16 мин.

Путешествие в Южную Америку. Часть 1. Сан-Паулу

Итак, прошло уже достаточно времени после моего возвращения из Южной Америки — достаточно как для излечения от небольшого недуга, который выразился в простывшем горле и повышенной утомляемости глаз, так и с точки зрения «укладывания» материала в голове. Рекомендую также ознакомиться с отчётом о поездке в Бразилию Игоря Кытманова.

Нужно начать с предыстории. Разумеется, время поездки было выбрано неслучайно, ведь в Бразилии проходил чемпионат мира. Мы с Игорем Царушем, моим бывшим коллегой по бюро переводов, решили ощутить на себе атмосферу Мундиаля. А, с учётом того, что Игорь — профессионал в романских языках, у нас была бы неплохая лингвистическая поездка. К сожалению, ФК «Волга» (Нижний Новгород), в котором работал Игорь, вылетела из Премьер-лиги, и в период такой неопределённости Игорь был вынужден отказаться от поездки. Незадолго до того я рассказал о своих планах Игорю Кытманову — во время эфира «По ту сторону океана» на komanda.com — и Игорь загорелся идеей присоединиться к поездке. В общем, в Бразилию я поехал не с двумя Игорями, а с одним.

При подготовке к поездке «внезапно» выявились проблемы с моим заграничным паспортом. Срок действия старого заканчивался в сентябре, новый же биометрический паспорт я стал оформлять довольно поздно, в апреле. Хотя многие мои знакомые получали «загран», будучи зарегистрированными в других регионах, в Москве, менее чем за месяц, эта «фишка» прокатывает далеко не всегда. Мне стоило большой беготни и переживаний, чтобы получить заветный заграничный паспорт буквально за три дня до вылета. Хорошо ещё, что у меня были паспортные данные, по которым я смог заранее приобрести билеты на самолёты и забронировать гостиницу. Вернее, это как раз делало моё любимое турагентство, которое меня засылало уже и в Таиланд, и в Турцию, и в Германию. Пользуясь случаем, передаю привет Jull. :)

Кроме того, пришлось активно переписываться с директором моей компании, где я работаю с января текущего года — при устройстве я предупреждал, что должен поехать на чемпионат мира ещё до истечения полугодового срока без отпуска. Благо, у меня хороший директор и мы достигли взаимопонимания.

Летели мы рейсом авиакомпании Etihad Airways. Я предварительно зарегистрировался у них на сайте, став участником традиционных «милевых» акций; выбрал для себя предпочтения в еде (вегетарианское питание), и даже место в салоне. Последний пункт довольно важен. Многие пребывают в восторге о того, когда садятся рядом с иллюминатором. Могу на это ответить: дело в том, что когда летишь из Абу-Даби в Сан-Паулу на протяжении 15 часов, створки всё равно закрывают. Ежели ты сидишь рядом с проходом, ты можешь в любой момент встать, размять тело, побродить по салону, сходить в туалет, в конце концов. А когда сидишь рядом с иллюминатором, волей-неволей приходится беспокоить соседа. Так что при дальних перелётах учитывайте этот фактор.

Мы прилетели в Международный аэропорт Абу-Даби уже вечером 21 июня. Была темнота. Солнца не было в помине. Когда мы вышли на улицу и стали спускаться по трапу, на нас обрушилась «парилка» — плюс 38 градусов! В столице ОАЭ условия примерно такие же, как в Катаре, поэтому я категорически не понимаю, как будет проходить Мундиаль-2022.

Поскольку мы не оформляли транзитных виз, нам пришлось сидеть в аэропорту. Сначала довольно много блуждали, потом, наконец, нашли наши капсулы. Да, в стоимость билетов входила услуга «спальных капсул» — это такие электрифицированные кровати-раскладушки, которые стоят непосредственно на территории аэропорта, рядом с выходами на посадку. Капсулы закрываются сверху крышкой, так что в них можно поспать или просто поваляться и отдохнуть, попутно заряжая свои мобильные устройства. У нас стык был примерно 11 часов, поэтому услуга пришлась весьма кстати. Хотя я предложил Игорю следующий план — не спать в Абу-Даби, чтобы отрубиться в самолёте и легче перенести полёт во сне, — в итоге мы всё равно заснули в своих капсулах. В аэропорту Абу-Даби, стоит заметить, очень прохладно, а в некоторых местах кондиционер доводит температуру и вовсе градусов до пятнадцати. Повсюду видны люди, укутанные в тёплые одеяла «Этихада».

Сам перелёт из Абу-Даби в Сан-Паулу мне дался довольно тяжело — тело ныло, желудок протестовал от постоянного сидения на месте. Хотя кормили очень вкусно и обильно, — тут претензий нет никаких. Я никогда так долго не летал. Был 9-часовой перелёт в январе 2013 года на Пхукет. Здесь же сразу 15 часов, а со всеми разгонами, так и вовсе 16.

В полёте нам выдали специальные комплекты-сумочки, внутри которых были: зубная щётка, маленький тюбик с пастой (вообще-то рассчитанный на один раз, но я смог растянуть на три), глазная маска для сна, беруши и... носки! Всё это можно было забрать с собой. Сервис «этихадовцев» мне весьма понравился.

Как только мы приземлились в международном аэропорту Гуарульюса (22 июня), состояние моё резко улучшилось. Я почувствовал, что отныне перелёты на 6-8 часов вообще замечать не буду. Игорь пошёл менять валюту, я довольно долго ждал свою сумку. Мы вышли на улицу часов в 17, и сразу же испытали небольшой шок: начинало смеркаться. Пока мы стояли в очереди в кассу такси, уже опустилась темень и в Сан-Паулу мы по ощущениям приехали вообще ночью, но на самом деле было около 20 часов.

alt

Муниципальный театр Сан-Паулу

Мы остановились в районе Жардин-Паулиста, в пешей доступности от Художественного музея Сан-Паулу (MASP) и Авениды Паулисты. Вечером нас познакомил с районом хозяин квартиры Серджо, мы поужинали и улеглись спать.

Да, кстати, по поводу проживания. Ещё за несколько месяцев до поездки я решил, что затеваться с гостиницами в Бразилии просто не имело смысла — в Сампе (так бразильцы называют Сан-Паулу, по аналогии с нашим «Питером» в отношении СПб) цены за 1 ночь в гостиницах начинались от 16 тысяч рублей. Поэтому я снял квартиры в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро у «частников» через сервис Airbnb — категорически удобно. Если кто-то ещё не знает о подобных услугах — советую обучаться и выяснять, ну, конечно же, если вы не привыкли во всём уповать исключительно на турагентство (а, с учётом последних событий с туркомпаниями, подобные навыки могут вам сэкономить множество нервных клеток).

alt

Гуляем по городу

Утром, 23 июня, мы встретились с двумя знакомыми Игоря, съездили в центр города, поднялись на небоскрёб, откуда открылся потрясающий вид на Сан-Паулу. Это великолепный город, который местами напоминает Москву, местами — Нью-Йорк или какой-то ещё современный мегаполис. Повсюду летают вертолёты (по вертолётной нагрузке СП занимает второе место в мире после Нью-Йорка), многие небоскрёбы оборудованы вертолётными площадками. В тот день чилийцы играли с голландцами на Итакеране, поэтому город превратился в огромную чилийскую колонию с некоторыми оранжевыми вкраплениями. На поле Нидерланды оказались посильнее, но за его пределами, могу свидетельствовать, голландцы явно уступали гостям из Чили.

alt

Впечатляющие небоскрёбы

Повсюду в Сан-Паулу можно приобрести сувениры, футболки; флаги, в первую очередь, бразильские, казалось, висят абсолютно везде. Были и российские флаги, а в метро — даже изображения российских болельщиц (а самые красивые и лучшие женщины, как известно, живут в России). Да, воистину, Бразилия просто жила этим Мундиалем и праздник получился на славу.

alt

Вид с небоскрёба

В тот же вечер в столице Бразилии, Бразилиа, хозяева играли с Камеруном. Серджо и его жена Элен пригласили нас с Игорем посмотреть футбол у их друзей. Это были молодые люди в возрасте от 25 до 30 лет (на мой взгляд — разумеется, в паспорта им я не глядел), представители эдакого «среднего класса» — юристы, социологи — что-то в этом роде. Квартира располагалась в престижном охраняемом районе, во дворике многоэтажного дома уютно пристроился фонтан. Жили они примерно на 10 этаже, в квартире — евроремонт. В общем, предложи мне кто-нибудь пожить годика полтора в Сан-Паулу, я от таких условий очень даже не отказался бы. :)

Там было две пары — все футбольные болельщики, в том числе девушки. Кстати, Элен — болельщица «Интернасьонала», а «Серджо» — «Сан-Паулу». Как они устраивали эмоциональные разговоры на футбольную тематику»! Один из парней, хозяин квартиры, также болельщик «Интернасьонала» (в шкафу у него с полдесятка вариантов футболок «Интера»), подарил мне сувенир и договорился о том, чтобы Серджо передал мне DVD о победе «Интера» в Клубном чемпионате мира 2006 года. Мы посмотрели это видео после матча. Кстати, с этими подарками я сфотографировался на прошлой неделе на фоне Кремля и послал в пресс-службу «Интернасьонала» — небольшую новость и фотографию разместили на официальном сайте клуба. Жаль, что я всё же не купил футболку «Колорадос» — но сделал я это намеренно, ибо хочу побывать в Порту-Алегри и приобрести её именно на Бейра-Рио.

Но я слегка отвлёкся. Когда показывали интервью с Фернандао, Элен вовсе не могла сдерживать слёз. Напомню, Фернандао — это легендарный капитан «Интера», приведший команду к победе в Кубке Либертадорес 2006, и погибший в этом году незадолго до начала Мундиаля в результате крушения вертолёта. В прошлом году он тренировал «Интер», работал спортивным директором клуба. Он должен был комментировать матчи ЧМ на одном из бразильских каналов.

Твит с места событий

Конечно же, после победы Бразилии мы вышли на улицу и впервые в жизни окунулись в атмосферу настоящей бразильской самбы. Серджо нам показывал: «Вот это — настоящий стиль самбы из Салвадора, а вот это — искажённая версия от паулистас». Разумеется, это не был настоящий карнавал, бразильцы надеялись устроить оный после победы на ЧМ, но, как мы знаем, планам этим не суждено было воплотиться в реальность.

alt

Вышли попить кофе где-то на задворках автовокзала Тиете

Также нам стоило озаботиться собственным перемещением в Рио-де-Жанейро. На следующий день мы поехали на автобусный терминал Тиете (метро Португеза-Тиете, — да, тут неподалёку находится стадион ФК «Португеза»), купили там билеты. Если переводить в рубли, то в среднем получилось по 1100 рублей за билет в один конец.

alt

Метро в Сан-Паулу ультра-современное

alt

Скажи алкоголю «нет»!

Побывали мы и на стадионе Итакеран. Тот самый, который в России известен как «Арена Коринтианс», но который никто из бразильцев так не называет. Метро называется Коринтианс-Итакера — это очень далеко, только по прямой 20 км от MASP. Почему Итакеран? Примерно по той же причине, по которой стадион «Локомотива» некоторые называют «Черкизоном». Так называется район, и это название куда более популярно в народе, да и в прессе активно используется (у стадиона «Локомотива» всё же неофициальное название не столь часто употребляется). Мы прошли к кассам, билетов не было, и уселись смотреть футбол в фан-зоне. Играли, если не ошибаюсь, греки с ивуарийцами.

alt

Спуск к Пакаэмбу

alt

Входя в Музей футбола, ты идёшь через коридор всех Мундиалей

alt

В Музее футбола на Пакаэмбу есть весьма занимательные картинки

alt

Для настоящих болельщиков есть только один настощий Роналдо

alt

В центре — Артур Фриденрайх

alt

Король Пеле даже в воротах играл

alt

Великолепное поле Пакаэмбу

25 июня мы посвятили походам на стадионы. Сперва пешком прошлись до легендарного Пакаэмбу. Этот муниципальный стадион был построен в конце 1930-х годов, исторически считался ареной «Коринтианса», однако это не мешало играть там и заклятым врагам из «Палмейраса». Здесь прошли три игры финальной группы ЧМ-1950, в том числе два матча Уругвая (Уругвай — Испания — 2:2 и Уругвай — Швеция — 3:2), будущего чемпиона мира. Можно сказать, что результаты Селесте на этом стадионе предопределили характер игры в решающем матче, — знаменитом Мараканасо. Ведь уругвайцам надо было обязательно побеждать, а бразильцам, уже примерявшим на себе золотые медали, достаточно было сыграть вничью. История так и исходит от этого стадиона, что неудивительно, ведь именно здесь расположен бразильский Музей футбола. Разумеется, мы посетили его, побродили по тусклым помещениям, хранящим реликвии и уникальные фотографии прошлого, а также по светлым комнатам, где детишки могут поиграть в настольный хоккей или виртуально пожонглировать мячом, посланным компьютерным Неймаром. Пакаэмбу расположен в своеобразном котловане, туда приходится спускаться по лестнице. Очень красивый «олдскульный стадион», как любит говорить Игорь Кытманов.

alt

Выкладываю фото назло какой-то тётке, которая просила денег за фото этого здания и была вежливо послана

К «олдскульным» можно отнести и легендарный Морумби, но это более современная арена, чем-то напоминающая «Лужники», что неудивительно, — он начал строиться в 1953 году, а открыт — в 1960-м. Стадионная «мода» уже поменялась. Добирались мы на автобусе с совершенно безбашенным водителем, который без зазрения совести перелетал через холмы на полной скорости, вызывая в пассажирах состояние невесомости. Впрочем, никто не пострадал.

alt

Морумби!

alt

Святой Павел

alt

Легенды «Трёхцветных». Тот, кто на диване, к ним не относится.

Морумби был крупнейшим стадионом мира, принадлежавшим одному клубу, вмещал в своё время до 150 тысяч зрителей и уступал по вместимости только Маракане. С тех пор много воды утекло. Вместимость существенно сократилась (примерно до 80 тысяч), а требования к логистике ужесточились. В итоге получилось так, что начало красной ветки метро Сан-Паулу — это новая арена «Палмейраса» (станция Палмейрас—Барра-Фунда), а конец — арена «Коринтианса» (Коринтианс—Итакера), а близ Морумби не оказалось ни одной станции метро. И пролетел стадион мимо Мундиаля как фанера над Парижем. Были и другие причины, финансового характера, приведу слова Серджо: «Амиго, мы проиграли эту битву нашим врагам — „Палмейрасу“ и „Коринтиансу“, но будем верить, что войну мы всё равно выиграем».

alt

Про две комнаты для пресс-конференций Игорь уже написал в своём блоге

alt

Поле Морумби

Сам стадион монументален, экскурсия стоит примерно 20 реалов (315 рублей), но деньги заплатили не зря — мы посетили музей самого титулованного клуба Бразилии «Сан-Паулу», комнату для пресс-конференций, раздевалки игроков, комнату для разминки. Прошли по коридору, из которого выходят на поле игроки, походили немного внутри чаши. Экскурсию проводила симпатичная брюнетка из клуба болельщиков «Сан-Паулу». Ах, как она говорила по-испански…

В последний день мы побывали в Художественном музее (там я сумел сделать один снимок под недовольство охранника — не устоял, смотрите ниже), погуляли по тропическому парку, и вновь отправились на Итакеран. Хотели пробраться на матч Бельгия — Корея. Не тут-то было. Сан-Паулу испытал наплыв бельгийцев, а корейцы решили доказать, что могут поддерживать свою сборную не хуже японцев. В общем, билет не удалось достать ни до матча, ни через 10 минут после начала, ни после перерыва.

alt

Грандиозный образец современного искусства :)

Мы уселись в фан-секторе при стадионе и поболели за Россию. К сожалению, в перерыве ведущий устроил народное голосование — «что будем смотреть?». За «Россию — Алжир» проорали только мы с Игорем. Осуждать болельщиков не стоит, игра была не самая лучшая, как мы знаем. Но всё же мы выигрывали, а роковой ответ Алжира во втором тайме мы уже не застали. О ничьей нам сообщил уже Серджо, когда мы вернулись домой. К сожалению, Россия выбыла из дальнейшей борьбы на чемпионате мира.

alt

Фан-сектор на Итакеране

Кстати, у Серджо огромная коллекция футболок. В основном — бразильских, но есть немного европейских и североамериканских (костариканская «Саприсса» и какие-то не самые крутые мексиканские команды). Игорь подарил ему большой флаг московского «Динамо», я — сувенирный флаг России с нанесённым на него гербом и надписью «Россия». В общем, коллекцию бразильского болельщика мы пополнили.

alt

Футболки Серджо

Вечером мы отправились на автовокзал Тиете, где около полуночи уселись в комфортный современный автобус. По пути мы сделали одну остановку в городе Гуаратингета — там мы размялись, купили попить, покурили, и поехали дальше. В Рио-де-Жанейро.

Продолжение следует…

Олег Абарников, 5 августа 2014.