7 мин.

Вот почему оборона «Атлетико» – бренд. Шесть человек вернулись в защиту за 9 секунд, чтобы остановить контратаку

Недооцененный момент из матча с «Локомотивом».

Официальный твиттер УЕФА наконец-то выложил, возможно, самый яркий эпизод матча «Локомотива» против «Атлетико». 

Команда Юрия Семина провела отличную быструю атаку, но «Атлетико» тоже был прекрасен. Этот простой эпизод полезен для объяснения более широкого тренда – игры «Атлетико» при контратаках соперника. 

Не сюрприз, но команда Диего Симеоне мало пропускает после контратак. Когда аргентинец только пришел в клуб, с этим у команды были проблемы – 6 пропущенных голов за сезон (в пятерке худших по Ла Лиге). В полные сезоны Симеоне этот показатель ни разу не превысил 3 гола за год. В 5 из 8 сезонов при Чоло «Атлетико» вообще пропускал 0 или 1 гол после контратак.

Важно учитывать определение Opta: контратака должна начаться на собственной половине поля и уложиться в определенный временной интервал. Не каждая быстрая атака подойдет – только совсем явные случаи (как, например, контратака «Локо» на видео). Такое определение спорно: часто мы называем контратаками любые атаки на скорости в момент, когда соперник не вернулся в оборонительную схему, а сюда попадает не все. Но на дистанции положительный тренд очевиден: «Атлетико» в числе лучших команд при обороне таких эпизодов. 

Причины успеха разумно поделить на две составляющие. Во-первых, «Атлетико» меньше других топ-клубов владеет мячом, поэтому реже должен реагировать на потери и потенциальные контратаки. Это бонус, но не полное объяснение. Эпизоды с потенциальными контратаками все равно возникают – без правильной реакции на них такие результаты не были бы возможными. Крутость «Атлетико» в эти моменты – это второй аспект. 

Первый инструмент у «Атлетико» стандартный для всех топ-команд: стараться либо накрыть контрпрессингом, либо совершить тактический фол. Например, в эпизоде против «Локо» самым оптимальным развитием событий было бы осторожное нарушение Диего Косты на Баринове. Не получилось.

Именно в момент, когда этот план А дает сбой, проявляются уникальные качества «Атлетико». Игроки с невероятной скоростью возвращаются за линию мяча. Здесь нет ничего тактически трудного, но это невероятно важно для Симеоне и дает команде серьезные преимущества. 

Чоло считает самоотдачу чертой, которая исторически присуща «Атлетико» и всегда выделяет ее как ключ к успехам. Диего объясняет это так: «Атлетико» – это страсть, усердная работа и скромность. Я не хочу, чтобы игроки были главными героями. Если ты не готов отдать все, я почувствую это, а ты потеряешь место в составе. Никому ничего не гарантировано. Уснешь – вылетишь из состава».

В этом плане показательна трансформация Антуана Гризманна. «Тренировки Симеоне невероятно суровы, дисциплинированы и интенсивны, – объяснял француз. – Они полностью меня изменили. Первый шесть месяцев я не справлялся. Но я работал, усердно работал и стал важным игроком. На привыкание к тому, как обороняется «Атлетико» у меня ушло время, но сейчас я обожаю обороняться. Иногда тренер сборной Дидье Дешам даже просит меня меньше обороняться. Для меня игра без мяча стала чем-то естественным. Этому меня научил Симеоне, и я всегда буду ему благодарен».

Симеоне не просто строго и сурово требует с игроков. Он дает им инструменты, чтобы выполнять эти требования. За физическую подготовку в штабе Симеоне отвечает Оскар Ортега. У него одни из самых трудных тренировок в мире

22-летний Диогу Жота (переехал в Мадрид летом 2016-го, но сразу ушел в аренду в «Порту», сейчас играет за «Вулвз») детальнее всего описывал предсезонку с Ортегой: «Подъем в 7 утра. Потом легкий завтрак. Мы всей командой идем на поле для гольфа, где бегаем вверх и вниз по холмам. Об игре в футбол не может быть и речи! Дальше челночный бег с сигналами. После каждого сигнала нужно менять направление. Иногда мы бегаем по прямым линиями, а иногда по изогнутым траекториям. Грубо говоря, нужно бегать, бегать, бегать и еще раз бегать. После этого у нас основной завтрак, а затем упражнения в зале – по 20 подходов». 

Дальше Жота описал важнейшее упражнение, которое категорически полезно для перестроений сразу потери мяча и сдерживания контратак: «После ланча у нас еще одна тренировка. Там больше тактики и есть разделение на позиции. Если ты левый полузащитник, сначала бежишь в точку, в которой должен быть, чтобы поддержать позиционную атаку, а потом за 10 секунд должен вернуться, чтобы остановить контратаку соперника. Я видел, как игроков тошнило во время первых тренировок с нами. Такое случается, если ты не готов. Конечно, у «Атлетико» неприятный стиль, но они очень хороши в том, что делают». 

Ортега – не всегда положительный персонаж. Его методы неоднозначны. Например, их называли главной причиной серьезнейшей эпидемии травм в прошлом сезоне. А после весенних неудач у Оскара была стычка с Стефаном Савичем. Защитник назвал тренера крысой (якобы он критикует готовность игроков в беседах с Симеоне и не говорит ничего самим футболистам). Чоло вмешался: и Савич, и Ортега до сих пор в клубе (вероятно, значимость вполне рабочего эпизода изначально раздули). 

Симеоне всегда защищает Ортегу: «Профе (прозвище Оскара) – лучший из всех. Но так же, как и все, он может иногда ошибаться. И нужно вносить изменения, искать проблему, но Ортега лучший». Чтобы футболистам было проще переносить бешеные нагрузки, все упражнения Симеоне выполняет вместе с ними (если кто-то не верит, ловите фоточку Чоло с пляжа).

Философия Симеоне и методы Ортеги добавляют обороне «Атлетико» при контратаках уникальную черту. Контрпрессинг – по-прежнему важнее всего. Но появляется все больше команд с отлаженным давлением сразу после потери, а вот тех, кто возвращается в схему так быстро и с таким желанием, очень мало (прямо с таким, наверное, вообще больше нет). 

Даже самые помешанные на тактике менеджеры признают, что бегом можно замаскировать многие тактические проблемы, а без него не будут работать даже самые продуманные механизмы.  

«Как тренер я больше всего горжусь тем, что топ-игроки, настоящие звезды, действительно бегают, когда мяч у соперника. Я всегда стараюсь их убедить, что нужно бегать как самая скромная команда мира. По-моему, именно в этом наш секрет. Если кто-то не бегает, он присоединяется ко мне на скамейке. Я могу простить любые ошибки, но если ты не бегаешь – то ты не в команде», – рассуждал в эфире MNF Пеп Гвардиола.

Сам Чоло тоже наговорил на тест «Кто это сказал – Симеоне или Тони Роббинс?» (простим ему пафосность, потому что «Атлетико» много раз доказывал, что за этими словами стоят дела). Вот его лучшие формулировки:

• «Усилие – это магия, которая порождает успех». 

• «Самоотдача – это не предмет переговоров». 

• «Мне трудно общаться с игроками, которые не отдают себя команде на все 100%. Слабаки меня не интересуют».

• «Усердная работа – это все. Хорошие игроки не делают команды лучше. Игроки, которые полностью отдаются работе, улучшают команды».

Все это не значит, что можно побеждать только из-за бега. Но практически точно не получится побеждать, не бегая. И точно не получится так круто сдерживать контратаки. «Атлетико» из года в год подчеркивает эти простые истины. Эпизод (давайте посмотрим его еще раз) подсветил плюсы этого подхода.

1. Опаснейшая контратака, которую изначально встречают лишь два защитника «Атлетико». 

2. Шесть игроков «Атлетико» в бешеном темпе возвращаются назад. 

3. После паса Смолова на Мариу восемь футболистов «Атлетико» за линией мяча (да, все еще не в оборонительной схеме, но стремятся к ней). Вернулись за 9 секунд!

4. Контратака была очень перспективной, Смолов и Крыховяк отметились отличными пасами с хорошим исполнением, но выжать все равно удалось только трудный удар Идову (в касание под давлением со стороны Хименеса). 

Почти с любой другой командой такая перспективная контратака с двумя тонкими решениями атакующей стороны – явный голевой момент. Но «Атлетико» необычная команда. С ней тяжело даже в простых ситуациях. 

«Атлетико» отлично использовал все слабости «Локомотива», но забил после аута и углового соперника

Перестройка «Атлетико»: рекордные продажи, рекордные покупки, никакой скуки без Гризманна

Фото: REUTERS/Evgenia Novozhenina; Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein, Shaun Botterill, Bryn Lennon, Denis Doyle / Stringer