4 мин.

«В случае военных действий в Украине «Формуле-1» будет сложно поехать в Сочи»

Как конфликт в Украине может отразиться на Гран-при в Сочи и кто способен помочь «Лотусу» – Джо Сейвард задумывается о влиянии России на «Формулу-1».

Владимир Путин и «Формула-1». Фото: РИА Новости/Алексей Никольский

Показательная Олимпиада в Сочи закончилась, и президент России Владимир Путин может думать, что свободен делать все, что ему захочется по отношению к Западу. Но то, что сейчас происходит в Украине, может в конце концов серьезно навредить амбициям России в «Формуле-1», если ситуация и дальше будет обостряться. Для тех, кто не следит за мировыми новостями: полуостров Крым, выдающийся в Черное море – и конкретно город Севастополь – важная стратегическая точка для России, имеющей там военную базу. Хотя в 1954 году генеральный секретарь Никита Хрущев передал Крымский полуостров украинскому народу, в то время это был чисто символический жест, так как Украина входила в состав СССР и управлялась из Москвы. Однако когда Советский Союз распался в 1991 году, Украина стала независимой, и осталась такой, хотя Россия продолжает оказывать серьезное влияние на соседнюю страну, зависящую от нее в энергетическом плане. Развивающиеся отношения между Украиной и Евросоюзом вызвали некоторые тревоги в России в течение последних лет. Смещенный на прошлой неделе пророссийский президент Виктор Янукович казался серьезной угрозой того, что влияние России в стране усилится, а это, в свою очередь, могло быть причиной нынешнего кризиса. С экономической точки зрения России невыгодно затевать войну, но нужно ждать того, что случится дальше.

Для «Ф-1» любой конфликт может оказать серьезное изменение планов формульных планов России. Если будут военные действия, «Формуле-1» будет сложно поехать в Сочи осенью.

Если будут военные действия, «Формуле-1» будет сложно поехать в Сочи осенью

Это важный фактор увеличивающегося присутствия России в «Ф-1» в последние годы. Также стоит отметить «Марусю», взявшую управление бывшим «Верджином», командой «Ф-1». Сделка с «Заубером», по слухам, связанная с магнатом Борисом Ротенбергом, выглядит проваленной, но какой-то договор был заключен между «Лотусом» и бизнесменом из структуры компании Yota Devices. В основном связи «Ф-1» с Россией оказывались либо краткосрочными, либо мертворожденными. Например, попытка организовать Гран-при России в Москве несколько лет назад закончилась, когда русский, занимавшийся переговорами, был застрелен.

Одной из ранних попыток стало появление в 2005 году в Монако Эдди Ирвайна с алкогольным бароном Рустамом Тарико. Этот дуэт в течение примерно двух лет вел переговоры о покупке команд «Джордан», «Минарди», «Мидлэнд» и «Супер Агури». Были даже дискуссии о том, чтобы основать команду, которые таинственно оборвались, возможно, потому что не пришли деньги.

Недавно имя Тарико снова всплыло, на этот раз в связи с Жераром Лопесом. Нынешняя ситуация, связанная с тем, кто владеет «Лотусом», довольно сложна. Лопес говорит, что он и является владельцем команды, но ясно, что она находится под руководством шотландца Энди Руэна. Единственный способ сложить эти факты возможен, если акции Genii Capital были отданы Руэну под залог в обмен на займы, поддерживающие «Лотус» на плаву. На бумаге владельцем значилась бы Genii Capital, но на деле всем управлял бы Руэн. Сложно понять, что происходит на самом деле, так как на прошлой неделе Genii выпустил шестимесячный опцион на 10 процентов бизнеса. Юридическая контора JAG Shaw Baker, названная в документах, заявляет, что она не является покупателем, что все это всего лишь бумажная волокита для Genii.

Для того чтобы вернуть контроль над командой, Лопесу нужны деньги. Так как Genii Capital возглавили ее четыре года назад, это лишь одна вещь, очевидно, являющаяся проблемой. Финансовые фокусы, поддерживающие команду живой, не могли быть долговременным решением. Такое, казалось, могло случиться прошлым летом, когда была анонсирована сделка с Quantum Motorsport, но она не была завершена, и это, кажется, заставило Руэна выйти на защиту своих инвестиций.

Лопес имеет связи в России, это мнение можно подчеркнуть тем фактом, что вскоре после того, как Genii получили контроль над командой, Путин сел за руль болида «Рено»

Лопес имеет связи в России, это мнение можно подчеркнуть тем фактом, что вскоре после того, как Genii получили контроль над командой, Путин сел за руль болида «Рено» (по слухам, это был старый болид «Эрроуз»). Также была некоторая спонсорская поддержка от «Лады». Но все надежды на более серьезные сделки были бессмысленны вплоть до появления логотипа Yota Devices на болидах Лотуса. Если слухи о Тарико верны, есть шанс, что Лопес может решить свои проблемы. Тарико может казаться каким-то бродягой, но он был достаточно увертлив и сообразителен для того, чтобы построить бизнес на импорте алкоголя в лихие 90-е, наступившие после развала Советского Союза. Проваленные совместные предприятия с западными фирмами привели его к основанию собственного бренда Russian Standard, который, впрочем, еще мал по сравнению с такими гигантами как Diageo и Pernod Ricard. В это же время Тарико странным образом пошел в банковую сферу – его целью, казалось, было построение глобального бренда, связанного с различными видами бизнеса, по примеру Virgin и менее успешной Kingfisher Виджая Малльи. Ход в сторону «Ф-1» имеет смысл с точки зрения маркетинга, но это довольно дорогое предприятие, да и сам Тарико в долгах, появившихся после покупки польской водочной компании, что означает, что он мировой номер два в продажах водки: все еще позади Diageo, но опережает Pernod Ricard.

Финансовая империя Тарико имеет несколько неприятностей, случившихся с ней, например, неудачное поглощение BNP Parisbas, закончившееся судебным иском после того, как Тарико не сумел соблюсти некоторые обязательства.

Является ли это сделкой, которая окажет какое-либо влияние на Руэна, пока неизвестно. Шотландец является очень успешным бизнесменом, у которого, возможно, есть некоторые идеи в рукаве. Посмотрим…

Источник: блог Джо Сейварда

Герои и неудачники вторых тестов «Формулы-1»