6 мин.

Я объявляю вам войну

музычка

Я люблю теории заговоров. Они такие удобные и убедительные, что невольно хочется пользоваться ими почаще.

В большинстве случаев теории заговора себя не оправдывают: события либо оказываются случайными, либо несвязываемыми, ну и так далее.

Но бывают и исключения. Некий комментатор (то ли украинский, то ли русский, но не Попов) во время гран-при Сингапура в 2008 усомнился в том, как Пике вошел в пике, предположив, что он расчищает дорогу к победе для Фернандо Алонсо. Над комментатором в основном смеялись, но через год в том же Сингапуре у Пике развязался язык и горькая правда выплыла наружу, покрыв позором, скандалом и дисквалификациями почти весь штаб команды Рено, ныне называющей себя "Лотус".

Возможно, постоянные отказы KERS на болидах Марка Уэббера не были частью плана, равно как и летающее колесо. Но с годами у Ред Булл сложилась четкая стратегия под названием "второй пилот". Согласно этой стратегии Феттелю прощались все ошибки (привет, Турция 2010), ему же доставались запчасти, даже если для этого из приходилось снимать с болида Уэббера (привет, история с крыльями), да и прямым способом остудить пыл напарника не возбранялось (мульти-21). Уэббер, не будучи звезданутым пилотом с плохим пониманием реальности, терпел, но в какой-то момент ему это надоело, да и команда устала вести с ним холодную войну.

Многие фанаты Феттеля закрывают глаза на эти ухищрения, тыкая пальцем в знаменитые пары первых и вторых номеров типа Шумахер-Барикелло. Но большинство адекватных людей понимают, что "бунтари", "рекламщики газировки" и просто расчетливые ребята адаптировали все, что уже не раз использовалось раньше, приправили это блистательной работой Ньюи и получили рецепт четырехлетнего доминирования как и в личном, так и в командом зачетах.

В 2009 году, угрюмо наблюдая за тем, как двойные диффузоры Brawn GP остаются недосягаемыми и во второй половине сезона, FIA не считали необходимым вносить серьезные изменения в конструкцию моторов и болидов. Введя новую очковую систему и обязав всех поставить себе KERS, они подарили болельщикам шикарный сезон 2010 года с выяснением имени чемпиона в последней гонке. Довольный Берни сразу взял самого молодого чемпиона мира к себе под крыло и пообещал всем, что чемпионат 2011 года будет еще интереснее.

Что из этого получилось, мы знаем.

В FIA поняли, что аэродинамика Ньюи перестанет давать максимальный результат только в случае кардинальных изменений в регламенте. Глядя, как отлично начатый сезон 2012 идет под откос, ведя Феттеля к третьему подряд чемпионству, они и задумались о том, что бы такого придумать. Идей было много, и поток их шел вплоть до 2014 года, увенчавшись "гениальной" идеей Берни Экклстоуна о двойных очках в последней гонке сезона. Спорить с такой организацией - себе дороже, и команды, возможно, не без тяжелых мыслей, повиновались. В итоге мы получили целый зоопарк абсолютно разных болидов, снабженных абсолютно новыми моторами.

Я - студент химического факультета, будущий химик-технолог, и я прекрасно понимаю, что очень важно экономить природные ресурсы, энергию и прочее. Но это, друзья мои, Формула-1. Это тот вид спорта, которому экономия и экология чужды и инородны. Их можно обуздать в разумных пределах, но это сложно и не всегда осуществимо.

И вот тут мы подходим наконец к проблеме последних дней: топливо. Чрезвычайно жесткие ограничения (100 кг на гонку при расходе не более 100 кг/час) заставили команды изрядно поломать головы над способами решения проблем расхода. Поскольку расход топлива напрямую зависит от мотора, преимущество в достижении цели было у заводских команд: Мерседес и Феррари жаловались на что угодно, но не на топливо. Клиентам же пришлось изворачиваться, имея в распоряжении лишь те данные, которыми с ними соизволили поделиться мотористы.

И вот тут у Ред Булла начались проблемы. Электрическое проклятие под названием Renault Energy F1-2014 1.6 L следовало попытаться адаптировать к болиду и соблюсти все требования.

Конечно, мы не знаем, получилось ли это у них, так как прямо нам это никто не скажет.

В это время FIA, довольно глядя на красивые цифры, спохватилась и понеслась решать проблему с контролем этих самых цифр. Договорившись с поставщиком датчиков расхода топлива, федерация предупредила, что у них есть определенная погрешность.

Все команды, возможно, проклянув ограничения, датчики и саму федерацию, со вздохом повиновались приказам и организовали контроль расхода топлива точно по документации.

Все, кроме Ред Булл.

Энергетики, стремительно катящиеся вниз с пьедестала "Самовоз года", понимают, что такое количество проблем быстро не решить. Подавать протест пока не на что (все не так очевидно, как было с двойными или выдувными диффузорами), надо придумать что-то другое. Анализируя скудные результаты тестов, инженеры замечают, что нестабильный мотор Рено не позволяет добиться удовлетворительных результатов по расходу топлива.

А в документах также обозначено, что датчики, которым предписано измерять данные, работают с погрешностью.

И это все, что нам известно.

Мошенничает ли Ред Булл, приводя свои данные по расходу, дискредитируя работу поставщика датчиков - неясно.

От себя могу сказать - со стопроцентной точностью такое измерить практически невозможно. И если дела гегемона четырех последних лет действительно плохи, то Хорнер и компания будут давить на FIA до последнего. Им невыгодно идти по пути, предоженному Тото Вольффом: "Вполне очевидно, что расход топлива и работа всех систем контролируется представителями FIA, и мы должны работать сообща, чтобы улучшить ситуацию. Датчик контроля расхода топлива поставляется FIA, и должен быть правильно интегрирован в болиды. Это, можно сказать, учебный процесс, в котором команды должны поддерживать FIA и наоборот". Если у команды действительно есть проблема с расходом топлива, которую им тяжело решить, не теряя в скорости болида, то верный путь - это борьба с регламентом.

Что же до Рикьярдо, то он в этой ситуации - марионетка, манипуляции которой создали прецедент для FIA. Команду предупреждали о повышенном расходе, команда прикинулась глухой, дождалась конца гонки, дисквалификации, а теперь команда машет какими-то данными и лает на FIA.

Да, FIA - далеко не самая идеальная организация, но именно благодаря ей F1 вообще существует. Я далеко не любитель Ред Булл, но я не одобряю их нападок еще и потому, что они с самого начала встают в позицию "ничего не хочу слышать". Даже если не верить в теории заговора, надо понимать, что обычно оборонительную тактику применяют тогда, когда для этого есть вполне весомый повод.

До Гран-при Малайзии меньше двух недель, но решение можно ждать уже в ближайшие дни. Причем FIA может не просто разобраться с апелляцией, но и закрыть вопрос по расходу топлива и датчкам. Все зависит от истинного положения дел, о котором мы знаем не так уж и много.

Если же FIA опять проявит свойственную ей медлительность и нерешительность, то конфликт затянется надолго.

Нам остается только ждать.

Правда, я никак не могу понять: как при всех страстях, кипящих вокруг, могла вчера компания, состоящая из Хорнера, Лауды и Лоу болтать о чем-то после подиума Росберга? Лицемерие или более широкомасштабная теория заговора? Ммм...

Поживем - увидим.