15 мин.

Самая горячая русская гандболистка играет за сборную Азербайджана

- Подавляющее большинсто пользователей sports.ru узнали о тебе 2 года назад. Как появилась идея устроить фотосессию в таком стиле?

- Я делала ту фотосессию только для себя, только для своего круга – поделиться с подружками и ничего большего. На самом деле там была очень откровенная фотосессия и я достаточно скромная, если честно, чтобы выставлять такие фотографии. В моих социальных сетях не найдете эти фотографии, только у фотографа.

Я выложила в интернет одну фотографию, которая не была какая-то откровенная, и пресс-атташе клуба предложил разместить ее в группе «Астраханочки». Потом он спросил, есть ли у меня еще фотографии, и не против ли я, если их разместят на sports.ru. Я не возражала, поскольку на тот момент у меня не было молодого человека, и родители мои не были против.

- Этот материал находится на третьем месте по оценкам пользователей за всю историю блога. Когда ты поняла, что стала популярной?

- Я не скажу, что я это поняла. Просто приходили какие-то сообщения: иногда приятные, иногда не очень. Во-первых, мне не стыдно показать свою фигуру – я над ней работаю. Это не просто какой-то божий дар, который мне дается очень легко. Я на самом деле над ней работаю, хожу в тренажерку, постоянно уделяю этому время. Почему бы и не покрасоваться? Я не буду скрывать, мне это нравится. Мне нравится то, что меня замечают.

- Приходили сообщения иногда приятные, иногда не очень…

- Комментарии. Иногда их было приятно читать, иногда нет. Были какие-то оскорбления. Вот, мол, лучше бы она что-то другое показала, чем свой зад. И все такое.

- Тебя сравнивали с Оксаной Сидоренко, Евой Мендес и Ким Кардашьян. Какое из них тебе льстит больше всего?

- Наверное, Ким Кардашьян. Потому что она самая известная, и мне это сто процентов симпатизирует. Вообще, из каких-то популярных звезд мне нравится Джей Ло. Если бы меня сравнивали с ней, я была бы больше удовлетворена.

- Какие рекламные предложения тебе поступали?

- Ничего не предлагали.

- Что бы ты не стала рекламировать ни за какие деньги?

- Майки, наверное. У меня руки большие, мне кажется. Комплексую.

- Вспомни самое необычное предложение познакомиться.

- Самое интересное знакомство было с моим молодым человеком. Он мне написал в социальных сетях и предложил свою помощь как тренера. Спросил, знаю ли я гандболиста, который уехал играть во Францию. Я ответила, что знаю. Он сказал, что это его знакомый, он вывел его на этот уровень, и хочу ли я попробовать с ним позаниматься. Я увидела фотографию – действительно тренер. И я повелась (смеется).

На тот момент никакие знакомства мне были не нужны, и я прекратила с ним общение. Через какое-то время мы опять начали общаться и он, само собой, рассказал, что я ему понравилась и он просто хотел познакомиться.

2010-й год. Мария Рачителева и Дарья Вахтерова

- Ты пришла гандбольную школу в 10-летнем возрасте. В каком еще виде спорта могла оказаться?

- Я пришла сначала на настольный теннис. Когда училась в обычной школе в класс пришли тренера и сказали: «Не хочешь ли ты попробовать?». Они сказали это всем, меня не особо заметили. Я была маленького роста, правша - в нашем виде спорта это не особо ценится. Но мне сказали: «Хочешь - приходи». И я пришла. Гандбол мне больше симпатизировал.

Во мне есть спортивные гены – папа у меня футболист (играл за «Волгарь», «Астрахань»), крестный играл в гандбол. Все так загорелись, что я стала ходить на гандбол. Особенно крестный. Он уделял мне много внимания, постоянно радовал меня какими-то подарками: напульсники, кроссовки - что б я всегда хорошо выглядела. За хорошие игры он давал мне какие-то вознаграждения, платил за каждый гол (смеется). Меня, может, и мотивировало это в каком-то возрасте. Не скажу, что у меня была очень богатая семья. Он в то время был достаточно популярен, выступал на камеди, КВН. В его доступности было давать мне какие-то стимулирующие.

- В свое время ты часто вызывалась в молодежную сборную России. Кто из тех, кто выступал с тобой тогда, сейчас на виду?

- Аня Вяхирева, Полина Ведехина, Даша Дмитриева, Даша Самохина, Вероника Гаранина, Даша Вахтерова. Когда мы играли на уровне молодежных сборных, они всегда входили в список лучших игроков чемпионата Европы.

Катя Суханова – моя самая лучшая подруга из мира гандбола. Я была свидетельницей на ее свадьбе, теперь у нее фамилия Левша.

- В январе 2016-го Евгений Трефилов вошел в тренерский штаб «Астраханочки». Как в команде восприняли его назначение?

- Это было настолько неожиданно, если честно. Никто не успел среагировать, все сразу влились в рабочий режим. Он не давал продыху. Все работали, работали. И для меня это был самый тяжелый период, потому что в ноябре я только вышла играть после операции (разрыв крестообразных связок). В ноябре были мои первые игры после долгого отсутствия, и, наверное, Евгений Васильевич сделал многое, чтобы моя карьера продолжалась. Именно он помог мне набрать ту физическую форму, в которой я сейчас нахожусь.

- Евгений Васильевич говорил, что за его методы работы за рубежом сажают. В чем особенность его тренерского подхода?

- Возможно, за рубежом не принято, что человека могут немного оскорбить. Наверное, в советском спорте это мотивирует. Мы так воспитаны. За рубежом такую технику не принимают, как и в Азербайджане. Люди не привыкли к такому. У нас были тренера, которые более склонны к Евгению Васильевичу. Для меня это нормально. Не скажу, что принимала всерьез все его слова. Но мне было немного обидно, и меня это мотивировало.

Он мог найти те слова, которые заставят человека задуматься и работать над собой. Мне кажется, что именно в российском спорте это плюс. Не скажу, что он разговаривал на мате. Такого не было. Но он мог сказать, например: «Да ты баран». То есть ты очень упрямый, не хочешь принимать мою точку зрения. А на самом деле нужно принять его точку зрения – он, как тренер, знает, что говорит. Какого-то мата в мою сторону никогда не было и в сторону девочек тоже, наверное. Он держит какую-то дистанцию.

- Марина Судакова рассказывала, что он всем дает прозвища, причем не одно. Какие были у тебя?

- (смеется). Он называл меня или «Колобок», или «Микроб». Больше не помню. Маленькая - мой рост же не высокий - на краю играю.

- А из того, что прилетало твоим партнёрам?

- Я хорошего не помню (смеется). Так и запишите.

- Анна Вяхирева - лучшая гандболистка, с которой тебе довелось поиграть?

- Я думаю, да. Она не только как гандболистка хорошая, но и как человек. Очень добрая, очень отзывчивая, мне всегда было приятно с ней общаться. Если я попрошу сейчас помощи у Ани, она всегда поможет, я уверена. И если даже она не очень хорошо знает человека, она все равно ему поможет. Она очень добрая. Мне кажется, я мало таких людей встречала.

- Что вы получили за победу в Чемпионате России?

- Не знаю, правильно ли это будет или нет, но я скажу правду. Никакой премии - ни от руководства, ни от губернатора - нам не последовало. Было одно награждение – Почетный гражданин Астрахани. Нам дали значок и удостоверение. Это все, что я получила за первое место в Чемпионате России.

- Через несколько недель после победы в Чемпионате России, стало известно, что ты ищешь новую команду. Чем было обусловлено желание покинуть Астрахань?

- Мне хотелось побольше игровой практики. В тот момент играла Полина Кузнецова. Я понимала, что это игрок высшего уровня. Сейчас она играет в «Вардаре» - клубе, который выступает в Лиге Чемпионов. У меня была очень маленькая игровая практика, и мне хотелось побольше играть.

Все-таки у меня такой возраст - мне хочется быть лидером в какой-то команде. Мне последовало предложение от Азербайджана, и я поняла, почему бы и нет. Почему бы не попробовать что-то новое.

- Но ты была бы не против остаться?

- Мне Астрахань не предложила никаких условий. Точнее предложила, но самые малейшие, которые меня не устраивали.

- Не устраивали в финансовом плане?

- Да.

- По моим данным, в те времена средняя зарплата в «Астраханочке» была в районе 100 тысяч рублей в месяц. Насколько больше предлагали в Азербайджане?

- Не скажу, что больше. Я ж говорю, что ехала за игровой практикой. В тот момент мне позвонили из Азербайджана, я приехала, но для меня немножко менталитет был дикий, и я через месяц уехала (смеется).

- Три фактора, из-за которых ты там не осталась.

- Во-первых, я приехала в страну, не зная о каких-то их запретах. Я приехала в шортах и футболке – все-таки это было лето. Я не знала, что здесь летом не ходят в шортах. Я вышла на улицу - на меня все смотрят. Для меня это дико. Ко мне проявляли внимание, мне этого не хотелось.

- Вернувшись из Азербайджана, ты работала инструктором в тренажерном зале. Что это был за опыт?

- Это было очень интересно. Говорят, что спортсмены не компетентны и ничего не могут, кроме спорта. Я не согласна. Я знаю, что не только могу играть в гандбол. Это бесценный опыт. Опыт, когда ты общаешься с людьми. Это другая сфера немножко. Это очень интересно, и я знаю, что без спорта я не пропаду.

- В ноябре ты вернулась в «Астраханочку». Почему?

- Все это время я каждый день ходила на тренировки. Тренера с Азербайджана попросили меня поддерживать форму, потому что они хотели видеть меня на Исламиаде. Я подошла к тренерам, к руководству «Астраханочки» и попросила потренироваться для себя. Мне не нужна была зарплата, ничего такого. Во-первых, я люблю это дело. Во-вторых, мне нужно было это на тот момент.

- В прошлом году ты все-таки вернулась в Баку. Какие доводы убедили тебя перебраться в Азербайджан?

- Во-первых, они усилили чемпионат: стало шесть команд вместо двух; четыре из которых достаточно равные. Мне еще хочется поиграть. Мне это настолько нравится, что я не смогла отказаться.

- Какое место занимала бы твоя команда в российской Суперлиге?

- Я думаю, были бы месте на седьмом.

- Касаемо чемпионата – окей. А что касается страны? Ведь местные традиции и особенности не поменялись.

- С моим молодым человеком мы не так долго встречались, доверие было не такое большое. А сейчас мне сделали предложение и разрешили еще поиграть годик в другой стране, когда мы будем на расстоянии, и насладиться тем, что я люблю.

- Ты достаточно часто говоришь о своей любви к Баку. Чем тебя покорил этот город?

- Тут очень красиво. По сравнению с тем городом, где я живу, где я родилась….

Я очень люблю этот город. Мне нравится здесь абсолютно все: гостеприимные люди, очень приятные. Если они улыбаются, то делают это искренне. Это не будет наигранная улыбка, как может быть в России. Это сто процентов. Мне ближе климат: в Баку зима проходит гораздо мягче, а я не очень люблю холод. Мне здесь больше нравится еда. Да и вообще тут более европеизированно.

- Три места в Баку обязательных для посещения.

- Парк Гейдара Алиева. Я живу прям рядом и очень часто здесь бываю. Второе – Пламенные Башни. И третье – это Торговая улица и Приморский бульвар. Они очень близко находятся.

- Есть информация, что ты приняла гражданство Азербайджана. Это так? Насколько я знаю, по законам этой страны иметь двойное гражданство нельзя.

- Я могу не отвечать на этот вопрос?

- Разумеется.

- Тогда, давайте, я воздержусь.

- В составе сборной Азербайджана 2/3 игроков – легионеры из России, Украины и Белоруссии. Как к этому относятся в стране?

- Судя по тому, что пишут в азербайджанских СМИ, они не очень довольны. Хотя не скажу, что уровень игроков Азербайджана настолько велик, чтобы не покупать легионеров.

- Есть ли в команде легионерские коалиции?

- Наша команда очень дружная. У нас практически нет разделения на местных и легионеров. Все вместе ходим гулять иногда. Все вместе можем сходить посидеть к кому-то домой. В этом проблем никаких нет.

- Насколько больше контракт у легионеров в сравнении с местными воспитанниками?

- Если местные здесь играют, значит их все устраивает. Ну и вообще для всех. Знаете, всегда легионер получает больше. Больше внимания даже, чем местные. Я это знаю и прочувствовала на себе и как легионер, и как местный игрок.

- Где отношение лучше к легионерам: в Астрахани или Баку?

- Мне больше нравится в Азербайджане (смеется). У меня хорошие отношения с руководством и с тренерами. Возможно, меня это и подкупает остаться здесь еще.

- Какая мотивация, кроме финансовой, отдавать все силы за другую страну?

- Наверное, потому что ты любишь это дело, и тебя не ценят в твоей стране.

- Как ты оцениваешь свои шансы сыграть за сборную России?

- Начнем с того, что я не хочу, мне здесь все нравится.

- После победы на Исламских играх солидарности, ты заявила, что это лучшее, что было с тобой в жизни. Что ты имела в виду?

- Я получила такие эмоции, которые я никогда не получала. Это не просто победа, а победа, в которой ты приложил какие-то усилия. Когда мы выиграли Чемпионат России, мне не давали много игрового времени. А здесь я получила то, что хотела.

- Насколько это круто выигрывать, по сути, локальный турнир?

- Мне это принесло много эмоций. Я не играла за какие-то деньги. Все равно ты получаешь приятные эмоции, когда выигрываешь. И я не скажу, что Турция – это слабый соперник. Там играют известные игроки, которые выступают и в Лиге Чемпионов, и в хороших турецких клубах.

Почему бы и нет? Не нужно ставить себе какие-то цели, которые, возможно, не сбудутся. Надо жить тем, что есть. Я попала в тот момент на Исламиаду. Я наслаждалась ей. Наслаждалась этими играми. Зачем думать о чем-то большем?

- Почему ты ставишь победу в Исламиаде выше золотых медалей Чемпионата России?

- Потому что в Исламиаде я принимала большее участие именно как игрок. У меня было там больше игровой практики, это принесло мне больше удовольствия. Поэтому для меня это ценнее.

- Как ты относишься к натурализации Юлии Манагаровой?

- Я не могу сказать ничего против, потому что сама нахожусь в такой же ситуации. Если есть такое желание – почему нет. Если в тебе нуждается другая страна – почему бы и нет.

Я считаю, она понимала, что со сборной Украины она не добьется тех результатов, которых она может добиться со сборной России. Человек, может, шел к Олимпиаде. Мне кажется, она очень хочет завоевать что-то серьезное, поэтому ее переход и случился.

- Убивают ли такие переходы желание молодых спортсменов расти и развиваться?

- Я об этом не задумывалась ранее, но, возможно, это отобьет какое-то желание у игрока добиваться дальше какого-то успеха. Мне кажется, у кого-то есть обиды, сто процентов. Мне кажется, на ее месте могла бы быть Катя Суханова. Получается, она резко отсеялась. Как только пришла Манагарова, Суханову не вызывают. Все равно какая-то обида может присутствовать. У меня за нее обида (смеется). Очень жалко, я думаю у нее большие способности.

- Сможешь ли ты выступать за сборную России без трехлетнего карантина?

- Я думаю, что не смогу. И не планирую.

- Тематика сборной – это твой триггер?

- Если к тебе относятся лучше в Азербайджане, почему я должна уделять внимание и иметь огромное желание выступать за Россию?

- Потому что это твоя родная страна.

- Я могу завтра переехать в Америку, и это будет моя родная страна. И я буду хотеть выступать за Америку. России я отдала молодежные годы, я получила много эмоций. Надо делать шаг дальше. На данный момент — это Азербайджан.

- Насколько уровень азербайджанского чемпионата отличается от российского?

- Отличается намного. Здесь игроки не настолько технически оснащены, как в России. Я не стремлюсь к чему-то лучшему именно в гандболе на данный момент. Это как сделать шаг назад, чтоб затем сделать два вперед. Может, это именно такая ситуация. Понимаешь, о чем я?

- Честно говоря, нет.

- Наш чемпионат очень сильный, я из него уехала в более слабый – это шаг назад. Может дальше я поеду куда-то, где будет лучше, чем в России.

- Как давно ты стала увлекаться сыроедением?

- С апреля по октябрь прошлого года я не ела мясо. Я старалась сыроедить и очень хорошо себя чувствовала. Но зима такая зима… (смеется). Да и как можно в Азербайджане не есть мясо?

На самом деле я очень хочу к этому вернуться и постараюсь сделать это. У меня есть план - в марте отказаться от мяса. Потому что я на самом деле себя очень легко чувствовала. Всю Исламиаду я не ела мясо, и мне это нравилось.

- Где ты видишь себя через 5 лет?

- Я не хочу жить ни в России, ни в Азербайджане. У меня есть общие цели с моим будущим мужем. Мне хочется жить в стране, где будет теплый климат, где будет море или океан, где температура не понижается до -20, где будет всегда тепло.

Мне хотелось бы выучиться на фитнес-тренера и помогать девушкам привести себя в форму. Мне очень хочется, чтоб девушки были довольны своим телом, чтоб они любили себя. И мне кажется, если у них это будет получаться, то я буду получать какой-то поток энергии и удовлетворение, радоваться жизни и всему остальному.

Фото: личный архив Марии Рачителевой.