне там с тем же кинематографом, как это ни странно звучит. У нас поход в кинотеатр или поход на спортивное событие – это прямые конкуренты. Поэтому спорт, борясь за зрителя, изменяется.

В регби за последние несколько лет (даже я застал, играя профессионально) был ряд изменений правил, которые, во-первых, игру ускоряли, во-вторых, давали больше пространства и возможностей для атакующей команды. Чтобы игра была зрелищней:  больше очков, больше попыток. Опять же, правила менялись, чтобы не растягивали паузы игроки, чтобы игра была более динамична.

У нас есть такой динамичный, быстрый вариант регби - это регби-7, который не зря стал олимпийским видом спорта. Во-первых, его очень удобно проводить, буквально за один уикенд. За 3 дня можно сыграть полноценный турнир из групповой стадии, из фазы стадии плей-офф, и найти победителя. Что намного тяжелее сделать в классическом регби, в регби-юнион. Недаром Кубок мира по регби идет на протяжении полутора месяцев.

Что еще будет? Я думаю, регби будет продолжать эволюционировать. Сейчас, примерно каждые 4 года, в регби тестируют новый набор правил и поправок в действующие правила, чтобы, опять же, где-то подкорректировать зрелищность, скорость, уменьшить паузы. То есть тенденция будет дальше продолжаться, но в глобальном смысле что-то капитально будет меняться не будет. В первую очередь, люди любят регби за его физический контакт, за физические единоборства - поэтому, безусловно, эта часть регби должна остаться, и она останется.

Хотя с тех пор как в Америке, в американском футболе в том же самом, было дело с сотрясениями мозга и с влиянием сотрясения мозга многократно на сам мозг…

Селиверстов:

Обнаружена корреляция с последующим синдромом Альцгеймера. 

Артемьев:

Да, там и Альцгеймер, и психическое здоровье страдало, там и суициды были среди бывших игроков. Это ещё на примере боксёров мы видим - корреляция прямая с наличием синдрома  Альцгеймера. Какие-то перманентные изменения физиологические в мозге вызываются. В том числе, из-за этого в регби, как прямого собрата американского футбола, стали намного строже правила по возврату в игру после возможного сотрясения на поле. Сейчас есть четкие регламенты.

Которые продолжают усложняться, эволюционировать. Раньше после столкновения или даже краткосрочной потери сознания было, по-моему, порядка 70% возврата к игре обратно  в рамках встречи. Но по последним данным этот процент снизился чуть ли не до 7-8 процентов.

Селиверстов:

В свое время NFL, английская футбольная Премьер-лига и в том числе ФИФА на протяжении долгого времени игнорировали эти ученые выкладки по поводу влияния профессионального спорта на благополучие и благосостояние спортсменов. NFL в итоге пришло к решению после коллективного иска на что-то в районе миллиарда долларов бывшим игрокам - за то, что не было политики осведомленного согласия. То есть куча мальчишек, девчонок играли в регби, в американский футбол, просто в футбол - и они не знали, что эта вещь, теоретически, может нести вред.

Когда я иду, покупаю пачку сигарет в магазин, я четко на ней вижу, что это приводит меня к очень плохим последствиям. Но покупая эту пачку сигарет, по сути, я заключаю социальный контракт с этой фабрикой по производству сигарет. Я говорю, что, купив сигареты, я вас [фабрику] от ответственности освобождаю. Но NFL, английская футбольная Премьер лига, ФИФА… Были же исследования, которые показывают, что игра головой так же опасна, как и бокс, и американский футбол. Но они боялись этих изменений [в правилах], потому что данные изменения могут отпугнуть предыдущих болельщиков.

Вот Леша мне поможет, чтобы я не соврал. Привлечь нового клиента в фирму стоит в 7-8 раз дороже, чем сохранить предыдущего - правильно Лёш?

Гряцких:

Ну, пропорции зависят от отрасли, но в целом – да, в разы дороже привлечь нового клиента. Плюс есть всегда затраты на его удержание. То есть ты его не просто привлек, но и удерживаешь. Иногда эти затраты дороже, чем для клиента, который у тебя уже есть. 

Селиверстов:

И вот разумный вопрос. Новые изменения, в теории, мешают предыдущим болельщикам. Новые изменения и дополнительные правила рушат тот уклад, к которому мы все привыкли.

С одной стороны, мы говорим, что нам нужно вносить изменения, чтобы привлекать больше болельщиков. С другой стороны, велик шанс, если мы возьмем и изменим какой-то вид спорта, к примеру, возьмем и запретим мини-юбки в теннисе, то часть болельщиков возьмет и отвернется?

Гряцких:

Женский теннис на этом кончится, честно тебе скажу. 

Артемьев:

Что касается регби (юбки в женском теннисе, возможно, - это один из краеугольных камней), то один из таких несущих блоков - физический контакт. То есть такое честное единоборство. Само единоборство – это один из краеугольных камней нашей игры с точки зрения зрелищности. Поэтому он никуда не денется и не может деться - иначе это уже не регби. Это будет уже совсем другой вид спорта или другая разновидность регби.

Селиверстов:

Смотри, вот те же самые схватки. Часть людей считает, что это самая скучная вещь, которая есть в регби. Постоянные остановки, схватки, остановки, схватки, которые еще ставятся неправильно, борются там люди неправильно. Их ставят заново и заново. И огромное количество времени, на самом деле, в регби уходит на стандартные положения. 

То есть чистый мяч в игре находится где-то в районе 40 минут – и это на очень высоком уровне. На уровне Новой Зеландии, Южной Африки, на международных матчах. А мяч чисто в игре, когда идет фаза нападения, перехода от нападения к обороне в российском регби составляет где-то в районе 25-30 минут.

Вот те же самые схватки, к примеру, взяли, породили регби-13 и австралийский футбол, по сути, правильно?

Артемьев:

Ну не схватки, а изменения [в правилах]. Сам классический регби сопротивлялся этим изменениям. Регби очень традиционный вид спорта. 

Он исторически контролировался в Англии достаточно небольшой группой людей. Это такие представители среднего или высшего класса. У них были свои взгляды на то, как этот спорт должен выглядеть. И более 120 лет назад встал вопрос между севером и югом Англии, средним классом и рабочим классом.

На тот момент регби как разновидность футбола (регби-футбол, в котором можно было нести мяч в руках, и был физический контакт), был более популярен в Англии, чем классический футбол (соккер). Но, в какой-то момент, по-моему, в середине 1960-х английский соккер становится профессиональным и продолжает набирать бешеную популярность, в том числе у рабочего и среднего класса. Это привлекает совершенно новые финансовые возможности. А регби классический сопротивлялся. Основным постулатом регби на тот момент был любительский характер этого вида спорта.

В свое время в регби возник конфликт, потому что у большей части игроков, особенно выходцев из рабочего класса Англии, у них было понимание, что за работу и результаты надо платить. БОльшая часть клубов же базировалась на севере Англии, а бОльшая часть сборной Англии уже тогда была выходцами из рабочего класса. И они не могли понять, почему, их вид спорта, который был достаточно успешен на тот момент… В общем, у них встал вопрос, и они отделились от Союза регби, стали Северным союзом, и в течении последующих лет они развивали свою профессиональную Лигу. Это было в конце 19 века, получается.

Таким образом зародился регбилиг, который мы знаем как регби-13. Вот он является профессиональным еще с тех пор, более 100 лет. А классический регби сопротивлялся на протяжении где-то 100 лет и стал профессиональным только в конце 20-го века, в 1995 году.

Селиверстов:

Но, подожди, вот эти изменения с точки зрения профессиональных контрактов за то «чтобы играть в регби, будем платить» - принесли же больше хорошего, правильно? 

Артемьев:

Ну, наверно, уже просто созрело общество и страна. 

Когда-то 100 лет назад руководители регби как вида спорта не хотели массовости такой массовости, которую приобретал футбол тогда. Это противоречило их ценностям, противоречило их взглядам на то, что такое регби и что играют представители такого среднего и высшего класса. Где они без страха выходят друг с другом в свободное время и, как бы отдыхая, играют в регби. А вот массовость как раз привлекала слишком много внимания. На их вкус и взгляд это было абсолютно лишнее для спорта. Но вот за 100 лет и общество созрело, и все играющие любители регби созрели.

К чему я это говорю? Прогресс регби в популярности, в массовости, он был, в первую очередь, заторможен вот этим нежеланием переходить на профессиональную основу и как раз развивать массовость вида спорта. Поэтому регби был достаточно таким, скажем так, узко концентрированным спортом, который имел свое братство, свой круг интересов и так далее.

Селиверстов:

А наша страна созрела для того, чтобы регби в нашей стране начала расти по популярности по экспоненте? Или для этого требуется как раз снова не просто точечные решения, как там высокие захваты или определенные изменения в правилах с точки зрения благополучия игроков, а какие-то такие кардинальные изменения?

Изменения структуры Лиги, изменение структуры проведения соревнований? Именно на нашем местном уровне, а не в плане внимания к международным матчам. Вот как это сделать так, чтобы вдруг рост произошел такой же взрывной, как в 95-м?

Артемьев:

В целом, я считаю, что доступность к просмотру хороших матчей, хороших лиг и чемпионата России позволит постепенно и даже достаточно быстро привлечь вот эту массовость. То есть люди должны легко познакомиться с этим видом спорта. 

Недавний Кубок мира по регби, прошедший в Японии в сентябре-октябре, транслировался по федеральным каналам сетки «Матч ТВ». Огромное количество людей имело возможность смотреть не только выступление сборной России, но и выступление всех лучших мировых сборных. Все матчи кубка мира транслировались. Это было настолько доступно, настолько легко и всё, что нужно было сделать – включить телевизор. И кто-то случайно, кто-то специально получал доступ к просмотру этих матчей. Вот эта доступность – это, наверное, самое главное, что даст большие плоды к развитию регби в нашей стране.

В дальнейшем, да, огромную работу надо проделать российским клубам, чтобы выйти на новый уровень профессионализма. Если мы называем себя профессиональной лигой, профессиональными командами, то до профессионализма нам ещё прилично. До того уровня профессионализма, который считается допустимым, скажем, в той же Великобритании, Франции и в Южном полушарии. Мы, примерно, лет, наверное, на 15 отстаем от них. То есть мы находимся там, где находились команды профессиональные Англии через 5 лет после того как регби как вид спорта стал профессиональным.

Но у нас есть все инструменты сейчас, намного больше, чем мы можем себе представить, чтобы вот эти 15-20 лет разницы сократить намного-намного быстрее. То есть должны двигаться в нужном направлении, имея стратегический план и понимая, куда нам двигаться. И мы должны развивать не только свою Лигу, но и наш вид спорта продвигать в целом.

Селиверстов:

Господа, вопрос к вам обоим. Возвращаясь и к регби в стране и к женскому хоккею в Башкирии. Что важнее: уровень игры или картинка, которая показывается? 

Америка начала популяризировать регби в своей стране, показывая сначала английский. Пока был буферный период, когда они пытались основать свой Major League Rugby (MLR), они показывали классный регби из Англии по своим платным каналам. Мы помним опыт российского футбола. Российский футбол сейчас достаточно популярен, но, буквально 5-6 лет назад абсолютно все грызлись за то, чтоб показывать английский, немецкий, итальянский футбол. Потому что картинки и продукта, как такового, который можно с большой радостью смотреть и показывать, не было.

Может и отталкиваться от того, что, возможно, качество игры, физическая, тактическая подготовка, техническая подготовка с точки зрения обывателей и простых зрителей ничего не значит. Главное, чтобы был задор, кураж, классный комментатор, музыка какая-то сопровождающая. Вот что сделать? Картинка или качество игры, господа?

Гряцких:

Давай я сразу отвечу на вопрос, потому что это постановка, как задача про два стула. Ответ лежит не там. 

И картинка, и качество игры – это раз. Потому что это две неотделимые части продукта. Без картинки, к сожалению, спорт сейчас не существует. Нет картинки – нет спорта. Есть просто какое-то любительское времяпрепровождение, там, на поле, на льду - где угодно, да.

То есть это вот классика жанра, про тех же ходоков. Нет картинки или на эту картинку невозможно смотреть – какой бы ты ни был супермастер, то делать тут нечего. От чего, собственно, страдал ярославский «Локомотив» в КХЛ. К High Definition все уже привыкли. Некоторые трансляции уже готовятся в 4К показывать за рубежом, когда ты каждую капельку пота не просто видишь, а ощущаешь, как будто она перед собой. То есть это [картинка и качество игры] неотделимые вещи.

Да, в каких-то случаях начинается «вес фактора» - что-то чуть важнее, что-то чуть меньше. Но по факту - взять те же разного рода любительские истории - не будь там хорошей картинки и не будь интересного повествования, то никто бы это не смотрел. При этом хорошая картинка умудряется скрасить любительскую суть происходящего. И опять же, полноценный шоу-бизнес – до, после и во время.

Живой пример: футбольный матч команд Virtus Pro и SK Gaming. Две довольно известные киберспортивные команды гоняли в футбольчик на одном из немецких стадионов. Не на полном поле, а что-то было похоже на мини-футбол. Ворота были такие промежуточные, тренировочные. И трансляцию вот этого, не самого плохого с точки зрения качественного футбола, но явно невыдающегося, смотрело суммарно сильно больше миллиона людей в разных странах. Для России вообще привлекли Виктора Гусева как комментатора - кстати, вполне себе неплохо получилось. Но, что говорит о том, что картинка предельно важна - и она способна вытянуть качество происходящего зрелища. Но в то же время, если ты творишь что-то выдающееся, то потенциально тебя это может спасти, даже если снимали это на телефон.

Но здесь я еще должен вот какой вопрос поставить… Потому что Василий в лучших традициях политиков - я надеюсь, Василий потом возглавит какой-нибудь комитет по физической культуре где-нибудь в госорганах - он технично уклонился от вопроса. Поэтому я расширю и дополню.

Когда-то волейбол был довольно нудным видом спорта с очком только на своей подаче. И это было на любителя зрелище, прямо скажем. Которое могло затянуться на 3, на 5 часов, и абсолютно было не готово к телепоказу. Потому что ну какой телепоказ, если ты не знаешь, когда эта игра закончится. Единственная игра, где терпят многочисленные срывы по времени – это хоккей. Вот это множество овертаймов в плей-офф. Есть очень небольшое число видов спорта, где телевидение готово терпеть овертаймы в принципе, да и то за счет определенной важности событий. Где тебя аудитория порвет, если ты не дашь им досмотреть. Если ты не дашь выяснить, чем же дело закончилось. А то, помните, у нас было, когда телевидение резко прерывалось на новости и мы не могли посмотреть концовку хоккейного или футбольного матча, или концовку гонки лыжников. Раз - и новости, а продолжение после новостей. И ты такой: ну вы что, опухли что ли совсем, а ну-ка верните обратно.

Так вот, в волейболе сильно изменили правила – и это стало довольно смотрибельной историей. Биатлон вообще пересобрали как вид спорта именно в угоду телевидению. Есть куча видов спорта - например, прыжки с трамплином – которые, на самом деле, вживую смотреть невозможно. Это очень скучная фигня за очень редкими исключениями. Я как-то был на этапе в Лахти - специально поперся туда, чтобы посмотреть. И я вам скажу, что, кроме пары тройки прыжков, всё остальное время твоя основная задача - ходить за пивом или за глинтвейном. То есть занять себя нечем. Да, есть пара-тройка прикольных прыжков, где ты видишь, как c ветром борется прыгун. И настоящая драма перед тобой разворачивается: дотянет – недотянет, приземлится - не приземлится. Все остальное? Ну вот чувак прыгнул, приземлился. Ну OK, спасибо.

Отсюда вопрос: а что в регби в хайлайтах показывать? Может быть, пора менять правила, чтоб было, чего показывать? Потому что, сходу, кроме попыток «с мясом» и какого-нибудь дроп-гола, мне что-то ничего в голову не приходит.

Артемьев:

Не соглашусь, в регби есть что показывать и сейчас. 

Во Франции сейчас огромное внимание уделяется элементам шоу, то есть именно игры. В этом году парижский клуб «Racing Metro» начал проводить свои игры в полностью закрытом стадионе, который даже по факту стадионом-то не является. Они играют в Париже на огромной закрытой арене для мероприятий. У них очень странный такой стадион: если на него так посмотреть, то одна стена за одними воротами – это полностью гигантский экран.

Там даже нет сидений. Их, наверное, поставить негде. Вот это элемент шоу, они начинают этому уделять огромное внимание. Шоу начинает в Европе выходить на первые позиции в приоритетах клуба и развития.

Да, регби – это такой традиционный вид спорта, и я уже говорил о том, что традиционность и  приверженность историческим традициям и ценностям до сих пор в регби очень ценится. И именно этот факт не позволит регби слишком сильно видоизмениться. Он видоизменяется в зависимости от тенденций, предпочтений зрителей и рынка, но не так быстро и не так активно, как, может быть, кто-то и хотел бы, чтобы он изменился. Те же самые схватки никуда не уйдут в ближайшие годы. Они могут немного измениться, они уже изменялись, но они останутся. Потому что один из столпов нашего вида регби, традиционного. Иначе мы начнем терять свою аутентичность. Тогда мы уже ничем, по факту, не будем отличаться от того же регбилиг. То есть у регби-лиг есть своя аудитория, а у регби классического - своя.

Но надо работать именно со своей аудиторией и стараться ее расширять. Это можно делать за счет шоу. Были попытки у одного из самых, наверно, знаменитых регбистов последних 15-ти лет – крайний сборной Южной Африки, Брайан Хабана. Он, в свое время, делал несколько перфомансов, которые довольно большой успех имели. Когда он участвовал в забеге на скорость с гепардом. Были такие рекламные компании.

Были ещё какие-то пробы пера между самыми известными регбистами и футболистами, тоже в рамках именно рекламных компаний. С «Адидас» это было - как коллаборация между Бекхэмом и Джонни Уилкинсоном, как раз с двумя такими самыми знаковыми английскими спортсменами.

С точки зрения хайлайтов что показывать? Хайлайтов регбийных очень много. Достаточно зайти на Youtube, ввести “rugby highlights” – и мы увидим в том числе и драки. Которые сейчас не сильно часто происходят просто потому, что они караются правилами очень строго.

А так в хайлайтах сейчас есть, конечно же, красивые попытки, индивидуальные проходы и обыгрыши - как раз изменение правил последних лет дает больше пространства на поле. И, подозреваю, тенденция к этому будет продолжаться.

Сейчас уже апробируют, по-моему, новые изменения в правилах, которые позволят немного разгрузить защитную линию регбийную. В регби вообще защищаются линией, и чем больше в ней человек, тем она плотнее. Тем, соответственно, тяжелее ее преодолеть и обыграть. А сейчас за счет определенных изменений эту защитную линию будут разгружать, в ней будет меньше людей и больше пространства. И такие игроки, как звезда последнего Кубка мира, южноафриканец тоже Чеслин Колбе, который может, наверное, в телефонной будке обыграть человека. Вот он как раз будет еще ярче блистать, его индивидуальные проходы будут еще больше там просмотров набирать.\

То есть мы работаем с тем, что есть в регби, учитывая традиционности наши. Я бы не называл это косностью, потому что регби эволюционирует и хочет развиваться. Но если мы будем терять эту традиционность, мы будем терять какую-то часть болельщиков, которые любят регби за то, что чем он является. Именно из-за приверженности и веры в эти традиции, важно следовать этим традициям.

Но нам надо продолжать работать. Сейчас digital век, и по исследованиям больше половины людей во время просмотров игровых видов спорта пользуются своими смартфонами и продолжают висеть в соцсетях. Значит, если есть возможность, по ходу игры скинуть туда какие-то видеонарезки. Люди начинают этим обмениваться, так внимание [к игре] ещё привлекается. Концентрация внимания у людей сейчас не очень высокая - надо этим пользоваться, надо с этим жить. Мы не можем оставаться тем видом спорта, которым являлись многие годы. Надо меняться, чтобы внимание людей продолжать цеплять.

Я слышал в эфире одного подкаста про то, как в НБА начинают уже использовать Twitch-стиль в трансляции, где просто в отдельном окне сидят люди и во время трансляции обсуждают, как проходит матч в неформальном стиле такого видеоподкаста. Наверное, у современной молодой аудитории есть какое-то свое видение того, как должны комментироваться матчи.

Что касается биатлона, то он во многом благодаря тому же Дмитрию Губерниеву обрел свою популярность. Дмитрий сделал шоу из такого вида спорта, из которого, казалось бы, шоу сделать очень сложно. И там не только то, что происходит непосредственно в гонке, что цепляет людей и что попадает в новости, но и то, что происходит за пределами гонки. Взаимоотношения между спортсменами, свадьбы, расставания, ссоры. Там есть всё.

Селиверстов:

Благодаря нему я знаю про Бьёрндалена и Домрачеву. 

Артемьев:

И я знаю благодаря нему. Поэтому шоу можно сделать, наверное, ну, почти что из всего. Я не уверен по поводу спортивной ходьбы, но уверен, что уж из регби-то можно. Правильно работая с современными трендами и тенденциями среди любителей спорта.

Селиверстов:

То есть получается, что твой выбор - это «правило 50:22», хайлайты и Twitch для будущего российского регби? 

Артемьев:

Я привёл тебе примеры, потому что не только регби борется за внимание зрителей. Сейчас настолько огромный спектр возможностей, на что люди могут тратить свое время, свой интерес. И чтобы интерес и их время получить, надо следовать современным трендам. Потому что и исследований много, что именно аудитория до 20-25 лет предпочитает. Почему в НБА трансляциях сейчас используется компьютерная графика, взрывы баскетбольного щита во время какого-нибудь данка - это смотрится зрелищно. 

То есть нам надо идти в ногу со временем, что касается digital продвижения. Что касается всего остального, надо искать, что нравится твоей целевой аудитории, то есть, что не пойдет тебе во вред. Не хотелось бы, чтобы отвернулись от тебя те, кто тебя уже смотрит и любит. Ну и нам надо равняться на лучших и искать свой какой-то путь.

Селиверстов:

Мы сейчас говорим про хайлайты, мы говорим про методы, при помощи которых мы можем взять и сделать все в разы лучше. Но методы, как и любой другой инструмент, нужно использовать в случаях, когда мы точно знаем, что он поможет или как минимум не навредит. Для этого нам нужно понимать нашу аудиторию. Ни одна компания (Леша, как профессиональный маркетолог, подтвердит) не будет внедрять какие-либо инновации, тратить свои ресурсы, если они не знают, что на эту аудиторию можно воздействовать.

Василий, учитывая, что у нас нет маркетинговых исследований нашего российского регби, все же спрошу: что из себя представляет обычный болельщик российского регби? Просто для того, чтобы быть кумиром для кого-то и использовать штуки типа Twitch, нужно понимать, дойдет ли твой посыл до конечного потребителя. Как думаешь, кто он, российский болельщик?

Артемьев:

5-10 лет назад, думаю, среднестатистический такой болельщик регби – это был человек, который, сам в какой-то момент жизни имел отношение к регби. То есть либо играл в него, либо смотрел его, ввиду того, что он из городка, где была регбийная команда. Это был такой очень узкий круг людей в России. 

Потом у нас был Кубок мира 2011 года, первые выступления сборной России на Кубках мира. Тогда, по моим данным, был большой рост среди любительского спорта, стали появляться повсеместно по всей стране любительские клубы. Просто люди наконец-то посмотрели регби. До 2011 года, я не знаю, были ли вообще какие-то трансляции на российских телеканалах. Были передачи с [игровыми] нарезками, но это все было такого очень низкого качества и абсолютно нерегулярно. Были попытки у Федерации регби России на тот момент доносить регби в массы, но это было очень бессистемно сделано.

При этом профессиональной сфере не скажу, что что-то очень сильно поменялось. Российский профессиональный чемпионат регбийный, наверное, остался на том же уровне. Ввиду, опять же, не самых больших возможностей, традиционности, не самых больших возможностей Федерации и так далее. Ну и, может быть, от недостатка какого-то видения. Статус-кво удовлетворяло большинство клубов (в 6 клубов чемпионат же был?), и все были довольны тем, что имели, и не знали куда двигаться. В общем, была такая круговая порука.

В последние два года пришли изменения в Федерацию регби. Пришло новое руководство, пришла поддержка от спонсоров и всего остального. В этом году, наконец-то, новый Центр по проведению соревнований (ЦПС), взял на себя проведение чемпионата России и высшей лиги двух дивизионов. И вообще, если бы не коронавирус и пандемия, то мы бы уже начали играть [запись подкаста была в апреле 2020-го прим]. Мы бы уже увидели новые стандарты по проведению этих игр – по стадионам, по съемке каждой игры.

Селиверстов:

В итоге, мы пришли к тому, что нам нужны какие-то инновации, которые возьмут и сделают вид спорта в нашей стране чуть привлекательней, интересней, веселее. Так, чтобы он был доступен большему количеству людей, но при этом не потерял своей аутентичности. Как ты думаешь, кто может взять этот флаг в руки, возглавить его и к каким в итоге выводам мы придем? 

Артемьев:

На сегодняшний день Федерацией регби совместно со всеми клубами формируется ряд стандартов, которым все должны следовать. Они включают в себя и стандарты по качеству стадионов и полей, где должны проводиться соревнования. Чтобы людям было интересно и приятно приходить.

Во многом уже практика показывает, что не всегда само спортивное действие на первом плане. Взять бейсбол, где люди сидят часами, если не днями, или крикет - это не самые динамичные виды спорта. Но в Америке и в нескольких других странах бейсбол имеет бешеную популярность, люди туда ходят и за атмосферой в первую очередь. Провести выходной день на солнышке, съесть хот-доги, выпить пива и так далее. То есть это должно быть очень высоко в списке приоритетов.

Match Day Event - мероприятия по развлечению болельщиков, которые мы видим во всех профессиональных видах спорта сейчас - активно используется в регби, очень активно во Франции, начинает использоваться в консервативной Англии. В которой тоже регби сильно уступает футболу по популярности, но все понимают, что нужно привлекать болельщиков разными путями.

Селиверстов:

Ты говоришь про бейсбол, про ряд стран, в которых он ужасно популярен. Да, мы знаем, что бейсбол популярен в Мексике, он популярен жутко в Японии. Но в Японии-то популярен не только бейсбол. Они примерно все свои виды спорта так или иначе популяризируют через собственную анимацию и комиксы.

Недавно я взял, открыл сайт, на котором опубликовалось ТОП-40 стран, смотрящих японскую анимацию - и Россия с Казахстаном идут на 19-20 месте. Огромное количество стран Латинской Америки находятся в первой десятке, включая Аргентину. Естественно, Япония на первом месте. 

И тут мы видим, что в Японии есть порядка 3-5 различных многосерийных мультиков про бейсбол, пять многосерийных мультиков про регби. Их смотрят, их прямо поглощают во всех странах мира. Почему мы не пытаемся использовать даже вот такие простые методы для того, чтобы взять и продвинуть что-то?

Мы же помним «Ну погоди», где были выпуски с зимними видами спорта. Мы помним мультики советские про хоккей, вот с этими плохо нарисованными ребятами с красными носами. Почему мы упираемся только в то, что вид спорта должен быть обязательно жутко серьезен, в традиционность? Чем большее количество людей мы можем призвать любыми способами, тем лучше - или же для регби это не так?

Артемьев:

Если это было не так по мнению законодателей регбийной моды на протяжении примерно 100 лет, до тех пор, пока регби наконец-то не стал профессиональным во всем мире, в первую очередь, в Великобритании... Я думаю с того момента [перехода на профессиональные «рельсы» - прим.] начала отсчет такая новейшая история регби, где как в любом коммерческом виде спорта, ты зависишь от своей аудитории, насколько она велика, платежеспособна и все остальное. Поэтому сейчас, я думаю, [можно считать, что в регби происходит] временный эксперимент.

У нас есть примеры, что делает та же Япония, у нас есть примеры, как работает спорт в Америке. Но там, наверное, просто сейчас не сейчас таких свежих историй [регби только 25 лет находится в статусе профессионального спорта – прим.]. Разве что регби американское, где их профессиональная лига старается выжить. Она была после одного сезона закрыта, потом появился Major League Rugby (MLR). И вот уже второй сезон у них начался, количество клубов увеличилось, зрелищность и длина сезона увеличивается. То есть регби начинает набирать обороты - наверное, никто так не умеет развивать виды спорта и делать из них такой многомиллиардный бизнес как американцы.

Всё упирается в ресурсы. Сейчас речь идет, в первую очередь, о Федерации регби, потому что вряд ли какие-то регбийные клубы профессиональные российские будут спонсировать такую вещь, как серия мультипликационных фильмов.

Хотя сейчас стоит отметить, что все-таки регбийный клуб ЦСКА, новичок Премьер-лиги и мой новый клуб, совместно с телеканалом СТС готовят выпуск многосерийного сериала про регби. Пилотную серию я посмотрел - это действительно классно. Там есть и драма, есть главные герои, у которых есть определенные жизненные трудности, и достаточно гармонично в это всё вплетается наш вид спорта – регби. Уверен, что с хорошей консультативной базой с людьми из мира регби, это достаточно аутентично и по регбийному получится. Помимо ЦСКА не знаю, кто ещё из российских клубов сможет какой-то масштабный проект запустить, чтобы работать с массовым зрителем. Но, видишь, в одном ключе мыслят люди, обладающие властью в мире российского современного регби.

Гряцких:

Я тут параллельно воспользовался опцией посмотреть, что ж там за японские аниме есть про регби. И надо признать, они очень сочно показывают моменты захвата.

Прямо такое классическое старое доброе японское анимешное насилие. Раскрытые рты, перекошенные лица, приземления человека об землю с трясущейся планетой. Там еще немного и земля бы взорвалась к чертовой матери.

Артемьев:

Это мне напоминает описание, то есть те эпизоды из индийских фильмов, где тоже показывалось регби. Там оно показывалось очень сильно гипертрофированным. 

Гряцких:

За это мы индийский кинематограф-то и любим, это нескончаемый источник совершенно безумных вещей. 

Артемьев:

За это и за танцы в конце фильма. 

Гряцких:

Без танцев-то никак. Но к вопросу о безумных вещах и прочее. 

По большому счету, контактные виды спорта – это одна из немногих вещей, где насилие социально одобряемо. То есть там, где наши могут ненашим сунуть по башке - и это будет всячески приветствоваться. Более того, некоторые лиги, по большому счету, на этом паразитируют. Показ и уровень самого действа в финской хоккейной лиге так себе, но зато подборки самых грязных силовых приемов там местами очень рейтинговые.

Теперь вопрос: какой грязи, по большому счету, не хватает в регби для того, чтоб оно стало смотрибельным?

Может быть, наконец, разрешить захваты за шею? Понятно, что есть все эти истории про защиту основных активов, то есть игроков, от повреждений. Потому что игрока стоит определенных денег взрастить, подготовить и вывести на поле. Но, тем не менее, какой грязи, по-твоему, не хватает в регби? Перепалок, трештока?

Артемьев:

Опять же, чем регби отличается от других [игровых] видов спорта. Он не развивался в условиях профессионализма и в условиях коммерческой соревновательности на протяжении практически всего 20-го века. Поэтому очень глубоко и плотно сплелись основополагающие ценности, о которых я уже упоминал. Помимо традиционности есть основные ценности, которыми очень сильно гордятся те, кто к регби имеет отношение. Уважение, лояльность, дисциплина, самообладание, сдержанность. Огромное место занимает мужественность. То, что регби из себя представлял 30-40-50 лет назад.

После Второй мировой войны в британской системе образования произошли изменения, и множество выходцев детей из рабочего класса получили доступ к школьному образованию. До этого, они доступа, в основном, не имели. Это были больше такие частные школы, а регби развивался традиционно в частных школах (public schools). Получилось, что раз большое количество выходцев из рабочего класса получили доступ, то регби начал обретать уже ценности и рабочего класса. В том числе, выше стал уровень соревновательности. Как следствие, игра стала намного грязнее в 70-80-е годы.

У меня было много друзей, чьи отцы играли в 80-е года - все эти истории из 80-х, когда играли сборные Ирландии против All Blacks (Новой Зеландии). Каждый раз, когда новозеландцы ставили maul - когда группа новозеландцев, обнявшись крепко, начинали переть вперед, сквозь оборону - легально нельзя было мол просто взять и завалить. То есть за ноги кого-то схватить. Нужно было встать и остановить, если cможешь. И когда из соперников кто-то падал на землю под ноги, пытаясь, где-то даже смухлевать и завалить этот maul, новозеландцы никогда не останавливались, но никогда не бросали этих павших. Обязательно кто-нибудь их подхватывал за регбийку или за шорты и шли дальше, таща их по земле вместе с молом. И обязательно при этом топтали ногами, потому что как не потоптать? Традиционное правило тех лет: всё что на земле - земля.

То есть регби был, может быть, зрелищным в таких моментах физических, но он был очень жестоким. И это тоже у большого числа людей вызывало сомнения, что регби не должен таким быть. Ценности где-то начали теряться. Когда они начинали теряться, каждый раз любители регби со всего мира (в первую очередь из Англии) брали дело в свои руки, и выходили правила, чтобы жестокость излишнюю запрещать.

То есть, говоря о том, что регби может стать зрелищней, если можно разрешить большую жестокость, то нет, это не путь регби. Регби ценят и любят большинство за мужественность, но при этом и за уважение (которое всегда присутствует) и за уверенность в себе. Подлость и притворство в регби абсолютно не ценятся. Даже твоя команда - если ты будешь спорить с судьей или своими действиями как-то притворяться. Притворство абсолютно возбраняется всеми, даже игроками твоей команды. Поэтому всё-таки не в этом путь регби.

Селиверстов:

Я тоже ни в коем случае не поддерживаю подлость и притворство. Я считаю, что это очень низко и непрофессионально. Но подурачиться-то, подуралеиться, ведь как-то можно?

Гряцких:

Подожди, к «подурачиться» обязательно вернемся. 

Если у тебя везде в твоей вселенной супергерои, то где злодеи? Супергеройская вселенная без суперзлодеев не существует. Хоккея в современном виде без Мэтта Барнаби, Патрика Калеты, Мэтта Кука, Брайана Марчмента не существовало бы. Это феерические подонки - но, с другой стороны, эти феерические подонки давали зрелище.

Соответственно, футбол без Марка Матерацци был бы другим. Или без Вини Джонса и подобных товарищей. Соответственно, регби без сборной Аргентины в отдельных ее проявлениях тоже был бы другим.

Так может быть плохие парни-то нужны? Иначе кто, собственно, будет давать зрелище?

Селиверстов:

Ведь на самом деле, эта дихотомия, разделение на левое-правое, на белое-черное присутствует и в NBA и в английском футболе. Во всех видах спорта у нас есть какие-то лагеря, которые исторически друг с другом соперничают. «Бостон» и «Лос-Анджелес». В любом виде спорта друг друга ненавидят, правильно?

Может быть, как-то обозначить, мы плохие или мы хорошие? Это даже может не выражаться в игре, но для создания интриги. И я полностью присоединяюсь к вопросу - если есть Мордор, то есть и Гэндальф.

Артемьев:

Что касается регби, нельзя сказать, что кто-то берет на себя роль хороших парней, кто-то плохих. В регби традиционно сложилось противостояние «Англия и все остальные страны», например. Англия-Уэльс, Англия-Шотландия, Англия-Ирландия. Англичан же не любят, они колониальная страна. Особенно их не любят те же шотландцы, валлийцы, ирландцы. И вот эти противостояния на протяжении уже больше чем 30-ти лет существуют. И всегда огромное такое зрелище, огромное внимание аудитории.

В том числе это исторические противостояния. Это противостояние All Blacks с Южной Африкой или с Австралией - это тоже традиционно. Это игра Самоа против Тонга. Это два соседних острова, где на поле просто настоящая война происходит.

Отдельные игроки, плохиши «бэд бои», появляются периодически. Но ввиду строгости регбийных традиций и правил, они достаточно сильно наказываются за свои выходки. Что-то терпится, но часто им выносятся достаточно длительные дисквалификации.

Вот последний забавный случай. Дисквалификацию на 10 недель получил «традиционный плохиш», англичанин Джо Марлер в последнем бескомпромиссном противостоянии Уэльса и Англии. В «Шести Нациях» в этом году. Когда очередная была стычка на поле - сейчас уже в регби не дерутся, просто стоят нос к носу как в бойцовском клубе - во время такого stand-off он потрогал гениталии капитана сборной Уэльса. Поиграл с ними, в шутку как бы.

Но это, конечно, жутко смешно. Где-то пытался может спровоцировать - но не думаю, просто он такой сам по себе весельчак. Хотя иногда у него бывают сильные закидоны. Ну и традиционный такой капитан сборной Уэльса… Игрок, который на сегодняшний день второй по количеству матчей за сборную своей страны - это больше 140 игр - он такой традиционный человек очень. Наверное, уже другого немного поколения, человек очень взрослый. Он не очень хорошо это воспринял, скажем так. И потом на пресс-конференции после не очень лестно отзывался.

Мнение болельщиков разделилось. Кто-то говорил «как же это допустимо?!». Но большинство посчитало это мегазабавным моментом. Вот как раз пример того дурачества, которое в и привлекает людей к регби в том числе. Что есть огромные дядьки, которые не прочь иногда и подурачиться тоже. Но Джо Марлер получил свои 10 недель дисквалификации.

Гряцких:

Ну, в хоккее за это бы дали бы… Ну 2 минуты, максимум 10. То есть стандарты совершенно разные. Брэд Маршанд облизывал людей - и не получил за это ничего.

Да чего только не было. И это, в какой-то мере, составляет "золотую коллекцию" НХЛ. Эти все безумия, которые творились, которые [в том числе] были серьёзные наказаны.

И чтобы завершить вот эту мысль, вопрос: как ты относишься к практике хоккея и частично баскетбола, когда в плей-офф рамка судейства меняется и уровень дозволенного для игроков сильно расширяется? Когда уровень накала за счёт этого тут же резко растет.

Селиверстов:

Такое есть и футболе в том числе. Когда какие-то более важные матчи, говорят «судите, приотпуская моменты». Давайте поиграть, не свистите лишний раз и так далее. Это ведь тоже зависит очень сильно от судей. Как судья будет судить игру, будет зависеть количество остановок в игре. Чем больше остановок в игре, тем менее динамичной она становится.

Артемьев:

Сравнивая игры внутреннего чемпионата России и игры на Кубке Мира… Это топовый уровень, там судят лучшие судьи. А вот даже играя за сборную России в чемпионате Европы против сборных Грузии, Румынии, Португалии, Испании, Бельгии, Германии – т.е. второго регбийного эшелона Европы - разница в судействе очень сильно ощутима.

Сыграв на Кубке мира, мы понимаем, как судят элитные судьи. Они своей работой как раз позволяют играм быть зрелищнее. Да, они где-то дают там чуть больше играть, чуть больше дозволяют. Но сейчас же есть видеоповторы, видеорефери, которые обращают внимание судей на какие-то такие совсем уж острые моменты. То есть если происходит foul play, жёсткое нарушение правил - высокая игра, высокий захват – то всегда игру может остановить судья. Потому что ему рекомендует это сделать судья на видеоповторах. Но в целом, судья в регби - это царь и бог.

И вот как раз качественный судья мирового уровня позволяет игре этой выглядеть именно так, как хочет болельщик. То есть быть зрелищной, быть беспрерывной, без остановок, с длительными игровыми эпизодами. А чем игра длиннее, тем игроки больше устают, тем больше открытого пространства, и тем зрелищнее игра становится. Просто качество судейства, на самом деле, очень сильно ощутимо, когда играешь российский чемпионат или даже чемпионат Европы второго эшелона.

Наш главный тренер сборной Лин Джонс называет игры второго эшелона (где мы играем), и игры первого эшелона (Tier One) мирового, где играет Англия и все топовые страны Южного полушария, чуть ли не разными видами спорта. Просто по своему характеру игры, по своей скорости, по динамичности, зрелищности и так далее. Он конечно, утрирует, но не так чтобы сильно был далек от истины. Поэтому от судейства всё очень сильно зависит. Но не думаю, что у нас в регби хорошо воспримется, если будет в порядке вещей для судей судить по-разному матчи регулярки и матчи плей-оффа.

Была практика несколько сезонов назад в чемпионатах России приглашать на матчи плей-офф зарубежных судей. Судьи из Великобритании приезжали несколько раз - и по мне это было очень классно. Единственное, некоторые команды страдали, потому что у них были особенности игры и систематические нарушения правил, которые нашими судьями не особо судились. Но в матчах плей-офф очень легко подхватывались зарубежными судьями, потому что они знают, как надо судить современное регби.

Селиверстов:

Может, именно этому мы и должны учить наших судей с самого начала, что вы не просто люди, которые соблюдают выполнение правил регбистами. Вы дирижеры игры. И ее зрелищность, в том числе, зависит от вас. Но у нас же есть старое доброе «судью на мыло». Еще с Советского Союза. 

Гряцких:

Я тут обязан добавить одну штуку, которая мне сейчас пришла в голову. Почему, собственно, в хоккее, долгое время было такое [с судейством] и остается сейчас. 

Была известная поговорка, которая означала разницу в судейском подходе. Что в плей-офф дают две минуты только за преднамеренное убийство. И то, совершенное только в особо циничной форме. Периодически именно так и было. То есть на поле творится беспредел - а судьи, дай бог, по две минуты людям выписывают. Вот известная серия Детройт против Колорадо [1997 года], которая в «золотой фонд хоккея» вошла. Там Даррен Маккарти за удар коленом в голову, например, не получил ничего. Он Клоду Лемьё у борта коленом отвесил - и это никто не заметил! Вообще никак не оценили.

Так вот в чем вопрос. Не кажется ли вам, что это, наоборот, сделано абсолютно специально.

Чтобы в плей-офф обеспечить:

А) максимально контактное противоборство

Б) максимальный уровень ненависти, который позволяет делать игру смотрибельной. И максимально дать игрокам возможность играть контактно.

Потому что, если бы это был тот же темп, та же плотность, та же грязь в регулярке, то они бы все понахватали бы дисквалификаций игр по десять. Но в плей-офф… Ну это же плей-офф, окей.

В результате есть деление на игры. Мы все смотрим регулярку - ну это такое… У некоторых команд типа «Тампы» - это вообще длинная предсезонка. Ну ОК, мы гоняем в плей-офф - и это совсем другая «Тампа». Особенно, когда они там парочку «злых поленьев» набрали. Это команда, которая вышла убивать - и ты прям это чувствуешь. Ты уже смотришь, практически, как военное кино. Когда «Айлендерс» играли серию «Вашингтоном», где «Вашингтон» прошел 4:3… Я помню как в «Вашингтоне» кто-то потом публично сказал: «Слава богу это закончилось. Мы думали, что просто не выживем просто в этой фигне».

То есть уровень драмы выкручивается на максимум - и из-за этого судейство меняется. А если в регби судейство остается и там и там [одинаковым], то уровень драмы в плей-офф непонятно за счет чего обеспечивают, кроме распределения мест.

Артемьев:

Уровень драмы в играх плей-офф в регби в клубных чемпионах и особенно в чемпионатах мира… Я не беру сейчас «шесть наций» - там уровень накала в каждом матче традиционно очень высокий. Не зря это самый зрелищный ежегодный регбийный турнир. 

У нас в регби все-таки у судьи задача быть максимально незаметным. Да, бывают спорные моменты, где судья вынужден вмешаться и какое-то решение не самое популярное выносить. Особенно сейчас, когда правила ужесточили за высокие захваты, за захват в воздухе, за борьбу. Судья, по большому счету, имеет право показать красную карточку сразу. То есть удаление с поля до конца игры.

Раньше обычно судья под таким давлением не был, то есть он на 10 минут мог удалить за какую-то слишком грубую игру. А там после матча, если решит комиссия дисквалифицировать, то они это сделают. Сейчас судья из-за нововведений вынужден иной раз показывать красную карточку, потому что у него нет даже возможности как-то этого избежать.

И эти решения, конечно, имеют очень сильное влияние на дальнейшую игру. То есть потеря одного игрока между двумя более-менее равными командами… Если это сделано в первом тайме, то это практически лишает одну из команд шанса успешный исход встречи.

Селиверстов:

Смотрите, в рамках обсуждения правил и инноваций мы постоянно натыкались на те или иные примеры, которые, по сути, являются историями. Историями, которые делают вид спорта интересным. Леша взахлеб рассказывал про то, как люди в хоккее облизывают друг друга. Мы вспоминали, как регбисты трогали друг другу гениталии. Как и Эрик Кантона в футболе - дурачились, и ладно. 

Артемьев:

Эрик Кантона мне больше запомнился за свою другую выходку - за кунг-фу удар болельщика. Я этого никогда не забуду. И его слова на пресс-конференции после этого тоже.

Селиверстов:

Но сам факт, что были истории, которые мы вспоминаем, рефлексируем, ностальгируем. Или наоборот, вспоминаем с каким-то омерзением. И это как раз пересекается с выпусками, с предыдущими выпусками нашего подкаста, правильно? Нам нужно создавать истории.

Сама по себе игра, где две команды по 15 человек в регби, или футбол, где две команды по 11 человек, которые гоняют мяч… В конечном итоге, они, самое главное, получить удовольствие от самой игры. Записать счёт в выходной протокол. Но для того, чтобы создавать эти истории, всё-таки… Тут я с тобой немного не согласен, когда ты говорил, что, наверное, клубы это делать не будут. Клубы должны создавать эти истории. 

Вот мне очень понравилась твоя история про то, что ЦСКА начала вместе с СТС снимать сериал «Регби». А что вы думали по поводу влога, к примеру? До матчей, после матчей -  потому что на данный момент надеяться на исключительную картинку и огромное количество различных аналитических развлекательных передач про регби мы не можем. Это не уровень NBA, это не уровень английского футбола. Чтобы были и хайлайты, и аналитические передачи, и всякие bloopers типа Shaqtin' a Fool.

Гряцких:

Кстати, гениальное изобретение NBA.

Селиверстов:

Ну вот, сам факт. Может, тогда клубам делать влог по типу того самого «#United», как о котором мы разговаривали в прошлой передаче? Едете на матч, снимаете свое отношение к будущему матчу, к тому, как вы собираетесь готовиться, что вы собираетесь делать. Возможно, камеру поставить в раздевалку. Российская футбольная лига в свое время так и хотела - чтобы в раздевалке были камеры, чтобы могли болельщики наблюдать в прямом эфире, как главные тренеры распинывают своих футболистов. 

В свое время даже было сделано документально кино про английского футбольного тренера, который тренировал сборную Англии в 94-96 году. Они там проиграли Норвегии и никуда не попали. И было потрясающее документальное кино с матом, с ужасами, которые творятся. И тогда болельщики смогли увидеть, что на самом деле этому тренеру, который выглядел на бровке не очень, было не всё равно. Была борьба, драматизм.

Может тогда обязать делать влоги, правильно подходить к социальным сетям?

Гряцких:

Я добавлю, что один из самых популярных тренерских моментов в НХЛ - это мотивационная речь Джона Тортореллы, где он там заряжает очень активно, и, естественно, матерится вовсю.

Плюс то, что называется «Bruce Boudreau Fuckin-meter». Там народ считал, сколько раз он в перерыве сказал слово «fuck». И вышло, по-моему, 12 раз за полторы минуты.

Артемьев:

Ну, я могу заметить, что тренер регбийного клуба «Металлург» (на тот момент, просто «Новокузнецк»)… Несколько лет назад начала гулять запись, где он тоже своих ребят в перерыве матча тоже распинывал в перерыве. И слово «fuck» на русском он употребил тоже, я думаю, не меньше 12 раз. Но это видео очень забавное. По-моему, даже в каком-то из шоу его описывали, в которых разбирают вирусные ролики.

Сейчас даже в нашем традиционном регби и в английской премьер-лиге и во французской топ-лиге уже есть флеш-интервью в перерыве, флеш-интервью с бровки, с тренерами прямо во время игры. И это должно быть. Это может в какой-то мере отвлекать тренеров, отвлекать игроков. Но игроки и тренеры, и все участники профессионального спорта, должны понимать, что, в первую очередь, это шоу делается для зрителя. И зрителю действительно интересно на каких эмоциях, с какой реакцией может описать свои чувства, свое видение игры именно в этот. Да это ещё, конечно, не интервью прямо в игровой паузе у игрока, который непосредственно в матче принимает участие. Но возможно, и до этого когда-нибудь дойдет.

Есть очень забавные ролики, когда вешали микрофон на игрока во время игры и слушали, что он говорит во время встречи. Может быть, это была игра «Barbarians». Классическая игра сборной солянки регбийной. Клуб, которому больше 100 лет. Он собирает под свои знамена лучших регбистов и выставляет в тест-матчах против лучших сборных мира – и вот такой эксперимент в одном из них проводился (то ли где-то еще). То есть такие вещи вообще делаются.

А что касается регбийных крутых документалок… Раз в 4 года, британско-ирландские «львы» (лучшие игроки британских и ирландских островов) путешествуют в одну из стран Южного полушария - в Австралию, Новую Зеландию либо в Южную Африку – это тоже традиции, которым около 100 лет. Они едут на месяц-полтора играть со сборными и с клубами этой стороны. То есть это традиция - и мегакрутой коммерческий регбийный продукт. И каждый раз они снимают крутое документальное кино про внутреннюю кухню [выезда].

То есть это игроки, которые собраны из разных сборных - обычно они играют друг против друга, каждый год в рамках «Шести наций». А тут они собрались под знамена ирландско-британских «львов», которым тоже больше века возраста. И едут к одним из традиционных сильных соперников из южного полушария. Это смотрится очень круто, и эти документалки можно смотреть и пересматривать - там очень много моментов.

Селиверстов:

А что по поводу влога? 

Артемьев:

Наши клубы могут и должны это делать. Я знаю, в прошлом сами игроки хотели что-то показать, чем-то поделиться. Сейчас клубы должны на профессиональной основе все-таки это делать. У каждого, уважающего себя профессионального регбийного клуба в Великобритании или во Франции, есть свой раздел на сайте с ТВ. Это предматчевые интервью игроков и какие-то моменты разминки и подготовки.

Я знаю, например, у «Сарацинов» есть «Saracens TV». И у них даже не все это бесплатно. То есть часть каких-то эпизодов, роликов, наиболее интересных и зрелищных доступны только по подписке. То есть это тоже продукт, который клубы пытаются коммерциализировать. И я думаю, что определенный успех они имеют.

Селиверстов:

Ну и спускаюсь к нам: будем это делать или не будем? А если будем, то, когда?

Артемьев:

У тебя камера есть, Леш? 

Селиверстов:

У меня - да, в телефоне. 

Артемьев:

Давай начнем, как игры начнутся. Я думаю, можно будет приступить. 

Гряцких:

Кстати говоря, о телефоне. Надо сказать, что тот же самый Красава [Евгений Савин – прим.] поначалу чуть ли не на телефон-то и снимал. На палке-штативе. И, по большому счету, это сильно не повредило его контенту.

Ну да, сейчас у него, наверное, GoPro какая-то добавилась, еще что-нибудь, всякие приблуды. Но, по большому счету, это глобально не влияет. Если есть что рассказывать, если есть чего показать, то можно даже и с так себе качеством вырулить.

Кстати, вопрос. Василий, а какие сам шоу или книжки про спорт ты читаешь? На что ориентируешься с точки зрения «вот это вот прям круто сделано, я залип»?

Артемьев:

В свое время прочитал часть биографий выдающихся регбистов. Это и биография Брайана О’Дрисколла. По-моему, она была выпущена после не самого удачного для него (когда он травмировался) турне британско-ирландских «львов». По-моему, в году 2005 она вышла. Потом хорошая, такая серьезная и биографичная книга Мартина Джонсона, который выдающаяся английская личность регбийная. Капитан и тренер сборной Англии в свое время. Кого еще? Джонни Уилкинсона из спортивных биографий. 

Огромное влияние на меня, еще в школьные годы, оказала книга, точнее, даже две книги Лэнса Армстронга. Сейчас это звучит, конечно, забавно, но на тот момент он был легендарным действующим спортсменом, выигравшим сколько-то «Тур де Франс». Его книги были мегаинтересные. Сейчас, через призму общественно известных данных о его истории употребления допинга, они смотрятся не такими, но на меня очень большое влияние оказали. Одна называлась «Not About the Bike» про его борьбу с раком яичек, про его возращение в спорт. Мегакруто. А вторая была непосредственно про участие в «Тур де Франс». Я давно читал, наверное, лет 15 прошло с тех пор. Ну вот, с точки зрения мотивации на меня большое влияние оказали.

Из последних я прочитал биографию сэра Алекса Фергюсона. Тоже очень крутой нырок в глубины АПЛ - с историями, начиная там с 60-х годов, когда он начинал тренировать команды в Шотландии, и заканчивая его 20-летним временем, когда он возглавлял один из самых популярных футбольных клубов мира.

Из околоспортивных, но биографических - это «Психология чемпионов» Боба Каллена и Боба Ротеллы. Книга, которую я прочитал впервые года два назад, но она во многом описывала видение или опыт, до которого я уже сам дошёл. То есть о том, что из себя представляет подготовка спортсмена, как психологически справляться с давлением, что такое профессиональный спорт. Он состоит все-таки, в большей степени, из оттачивании навыков. Чем бОльшее количество действий ты можешь довести до совершенства и будешь выполнять, не задумываясь, тем больше ты сможешь освободить свое сознание для того, чтобы думать о более глобальных вещах, как стратегии на поле, видение поля и так далее. То есть ты не должен задумываться о том, как бить по воротам. Ты не должен задумываться, как бить по мячу в гольфе. В регби ты не должен задумываться лишний раз о том, как ловить мяч или отдавать пас, как делать захваты. Эти вещи ты доводишь до автоматизма на тренировках. И таким образом ты освобождаешься от этого давления. И концентрируешься на более широких вещах. В какой-то момент в карьере я до этого сам уже доходил. Но здесь это написано спортивными психологами, и большое влияние на меня произвело.

Селиверстов:

Продолжая разговор про литературу, про книги, которые тебе нравятся. Сейчас большое количество спортсменов пишут свою биографию. Это очень круто, это очень интересно, это позволяет взглянуть на те события их глазами. По сути через point of view, который там стал очень популярен, благодаря книгам «Игры престолов» Мартина. Где нам показывают события глазами того или иного персонажа, который принимает участие непосредственно в событиях. Так вот, есть ряд интересных вопросов. 

Если бы ты писал свою биографию, какой самый счастливый момент ты бы туда указал (не обязательно спортивный)? Самый несчастливый момент, самый разочаровывающий в жизни? И кому бы ты поручил написать эту биографию? Предположим, у тебя есть доступ к любому писателю когда-либо жившему.

Гряцких:

В дополнение, я хотел бы вот ещё что спросить. Эта биография была бы джентльменской и  прилизанной или она была бы про трэш и угар? Как, например, у Шона Эйври и Тео Флери, у которых был хорошо описан хоккей, но, меж тем, постоянно сквозили эпизоды в лучших традициях старого доброго бардака и беспредела. Твоя биография была бы та, которую можно прочесть детям, или ты, которую детям читать не стоит?

Артемьев:

Я думаю, тут необходимо разделить. Конечно, у меня были моменты и в команде и в сборной, о которых все-таки публично не хочется рассказывать. И не следует. Я бы из этого, наверное, какую-то художественную больше литературу. Про такой угар, наверное, надо писать не про конкретных персонажей, не про конкретную жизнь, а больше в художественном плане. О том, что может происходить [в жизни регбистов]. 

Вот в Ирландии, когда я еще в школе учился, писатель под псевдонимом Ross O’Carroll Kelly   писал про регбийную культуру среднего или средне-высшего класса в Ирландии в Дублине. Он использовал традиционные такие южно-дублинские акценты в книге - у него герои говорили (и он сам, по-моему) с таким акцентом, там нельзя ни с чем спутать. А юг Дублина, это традиционно где живет такой богатый класс людей. Вот он очень хорошо высмеивал культурные особенности. В том числе, регби в частных школах, где я учился в Ирландии. По-моему, этот писатель вообще заканчивал ту же самую школу, что и я. Ну или соседнюю похожую. Там есть про что рассказать изнутри так, чтобы посмеяться. Вот эта приверженность к спорту, такой настрой.

Мне посчастливилось учиться в такой атмосфере, в мужском католическом колледже, в школе в Дублине, действительно в лучших английских традициях столетней давности. Мы были такие регбийные гладиаторы, которые отстаивали более чем столетнюю регбийную историю своей школы. Каждый год на кубковых играх собиралось по 15 тысяч человек на нас смотреть. И это для школьника 16-17 лет, это, конечно, мегакрутая история. Вот про это я бы написал. Было бы очень любопытно посмотреть изнутри на человека учащегося. На этом я бы сконцентрировал большое внимание, и конечно, это время большой отпечаток на меня наложило на формирование моей личности, я уверен. Когда ты уезжаешь в возрасте 15 лет от семьи и домой приезжаешь по 2-3 раз в год на протяжении следующих 7 лет, что я провел в Ирландии – это такой серьезный отпечаток, и мне посчастливилось [его прожить]. Я с огромной теплотой вспоминаю это время, много друзей у меня осталось там.

А что касается таких [сомнительных и забавных] эпизодов, я бы вынес это в художественную книгу с вымышленными персонажами. Может быть, перенял бы часть этих историй даже вне спортивного контекста. То есть это была бы не спортивная команда - это было бы слишком легко соотнести с какими-то конкретными персонажами. Но в какой-то другой сеттинг и другие условия поместил бы персонажей. Это было бы, наверное, тоже интересно. Там можно было бы много позаимствовать из того, что на моей памяти происходило.

Селиверстов:

И кому бы поручил? 

Артемьев:

Это две разные книги, значит... Одну, наверное, Биллу Брайсу - он мне очень нравится как юмористический писатель. Ему можно было бы поручить художественную составляющую. Мне очень нравится его юмор: искрометный и без такого треша, но с хорошей долей сарказма и иронии. А спортивную – я просто не помню имен авторов, которые помогали писать книги со спортивными биографиями, которые мне удавалось прочитать. Сложно сказать.

Гряцких:

А биографии плохишей тебе доводилось читать от спорта? 

Артемьев:

Нет, не доводилось. Но, например, у О’Дрисколла очень хорошее описание было, когда он пытался бросить пить. Когда он после месяца, когда вообще не употреблял алкоголь, чуть ли там не дрался там с женой и со всеми. Он там терпеть не мог людей абсолютно. Но он любил выпить, как и все ирландцы. 

И его профессиональная карьера начиналась в конце 90-х, то есть он в самом начале вот этого профессионального регбийного движения в Великобритании. В начале 2000-х, когда он играл в том числе на высочайшем уровне, все еще не было такого полного понимания, какова жизнь профессионально атлета, спортсмена. Если в регби до сих пор сохраняются какие-то плохие привычки, и многие с этим продолжают жить из профессиональных игроков, то во многих других видах спорта [отношение к профессии] уже совершенно на другой уровень выводится. Cейчас законодатель ЗОЖа – Роналду. Который, наверное, самый здоровый человек в мире.

Поэтому все-таки биографию О’Дрисколла на тот момент было очень интересно и забавно читать. Думаю, если сам снова эту книгу найду, с удовольствием прочитаю - потому что регби, а это было практически 15 лет назад, он достаточно сильно отличался тогда.

Гряцких:

А как можно вообще играть в Ирландии и не пить? 

Артемьев:

Я очень люблю Guinness, это остается моим любимым напитком в современной Ирландии. Алкогольным, имею в виду. Не пить? Там пили все. Помню, ребята сбирались и пили это пиво по выходным. Школьники пятнадцатилетние. Даже меня, едва-едва научившегося говорить по-английски, заставляли. Ну не то чтобы заставляли, но мне же хотелось влиться в коллектив. В общем, отправляли в Off License - магазинчики, где продавались сигареты и алкоголь. 

Я помню как сейчас: снимал свитер, униформу, где был значок школы, и оставался просто в брюках и белой рубашке. И заходил в эти магазинчики, покупал алкоголь. Иногда по несколько раз подряд: потому что первый раз был удачный, и меня отправляли потом снова. Это было очень забавно, ведь я едва говорил по-английски. Мне говорили фразу, которую я просто зазубривал. Входил, говорил ее и молился на то, что меня не спросят ничего в ответ. Но это прокатывало. Наверное, мой жесткий русский акцент вводил в ступор продавцов. И мне удавалось покупать эти запрещенные вещи. Поэтому пили, конечно.

Я просто алкоголем никогда особо не злоупотреблял. У меня не было к алкоголю особого влечения. Но в институте потом в Ирландии было несколько моментов, которые я хотел бы вспомнить, но не могу. Собирал по крупицам. Но это было крайне редко и, в общем-то, не системно. Потому что у меня спорт большую часть жизни занимал тогда в школе. А в институте у меня вообще была спортивная стипендия. Ну как бы сдвоенная - академическая и спортивная. Поэтому спорт и учеба для меня были важны просто для того, чтобы оставаться в институте.

Гряцких:

Вопрос о других товарищах по команде. Их-то приходилось приводить в чувства перед игрой? Есть такая замечательная легенда, как перед одним из важных матчей Дмитрия Лоськова не могли найти три дня на базе «Локомотива»… 

Артемьев:

С моими товарищами были забавные истории, но обычно после игр. Когда после игровых посиделок мы не могли найти наших друзей некоторое время. Потом их находили - кто-то из ребят просыпался с утра внутри большой покрышки на стройке. Это, конечно, нормальное такое начало утра после игры. Кто-то просыпался на остановках общественного транспорта. Такое тоже было. 

Мировой регби очень тесно связан с употреблением пива. Ну, такие застолья регбийные классические. Конечно, в любительском спорте это намного больше ценится, в профессиональном спорте это отходит уже на второй план. В том числе послематчевые классические «третьи таймы» между двумя командами - в профессиональную эру это уже уходит в прошлое. Ну и, в целом, правильно - потому что команда сыграла игру, день отдыхает, готовится к следующей встрече.

Селиверстов:

Последний вопрос. В рамках популяризации и попытки продвинуть регби вперед, охватить больше аудиторию. 

Мы живем в 21 веке, и в 21 веке огромное количество различных хобби жутко популярны. Удержать интерес теперь непосредственно к игре в разы сложнее. Люди ходят участвовать -  поэтому появляется киберспорт, который дарит всем возможность попробовать себя. И вот в  момент самоизоляции по всему миру футболисты играют в FIFA, баскетболисты играют в NBA 2K, хоккеисты играют в NHL. И регбисты на Rugbypass играют тоже в FIFA.

Почему это происходит? Почему за такое огромное количество времени вышло всего пять-шесть игр про регби? Почему это не двигается никуда с твоей точки зрения?

Неужто регбисты сами не хотели бы поиграть в приставку в свой вид спорта с узнаваемыми персонажами, с базой данных, со всякими тренировками, со всякими новыми карьерными режимами, как в той же самой FIFA? Где ты там берешь игрока и развиваешь его потихоньку. У каждого вида спорта игра есть, а у регби нет. Это ведь тоже большая проблема для развития вида спорта.

Артемьев:

В 1997 году, по-моему, на первом PlayStation вышла игра, которая называлась «Jonah Lomu Rugby». На мой взгляд и на взгляд, думаю, миллионов фанатов этой игры и вообще регбийных игр – она на сегодняшний день остается лучшей, что сделали в плане видеоигр про регби. Я в нее сам играл - как раз, когда приехал в Ирландию. В Ирландии эта игра уже была достаточно старой, но все равно в нее еще тогда играли. По-моему, это действительно лучшее, что сделали с точки зрения видеоигр про регби.

В современное регби я не играл, хотя вышла игра после Кубка мира [Rugby20 от EKO Software – прим.]. Я видел, по-моему, пару стримов, как в нее играют, но не особо вдохновился ими, если честно. И нет намерений скачивать ее себе на компьютер и вообще играть в нее. Но было бы очень круто, если бы какая-то игра вышла и имела большую популярность.

В спортивные игры люди сейчас же играют не потому, что они так любят хоккей, они играют, потому что это крутая игра. И да, я играл и в хоккей, и в баскетбол, и в футбол на компьютере. В UFC на Xbox дрался, тоже очень круто. Хотя хоккей практически не смотрю, баскетбол смотрю очень редко. Но они [игры] так прекрасно сделаны, так динамично и интуитивно все в них, поэтому хочется что-то подобное видеть и в регби. Очень хочется, мы ждем. Не знаю, почему это до сих пор не сделали.

Селиверстов:

Просто ведь, в теории, это же поможет не только популяризации, но в плане возможностей, которые можно имплементировать непосредственно в саму игру регби. В настоящую. 

FIFA (которая EA Sports) в итоге стала производить дополнительную графику - со всякими табличками, зонами, линиями офсайда - для английской футбольной премьер-лиги. Мы видим в аналитических передачах, на «Матч ТВ» в тот числе, все эти кружочки, стрелочки, кто куда побежал, чтобы это было понятно и можно было разложить перед людьми. И эта дополнительная графика не производится просто так. Ее тоже можно сделать на базе той же самой компьютерной игры.

Артемьев:

Задача в том числе World Rugby инвестировать в это дело. Потому что хорошая качественная видеоигра помогала бы, безусловно, завоевывать новые рынки. У нас есть и Азия, и Индия, и даже США. Но есть страны, которые надо регби как [спортивной] игре предстоит еще завоевывать. И один из инструментов - это видеоигры. 

Гряцких:

А, мне кажется, тут проблема в том, что сам World Rugby особо не чешется. Посмотрите, чего сделала Electronic Arts из видов спорта. Есть FIFA про футбол - самый популярный игровой вид спорта. Есть Madden NFL, у которого редакция 20-го года вышла. То есть американский футбол есть, регби нет. 

По большому счету то, что делает EA Sports, или, скажем Konami - это отражение популярности видов спорта в мировом масштабе. И, соответственно, гибкости самой головной федерации. Потому что я помню, как в футболе были разборки за лицензирование игроков и отдельных клубов. А то играешь какими-то ноунеймами вместо того, чтобы играть топ-сборными или топ-клубами - потому что они с топ-клубами не договорились.

Здесь, мне кажется, проблема в том, что World Rugby надо шевелиться и развивать сам вид спорта с точки зрения зрительского интереса и решать вопрос с лицензированием. Тогда не будет проблем. В конце концов, UFС даже есть у Electronic Arts. Хотя сколько лет регби, а сколько лет UFС. Несравнимо абсолютно.

Артемьев:

Сейчас [запись подкаста была в апреле 2020 года – прим.] идет борьба между уже достаточно престарелым действующим CEO или президентом World Rugby (я не помню его должность точно) Биллом Бомонтом, который по характеру своей политики жесткий консерватор, насколько мне известно. Он поддерживает эти страны-родоначальники регби и не очень сильно нацелен на развитие регби в странах так называемого второго эшелона. 

И есть амбициозный и молодой - в недавнем прошлом, игрок сборной Аргентины – Аугустин Пичот. Тоже звезда в свое время как игрок мирового регби. Он довольно-таки давно являлся заместителем Бомонта. И вот у него уже повестка намного более открытая, демократичная и либеральная, можно сказать. Он уже больше открыт для развития повсеместного регби. БОльшее внимание уделяется интеграции стран второго эшелона, постоянно какие-то соревнования, в том числе игры со странами первого эшелона, что достаточно редко [пока] происходит. Второй эшелон с первым эшелоном очень редко играют, за редким исключением раз в 4 года на Кубках мира. Тем самым у стран второго эшелона практически отсутствует возможность развиваться, играя там с сильными соперниками.

Но большинство голосов, как это классически бывает, сконцентрировано у стран-законодателей. То есть у Туманного Альбиона, у Ирландии, у стран южного полушария. И какое-то ограниченное число голосов есть у остальных стран. У стран Океании, у Румынии, кто-то еще входит в этот совет. Посмотрим, конечно, но я не вижу больших предпосылок к тому, что Пичот сейчас одержит вверх и изменится курс последних лет в World Rugby. Скорее всего, Бомонт, наверное, останется. [Бомонт выиграл выборы – прим.]

Гряцких:

Василий, известно, что ты фанат фантастики. Давай предположим, что тебя переносят на некоторое время в будущее. Или на другую планету. Каким бы профессиональный спорт был там? Чего бы изобрели или какой вид спорта из тех, который уже придуман фантастами, тебе бы наибольше зашел? И какой бы был наиболее популярный? 

Артемьев:

Интересно гипотетически рассуждать на эту тему - мне, как любителю фантастики, особенно. Что приходит в голову в первую очередь, это, наверное, какой-то бленд киберспорта и настоящего взаимодействия – будь то между роботами, машинами, кораблями. Я думаю, что удаленные участники как киберспортсмены будут управлять со своего компьютера или киберустройства какими-то большими машинами, которые должны будут как-то взаимодействовать и соперничать друг с другом. Будь то какие-то псевдобоевые действия или выполнять миссию. С одной стороны, зрелищно, и живые участники, которые будут непосредственно управлять этими машинами. 

Селиверстов:

То есть «Живая сталь» с Хью Джекмэном? 

Артемьев:

Возможно. А вторая мне сейчас пришла в голову - я вспомнил книгу «Игра Эндера». 

Там описывается Земля под угрозой, готовится к очередному вторжению инопланетян. И там детей набирали в школу военных пилотов. В этой школе они проходят обучение и, в том числе, в процессе обучения у них были такие военные игры. Они проходили в специальном огромном зале, в комнате полной невесомости и у них были специальные костюмы, где они в условиях невесомости выполняли командные взаимодействия. То есть они своими телами имитировали эскадру космических кораблей - взаимодействия, тактический рисунок.

Селиверстов:

То есть никакого галактического баскетбола против пришельцев, да? 

Артемьев:

Space Jam я помню, никогда не забуду, да. Но у меня, наверное, именно из-за тех книг, которые я читал, мне больше видятся такие варианты. 

Гряцких:

Танковый биатлон - наше все. 

Селиверстов:

Ну что, господа, резюмируем. Сегодня с нами в гостях был Василий Артемьев. Мы поняли, что для того, чтобы развивать любой вид спорта в нашей стране, нам все-таки нужно обращать внимание на современные технологии. Нам нужно пытаться исправить картинку и наполнить контентом все социальные сети и все телеканалы, которые только мы можем заполнить. Потому что, даже судя по нашему сегодняшнему разговору, мы постоянно отвлекаемся на примеры. Примеры, которые, так или иначе, запомнились нам, засели у нас в сердцах.

Артемьев:

И смотрите регби. Поэтому милости просим, жду вас на играх регбийного ЦСКА. Жду вас вообще на любых регбийных играх, на которые вы можете сходить. Есть куча московских любительских регбийных клубов, на которые вы можете сходить. И в ваших городах тоже найдутся, если вы обратите на них внимание. Либо профессиональные, либо любительские. Сходите обязательно, посмотрите - вы заразитесь этой игрой, и она уже вас никуда не отпустит.

. . . . .

Все выпуски подкаста "Цена победы"

Youtube-канал "Цена победы"