12 мин.

Слово «сарризм» есть даже в итальянском словаре. Пора окончательно разобраться, что это такое

Новая философия «Юве».

Осенью 2018-м термин «сарризм» официально добавили в итальянскую энциклопедию науки, письма и искусства. В Италии эту книгу называют Treccani – и она примерно настолько же культовая, как Encyclopedia Britannica в Англии. Это не уникальный случай (в 2016-м там же появилось понятие «контизм»), но серьезное признание узнаваемости тренера и его философии.

Внутри книги сарризм определяют как «концепцию футбола, которую продвигает Маурицио Сарри; она основана на скорости и постоянном желании атаковать». После переезда Маурицио в «Челси» похожее слово появилось и в Англии – саррибол.

Сам Сарри отрицает существование такого понятия. Когда журналисты спросили итальянца о комплиментах Арриго Сакки и Пепа Гвардиолы сарриболу, он сразу же пояснил: «Саррибол – это слово журналистов. Сакки и Гвардиола так не говорили». Ближе к концу сезона Маурицио высказался еще более резко: «Я не знаю, что такое саррибол. Серьезно, что такое саррибол? В Италии я никогда не сталкивался с таким понятием. Думаю, вы взяли это из какой-то газеты или журнала».

Кажется, дело лишь в скромности (или желании избегать лишнего давления). Сарри спокойно использовал понятие «мой стиль». А это и есть саррибол и сарризм. Стиль Маурицио достаточно уникален и узнаваем, чтобы пойти дальше пары общих фраз в Treccani.

Правило №1 – красота важнее результатов. «Я предпочитаю «Наполи». Они самая гармоничная команда. Их стиль игры входит в тройку лучших в мире. Сарри – гений. Почему они не выиграют? Лишь потому что «Наполи» приговорен к идеальному футболу», – объяснял Сакки.

Другие детали здорово сформулировал Гвардиола перед очной встречей с Сарри в Лиге чемпионов: «Главное достоинство «Наполи» – стиль игры. Настоятельно рекомендую вам найти время во вторник, потому что вы посмотрите удивительный матч. Две команды с одними идеями. Высокий прессинг, желание владеть мячом, короткий пас, динамичность в атаке – уверен, матч получится отличным. Я же очень рад наконец встретиться с тренером, которым восхищаюсь – Маурицио Сарри».

Пеп в восторге, потому что это похоже на вещи, которые пропагандирует он сам. Сарри согласен, что они с Гвардиолой похожи: «Скажем так, мой футбол похож на его футбол, хоть с годами Гвардиола и эволюционировал. Его «Бавария» и «Ман Сити» не такие, как «Барселона». Философия осталась той же, но движение изменилось, он защищается и атакует, используя другие схемы». О схожести говорил и Педро, который поработал с обоими.

Поэтому еще более известный и узнаваемый стиль Гвардиолы – хорошая стартовая точка для описания стиля Сарри. Базис один и тот же – смелость во владении и прессинге. Разница в инструментах – здесь есть пара трудных моментов, но сейчас разберемся.

Важное замечание: лучше всего стиль Сарри олицетворял его «Наполи», в «Челси» не все элементы работали. Почти все написанное в первую очередь про «Наполи». Еще: у нас был намного более подробный анализ стиля Маурицио – если осилите лонгрид, кликайте сюда. А тут будет более сжато.

Чем владение Сарри отличается от владения Гвардиолы?

В большом тексте про Сарри L’Equipe назвал его стиль «вертикальной тики-такой». Вертикальность и скорость отличают построение атак Маурицио от методов Пепа. «Важно не просто хорошо двигать мяч – нужно двигать его на правильной скорости. Она должна быть достаточно высокой, иначе рискуешь отыграть матч с 75% владения, но без голов и моментов», – объяснял Сарри.

У Гвардиолы другой подход: «Владение – лишь инструмент, который помогает организовать команду и дезорганизовать соперника. Но без минимум 15 передач качественный переход из обороны в позиционную атаку просто-напросто невозможен».

Эти подготовительные пасы помогают командам Гвардиолы бороться с прессингом соперников – не быть уязвимыми под давлением. Сарри, наоборот, поощряет рискованные пасы на своей половине поля – пасы, с которых часто начинается прессинг соперников. Его цель выманить другую команду в прессинг. Но если все идет по плану, то соперник не отбирает мяч, а оказывается в ловушке (ситуация лишь казалась пригодной для прессинга – на деле выход из-под такого давления отлично отработан).

Тут очень помогают треугольники, над которыми Сарри работает, возможно, лучше всех в мире. Стажировавшийся у Сарри в «Эмполи» тренер Фабрицио Пиккарета рассказывал: «Сарри внушает игрокам принцип владения, при котором они должны думать «вертикально», прежде чем рассматривать другие варианты. Это не значит, что они должны запускать мяч вперед без адреса. Лишь то, что, удерживая мяч «горизонтальными» передачами, они должны открывать поле для вертикальных пасов. Для этого «Эмполи» создает несколько линий и треугольники».

Структура владения Гвардиолы исключает такие риски на своей половине и не допускает столько импровизации (пускай заготовленной). Она основана на математически правильном расположении игроков.

Это делает футбол Сарри более трудным, чем у Пепа. Просто понять систему мало – надо еще идеальное взаимопонимание с конкретными партнерами. Гвардиола учит каждого игрока своей системе в целом (поощряет взаимозаменяемость), а Сарри делит систему на 11 ролей и обучает игроков их исполнять, понимая, что в итоге получится идеально сбалансированная команда. При этом роли труднее именно в системе Маурицио.

Чем прессинг Сарри отличается от прессинга Гвардиолы?

Сарри многократно подчеркивал, что ориентиром для его команд при прессинге служит мяч. Это очень редкий подход. Работавший с Маурицио в «Эмполи» Даниэле Ругани рассказывал: «Когда я играл за «Эмполи», при обороне нашим ориентиром был мяч. Игроки двигались и прессинговали относительно позиции мяча. Сейчас же, при Аллегри, я ориентируюсь на положение партнеров».

Игрокам «Юве» придется перестраиваться. Такой прессинг Сарри использует во всех командах. Гвардиола строит давление иначе. В качестве ориентира выбирает либо позиции партнеров (как Аллегри), либо позиции соперников (персональные ориентировки). Подход Сарри действительно наименее распространен, но при должной слаженности творит чудеса.

Маурицио заставляет игроков начинать давление максимально высоко. «Наполи» Сарри всегда играет на заключительных 40 метрах поля – прямо как когда-то команды Сакки», – восхищался Гвардиола.

На практике ориентированность на мяч означает огромный объем работы у полузащитников. Когда «Наполи» нужно было накрыть четверку защитников схема 4-3-3 превращается в 4-2-4 (один полузащитник выдвигается, два других берут на себя весь центр). Еще один потенциальный недостаток – ультракомпактность. Это повышает интенсивность давления, но оставляет дальний фланг практически полностью открытым – если соперник переводит мяч, возникают трудности.

Прессинг кажется самым проблемным аспектом философии Сарри. Даже его лучшую команду («Наполи») регулярно ловили на провалах – только в последний сезон они достигли нужной степени взаимопонимания и были хороши без мяча. В «Челси» прессинг вообще не прижился. Перед финалом Кубка лиги у Маурицио была серьезная беседа, в результате которой «Челси» отказался от полномасштабного давления и стал обороняться чуть ниже – причем не только в матче с «Сити», а до конца сезона.

Что еще надо знать про сарризм?

Выше чаще всего мелькало слово «взаимопонимание» (ладно, сначала слово «Гвардиола», а потом «взаимопонимание»). Его важность нельзя переоценить, а достигается все за счет потрясающе детальных тренировок.

Натан Чалоба так описал классическую тренировку «Наполи»: «Меня часто отправляли в аренду, но нигде я не узнал столько, сколько в «Наполи». Сарри действительно учит футболу и позиционной игре. Каждую тренировку у нас было минимум по 25 минут, в течение которых тренер просто двигал игроков, объясняя: «Прессинговать нужно тут, смещаться нужно сюда». Тотальный контроль. И так каждый день». Причем если Маурицио не заметил чего-то сразу, он укажет на это чуть позже – изучив данные со спутника, который он использовал на тренировках в «Наполи».

В идеале футбол Сарри создает гармонию между отработанными на тренировках вещами и импровизацией на основе взаимопонимания – одно вытекает из другого. «Он гений. Он видит вещи, которые другие не замечают. Он учит нас тому, насколько футбол может быть предсказуем и непредсказуем одновременно», – подытожил Калиду Кулибали.

На адаптацию всегда уходит значительное время. Маурицио обычно называет цифру в 3 месяца, добавляя, что в команде с умными игроками она сокращается до 2. Разумеется, при условии, что никаких сторонних проблем (как, например, в «Челси»). «Поначалу тебе непросто – даже возникают сомнения по поводу такого стиля. Но после пары месяцев с Сарри учишься любить его манеру игры. Команда много владеет мячом, всегда играет первым номером и – самое важное – получается хороший футбол», – вспоминал Венсан Лорини (пересекались в «Эмполи»).

Еще одна важная деталь: для Сарри тактика и схемы – разные вещи. Он не меняет схемы – и давно держится 4-3-3, но потрясающе развивает команду в рамках этой формации. «Как сказал один из тренеров в моем штабе, люди, которые говорят о схемах таким образом, ничего не понимают в футболе. Наша схема гибкая. Мы используем Гамшика между линиями, нападающие оттягиваются глубже и тоже оказываются между линиями. Важно не внести слишком много изменений. Ведь из-за них команда может потерять стиль», – объяснял Маурицио, когда работал с «Наполи».

Какие у этого стиля минусы?

1. Главное уязвимое место – практически полное отсутствие ротации. В «Наполи» он играл обоймой из 14 человек (лишь изредка ротировал полузащиту), в «Челси» вносил весомые изменения только во второй части сезона, когда из-за количества матчей без этого было никак. Этот минус так важен, потому что от него невозможно избавиться. Он слишком прямо связан с главным достоинством – футбол Сарри зависит от взаимопонимания игроков сильнее, чем у других тренеров.

2. По этой же причине Сарри не тасует схемы – иногда ему за это предъявляют. «Почему мы должны отказываться от стиля? Прежде всего я хочу, чтобы наш план А работал максимально хорошо. Я не хочу что-то менять, просто потому что это не работает прямо сейчас. Я хочу, чтобы мы играли хорошо и в моем стиле. Когда мы научимся этому, сможем менять мелкие детали», – объяснял итальянец. Хотя в последние месяцы в «Челси» он пошел на сделку с игроками и отказался от очень высокого прессинга, в целом Сарри недостаточно гибкий в тактическом плане.

3. Помешанность Сарри на деталях и тактике нравится не всем игрокам. «Анчелотти освободил нас после строгого тактического режима предыдущего тренера. Нас больше не сдерживали рамки, мы получили возможность больше импровизировать», – объяснял Аркадиуш Милик. При Анчелотти поляк преобразился и забил 17 голов. Хотя общие результаты «Наполи» сильно ухудшились, некоторым игрокам удобнее более свободный стиль.

4. Команды Сарри медленно выходят на пик.

У «Челси» выйти так и не получилось. Когда команда набирала очки на старте, Сарри говорил, что это все еще не его футбол. А весной и вовсе перешел на лайтовую версию саррибола (без высокого прессинга), что привело к сокращению всех важных для футбола Сарри показателей.

Такая проблема была даже в «Наполи». Осенью первого сезона Диего Марадона призывал уволить Сарри: «Бенитес был гарантией определенных результатов. Я уважаю Сарри, но его назначение – ошибка, если «Наполи» хочет побеждать. Приглашение в такой клуб для него – большой незаслуженный подарок». Позже Диего извинялся, но по итогам первых матчей его слова были вполне уместными. 

Если сложим все это, получим формулу сарризма

Она выглядит так:

Заработает ли в «Юве»? Команде предстоит слишком кардинальная смена стиля, но пока методы Сарри не проваливались ни в одном серьезном клубе. Сезон в «Челси» получился неоднозначным, но все равно скорее успешным. 3-е место (максимум при таком «Ливерпуле» и «Сити») плюс победа в ЛЕ. Отлично, учитывая все обстоятельства: Сарри потерял весомую часть предсезонки из-за разбирательств клуба с Антонио Конте (1); давление со стороны фанатов было неоправданно высоким (2); в этой ситуации он не получил четкой поддержки руководства (3); из-за количества матчей пришлось слишком часто ротировать (4).

Кажется, кардинальная смена стиля – максимально умышленный ход Андреа Аньелли и Фабио Паратичи. По информации ESPN, клуб рассматривал только «системных тренеров» – тех, которые оперируют в рамках современной и приятной болельщикам философии (в том числе отсюда масса слухов о Гвардиоле). Это кажется очередным шагом по выходу клуба на глобальные рынки (первым таким ходом было приглашение Криштиану).

Следовательно, в «Юве» должны осознавать все трудности перехода к новому стилю. Похоже, у Сарри будет время, а это ключевой фактор для успешности его методов.

Более детальный разбор философии Маурицио Сарри

Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Gareth Copley, Laurence Griffiths, Marco Luzzani, Francesco Pecoraro, Gabriele Maltinti; РИА Новости/Виктор Толочко