15 мин.

Тренер в России - каста для избранных?

Вспоминая тренеров уровня ПБЛ, которые появились в России за последние 15 лет, я загибаю пальцы: Евгений Пашутин - раз, Сергей Базаревич - два, Дмитрий Шакулин – три и ... Стоп! Что, совсем никого нет? Нет, ну должен же быть еще кто-то? Я что... Совсем слепой?

Получается, что за 15 лет мы «вырастили» трех человек. Один человек в 5 лет? Да и что значит вырастили? Все это – игроки старой советской школы, которые еще на площадке отличались своей головой.

А где остальные? Где Гомельские? Где Кондрашины? Где Беловы? Где Еремины? Нет. Пусто. Выжженная земля. Могила талантов. Вот и тасуем в списке претендентов на сборную России двух человек. Это все равно, что играть в подкидного дурака с колодой из двух карт, при чем одна из карт все время норовит проскочить сквозь гитарные струны.

Чтобы разобраться в ситуации я связался с одним из лучших молодых специалистов в России, лучшим тренером АСБ прошлого сезона, тренером студенческой сборной России, занявшей второй место на всемирной Универсиаде, а также преподавателем Московской государственной Академии Физической Культуры – Анатолием Лаптевым.

Моей главной задачей было понять, что творится в тренерском цехе, ведь Анатолий готовит специалистов в этой области. Куда пропадают таланты? На какой стадии это случается? Как стать профессиональным тренером? На что может рассчитывать молодой и талантливый паренек, который, как и Гомельский в свое время, хочет стать хорошим тренером?

 

- Анатолий, 3 человека на всю страну за 15 лет! Я не могу поверить, что это правда. Я никого не забыл?

- Да, на данный момент так у нас и получается, что если не считать великого Белова, который является лучшим российским тренером по результатам, показанным национальной сборной, и Еремина, который великолепно тренировал на клубном уровне, тренеров фактически нет. Да, есть Евгений Пашутин, но он фактически один. Дмитрий Шакулин – второй тренер, пока у него не было опыта работы главным. Сергей Базаревич показывает очень неплохие результаты, но опять же он делает это не благодаря, а вопреки. К ним можно добавить только Михаила Михайлова, который только-только начал тренировать команду на высоком уровне. В остальном, да, перечислить особо некого.

- Как так получается, что бывшие игроки, которые завершают карьеру, очень часто попадают в структуру клуба и становятся тренерами? Школа профессионального баскетбола дает необходимые знания и навыки или тренерство в России - каста для избранных? Ведь, если посмотреть на примеры: Этторе Мессина, Александр Гомельский – эти великие тренеры не играли в баскетбол на супервысоком уровне. Да, они где-то играли, много наблюдали со стороны, думали, но начинали тренировать уже с достаточно молодого возраста. Тот же Гомельский вообще начал тренировать с 20 лет и стал одним из величайших тренеров. Как так получается, что у нас тренеров не воспитывают, а становятся ими только известные игроки?

- На мой взгляд, сильный тренер в большей степени может получится из игрока, который не добился каких-то вершин, просто по тому, что ему приходится искать причины, анализировать себя, у него появляется время для образования, познания игры со стороны.

Надо понимать, что профессиональный игрок – человек, который до 30-35 лет только и делал, что играл в баскетбол. Да, он знает тактику, он знает набор упражнений, который применялся на нем, но сам он его не применял, плюс он не прошел стадию образования. Чтобы стать хорошим тренером, у него должна быть заложена сильная способоность к самообразованию, стремление впитывать знания.

Чем мне импонирует Евгений Пашутин – он стремится к самообразованию. Когда он был вторым тренером в ЦСКА, достаточно было посмотреть на него, чтобы понять, что он впитывает каждое слово главного тренера.

- С этим ему явно повезло...

- Дай бог каждому такую школу, которую он прошел после игровой карьеры. Он поработал вторым со всеми сильнейшими тренерами, которые работали в России: был вторым с Блаттом, вторым с Мессиной, вторым с Ивковичем, плюс он прошел школу Еремина, школу Белова, так что у него есть, откуда черпать информацию. Это можно приравнять к нескольким высшим образованиям. Плюс Пашутин обладает харизмой и авторитетом. Далего не каждый игрок, закончивший карьеру, имеет такой авторитет, как Пашутин. Это - внутренний стержень, который должен быть у тренера обязательно. Еще будучи игроком он был для многих непререкаемым авторитетом, он руководил игрой как первый номер и руководил успешно и жестко в плане игровой дисциплины. Есть два вида разыгрывающих: те кто, подстаивается под игру команды, и те, кто подстраивает игру команды под себя. Он был из второй когорты. Это все и приводит к тому результату, который есть. На данный момент он – наиболее успешный молодой российский специалист.

- Если это так, тогда я вижу большую проблему. Пашутин – это уникум. У него и голова на плечах, и харизма на месте, и все у него срослось ниточка к иголочке в плане карьеры, и игрок он – от бога, и школу прошел, и все у него хорошо. Но он – один.

- Важное слово здесь «срослось». Тут, действительно, есть некая доля везения, ведь окажись он в более позднем возрасте первым тренером, не пройди он в нужное время школу молодежной сборной, не получи в управление не самый сильный, но талантливый питерский «Спартак», где он смог блеснуть... Все шло как по накатанной...

- Ну да, он по жизни практически всегда делал правильный выбор, это тоже - большое умение, одно из главных человеческих качеств.

- С одной стороны, да, но с другой, чтобы сделать выбор, он должен у тебя быть. Далеко не у каждого этот выбор есть. Пашутин - это исключение из правил.

 

- Ну, хорошо, согласен. Итак, мы воспитали одного тренера за 15 лет. Откуда нам сейчас взять остальных? У нас играет 10 профессиональных команд, в них играет 100 россиян.

- Меньше.

- Меньше? Ну хорошо. Меньше, чем 100 россиян (92 по уточненным данным), из них с головой максимум 10 человек, из них захочет остаться в тренерском цехе 2-3... Ну, например, как Кубраков - играющий тренер БК «Атаман»... И не понятно еще сложится ли у этих людей «удачная ситуация». Это что значит, что с таким подходом через 5 лет мы, может быть, если повезет, получим еще одного хорошего российского тренера?

- Так и есть. Системы подготовки тренеров высокой квалификации у нас нет. Ее пытаются сделать, организовав школу тренеров в Питере, в РГУФКе, но, к сожалению, даже обязуя команду мастеров отправлять туда слушателей, отдачи может не быть, потому что желание получать знания должно быть взаимным. У слушателя должно быть желание получить это образование, как это есть у того же Пашутина.

У большинства бывших игроков такого желание нет, потому что в большей степени они к моменту завершения карьеры уже наедаются баскетболом, и мозги у них устроены уже по другому.

Кроме того для них не являются авторитетами многие преподаватели, которые там есть. Они, возможно, больше знают, но в баскетболе они многого не добились, поэтому не являются для игроков авторитетом. Это действительно проблема, и, мне кажется, что в этом плане свой взгляд нужно обращать на людей, которые не достигли максимальных высот в спорте, но которые имеют талант и хотят учиться.

У нас достаточное количество ВУЗов физической культуры, откуда выпускаются ежегодно порядка 150 специалистов в области баскетбола – это только ВУЗы Физической Культуры, не считая более мелких, где тоже вполне могут проявиться талантливые ребята. Понятно, что основная масса из них – детские тренеры, но из них могут развиваться тренеры более высокого уровня.

Им для развития нужны семинары, где опытом могли бы делиться большие тренеры на регулярной основе, каждую неделю. У нас эти семинары – большая редкость. Школа Гомельского проводит семинары для тренеров, но они проходят один раз в году в каждом регионе. Конечно, этого мало.

- Хорошо. Вот эти 150 тренеров, о которых ты говоришь, насколько реально вырастить из них кого-то высокого уровня, и будет ли он востребован. Как складывается это сейчас? Мне почему-то кажется, что у молодого и талантливого тренера просто нет шансов...

- Шанс есть всегда, но здесь формула такая же: посредственность всегда найдет себе дорогу, а таланту нужно помогать. Конечно 150 выпускников – это люди, которые выпускаются с дипломом тренера из ВУЗов физкультуры. Из них 75 уйдет работать не по профессии, еще 40 будет заниматься не в баскетболе, а, скажем, в фитнесе, который приносит больше денег. Если взять более благополучные регионы: Москва, Питер, то есть шанс какому-то количеству ребят пристроится в баскетбольной области. В остальных регионах такого шанса практически нет.

- Понятно. Ладно, зачеркнули все регионы. Оставили Москву. Куда могут пойти эти ребята?

- Есть спортивные школы, в которых есть вакансии.

- Много их?

- На самом деле не много. Пять лет назад их было много, практически в каждом СДЮШОР была вакансия...

- Сколько, одна-две?

- 5-7 вакансий могло быть. Вторым тренером на возраст вполне можно было устроиться. Спортивные школы общаются с ВУЗами, обычно они знают, что появился талантливый тренер, которого можно привлечь к себе. Сейчас стало сложнее. Если взять школы Олимпийского резерва, которые имеют гос. дотации и могут отправлять свои команды на Россию, то таких школ не так много и мест там соответственно тоже не много. Плюс здесь тоже уже проявила себя первая варяжская звездочка в лице Петара Маринковича в Тринте, который тренирует детский возраст. Дай бог, чтобы он оказался талантливее наших, это - парень, который хочет развиваться, молодой тренер, не так давно закончил ВУЗ, но не думаю, что он приехал сюда работать за те же деньги, что и российский тренер, недавно закончивший ВУЗ. Думаю, что ему создают хорошие условия.

- Хорошо мы получили, что часть тренеров отсеилось, осталась Москва-Питер = несколько вакансий, куда пошли несколько наиболее талантливых ребят, кто-то еще может пойти тренировать команду АСБ, или таких пока нет?

- Почему нет, с развитием АСБ такие могут появиться...

- Нет, ну это бред приглашать в команду ВУЗа человека, который в 21 год будет тренировать своих сверстников...

- Почему нет? У нас в прошлом году женской командой занимался человек с последнего курса и достаточно успешно. Опять же с финансовой точки зрения ему пришлось уехать к себе на родину, т.к. там у родителей есть бизнес, там он может зарабатывать большие деньги. Он вполне успешно занимался женской командой, может быть, выше головы не прыгал, но ему тоже нужно было дать время раскрыться...

- Окей. Продолжу мысль. Предположим, что у молодого тренера все складывается хорошо: парень устроился, тренирует, оказывается, что у него действительно есть талант, огромное желание, чувствуется характер, стержень, о котором ты говорил. Что дальше? Есть у него возможности себя как-то проявить дальше? Может быть, его пригласят куда-то? Может быть его пригласят тренировать дубль какой-нибудь профессиональной команды или в некий гипотетический Университет с повышением оплаты? Есть какие-то примеры или аналоги? Было такое, или на этом – все, закончилась его тренерская карьера?

- Ну, вообще хотелось бы говорить с позитивной точки зрения, что шансы есть всегда, и все зависит только от нас.

- Нет. Меня интересуют конкретные примеры. Есть ли примеры? Шансы-то понятно, что есть...

- При том, что человек не был связан с командами мастеров?

- Да.

- Если он не знаком с нужными людьми, не играл на каком-то уровне... Я не могу никого вспомнить... До уровня тренера команды АСБ может дотянуться практически любой, но до команды мастеров... Я не могу привести такой пример.

- Т.е. фактически это - крыша? Выше еще никто не поднимался?

- Наверно прыгнуть все-таки можно, но это должен быть действительно хороший и интересный человек, уникальный человек. Кроме того у него должно совпасть, чтобы его привлекла команда заинтересованая в результате и готовая искать сильного тренера. Не все команды согласны с тем, что для хорошего результата нужен хороший тренер. Для большинства это финансовая составляющая + подбор игроков. Не каждая команда стремиться заполучить сильного тренера. Большинство устраивает то, что у них есть тренер со связями, тренер, с которым налажены взаимоотношения. Зачастую проще работать с ним, чем с человеком, который в перспективе может добиться результата.

 

- Окей, тогда такой вопрос. У тебя традиционно одна из сильнейших студенческих команд в России, которая постоянно выигрывает Москву, участвует в финалах АСБ, в прошлом году ты стал фактически лучшим «любительским» тренером России, получил эту награду из рук Прохорова, у тебя есть образование, ты сам учишь тренеров, знаешь физиологию, биохимию, психологию и т.п., с чем не знакомы многие из наших профессиональных тренеров, у тебя есть опыт работы со студенческой сборной России... Я подвожу вот к чему: если не – ты, то кто? Кто может пробиться в проф. команду, если у тебя это пока не получилось? На что рассчитывать этому самому новому Александру Гомельскому, который только поступил в РГУФК или МГАФК, и у которого ГОРА таланта? Как ты считаешь? У тебя на самом деле, пожалуй, самый яркий пример.

- От профессиональной команды предложение было, от женской, достаточно лестное, хотя и не сверхвыгодное, но по некоторым причинам оно мне не подошло. Наверно дело в том, что отношение к АСБ пока не такое, как, скажем, в штатах к NCAA, где тренер Дьюка может тренировать сборную США.

Работа, которую проделываем мы, пока что остается незамеченной, и, в принципе, не так важно, на каком уровне мы работаем. Есть такое мнение, что студенты играют за счет мастеров: кого-то удалось привлечь, кто-то не подписал контракт, смог приехать и решить исход игры/турнира. Одна из наших заслуг как раз в том, что мы построили команду, которая не зависит от команд мастеров. Должно пройти время, чтобы Лига набрала ход, тогда лучшие тренеры этой Лиги будут привлекать внимание профессиональных команд.

Пока что уровень команд АСБ ниже уровня команд Высшей Лиги. Например, одна из лучших команд Высшей Лиги – череповецкий Инжекон в позапрошлом году своим составом выиграл АСБ, выиграл основными игроками этой команды, которые через год практически все оказались в Суперлиге Б, но и мы, и Томск до этого играли с Инжеконом наравных. Соответственно, можно говорить, что уровень лучших команд АСБ примерно равен уровню Высшей Лиги.

В любом случае восприятие АСБ пока что другое. Это не расценивается, как работа тренеров, скорее работа организаторов, ведь в большинстве ВУЗов даже нет ставки тренера, а работают педагоги физкультуры. Единицы команд в России стремятся показать хороший результат и целенаправленно ищут хорошего тренера, который работает с командой.

Так что на результаты тренеров АСБ пока не очень обращают внимание, хотя опять же награда из рук Прохорова или приглашение в студенческую сборную России говорят о том, что это все делается не зря. Будем работать дальше, добиваться результата.

 

- А вообще желание попробовать себя в проф. баскетболе есть?

- Конечно, такое желание есть! АСБ как раз и создается, как пласт, который связывает школьный баскетбол с профессиональным, так почему бы АСБ не стать трамплином и для тренеров? Должен быть кто-то, кто сделает первый прыжок.

Пока для игроков делается больше, чем для тренеров. Да, было заявлено, что будут тренерские семинары, степендии, стремление развивать молодых специалистов, однако в первые годы становления таких вещей не было, никаких степендий не было. Если не ошибаюсь, я получил первую разовую тренерскую стипендию в истории АСБ в этом году.

Большинство вузов все равно используют людей, которые одновременно закрывают и баскетбол, и волейбол, и шашки, и шахматы - все, что угодно. Конечно, у таких людей нет стремления развиваться. Если АСБ сможет добиться того, чтобы в каждой студенческой команде был тренер именно по баскетболу, это будет уже большой шаг вперед, не менее важный, чем дать возможность развиваться игрокам, потому что, вырастив в одном ВУЗе хорошего тренера, вы сразу получите целую плеяду хороших игроков.

- Окей. Это понятно. Согласен. Как ты считаешь, что может быть следующим шагом в карьере такого молодого тренера, который показал себя в АСБ или на схожем уровне? Скажем так, какой минимальный уровень можно расценивать как успех или повышение по службе? Куда реально можно ему “запрыгнуть” и к чему нужно стремиться?

- Как я уже сказал, не факт, что тренер Высшей Лиги – это шаг вперед, что к этому нужно стремиться. Я не знаю примеров, чтобы кто-то потом уходил на повышение в другие лиги, разве что вместе с командой, заняв первое место… После этого подняться еще выше в нашей сегодняшней ситуации практически нереально. Разница между ПБЛ и Суперлигой Б - огромна. Я не думаю, что из Супер Б могут кого-то подтянуть к уровню ПБЛ, скорее возьмут кого-то со стороны из не известных имен или кого-то из структуры своей команды поднимут.

- Т.е. следующий возможный этап в карьерной лестнице “молодого Гомельского” – стать тренером в стуктуре профессионального клуба. Например, возглавить молодежную команду?

- Наверно, да, но сделать это не просто. Базаревич и Пашутин начинали с работы с молодежью. Тот же Карасёв был тренером фарм-команды, а теперь входит в тренерский штаб “Триумфа”.

- Но это опять же легендарные игроки уровня сборной России, которые уже давно находятся внутри системы.

- Да.

- Значит у нас получается на всю лигу только 3 россиянина, 3 вакансии?

- Это не самое страшное, гораздо хуже, что у нас зачастую у тренера-иностранца помощником тоже работает иностранец. Соответственно именно он получает опыт и растет рядом с ним.

- Я понял, что ты хочешь сказать: мы приглашаем, действительно, великолепных тренеров за большие деньги, и не можем их заставить работать нам на благо?

- К этому я и веду. Это в силах Федерации, ставить пункт в контракте, что тренер-иностранец должен дать такое-то количество семинаров для тренеров-любителей либо взять помощником тренера россиянина, чтобы он перенимал этот в прямом смысле бесценный опыт, который нами уже практически утрачен. Раз уж он работает в нашей стране он должен помогать растить наши кадры. Не правильно говорить, что они отнимают у нас рабочие места – некоторые из них действительно выше уровнем, но если мы позиционируем себя как умные люди, то мы должны этот опыт перенимать. Я более чем уверен, что тот же Вуйошевич зарабатывает здесь больше, чем где-либо еще в мире, почему бы ему не поделиться своим опытом с российскими тренерами? Я считаю, что клубы, как работадатели должны требовать соответствующую отдачу. Кстати, ЦСКА именно так и поступает.

- Но ведь такими наставниками могут быть и российские специалисты старой школы, которые, слава богу, еще есть в обойме?

- Да, я думаю, что те же Белов или Еремин могут делиться опытом с молодыми тренерами. Неправильно, что эти люди «простаивают». Они уже очень сильно послужили для страны, но могут еще очень многое. Их знания не пытаются перенять. Рано или поздно они отойдут от дел, и их бесценный опыт пропадет для будущих поколений, а ведь этот опыт добывался победами на самых крупных мировых площадках.

Оригинал статьи: slamdunk.ru