5 мин.

Прыжки выше головы

Планирую сегодня посмотреть полуфиналы юношеского чемпионата Европы. Матчи стадии, до которой наша сборная не добралась. Вот в канун этих игр решил написать, что думаю по поводу выступления сборной России.

Трудно признать это выступление успешным. Последнее место в группе, если вдаваться в совсем уж мелкие подробности – то последнее место вообще на турнире (у австрийцев, которые стали четвертыми в другой группе, тоже одно очко, но разница мячей на единицу лучше). Впрочем, это формальность, потому что седьмое место не разыгрывается, и друг с другом сборные Австрии и России не конкурировали.

Безусловно, болельщики разочарованы. Мы не то чтобы вдруг избаловались успехом прошлогодней семнадцатилетней сборной – просто мы очень соскучились по победам. Скажем, даже так – по удачам. Ну, вот что мы знаем об этой молодежной сборной? Да мы раз всего и видели, как она играет. Это когда она проиграла ровесникам-немцам. Вот, собственно, и все. Остальное – по газетам, по разговорам, по пересудам. Ну, и по результату. Результат – последнее место на чемпионате Европы, правда, давайте оговоримся – в финальном турнире, куда еще надо было попасть. Куда и попали в числе семи лучших сборных континента, и еще прибавились хозяева. Вот так это прозвучит полнее.

Однако, если в этом абзаце умещается практически вся полезная информация, то как оценить нашу молодежку?

Я изложу собственное мнение.

Давайте спросим себя, что весомее в успехе годичной давности наших. Том самом успехе, который мы называем «колывановской сборной». Что весомее: собственно, та победа или тот факт, что всего лишь год спустя двое из тех восемнадцатилетних уже стучатся в двери основных составов клубов премьер-лиги? Двое – это лидеры той команды, Прудников и Помазан. Понятно, что одно во многом вытекает из другого. Однако второе обстоятельство я бы поставил выше. Молодежная сборная важна в первую голову как возможность прогресса, получения опыта. По возможности – опыта побед. И результат работы молодежной сборной в первую очередь не в том, что она завоевала, а в том, кто из нее вырос. Хотя, конечно, лучше, если будет и то, и другое. Тогда уже, что называется, «и можно без хлеба» (с) Винни-Пух.

Например, неудача последней сборной России, которая играла на подобном турнире – а было это в Германии в двухтысячном году – тоже не в том, что она заняла в своей группе четвертое место (кстати, тогда набралось два очка, а не одно, как сейчас, и до последнего тура были шансы на выход из группы). Неудача в том, что все то поколение, полностью, кануло в Лету. Нет его в командах премьер-лиги. Сгинуло.

Или вот другой пример – сборная Украины, которая, кстати, за те 12 лет, что Россия не участвует в мировых молодежных мундиалях, съездила туда дважды. Вот кто выходил в составе сборной Украины на молодежном чемпионате мира в Аргентине: Руденко, Пасичниченко, Шершун, Симоненко, Комарницкий, Смалько, Белик, Валеев, Герасименко, Даниловский, Гай, Бондаренко, Прохоров, Хистьев. Сейчас в сборную Украины вызываются из нее полтора человека на вторые роли – при том, что находятся они, если судить по возрасту, в самом соку. Ну, и еще мы вспомним, конечно, поигравшего за ЦСКА Богдана Шершуна – но ведь и это в прошлом. А вот аналогичные сведения о следующем участии Украины в молодежном мундиале – четырьмя годами позже: Мусин, Допилка, Кицута, Яценко, Алиев, Сытник, Милевский, Фещук, Аржанов, Воробей, Самборский, Рожок, Прошин, Герасимюк. Оставляя за скобками судьбу чрезвычайно талантливого Алиева, увы, типичную для многих молодых футболистов, мы наблюдаем сейчас на уровне национальной команды одного человека – Артема Милевского. Отметим и другое обстоятельство: два других футболиста той украинской молодежки оставались в ней в тени, в резерве: Шуст и Гладкий. Их время пришло позже, и по результату Украины на том турнире, по голому результату, никак нельзя было предположить, какую именно отдачу впоследствии он принесет.

Почему-то (я сужу по отзывам читателей, в том числе в комментариях к новостям и заметкам на нашем сайте) многим болельщикам свойственно критически рассуждать о том, что в этом поколении, которое только что отыграло в Австрии, нет по-настоящему ярких талантов. Многие рассуждения ставят это обстоятельство чуть ли не в вину нашей команде. При этом яркие таланты отсутствуют, конечно, в европейском смысле. Да, мы видим, что в других командах они, определенно, есть. А у нас как-то с этим туговато.

Но, во-первых, не быть суперодаренным – не грех. Это знают по себе подавляющее большинство жителей Земли. Во-вторых – это же, напротив, подчеркивает достижение нашей команды! Если при таких обстоятельствах они пробились сюда, пройдя, в частности, англичан и голландцев (которые, напомню, старшие из молодежных чемпионатов выиграли сейчас второй раз подряд, и очень трудно поверить в то, что в каком-то поколении там обойдется без восходящих звезд европейского калибра), так они, значит, молодцы!

Ну, а в-третьих – у каждого овоща ведь свое время. Кто и когда раскроется сполна – никому заранее не ведомо. Например, самый успешный российский футболист на Западе последних пятнадцати лет Валерий Карпин вообще не входил ни в какие молодежные сборные и не считался одаренным игроком. Просто он сам себя сделал. Оказался способен всего себя подчинить одной цели и задаче – и реализовался. Это достижение характера и воли. И если команда прыгает выше головы – это, в частности, свидетельствует о том, что у нее есть и характер, и воля.

Между прочим, это всегда было отличительной особенностью нашей футбольной школы. Даже в лучшие времена именно этим мы и славились, даже если учесть, что в лучшие-то года у нас были суперзвезды – от Яшина до Блохина (на котором лучшие времена практически и закончились). И единственное действенное определение стиля советской школы – опять-таки в те времена, когда стиль этот заслуживал определения и реально существовал – дал Борис Аркадьев, великий практик и теоретик тренерского цеха: наш футбол, писал он, это футбол изо всех сил.

От того идеала мы, конечно, сейчас бесконечно далеки. Но все же. Наши бьются и не сдаются – таким был рецепт победы колывановской команды, это же мы видим в судьбе команды Равиля Сабитова, и даже команда Андрея Талалаева, которая не пробилась в континентальный финал, тем не менее тоже запомнилась матчем, который едва не спасла со счета 1:5.

Если говорить о тенденции, которая наметилась – в наших молодежных сборных снова ведется достаточно планомерная и творческая работа. Нормальная. Если учесть, что годами она шла только и исключительно на спад – это уже хорошо. Ничего страшного, что нас миновал очередной титул. Мы видим Дзюбу в «Спартаке», мы видим Мамаева, дебютировавшего в премьер-лиге в шестнадцать лет. Голяткина в «Рубине» мы скоро разглядим, уверен – там русские игроки редкость, а строжающий лимит на легионеров заставляет доверять имеющимся россиянам. Есть толковый левый защитник из «Спартака» Иванов. Есть торпедовец Смольников, разнообразный и разносторонний игрок.

Мы все это неминуемо увидим. Молодежка дала им опыт – штука, в их годы чрезвычайно ценная. Дальнейший рост будет происходить на наших глазах, и о нем не будет нужды судить по результатам, которые умещаются в абзац убористого текста.