5 мин.

Джикия виноват в 0:7, но его подставил Каррера

Вадим Лукомский – о провальном матче «Спартака».

Почему это случилось?

«Спартак» стал очередной жертвой в длинном списке обновленного «Ливерпуля». После провала в матче с «Тоттенхэмом» (1:4) Юрген Клопп изменился. Он больше не старается быть ближе к Пепу Гвардиоле и доминировать в играх с андердогами. Тут можно изучить цифры «Ливерпуля» после той игры.

Наметился тренд: в каждом матче с более слабым соперником «красные» отдают либо мяч (примерно равное владение), либо территорию (позволяют больше действий на своей трети). Раньше такого и близко не было – счет матча «Ливерпуля» с более слабым соперником мог быть любым, но он всегда владел мячом 60%+ времени и сидел у чужих ворот.

Обновленный «Ливерпуль» похож на «Боруссию» Юргена Клоппа, что очень круто. С другой стороны, новый стиль губит то, над чем Клопп работал первые полтора года (высокий прессинг и позиционный футбол), но идеально подходит нынешнему сочетанию игроков. Реактивные Садио Мане и Мохамед Салах играют вместе, а самый умный игрок команды Адам Лаллана еще не оправился после травмы.

Едва ли это долгосрочный ход. Все-таки один провальный матч со «шпорами» не должен перечеркивать полтора года работы; Лаллана (мозг команды и любимчик Клоппа) уже набирает форму, а соперники вот-вот подстроятся и не будут попадаться в ловушку, что постепенно произошло с «Дортмундом» Клоппа. Но пока план работает грандиозно. После провала «Ливерпуль» провел 7 матчей с командами уровня середняков АПЛ (пожалуй, «Спартак» относим сюда же) – все 7 завершились разгромными победами.

Еще одна особенность обновленного «Ливерпуля» – это подбор схемы под соперника. За последние два месяца Клопп использовал 4-4-2, 4-2-3-1, 4-3-3 и 3-5-1-1, хотя до этого почти никогда не отходил от 4-3-3. Со «Спартаком» подстраивания продолжились. Клопп выпустил состав, который вполне мог разместиться в привычных 4-3-3, но на деле игроки расположились 4-4-2, чтобы использовать конкретную слабость соперника.

В качестве слабого звена выбрали игравшего слева в защите Джикию, который сам наклеил на себя такой ярлык словами о Салахе: «Хотел бы, чтобы Комбаров к этой игре был здоров. Бегать за Салахом врагу не пожелаю. Пусть Дима его закрывает. С меня хватит». Благодаря оригинальному ходу Клоппа, Георгий бегал за Мане и Салахом одновременно. На фланге с Джикией вышел Квинси Промес. Голландец не просто не помогал – он феерически забил на всю оборонительную работу. Промес – единственный на поле, кто не вступил ни в одно единоборство в обороне.

Все началось именно с индивидуальной ошибки Джикии, который запаниковал и совершил необязательный фол. После быстрого гола у «Спартака» не было шансов. Но в глобальном смысле Георгия подставили. В цитате выше он верно объяснил, что даже ситуации 1-в-1 с Салахом или Мане для него ад. «Спартак» же оставил его чуть ли не 2-в-1.

Отсутствие реакции Промеса на потери «Спартака» регулярно вызывало фейспалмы и позволяло «Ливерпулю» кайфовать в быстрых атаках. Наверное, частично это связано с тем, как психологически трудно возвращаться в оборону в матче, где большую часть игры проигрываешь в 3+ гола, а нужно побеждать, но это все равно ужас. Особенно на фоне «Ливерпуля», где пашут даже креативные игроки.

Вся полузащита и атака «Спартака» совершила 6 отборов. Игравшие на флангах у Клоппа Коутиньо и Мане – 7 отборов (ну и 5 голов на двоих еще положили). Такие цифры редко показательны, ведь у количества отборов нет корреляции с процентом побед – они говорят только о стиле, а не о качестве игры. Но в этом случае отборы идеально подкрепляют субъективные впечатления о самоотдаче игроков.

Кто виноват?

Реклама 18+

Не люблю критиковать тренеров за решения, которые задним умом кажутся ужасными. Если в решении есть логика, но оно не сработало в конкретном матче – это плохо, но не заслуживает псевдоумных осуждений с дивана. Но, когда даже до матча решение выглядит провалом, а оказывается тотальным провалом, выхода не остается.

Промес слева – изначально мутный по всем статьям ход:

1. Даже если бы «Ливерпуль» не оголял Джикию умышленно, оставлять его без поддержки против Мане или Салаха странно.

2. «Ливерпуль» не оставляет правый фланг свободным, когда атакует. Джо Гомес подключается в атаку реже Альберто Морено. Высокая позиция Промеса не давала большого преимущества в контратаках.

3. У «Спартака» есть действительно идеальный игрок для обеспечение нужной Джикии оборонительной поддержки – Роман Зобнин.

Шансы «Спартака» были не велики, а быстрый пропущенный гол перечеркнул бы даже более сильный план. Решение Массимо Карреры не предопределило само поражение, но именно оно сделало провал настолько позорным. Банальная смена флангов Зобнина и Промеса поставила бы перед «Ливерпулем» хоть какие-то вопросы.

Стартовый план Карреры – несработавшая странность. Решение ничего не менять, когда стало понятно, что «Ливерпуль» делает в атаке (в первые 10 минут при 0:1, например) – тактический суицид.

Это действительно было непредсказуемым?

Нет, не было. «Спартак» весь групповой этап плохо оборонялся. Только ужасная реализация «Ливерпуля» и моменты вроде выноса Дмитрия Комбарова против «Севильи» маскировали проблемы. В Москве «Ливерпуль» создал 5 явных голевых моментов и не допустил ни одного. Нехватка хладнокровия у соперников создала иллюзию годной обороны, которой у «Спартака» до сих пор нет.

В этот раз команда просто попала под сильного соперника, который на достойном (даже не выдающемся уровне) реализовал моменты. Цифру в 7 мячей никто не предсказал бы, но крупное поражение без шансов было намного более вероятным, чем реальная борьба – и на основании первого матча между клубами, и на основании общих проблем «Спартака».

И да: у «Ливерпуля» теперь больше побед со счетом 7:0 в этом сезоне, чем со счетом 1:0. Почему-то в восторге от этого факта.