15 мин.

Лукомский разобрал победу «Рубина» на «Камп Ноу»: план Бердыева был идеальным, «Барсу» подставил Ибра

20 октября исполнилось 10 лет той самой победе «Рубина» над «Барселоной». Тогда на Sports.ru еще не было таких детальных разборов, но ходы Бердыева требуют особого осмысления. Именно поэтому Вадим Лукомский пересмотрел игру – и подсветил главную слабость той «Барселоны», которой воспользовался не только тренер казанцев, но и Жозе Моуринью. 

Бердыев использовал любимый прием Эмери

После матча Курбан Бердыев рассказывал о подготовке: «Я все матчи «Барселоны» смотрел. Многое дала игра с «Валенсией». Прежде всего – в плане понимания принципов борьбы и перестроений на поле».

«Валенсия» Уная Эмери играла с «Барсой» дома и смелее прессинговала – особенно в первом тайме. Но у них было достаточно эпизодов и с позиционной обороной. Тут «Рубин» многое позаимствовал – от принципов передачи игроков в центре до плана по сдерживанию Дани Алвеса. У Эмери на матчи с «Барсой» почти всегда выходило по два левых защитника – часто вместе играли Жорди Альба и Жереми Матье. Оба всегда ярко противостояли команде Гвардиолы – так ярко, что доигрались до приглашения в «Барсу».

В упомянутом матче левого защитника сыграл Бруно Сальтор, а чуть выше против Алвеса действовал Матье. Против подключений Дани нужен игрок с оборонительными инстинктами, который никогда не халтурит. Следовательно, схема становится гибридной – иногда четверка защитников перетекает в пятерку. У «Рубина» был подходящий игрок – Виталий Калешин. Он и сыграл против Алвеса. 

Даже когда Алвес оказывался так высоко, что становился дополнительным форвардом, «Барса» все равно не перегружала оборону «Рубина». Калешин просто опускался за ним и образовывал пятерку: 

Ибрагимович упростил задачу «Рубину»

Самый важный игрок матча – без сомнений, Златан Ибрагимович. Он повлиял на ход игры сильнее, чем любой другой игрок, но речь не только о позитивном влиянии. 

С одной стороны, швед провел очень сильный матч в индивидуальном плане. Забил гол, попал в перекладину, нанес 6 ударов и отдал 3 паса под удар. Эти цифры делают его самым активным атакующим игроком «Барсы».

С другой, именно Ибра – важная причина того, почему «Барса» не создала больше моментов. Он негативно повлиял на вариативность атакующей игры команды – сделал ее более предсказуемой. Для настолько подготовленного соперника как «Рубин» – это огромный бонус.

Можно выделить три направления негативного влияния Ибры на команду:

1. Низкий уровень взаимопонимания с Лионелем Месси. 

2. Из-за его присутствия в центре атаки Месси вышел на фланге. Это дало «Рубину» возможность сыграть персонально.

3. Ибра недостаточно часто и эффективно открывался под передачи вразрез, хотя этого требовала картина матча (ниже разберем подробнее).

Каждый аспект сильно повлиял на матч. Начнем с очевидного – прямые взаимодействия с Месси. Златан находился в клубе меньше трех месяцев – он откровенно плохо понимал Лео. Матч показал, что швед просто не умеет читать движения Месси и подстраиваться под них. Тогда это казалось стартовыми трудностями, но позже выяснится, что Ибра даже не пытался освоиться в этом отношении. 

Как правило, это проявлялось в несвоевременном движении в зону, где открывается Месси, вместо открывания, которое нужно Лео до обострения. Иногда доходило до совсем смешных моментов. 

У «Барсы» прошла редкая быстрая атака. Месси свободен и готов исполнить последний пас, у Ибры есть зона для открывания, но вместо рывка под выход 1 на 1 Златан просит мяч в ноги, чем загубит атаку:

Здесь менее вопиющая с точки зрения остроты ситуация, но она тоже хорошо подчеркивает нехватку взаимопонимания. Месси хочет отдать на Педро, который в случае успешного паса готов ворваться в штрафную. Пас перехватит Ибра – он не сможет обработать мяч (логично, ведь не ему предназначался) и снова загубит атаку:

Ансальди играл персонально против Месси – и провел гениальный матч

Побочным следствием появления Ибры в старте стал выход Месси на фланге. Это сильно упростило «Рубину» сдерживание аргентинца

По ходу того сезона Месси пожалуется Пепу Гвардиоле и потребует возвращения в центр атаки. Но уже тогда – в самом начале кампании – было видно, что Пеп видит дисбаланс и пытается с ним бороться. Например, на продолжительный отрезок в конце первого тайма Месси и Ибра поменялись позициями (Златан играл справа):

Это было косвенным признанием проблемы, но, конечно же, не решением – Ибрагимович бесполезен на фланге. Баланс так и не был найден.

Почти всю игру Месси провел в роли правого вингера со свободой смещений в опорную зону. Это сделало возможным использование против него персональной опеки в большинстве эпизодов. Вообразить такое в случае, если бы Месси играл ложную девятку, просто невозможно. «Рубину» понадобился бы принципиально другой оборонительный план.

Персональной игру Ансальди против Месси назвалРоман Шаронов – вероятно, внутри команды использовали такую формулировку. Это уместно, но персональная игра бывает разной по степени привязанности игрока к оппоненту – иногда даже в современном футболе используется полная персоналка (любимый прием Жозе Моуринью и Андера Эрреры против Эдена Азара). Здесь до такого и близко не доходило – Ансальди передавал Месси, когда тот уходил в центр. 

Но именно Кристиан отвечал за то, чтобы Лео никогда не оказывался свободным, даже если аргентинец уходил в опорную зону. Алгоритм был таким. Ансальди располагается четко по Месси, совсем не ориентируясь на расположение линии защиты:

Далее, убедившись, что Рязанцев пришел в центр для помощи, что теперь есть кому передать Месси (в данном случае Сергею Семаку), Ансальди возвращается в линию защиты: 

Решения Ансальди в рамках этой системы были практически идеальными. Это само по себе достижение, но Кристиан добавил к нейтрализации Месси шикарный объем оборонительной работы. Сделал 8 отборов (лучший результат в матче) и ни разу не был обыгран на дриблинге (в составе «Рубина» всего 2 таких игрока – он и Гекдениз Карадениз). И да: суперподкатом на 1-й минуте Ансальди спас команду от выхода Андреса Иньесты 1 на 1 – без него все пошло бы совсем иначе. 

«Барса» стремилась создавать свободного игрока в центре – «Рубин» был к этому готов

В центре – ключевой зоне для любого матча «Барсы» – был такой расклад: Хави, Туре, Иньеста, Маркес, Пике (5 игроков) против Карадениза, Чори, Семака и Нобоа (4 игрока). В совокупности плюс один в пользу «Барсы». Иногда для помощи подтягивались Рязанцев у «Рубина» и Месси у «Барсы». Все равно соотношение было в пользу хозяев – 6 против 5.

В большинстве случаев такой расклад не несет угрозы для обороняющейся стороны, так как свободным игроком часто оказывается центральный защитник, который не способен напрямую создавать угрозу. «Барса» – исключение. Во-первых, Жерар Пике и Рафа Маркес – центральные защитники с чертовски хорошим пас. Во-вторых, возможно, главная мощь этой «Барсы» была в том, чтобы создавать свободного игрока за счет скорости игры в пас – когда это получалось (а получалось почти всегда), свободным оказывались Хави и Иньеста (а это очень страшно).

«Рубин» принимал эту неизбежную картину, но стремился выполнять два условия:

1. Свободный игрок находится в зоне, откуда тяжело обострять. В идеале это центральный защитник. 

2. Свободный игрок не Хави, Иньеста или Месси. С ними играли плотнее всего. 

Такая тактика не нейтрализовала «Барсу» полностью, но по крайней мере давала «Рубину» контроль над тем, как именно будут создаваться обострения. 

Первый этап – игра Алехандро Домингеса сразу против двух оппонентов. Он должен был встречать центрального защитника, но в нужный момент переключаться на Яя Туре. «В центральной части поля крайне важна помощь второго нападающего, который должен был отходить назад и накрывать опорного хава. Эта нагрузка легла на Домингеса, выполнившего огромный объем работы. Если бы не он, не думаю, что мы выиграли бы у «Барсы», – объяснял Бердыев.

Второй этап – постоянная передача Хави и Иньесты. «Если бы мы стали играть с кем-то из них персонально, они бы просто развели нас, расставили так, как им нужно. Они умеют это делать. Поэтому мы передавали этих игроков «из рук в руки». И как раз тогда, когда мы не успевали их передавать, у нас возникали большие проблемы. А были и такие моменты, когда мы отлично перестраивались. В чем очень велика роль Домингеса».

Семак (после замены Муравски) и Нобоа выполняли основную часть работы по нейтрализации Хави и Иньесты. Они почти никогда не оказывались свободными:

Задача «Барсы» была в том, чтобы все-таки сделать свободным игроком кого-то из креативных лидеров. Команда Гвардиолы в этом аспекте была возможно лучшей в истории. Даже в этом неудачном матче скорость порой передач зашкаливала. «Рубин» все делал правильно, но все равно не справлялся, с этим аспектом игры «Барсы» почти никто в то время не справлялся.

Результат: «Барса» сделала 12 передач вразрез. Для контекста: 16 команд за тур РПЛ в среднем делают 14 таких передач!

В таком сценарии все сводилось к тому, чтобы замедлить появление в полузащите «Барсы» свободного игрока. И удостовериться в том, что в момент обострения линия будет максимально плотной. Иногда она состояла из 6 человек (обычно из 5). Разрезать такую защиту трудно.

Но получилось не всегда – и здесь «Рубину» на выручку снова пришел Ибра. С такими вводными данными открывания нападающего были очень важными. Во-первых, «Барса» исполняла большое количество передач вразрез. Во-вторых, «Барса» исправно держала ширину атаки: Педро на одном фланге, Алвес – на другом. В-третьих, против Месси Ансальди часто играл персонально. 

Эти три фактора приводили к большому количеству эпизодов, когда Ибра оказывался против изолированных центральных защитников и получал возможности для открываний в зоны по бокам от Наваса и Шаронова. 

Пример такого открывания – гол Златана. Ансальди изначально шел за Месси, поэтому оказался вне линии защиты – Хави отдаст разрезающий пас ему за спину:

Очень похожий момент, но на другом краю поля был в первом тайме. Педро держит ширину, Лаша Салуквадзе слишком далеко от центральных защитников. Иньеста отдает разрезающий пас в зону между ним и Шароновым:

Рисунок матча делал это метод вскрытия «Рубина» самым явным и опасным. В такие моменты даже рывки не самого быстрого Ибры создавали угрозу. Но их было слишком мало. Быстрый и мобильный нападающий был бы более полезен. Но Ибре так играть постоянно неудобно. Он совершал рывки только в совсем явных эпизодах. Это все равно привело к хорошим моментам – просто их могло быть намного больше. 

«Рубин» прекрасно оборонялся, но с голами повезло

Хорошее (и невероятно объективное) саммари матча от Бердыева: «У «Барсы» было много моментов. Было у нас и везение. Большую часть игрового времени мы правильно перестраивались. Возникали серии эпизодов, когда «Барселона» начинала просто навешивать в штрафную, что для ее игры совершенно нехарактерно. Вскрыть нашу оборону хозяева не могли, вот и посылали мяч верхом в расчете на удачу. Правда, было и другое: несколько раз мы неправильно перестраивались, что моментально приводило к осложнениям у наших ворот». 

Можно добавить лишь то, что ни один из моментов «Барсы» не был отмечен Opta как явный. «Барса» нанесла 24 удара, но лишь 12 из штрафной. Треть – это неудобные удары головой. Почти все остальные наносились под серьезным давлением со стороны защитников.

Это редкость в матчах против той «Барсы». И, конечно, это следствие выдающейся подготовки. «Мы неделю готовились. Бердыев все нам подробно объяснял и на фишках, и на видео. Каждый знал свой маневр», – вспоминал Шаронов. Важную роль в этом процессе сыграл Рауль Рианчо. «Рауль собрал огромное количество информации. Он знает многих тренеров, каждый из них советовал, как лучше играть против «Барсы». Ценнейшая информация», – объяснял Бердыев.

А вот с атакой все иначе. Выжать два мяча из трех ударов, всего один из которых был из штрафной – это чудо. 

Первый гол случился после лучшего удара в жизни Рязанцева и технической ошибки Маркеса, который ему ассистировал. Это не совсем случайность. Бердыев рассказывал про ставку на дальние удары: «Зона в районе линии штрафной у «Барсы» часто бывает оголена, потому что Иньеста и Хави не опускаются из середины поля. Образуется вакуум, удобный для ударов». Но даже учитывая это, таких ударов было слишком мало.

Второй мяч случился после редчайшего сбоя в контрпрессинге «Барсы» (весь матч механизм работал почти идеально – именно поэтому «Рубин» совсем мало атаковал) и требовал выдающихся действий от Домингеса (как и Ансальди, он провел блестящий матч).

Неудобство стиля «Рубина» для «Барсы» – скорее миф, чем правда

Еще раз: этот результат был абсолютно заслуженным. Обезвредить атаки соперника и зацепиться за удачу в конкретных эпизодах – формула почти любой заслуженной победы андердога.

Подмена понятий случилась в следующем сезоне. Команды снова попали в одну группу ЛЧ – «Рубин» выжал ничью в Казани и проиграл 0:2 в Барселоне. Это дало отличную картину очных матчей: 1 победа, 2 ничьих, 1 поражение. Все начали говорить о классном противоядии против «Барсы». Это не совсем верно. «Рубин» нашел противоядие только против конкретной версии «Барсы» – той, где в атаке Златан.

Матчи следующего сезона сильно отличались. 1:1 в Казани были обманчивыми – «Барса» с Месси в любимой роли создала 5 явных моментов и могла громить «Рубин». В ответной игре на «Камп Ноу» Гвардиола выпустил дублеров – ложную девятку исполнил 19-летний Тиаго Алькантара, а в центре полузащиты играл Максвелл. Даже этот состав «Барсы» доминировал – и уверенно выиграл 2:0.

На разницу между сезонами намекал даже Шаронов. Репортер сказал, что Бердыев знает, как играть против Гвардиолы – и услышал такой ответ: «Тогда знал, а сейчас... «Барселона» ведь тоже на месте не стоит. Гвардиола постоянно что-то новенькое придумывает».

Вообще «Рубин» не единственная команда, которой помог эффект Ибры. В полуфинале «Барсу» остановил «Интер» Моуринью. Они использовали ту же схему, многие детали плана Жозе напоминали то, что делал «Рубин». Златан провалил оба матча (справедливости ради, к первому он был не совсем готов физически). 

В следующем сезоне Жозе возглавил «Реал». Хаби Алонсо рассказывал, что в первом класико Моуринью пытался максимально скопировать план из победного полуфинала, игнорируя, как изменилась «Барса». По мнению Алонсо, это могло сработать только против «Барсы» Ибрагимовича, который не очень мобилен. Мобильное трио Педро-Месси-Вилья намного лучше создавало моменты против глубокой обороны – даже таких организованной, как у Бердыева и Моуринью.

Нехватка химии между Месси и Иброй делала «Барсу» уязвимой. Все еще очень сильной, но уязвимой. Это давало соперникам логичный и относительно эффективный план: «Рубин» прекрасно исполнил его – возможно, лучше всех за сезон.

Если вам нужно еще больше ностальгии, то вот фотоистория той самой победы

Фото: Gettyimages.ru/Jasper Juinen, David Ramos; REUTERS/Albert Gea