4 мин.

В узбекском футболе нет менталитета победителей. Узбекистан не попадает на Олимпиаду

Большой репортаж Евдокима Раимова из Тайланда

Нам нужна «вакцина честности», чтобы привить всех чиновников и ответственных руководителей» - именно такие слова звучали с уст президента Узбекистана Шавката Мирзияева. При чём тут президент и его Послание правительству? Да не причем, просто фраза хорошая. И нужно же заполнять этот текст хорошими словами, а не вечной критикой в адрес узбекского футбола.

А вакцина кстати, нужна. «Вакцина победителей».

По прилету в Бангкок, я спросил на стадионе болельщиков: «Какие у нас шансы?», «Что поможет победить?». И все, как один, отвечали, что с таким составом мы должны побеждать австралийцев. Впрочем, никаких шапкозакидательских настроений у фанатов, и тем более у самих футболистов не было. Даже наоборот, первый тайм узбекская команда провела на порядок выше Австралии.

Но никак не выше самих себя.

Первый тайм подопечные Любинко Друловича провели довольно неплохо. Мы контролировали матч. Создавали моменты, и в зародыше уничтожали атаки соперника. Казалось, что австралийцы какие-то не те, или же - специально вышли на игру, с целью забить в контратаке. Другое дело, что наши атаки, если и были острыми, но не хватило успеха в завершающей фазе. Там, сборная Узбекистана играла, словно, национальная сборная Узбекистана созыва Эктора Купера. В целом, после первого тайма все равно было впечатление общего успеха в этом конкретном поединке. Уж больно, австралийцы пассивны.

Во второй половине игры на главную роль вышел тренер австралийцев, сделавший, ключевые изменения в сценарии всего поединка. В частности, австралийцы успешно проделали всю работу по нейтрализации защитных редутов нашей команды. И это уже удалось. Совсем ничего прошло с момента открытия счёта в матче, а дальше все по накатанной дорожке многих азиатских сборных, которые не раз ловили нас на этом. 

Не можем забить – пропускаем – не можем забить – проигрыш. 

Австралийцы еще глубже отошли в защиту. И именно они контролировали ход игры, а не Узбекистан, с его рядом хаотичных действий (поспешные атаки, удаление Базарова, инертность в последних минутах). И это - при удивительной статистике ударов в створ ворот: Узбекистан – 8 ударов, у соперника – один. И причем, победный.

Еще один значимый момент, касающийся тактики нашего тренерского штаба. Большинство своих атак, узбекская команда сотворила через фланговые подключения. А это в очередной раз выявляет очередную проблему нашего футбола последних лет. Неумение показать индивидуальность и креативность в решениях. И это касается главной сборной Узбекистана в том числе. Редкими были моменты, когда игроки «молодежки» успешно проникали в штрафную соперника через центр, спотыкаясь об «дугу» или делая традиционный пас на фланг.

Тут уже иностранный специалист нам не особо не помог. Причем, во второй раз подряд. Первым был Эктор Купер, вторым – как-раз-таки Друлович, который попал под обструкцию узбекского сегмента твиттера. И скорей заслуженно, чем нет.

Уже в который раз, мы спотыкаемся перед решающей игрой, в которой решается путевка на чемпионат мира или как в этом случае, Олимпиаду. И здесь уместным будет процитировать твит Александра Гейнриха, написанный им после полуфинала с Саудовской Аравией:

«Почему не получается сделать этот последний шаг?»

А все просто. Это не Узбекистан такой слабый. Это просто нет у нас тех традиций футбола (да, Вы сейчас скажете «Пахтакор», футбол в Коканде, традиции, Красницкий – но, нет) как в Британии, Европе, той же Бразилии, где футбольная генетика в крови у людей. У нас это только будет.

Это не Ойбек Базаров такой вспыльчивый. Это в штате нет тренера-мотиватора. Друлович на него не похож. А психолога в штат команды вызвать бы стоило. Чисто в ментальном плане, мы частенько проигрываем в голове, а не на поле. И помните ли вы, какую-нибудь волевую победу сборной Узбекистана в официальном матче? Последнее, что я вспомнил, это победа на Кувейтом в далеком 2005 году.

Узбекистан всегда считался в Азии на виду, сборная и клубы частенько добивались локальных успехов, строятся стадионы и создается впечатление движухи. Но, на самом деле, Узбекистан никогда и не был футбольной страной. И пусть эти слова покажутся душными и жаркими, как горячий воздух Бангкока, но это так – Узбекистан – пока рано называть себя футбольной страной. И пока боксёры, борцы, да Оксана Чусовитина будут добывать медали для Узбекистана на грядущей летней Олимпиаде, где-то в придорожной чайхане Наманганской области будут сидеть дядьки в тюбетейках за тарелкой плова и даже не вспоминать, что футбол вообще включен в Олимпийские Игры.  

Фото: fifa.com,socceroos.com.au