10 мин.

Конте и Фавр сильно боятся друг друга. Кажется, это был самый закрытый матч сезона ЛЧ

Разбор Вадима Лукомского.

1. Антонио Конте выбрал привычные 3-5-2. Наибольшие проблемы были в центре полузащиты. У Марцело Брозовича и Николы Бареллы железные места, а вот с третьим игроком – проблемы. Стефано Сенси, Борха Валеро и Матиас Весино получили травмы разной тяжести. Из них только Валеро попал в заявку. Единственный оставшийся вариант – Роберто Гальярдини. В остальных зонах все было предсказуемым.

2. Люсьен Фавр оказался без Марко Ройса и Пако Алькасера – и приготовил мегасюрприз (возможно, приготовил бы и со здоровыми нападающими). Впервые за полтора сезона в «Дортмунде» швейцарец выбрал схему с тремя центральными защитниками.  

Одним из центральных защитников стал номинальный опорник Юлиан Вайгль (он уже играл ранее ЦЗ при Фавре). В атаке вообще без форвардов. В последнее время Алькасера чаще всего подменял Марио Гетце, но его не оказалось на поле. Ложную девятку играл Юлиан Брандт:

3.Матч получился невероятно закрытым

Особенно блеклым был первый этап матча. За 75 минут в стартовых формациях команды нанесли всего 10 ударов. Всего 5 из штрафной. Даже гол «Интера» в первом тайме никак не повлиял на тактику команд.

В последние 15-20 минут игра слегка раскрылась. Фавр убрал центрального защитника Мануэля Аканджи и перешел на привычные 4-2-3-1. Это не помогло «Дортмунду» зажать соперника, но приоткрыло игру в обе стороны.

Разумеется, такой осторожный рисунок игры – следствие умышленных тренерских перестраховок. После матча Конте даже упрекнул Фавра в трусости, но и он сам принял ряд прагматичных решений (просто не менял схему). 

4.Решение перейти на тройку защитников нетипично для Фавра, но вполне типично для соперников Антонио Конте. В Англии, где тройки защитников вообще не были популярными до прихода Антонио, это превратилось в главный прием по сдерживанию Конте в его второй сезон в «Челси».

Одна из проблем соперников Конте – игра против латералей. Они всегда держат правильные расстояния и располагаются очень смело. Если при четверке с ними играют фланговые защитники, то слишком открытым остается центр защиты (2-в-2 против Лукаку и Мартинеса). Если с ними играют вингеры, то команда слишком прижимается к воротам. Тяжело найти правильный баланс. 

Переход на тройку защитников – отличный способ обойти эту проблему. Против латералей играют латерали. В центре защиты 3-в-2 в пользу обороны. Но от «Боруссии» Конте явно не ждал такого хода: «Дортмунд» поменял схему, потому что испугался наших розыгрышей в позиционной атаке. Это сильно расходится с тем, что Фавр говорил перед игрой. Мы готовились к матчу другого типа, но смогли адаптироваться и победить».

5. Помимо удобства в сдерживании Кандревы и Асамоа, у перехода на 3-4-3 было еще несколько следствий. «Боруссия» получила преимущество 3-в-2 в первой стадии атаки. Иногда даже 4-в-2, если опускался Аксель Витцель:

Это привело к стерильному владению. Численное преимущество позволяло им уверенно себя чувствовать под прессингом «Интера» (если он вдруг решатся прессинговать), но и без того слабая в позиционных атаках команда лишилась дополнительного игрока на чужой трети поля. 

Результат: безопасное перекатывание мяча. «Дортмунд» владел мячом 58%, что хорошо для выездного матча с «Интером», но почти не продвигал его в по-настоящему опасные зоны. 

6. Еще одно следствие новой схемы – хороший контроль полузащиты и атаки «Интера». Когда хозяева владели мячом, «Дортмунд» легко перекрывал все направления атаки.

Типичная ситуация – Брандт персонально играет по Брозовичу. Санчо и Азар читают следующий пас. 

Если пас пойдет на фланг, то они помогут Хакими и Шульцу. Если передача пойдет центральному полузащитнику, то вингеры помогают Витцелю и Дилэйни. У «Боруссии» в любом случае преимущество 2-в-1. Тут пас пошел в центр. Азар сразу же помогает Витцелю. Результат: легкий отбор:

7. Конте не менял схему, но тоже адаптировался. Он боялся контратак Фавра (судя по матчу «Боруссии» с «Барсой», абсолютно справедливо боялся), поэтому «Интер» вообще не строил позиционные атаки через центр поля (потери там особенно губительны). «У нас хорошо получалось избегать потерь в центральных зонах, следовательно, мы избежали их убийственных контратак. Мы показали зрелость в этой стадии игры», – объяснил Конте. 

На практике изменение Конте вылилось в необычные позиции Бареллы и Гальярдини. По сути при владении мячом они уходили на фланги и играли дополнительных крайних полузащитников:

Это вылилось в такую карту активности (совокупная карта по Барелле и Гальярдини). Никакой активности в опорной зоне соперника – либо на своей половине поля, либо на флангах:

8. Финальным элементом взаимной закрытости стал отказ от прессинга. Прямо полнейший. Хотя и команды Фавра, и команды Конте славятся организацией прессинга и умением начинать его в правильный момент. Проблема: при таких соотношениях в пользу обороны этого момента не возникало. 

Такая картина привела к аномально высокой точности передач у всех оборонительных игроков:

  • Годин – 97%

  • Де Врей – 94%

  • Шкриньяр – 93%

  • Брозович – 89%

  • Аканджи – 90%

  • Вайгль – 96%

  • Хуммельс – 90%

  • Витцель – 98%

Это также следствие отказа от примитивных забросов вперед. У «Боруссии» даже при желании не было варианта. «Интер» не хотел играть через Лукаку. За матч на двоих команд набрали 5 верховых дуэлей – тоже аномально мало. 

9.Больше всего свободы в составе двух команд получал Стефан де Врей. Брандт всегда персонально играл против Брозовича, поэтому голландец оказывался свободным.

Двух других защитников «Интера» хотя бы эпизодически прессинговали. Никогда не делали этого одновременно, но безграничной свободы не давали:

А вот де Врея даже не пытались сдерживать таким образом. Это очень странное решение, потому что у него великолепный первый пас. Более того, он отдельно напомнил об этом голевым пасом в последнем матче против «Сассуоло». 

Постепенно «Интер» научился манипулировать схемой соперника и создавать пространство де Врею в более опасной зоне. Так и родился гол. Брозович уводит Брандта ближе к флангу. Де Врей подключается в огромную свободную зону в центре, откуда отдаст голевую:

Такой прием все равно требует великолепного исполнения и не ведет к частым моментам. Но ничего более похожего на осмысленную атакующую игру в матче не было. 

10.Закрытый рисунок держался до 74-й минуты. Потом Фавр решился на изменения. Он убрал Аканджи – и вернулся к привычной схеме 4-2-3-1. Нападающего играл вышедший Якоб Бруун Ларсен (хотя обычно он вингер). 

Сразу после этого «Боруссия» создала свой лучший момент – через контрпрессинг. Наличие дополнительного атакующего игрока и эффект неожиданности тут здорово помогли. Но дальше этого не пошло. Открытость привела к моментам у «Интера», который получил пенальти (нереализованный) и забил второй.  

Пожалуй, этот отрезок лишь подчеркнул, что Фавр не зря изначально перестраховался. «Боруссия» пока не готова атаковать такого соперника – тем более в привычной схеме. Попытка засушить матч в обе стороны была не худшим ходом. Чтобы играть иначе, нужно вывести команду на другой уровень в плане позиционных атак, но это долгосрочное дело (с которым у Фавра проблемы). В рамках конкретного матча он действовал вполне рационально. 

11. Из-за описанного выше рисунка матча де Врей стал ключевой фигурой. От его способности воспользоваться свободой зависел успех «Интера». Стефан был прекрасен не только в эпизоде с голом, но и в других редких проблесках команды в атаке. Почти все начиналось с его продвижений, обострений или переводов.

В защите он тоже был безупречен: 3 отбора (лучший результат среди защитников), 3 перехвата (лучший результат среди защитников), 5 выносов (2-й результат), ни разу не обыгран. 

12. Еще один мощный перфоманс выдал Брозович. Конте рассказывал, что игрок пока не до конца принял систему и порой теряет позицию. Но вчера Марцело приносил только пользу. «Он был идеален и в стадии построения атак, и в стадии отбора мяча», – объяснил Антонио. 

Важным было и понимание игры Брозовича. Хорват быстро распознал персональную игру Брандта и умело манипулировал его позицией. Конте похвалил команду за то, как здорово они адаптировались к рисунку матча в первом тайме (хотя готовились к другой схеме «Боруссии») – эти комплименты в первую очередь в адрес Марцело. 

13. Вам нужно запомнить имя Себастьяно Эспозито. Первой заменой Конте был выход этого 17-летнего парнишки вместо Ромелу Лукаку. Он не потерялся – здорово открывался, что подошло рисунку матча. У Лукаку за 60 минут два действия в штрафной. У Эспозито за полчаса – 5. Да-да, и то, и другое не впечатляет – «Боруссия» хорошо ограничивала форвардов соперников. Но Эспозито усилил игру и заработал пенальти. 

Конте так ценит Себастьяно, что не отпустил его на ЧМ до 17 лет – говорит, футболист нужен ему и будет играть уже сейчас. 

14.У «Боруссии» похвалы заслужил Витцель. На фоне стерильных партнеров он хорошо продвигал мяч и почти никогда его не терял (всего 2 неточных паса). Но еще важнее была его игра без мяча – он здорово исправлял легкие позиционные ошибки партнеров и следил за правильным расстоянием в линиях.

15.Послематчевые слова Конте слегка лицемерны (говорю это, несмотря на симпатию к Антонио). Сначала он обвиняет Фавра в трусости («испугался наших розыгрышей в позиционной атаке», поэтому сменил схему), а потом объясняет свои осторожные решения фразой: «Давать «Дортмунду» пространство для контратак – это суицид». 

Это правда. В попытках нейтрализовать эту сторону игры «Боруссии» нет ничего стыдного. Вот только Фавр сделал то же самое с «Интером». Неверно так по-разному преподносить однотипные решения. Оба тренера внесли вклад в скучнейший рисунок матча.

16. Фавр не ввязывался в перепалку с Конте, но его анализ тоже был показательным: «Мы сыграли хорошо. В первом тайме были очень надежны без мяча. Жаль, что мы пропустили первыми. За исключением этого, все работало. Мы не создавали шансов в атаке, но играли достаточно хорошо. Мы проявляли терпение, владея мячом, и избегали контратак». 

Люсьен восторженно оценил игру команды, но оценивал только оборонительные механизмы. Слова подтверждают, что его план был нацелен лишь на нейтрализацию «Интера» и добычу гостевой ничьей. Почти получилось – швейцарец перекрыл почти все варианты, но напрасно недооценил великолепный первый пас де Врея.

⚡️После побед вокруг Конте электричество. Празднует как бешеный

Фото: globallookpress.com/www.imagephotoagency.it via www./www.imago-images.de, Andrea Staccioli / Insidefoto vi, Xinhua, Kirchner/Christopher Neundorf vi; Emilio Andreoli