4 мин.

Молчуны и крикуны

Это колонка из сегодняшнего «Советского Спорта»

Вы знаете, у меня есть ощущение, что в футбольной жизни наступает поворотный момент. Ситуация с болельщиками, их столкновениями, с той силой, которую набирает в этой среде самый неприкрытый национализм, развивается такими темпами, что даже задуматься о том, что будет дальше, страшновато. СТРОИМ ГРАФИК Прошла неделя с момента нальчикского инцидента. Я нарочно придерживаюсь нейтрального тона в этом вопросе, кстати. Я потом объясню, почему. Так вот: прошла неделя. Что случилось с тех пор? Болельщики «Спартака» пишут письмо на имя Мутко, конструктивная часть которого сводится к тому, что предлагается запретить проводить футбольные матчи на Кавказе. Болельщики Нальчика собираются на выезд в Москву, как на… Ну, наверное, это называется «как на заклание».

Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ) обращается в правоохранительные органы на правах общественной организации и на этих же правах планирует провести собственное расследование. В заявлении организации перечислены обстоятельства нападения местных жителей на приехавших на матч болельщиков «Спартака» недалеко от гостиницы «Шахризада», огнестрельные ранения и прочие события. Однако там, к примеру, не высказано оценки тому, что накануне матча неизвестными хулиганами были сожжены баннеры нальчикских болельщиков, а в их секторе инициативная группа таких же неизвестных демонстративно мочилась. Не названы в этом обращении и никакие обстоятельства, которые привели (или могли привести) к столкновению у гостиницы. А ведь какие-то обстоятельства к этому вели. При этом заявление ВОБа упрекает СМИ в однобокости освещения событий. Впрочем, точно так же в претензиях нальчикских болельщиков, возмущающихся сожжением баннеров и осквернением сектора, не делается попытки осудить участников столкновений у гостиницы. Что еще? А, вот! Широкое хождение приобретает новость о том, что служба безопасности «Локомотива» беспокоится: болельщики «Спартака» скупают в большом количестве билеты на матч «Локомотив» – «Спартак-Нальчик», который пройдет в ближайшие выходные. Впоследствии выясняется, что служба безопасности «Локо» ни о чем подобном не высказывалась, но моментальное распространение новости симптоматично.

Вот я просто перечисляю известные последствия, фактические и медийные, событий в Нальчике. Без оценок. А теперь скажите: вот как вы считаете – конфликт, который глупо отрицать, он, по-вашему, гаснет? Разруливается? Люди ищут общий язык? Им кто-то в этом помогает, направляет? Или?.. Или. Всё происходит с точностью до наоборот. А теперь давайте вспомним, что происходило на болельщицких фронтах, скажем, год назад. Проведем прямую линию между тогдашней обстановкой и сегодняшней на воображаемом графике. И, хотите, удивимся. А, хотите, улыбнемся (потому что кого-то это, без сомнения, радует) крутизне этой прямой линии. Она уходит вверх. Ситуация накаляется – что в течение недели, что на более длинной дистанции. При этом власти дремлют. И футбольные, и нефутбольные. ЗАПИСКИ ОФИЦЕРА НОЖНИНА В эти дни не я один, наверное, искал, находясь вдалеке от событий, какой-то объективный источник информации. И нашел я его лишь в одном месте: в блоге офицера безопасности московского «Спартака» Ножнина. Я не знаю, каков послужной список этого не юного с виду человека, в каких переделках ему случалось бывать. Но спокойному, проникновенному тону его осведомленного рассказа о том, что происходило, отделению фактов от домыслов и гипотез, позавидует профессиональный репортер. А ведь это только видимая нам часть его работы. Из записок Сергея Ножнина каждый может узнать и еще об одном человеке – враче районной больницы Сейпуллахе Гулиеве, который два с половиной часа оперировал раненого парня и, без преувеличения, спас его жизнь. Представьте себе эту районную больницу, к слову. Я не раз бывал в районных больницах… Далеко не в каждой найдется человек, который в таких неожиданных, экстремальных обстоятельствах быстро и качественно сделает настолько тяжелую работу. Ставка в которой – жизнь человека. Я сравниваю этих двух спокойных, деловитых людей с крикунами, торопящимися принять громкие заявления, или молчунами, которые делают вид, что ничего не происходит. Мне точно хочется быть рядом с первыми двумя. Нормальными, обычными, из жизни. Делающими свое дело.

А теперь о том, почему не считаю, что сейчас уже можно ставить оценки. Да просто в сложившейся ситуации это не может поспособствовать ничему, кроме эскалации. Поэтому не время оценивать — время говорить на эту тему. Говорить выдержанно и взвешенно. Тут много кому и много чего необходимо объяснить, а объяснять нужно так, чтоб дошло. Вы не представляете себе, какого результата можно добиться нормальным объяснением. Слишком много тех, кто не ведает, что творит. Давайте будем терпеливы, но настойчивы! Простите за этот немного банальный призыв. Но именно так мы с вами поможем тем, кто во всей этой истории выглядит настоящими безоговорочными героями. То есть тем, кто в самый сложный час делает свое дело. Например, доктор Гулиев. Например, офицер Ножнин.