19 мин.

Карта развития КХЛ. Арены

Последние месяцы несколько раз всплывала тема необходимости строительства современных арен, перспективных для базирования на них клубов КХЛ.

Для начала исходные сообщения:

Дмитрий Чернышенко: «Для Новосибирска, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода настало время построить вместительные дворцы»

Дмитрий Чернышенко: «Применительно к клубам, которые проигнорируют технический регламент, будем поднимать вопрос об исключении» 

Губернатор Новосибирской области: «В бюджете денег на новую арену «Сибири» нет, а руководство КХЛ ведет себя немножко популистски».

1

Губернатор Владимир Городецкий прокомментировал слова президента КХЛ Дмитрия Чернышенко о том, что Новосибирску нужно построить новую арену для «Сибири».

«Это обывательская позиция: мы вот знаем, что те стадионы не соответствуют. Ну, внесите средства, поучаствуйте, чтобы арена соответствовала, и КХЛ развивалась. А руководство лиги ведет себя немножко популистски. Понятно, что «Сибири» нужна более вместительная и современная арена. У нас есть проект, под нее зарезервирована земля около Горского жилмассива. Но за счет областного бюджета построить ее не удастся. В проекте должен участвовать инвестор. До конца года мы с этой моделью должны определиться.

1

КХЛ нам: «смотрите, не будет стадиона, вы участвовать не будете». Ну не будем участвовать, что ж делать. Раз в очередь у кого-то, есть понимание, стоят с такими стадионами. Думаем, что такой очереди нет», — сказал Городецкий.

 --------------------------------------------------------------------

Нижний Новгород взывает к небесам.

Администрация Нижнего Новгорода и правительство области вот уже пятый год произносит публичные заклинания о поисках инвестора для строительства ледовой Арены.

1

 История заклинаний в хронологическом порядке:

25 февраля 2012. "В Нижнем Новгороде построят арену на 15 тысяч зрителей"

Глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов озвучил планы по строительству новой хоккейной арены на 15 тысяч зрителей : "…Я надеюсь, хоккейный стадион появится на площади Комсомольской в течение трех лет". 

2 марта 2013. "«Торпедо» нашло потенциального инвестора для строительства 15-тысячной арены."

Президент нижегородского «Торпедо» Олег Кондрашов рассказал о поисках потенциального инвестора для строительства новой арены клуба.

«Нашим партнером, скорее всего, станет французская компания. Переговоры уже начаты и будут продолжены в середине марта в рамках международной выставки в Каннах. Если соглашение о сотрудничестве будет достигнуто, то не исключаю, что уже в 2013 году будет заложен первый камень в основание будущей хоккейной арены.

«Пятнадцатитысячник» проектируется, и площадка для его размещения выбрана. Сейчас проводится межевание, работы по землеустройству, а также начат процесс по оформлению всех необходимых документов. Ледовый дворец в Нижнем Новгороде обязательно будет», — приводит слова Кондрашова официальный сайт «клуба».

12 августа 2013."  Гендиректор «Торпедо»: «Строительство 15-тысячной арены начнется весной»."  

3 июня, 2015. "Губернатор Нижегородской области: «Площадка для строительства 12-тысячной ледовой арены уже выделена, ищем инвесторов» "

1

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев заявил, что в городе будет построена новая 12-тысячная хоккейная арена.

«Рядом с ней мы планируем разместить торговые центры, гостиницу и развлекательный парк. Сейчас пока сложно говорить о сроках строительства. Потенциальных инвесторов пугает изменения курса валюты, но, несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, мы продолжаем их искать. Хочу отметить, что площадка для размещения ледовой арены и других объектов уже выделена», – рассказал Шанцев.

Напомним, что нынешняя арена «Торпедо» – КРК «Нагорный» – была сдана в эксплуатацию в 1965 году и вмещает 5,5 тысяч зрителей.

 

1

Жаль, что с 12-го до 15-го года проект «усох» с 15- до 12-тысячной Арены. Но факт остаётся фактом, - что-то не так. 

1

Тема строительства спортсооружений в России  объёмна и даже обозначить проблемные направления одного поста не хватит. Попытки привлечь инвесторов для строительства ледовой Арены в нижнем Новгороде – одно из свидетельств запущенности болезни. Остановлюсь только на малом количестве трудностей, из-за которых инвесторы не особо рвутся тратить свои денежки.

Среди схем привлечения инвесторов несколько основных:

- «типа социальная ответственность», а попросту выкручивание рук для бизнеса, имеющего планы на развитие в регионе, - вариант «просто помогите», дайте денег, а потом мы ещё просим на команду мастеров, и мы знаем как управлять, объект социальный, мы не можем отдать в частные руки….Объект после строительства находится на балансе областной или городской администрации, субсидируется и руководитель объекта заинтересован и в том, чтобы субсидии не уменьшались и постоянно прикидывается бедным родственником. При этом, дворец становится не местом паломничества и модной тусовки, где в центре внимания здоровые  глаза и продвинутые форматы, а очередной Детской спортивной школой, фойе напоминает пустующий  режимный объект, охранники – главные люди на Арене. Объект обречён на убыточность, но в случае удачного проекта, отсутствия коррупционных схем вывода доходов, - можно вывести на самоокупаемость. Но для этого надо очень много, - талантливые сотрудники с развязанными руками, наличие регулярных массовых форматов, ориентированных на продажи услуг (в том числе КХЛ), ещё много чего. Но, как правило, управляют объектами ставленники администрации из серии «хороший человек». Обычно это бывший чиновник или силовик. На таких объектах – постоянное противостояние интересов клуба КХЛ и руководства Арены.

- вариант бюджетного финансирования, чаще всего - это партнёрства регионального бюджета с министерством спорта и последующего содержания за счёт дотаций бюджета. Это вариант, как правило, коррупционный, из серии постсоветского предпринимательства. Могу подробно рассказать где зарыты народные деньги, закачанные через министерство спорта и на стадии проектирования и на стадии строительства и в период эксплуатации. Но этим технологиям освоения бюджета стоит посвятить отдельную книгу, а пока перейду к следующему способу привлечения инвестора к строительству социально значимого объекта – Дворца спорта.

- вариант «купи проект, который нас устраивает, получи землю там, где нам удобно, зарабатывай в ледовом социально ориентированными проектами, при этом пивом не торгуй, … мы там будем проводить социальные мероприятия … когда нам удобно…»

А, учитывая следующие факторы:

  • на билетах (на хоккей, в том числе) при нашей покупательской способности и на социальных мероприятиях особо не заработаешь;

  • землю, как правило, выделяют не в центре (там все продано) и не на пересечении дорог, а на отшибе («на тебе боже, что нам не гоже»), а добраться для большинства жителей города/региона непросто);

  • доход от прав на телепоказ мизерный и, как правило, не доходит до клубов, оседая в Лиге;

  • рынка в экономике почти нет, достойных спонсоров и рекламодателей найти почти невозможно, разве что принудить с помощью того же «выкручивания рук»;

  • другие трудности не на одну страницу …

…то инвестору такой дворец зачем? Если за право потом постоянно иметь головную боль, то, по словам одного из потенциальных инвесторов: «Я лучше "КЭШем" один раз отдам и получу право на бизнес и не приставайте ко мне с социальной ответственностью, которая под вашим чутким управлением будет бездонной бочкой. При этом вы ещё рядом построите торговые центры и столкнёте лбами интересы владельцев, ориентированных на одну и ту же целевую аудиторию.»

1

 

Для иллюстрации подобного подхода приведу слова Губернатора Нижегородской области Валерия Шанцев заявившего очередной раз, что в городе будет построена новая 12-тысячная хоккейная арена: «Рядом с ней мы планируем разместить торговые центры, гостиницу и развлекательный парк. Сейчас пока сложно говорить о сроках строительства. Потенциальных инвесторов пугает изменения курса валюты, но, несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, мы продолжаем их искать.

То есть, перевожу, - «вы вложитесь в Арену, там мы поселим клуб. Можете даже владеть Ареной, но зарабатывать на потоках людей во дворец будут другие посредством торговых и развлекательных центров».

А слабо весь прилегающий городской кластер с развлечениями, общепитом и торговлей вокруг Арены отдать на откуп инвестору?

Никто из руководителей регионов не предлагает схему:

- "мы хотим, чтобы в городе был хоккей такого-то уровня (КХЛ, ВХЛ …Ночная Лига), + массовые мероприятия с такой-то пропускной способностью дворца. Мы готовы дать землю в лучшем месте + мы готовы дать возможность зарабатывать не только на дворце, но и на прилегающем пространстве, поэтому строй рядом торговые центры, кинотеатры, улицы с кафе и ресторанами, всё, что будет помогать тебе содержать большой хоккей и массовый спорт, который нужен региону. Да, мы ещё готовы дать тебе рядом землю под застройку коммерческим жильём, чтобы плотность населения была высокая рядом с дворцом, - и "мода на спорт" будет и прочие радости всем".

Территориальные администрации не только не предлагают, но и ни за что не соглашаются, если инвестор сам предлагает подобную схему, могу засвидетельствовать.

Зато, в результате недоумия и популистской социальной политики плодятся дворцы -"полуфабрикаты" по морально устаревшим проектам, содержание которых высасывает  средства из регионального  бюджета, у которого никогда не хватает финансов на развитие  здравоохранения и образования. Таким образом, мы всё глубже вырываем яму для наших наследников, плодя убыточные схемы, дотационные дворцы, хотя нам ничего не мешает подходить к проектированию комплексно и создавать современные объекты, способные выйти хотя бы на самофинансирование.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Итого: предлагается просто всем нам быть честными и порядочными по отношению к бизнесу, способному вытащить спорт из болота, а не относится к нему как лиса Алиса с котом Базилио, убалтывающими Буратин закопать денежки в песок. И здесь мне хотелось бы вспомнить посыл новосибирского губернатора, в сердцах призвавшего Дмитрия Чернышенко не стращать регионы, а помочь материально. Будто бы наглая провокация, но мне видится рациональное зерно в его реакции самозащиты. Только в случае, если Лига выступит в качестве соинвестора строительства дворцов для Лиги, она включит мозги и перестанет идти на поводу у воспалённых политическими амбициями кругов, только тогда закончится история с паузами на Евротур, началом первенства КХЛ в августе, соглашательством с неумелым менеджментом клубов, нежелающим зарабатывать деньги и бороться за зрителей.  И только в этом случае дворцы спорта будут строиться по толковым проектам, дающим возможность для последующего выхода на самоокупаемость объекту и клубу. Точно такой же ход предлагается проделать и с желанием организовать телетрансляции. Сейчас появится телеканал, а откуда можно получить картинку при существющем освещении арен? Так вложитесь же паритетно с регионами в проекты и закупку светового и телеоборудования. В регионах сейчас нет денег, стращать бесполезно. Надо действовать решительно и смело в интересах  своего бизнеса, то есть бизнеса КХЛ. Иначе спонсорский пакет телетрансляций ничего не будет весить, иначе показывать будут игры только из Питера, Минска, возможно Братиславы и Хельсинки. Также Лига, пользуясь приближенностью к государственному ресурсу, могла б посодействовать передаче на баланс клубам существующих дворцов спорта, иначе выстроить последовательную. При этом нельзя допускать  ситуации, сложившейся во Владивостоке, где нынешние спонсоры клуба не знают как избавиться от дворца, находящегося на балансе у клуба, построенного не в городе и питающегося электроэнергией от дизеля.  А таких ситуаций, когда бюджетники или «нагнутые инвесторы» построили никчемные, неполноценные и бесперспективные для  спортивного бизнеса дворцы спорта гораздо больше, чем здоровых случаев. В общем, есть комплекс вопросов, связанных с привлечением инвестиций для строительства ледовых арен, без решения которых развития Лиги ждать не стоит. Запущено всё, в том числе и вопросы эксплуатации дворцов спорта, наполнения их современными регулярными спортивно-развлекательными форматами. И виной тому каша в головах, замешанная на компромиссах между социальной значимостью, экономикой, политикой.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Новости недели.

1

В МХЛ появится клуб из Лениногорска.

- У команды Прохорова и, соответственно, центра подготовки юношеских сборных России имени Виктора Тихонова появился сайт, очень хочется, чтобы кнопки заработали и открылась Программа проекта. 

 - Команда «Атланты» будто бы существует, но все игроки и тренеры оказались в «Спартаке». Говорят, проходит набор новых игроков. В драфте клуб не принимал участие. Цели и задачи команды непонятны, хотя министр спорта Московской области Терюшков обещает, что у него появится план перезагрузки подмосковного хоккея.  Но встреча болельщиков клуба с чиновниками из областного министерства показала полную прострацию администрации и удивительную некомпетентность. Кулуарность в создании  программы перезагрузки и чиновничий подход к формированию новой молодёжки не внушает оптимизма. Снова каша в головах и отсутствие какой-либо стратегии.

1

ВХЛ.

"Кубань"

Герман Скоропупов: «По всей видимости, «Кубань» в следующем сезоне ВХЛ участия не примет» 

Управляющий директор ВХЛ Герман Скоропупов подтвердил информацию о том, что «Кубань» не будет играть в следующем сезоне.

«Да, по всей видимости, «Кубань» в следующем сезоне ВХЛ участия не примет.

Однако окончательного решения еще нет, и в ближайшие дни может произойти чудо, и команда сохранит свое место в лиге. Окончательный состав участников чемпионата ВХЛ еще не определен», – сказал Скоропупов.

Отчаянный Липецк.

Болельщики ХК Липецк пытаются привлечь внимание разными акциями к приостановке деятельности клуба, представляющего город в чемпионате ВХЛ.

Мои сочувствия липчанам и браво за живость и чувство юмора. Видеосюжеты рассказывают об акциях болельщиков:

"Флешмоб вратарей"

 

"Женский мост"

 

И почти художественное высказывание

«Прощание с большим спортом»

 

Тюмень прорвалась. Роль личности в истории.

Губернатор Тюменской области Якушев: «Предлагаю выпустить абонементы стоимостью 12 500 рублей. Если их реализовать, получится сумма, нужная «Рубину» 

Губернатор Тюменской области Якушев приобрел абонемент на матчи «Рубина» за 12 500 рублей . "В Тюмени стартовала продажа абонементов на домашние матчи «Рубина» в ВХЛ в сезоне 2015/16Одним из первых покупателей абонемента на сезон стал глава региона Владимир Якушев. Сообщается, что он приобрел один абонемент стоимостью 12,5 тыс. рублей.«За три часа было продано 26 абонементов. Но забронировано уже более 500. Всего же будут отпечатаны абонементы в объеме около 4 тысяч штук», – уточнил пресс-атташе клуба Максим Яковлев. Напомним, что участие «Рубина» в следующем сезоне ВХЛ было под вопросом из-за недостаточного финансирования".

 

1

КХЛ

Обещанный десерт по старту состязания менеджмента Спартака, Динамо и ЦСКА откладывается до следующего выпуска "Исследования", прежде всего по той причине, что в последнем интервью Алексей Жамнов заявил: «В «Сокольниках» мы точно проведем несколько матчей». Генеральный менеджер «Спартака»  сообщил, что в следующем сезоне команда сыграет в «Сокольниках»: «Ясность с домашней ареной наступит на следующей неделе. Но во дворце спорта «Сокольники» мы точно проведем несколько матчей. Когда именно – посмотрим по календарю», – сказал Жамнов.

Материалы по теме: Дмитрий Чернышенко: «Спартак» в «Сокольниках»? Исключено!»

 

1

Откровение недели.

«Нормальные герои всегда идут в обход»

Валерий Каменский: «СКА еще в декабре получил права на игроков «Атланта», которые сейчас перешли в «Спартак»

Вице-президент «Спартака» Валерий Каменский разъяснил ситуацию с массовым обменом со СКА, в результате которого в московский клуб перешли 24 игрока.

Костяк «Спартака» составили игроки прошлогоднего «Атланта», где вы были президентом. Но перебрались в возрожденный клуб они почему-то транзитом через СКА…

– Подобный вариант был придуман руководством «Атланта». Он стал одной из возможностей доиграть сезон до конца. В противном случае клуб мог досрочно сняться с чемпионата. Пойдя на такой шаг, мы рассчитались по долгам, ребята получали зарплату. К тому же им не пришлось дергаться, искать варианты дальнейшего трудоустройства. Весь процесс был организован в рамках регламента КХЛ.

– Просто один момент неясен: что мешало перейти им из «Атланта» в «Спартак» напрямую, без временного хранения в СКА?

– Дело в том, что этот трейд мы совершили еще в декабре, перед дедлайном. «Спартака» еще не было, и на сто процентов мы не были уверены, что он появится. Было принято решение совершить движение в сторону СКА. Таким образом, нам удалось сохранить костяк «Атланта», который сейчас перебрался в «Спартак».

– Погодите. Получается, права на того же Сошникова или Энгрена СКА получил еще в декабре?

– Да. 19 декабря, перед дедлайном. Согласно регламенту, такую процедуру можно совершать до закрытия трансфертного окна. В противном случае было бы нарушение.

– Интересная ситуация. Ребята, выходит, доигрывали сезон в форме «Атланта», по документам являясь хоккеистами СКА…

– Права на них действительно принадлежали СКА. В «Атланте» они остались, чтобы не портить «регулярку», как говорится — ни себе, ни людям. Ведь в случае снятия команды с чемпионата, всплыло бы множество дополнительных вопросов.

– Например?

– Как минимум пришлось бы переверстывать календарь. А так все было сделано очень грамотно, за что стоит поблагодарить СКА. Благодаря питерскому клубу возрожденному «Спартаку» не потребовался драфт расширения, – сообщил Каменский

Наивные вопросы.

Как относится к словам уважаемого человека, занимающего должности: Вице-Президента «Спартака» и руководителя Федерации хоккея Московской области, руководителя дисциплинарной комиссии КХЛ и Вице-президента КХЛ по развитию? Если почитать комментарии к посту, то диву даёшься и от удивительных инсайдов, похожих на правду, и от волны эмоций, вызванных простодушным рассказом Валерия об изобретательности управленцев.

Прежде всего, ощущение такое, что он и в самом деле не понимает идиотизма ситуации, а наоборот, утверждает: «…все было сделано очень грамотно, за что стоит поблагодарить СКА»

Заявление наносит урон имиджу не только КХЛ, но и поневоле задевает уважаемый клуб «Спартак», чьи болельщики наверняка уже в шоке от навалившегося на клуб незаслуженного негатива. И здесь несколько укоров и pr-службе «Спартака» вывешивающего на главной странице сайта «возбудительное» интервью, и менеджменту Лиги и самого «Спартака».

Но самое важное, что сама Лига так и не нашла в себе силы хотя бы выступить  с заявлением относительно вскрывшегося факта скрытой аренды. Уж если многоопытный Леонид Вайсфельд поражается такому ноу-хау спортивного менеджмента и на вопрос журналистов «Sportbox» о главном событии межсезонья иронизирует:

 — "Самое интересное — массовые миграции игроков между СКА, «Атлантом» и «Спартаком». И никто ничего не обосновывает. А зачем? Просто 16 человек подписали, а потом 24 отдали. Даже уход Быкова на этом фоне выглядит обыденно: тренеры приходят и уходят, в жизни бывают разные обстоятельства. Но вот эти шатания… На каком основании, с какой стати? Это многих удивляет.»

 

1

НАКАЗ клубу «Спартак» и Лиге:  Заключите со своими сотрудниками контракты, где будут санкции за простодушие и распространение секретной информации, наносящей урон клубу и Лиге.

Вопрос Лиге.

Когда же мы будем соблюдать регламент и корпоративную этику? Почему  Лига потакает  культурной традиции, естественной для  персонажей детских сказок «…Нормальные герои всегда идут в обход»?

_______________________________________________________________________________ 

Подведу итоги выпуска «Исследования»:

- следует признать, что «крокодил не ловится, не растёт кокос», современные арены вместимостью свыше 10-12 тыс.чел. не строятся, инвесторы не стоят в очереди, а то и бегут, как в случае с «Атлантом». Значит надо чего-то делать, чтобы арены строились, инвесторы сами бежали в объятия КХЛ. Также следует признать, что регионы без помощи Лиги долго будут идти к светлому будущему, необходима консолидация финансовых, администативных, интеллектуальных ресурсов. 

- предлагается Лиге перейти к смелым и решительным шагам по разработке системы мер, стимулирующих развитие географии Лиги и сохранение в Лиге перспективных клубов с устаревшими Аренами.

Цели предлагаемой системы мер:

  • Создание рабочих групп совместно с территориальными администрациями по развитию каждого "проблемного" клуба

  • Разработка комплексной программы развития и вывода на самоокупаемость для каждого клуба КХЛ

  • Обеспечение доверия инвесторов в хоккей, бережное отношение к инвестициям

Перечислю только малую часть шагов, входящих в комплекс мер:

  • создание экспертного совета для оказания консалтинговых услуг инвесторам, территориальным администрациям. Услуги должны быть нацелены на создание оптимальных алгоритмов для привлечения инвестиций в строительство и развитие ледовых арен, перспективных для КХЛ;

  • гарантом хозяйского отношения Лиги к вопросам привлечения инвесторов может быть долевое участие КХЛ в инвестиционных рисках клубов и территорий для скорейшего вывода  ледовых дворцов и клубов хотя бы на самоокупаемость.

  • гарантом стабильного развития Лиги и привлекательности для инвесторов должна быть решимость КХЛ в шагах, обеспечивающих безусловное соблюдение регламента Лиги всеми  клубами, иначе стимулируется изобретательность «в обход правил».

 P.S. К теме проектирования и эксплуатации ледовых арен и спортсооружений различного уровня вернусь в публикациях блога ещё не раз, отвечу на любые ваши вопросы, связанные с проблематикой. 

Игра, затеянная авторами блога в давление на Лигу и клубы посредством конструктивных предложений, будет выдержана. Все предложения мы будем аккумулировать и отправлять участникам рынка КХЛ.

Анонсы.

Есть ещё одна причина перенести в следующий выпуск начало изучения и сравнения эффективности менеджмента столичных клубов, обещанное в предыдущем выпуске. К нашему «Исследованию и проектированию развития Лиги» присоединился Олег Майоров, гуру спортивного PR, (куратор специализации "Реклама и PR в спорте" РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), ведущий семинаров по вопросам PR в сфере физической культуры и спорта для студентов и слушателей курсов бизнес-школы RMA, Государственного университета управления, МФПУ-Синергия, Института повышения квалификации РГУФКСМиТ, учредитель спортивных организаций:  ООО "Школа Хоккея Максима Викторова" (Центр Обучения Хоккея), ЛХК "Ядрёный вождь", ЛХК "Банзай" и прочее, прочее...).

Олег подготовил текст по результатам ознакомления с сайтами хоккейных клубов "Спартак", Динамо", ЦСКА. В результате, наша совестная публикация выросла вместе с данным текстом до неудобоваримых размеров и мы решили, что мешать с историей строительства ледовых арен – уже перебор.

Благодарю всех, изъявивших желание  принять участие в проекте "ИСЛЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КХЛ" и приглашаю к сотрудничеству всех неравнодушных и дерзких. 

Спасибо за соавторство Максиму Дементьеву, специалисту "Спортивного Агентства 2015".

Предыдущие выпуски исследования:"Карта развития Лиги", "Летний менеджмент", "Приглашение к исследованию и проектированию".

В прошедшую субботу опубликован пробный выпуск еженедельного коллективного обмена позитивом под названием "Субботнее настроение". Жду и от вас позитива.

счетчик