11 мин.

Хоккей, деньги и Хичкок. Реквием по мечте Никиты Филатова

2009-ый год. Идёт пятая минута первого периода матча между Коламбусом и Миннесотой. Никита Филатов, юный форвард «Жакетов», перехватывает шайбу в центральной зоне, выбегает на рандеву с Хардингом, который не попадает по шайбе, выехав из ворот на перехват. Филатов влетает в ворота вместе с каучуковым диском.

Через полторы минуты он поразит ближний верхний угол вратаря Дикарей изумительным по точности и красоте кистевым броском,  еще через пару минут – оформит хет-трик, расстреляв кипера противника из правого круга вбрасывания. Мальчик, больше похожий на солиста какого-нибудь очередного смазливого бойс-бэнда для девочек пубертатного периода, только что, на глазах всей Лиги, за какие-то несколько минут унизил вторую по непробиваемости, на тот момент,  оборону НХЛ (лучше был только Бостон).

Тогда, 11 лет назад казалось, что на усыпанном звездами небосклоне российского хоккея появилась «сверхновая». В итоге, света от неё было как от фонарика с затухающими батарейками.

А как хорошо всё начиналось.  В 2007 году, будучи на год младше своих партнеров по команде, Никита стал лучшим бомбардиром (4+5 в 7 играх) юниорской сборной России на WJC-18, ведя национальную сборную к победе вместе с Алексеем Черепановым, у которого на счету было пять голов и три передачи за турнир. Та сборная с Филатовым, Черепановым, Локтионовым, Кагарлицким, Кугрышевым, Дадоновым, Войновым, Куликовым и Клюкиным, принесла последний на данный момент успех для РФ на уровне юниорского хоккея.

Через год он взял со сборной U-18 серебро ЧМ, разрывал за вторую команду ЦСКА, а после и вовсе дебютировал в основе «армейцев», проведя 5 игр в Супер-Лиге. Тут же был его первый молодежный ЧМ. Первый из трех. Два последующих он проведет в статусе капитана и главной звезды команды. В новейшей истории российского хоккея (с сезона 90/91), ни один игрок не набрал на МЧМ очков больше, чем это сделали Евгений Кузнецов и Никита Филатов, у них по 26 очков. Никита, естественно, достиг этой цифры первым.

В 2008 году фаворитом надвигающегося драфта являлся, естественно, Стивен Стэмкос, со своими 197 (100+97) очками в 124 играх за Сарнию. Никита был первым в рейтинге среди игроков, выступавших в Европе, уверенно обходя Эрика Карлссона, Романа Йоси, и, хе-хе, Кирилла Петрова, который шел вторым.

Скауты очень высоко оценивали таланты Никиты, отмечая его скорость и технику, кто-то даже находил параллели с Патриком Кейном, который как раз-таки в 2008 году взял КолдерТрофи как лучший новичок сезона. В итоге, Филатов так и ушел первым среди европейцев, под общим номером 6, пропустив вперед Стэмкоса, Даути, Богосяна, Пьетранжело и Люка Шенна. Стоит отметить, что тот драфт был на удивление богат на молодых талантливых защитников. Помимо перечисленных в первой пятерке, на драфте были выбраны Эрик Карлссон, Джон Карлсон, Войнов, Йоси и Ти-Джей Броди. Всего в первом раунде было выбрано двое россиян, под 28 номером Финикс выбрал Виктора Тихонова.

И если высокий номер выбора Филатова особо никого не удивил, то клуб, который сделал этот самый выбор, вызвал вопросы. Коламбус тратит выбор в 1 раунде на юного россиянина, физические кондиции которого осатвляют желать лучшего, так же как и большего оставаляет желать его опыт игры во «взрослом хоккее», когда командой руководит деспотичный консерватор до мозга костей, Кен Хичкок.

Генеральный менеджер Коламбуса Скотт Хоусон так объяснял решение франшизы:

«Филатов — очень сильный и талантливый хоккеист. Он обладает отличной скоростью, техникой. Когда он играл с хоккеистами своего возраста, то очень сильно выделялся на их фоне».

Оказанное высокое доверие Никита не собирался подводить, так же как и не собирался тянуть резину, не затягивая с переездом за океан. Имея за плечами совсем маленький опыт выступления на взрослом уровне, он решил, что этого достаточно для следующего этапа, о чем в дальнейшем пожалел.

Тогда не нашлось человека в окружении Филатова, который бы сказал что-то на подобии «Никит, не тупи, не спеши, ты обязательно успеешь там сыграть, но надо сперва тут обрасти мясом и опытом». Пойди в тот момент Никита по тому пути, по которому потом пойдут, допустим, Панарин и Тарасенко, вероятно, всё сложилось бы иначе. Филатов не оказался из числа той когорты хоккеистов, которые «в лёгкую» переключаются от российских хоккейных реалий  на суровые североамериканские в свои прекрасные 18-19 лет, как это делали Ковальчук, Овечкин или Малкин.

В первый же сезон, суммарно, он 8 раз сыграл за Жакетов, забил четырежды и был сослан в Сиракьюз, где совсем не потерялся. За его прогрессом в фарме пристально следил и Хичкок, который отмечал что Никита начинает играть в более североамериканской манере, добавляя, что если Фил продолжит в том же духе, главная Лига от него никуда не денется.

По традиции, зимой, посреди сезона 08/09, состоялся МЧМ, куда Филатов поехал в качестве капитана и показал прекрасный хоккей. По его возвращению в стан Коламбуса у подопечных Хичкока набралось предостаточно травмированных и проблемы с составом сподвигли Кена вызвать юного россиянина на помощь основе. Именно после того МЧМ и случился тот самый хет-трик, о котором я писал в самом начале.

Скажи тогда любителям хоккея, следящим за Филатовым, что этот сезон – вершина в его североамериканской карьере, уверен, никто бы не поверил. Однако, увы.

Хичкок: « Всем нам хотелось увидеть только одно: сможет ли Никита бороться с соперниками за шайбу. Могу сказать, что в этом компоненте он прибавляет, а это очень хороший знак».

Логично, что именно к Кену было больше всего вопросов по поводу Филатова и его непопадания в состав команды. Помните, что в те времена раздули наши доблестные СМИ? Ноги всей этой темы про «русофоба» Хичкока растет как раз-таки с тех времен, когда ему начали припоминать Жердева, Федорова, добавили к ним Филатова. Это очень удобно – приплести притянутые за уши «факты» и напрочь забыть о Сергее Зубове, который при Хичкоке в Далласе стал тем, кем мы его знаем, легендарным защитником.

Что говорил сам Филатов по поводу его отношений с тренером? Сейчас, спустягода, он всё прекрасно понимает. Как и мы все, когда сами 18-летние и спустя 10 лет – совершенно разные люди, имеющие совершенно разные взгляды на происходящее.

«Я обижался на то, что мне мало дают играть, меня не ставят в состав. Но сейчас я вспоминаю все наши разговоры с Хичкоком и убеждаюсь, что он был прав во всем. Помню, после того, как я сделал хет-трик, он вызвал меня и говорит: «Никита, это хорошо, что ты забросил три шайбы, но меня больше всего порадовало то, что ты заблокировал бросок в третьем периоде». Я думаю, ну что же он несет такое! Три шайбы, а он про блокшот говорит. Но Кен требовал разностороннего хоккея. Он прекрасно понимал, что со своим багажом я долго не продержусь... Один раз он позвал меня и говорит: «Никита, я хочу тебе предложить компромисс. Давай так: все, что касается игры от красной линии до наших ворот, — ты слушаешь меня. Все, что происходит от красной линии до чужих ворот, — твое. Я сам в хоккей не играл, я вижу, какие у тебя данные и в атаке тебе советовать ничего не буду». Все мимо ушей пропустил. Думаю, ну что же он говорит такое, я форвард, который умеет забивать, не надо меня трогать. Сейчас-то я понимаю, что главный тренер делал мне одолжение, объяснял, что хочет видеть, а я его не слушал и делал все иначе. Молодой я был, слишком молодой» - вспоминал потом Никита.

Но это сейчас. А тогда он так и не закрепился в Коламбусе, с двумя шайбами в 13 матчах особо никого не поразить, да и игру свою он особо не поменял. Коламбус отдает Филатова в аренду ЦСКА, где тот с первых матчей начинает зажигать, подтверждая своей игрой и результативностью свои слова о том, что там его не понимали, не давали играть, использовали тоже не так и зажимали.

Дальше был последний его МЧМ, где Филатов и ко уступили Швейцарии в четвертьфинале. Плющев потом говорил что капитан не должен так играть, не раз давая понять, что по разным причинам Филатов оказался не достоин носить нашивку «C».

«Это очень серьёзные функции, капитан должен своим примером показывать, как нужно действовать на площадке, в раздевалке, вне арены. Мы доверили это дело Никите Филатову, рассчитывали, что его опыт поможет успешно сыграть и ему, и партнёрам. Но Никита, видимо, не понял этого. Лидера из него не получилось. После матча со швейцарцами я зашёл в раздевалку и извинился перед ребятами, признал свою ошибку.

Когда я предложил кандидатуру Филатова, надеялся на несколько иной результат, на иное его отношение к делу. Гламур на площадке мне не нужен. То количество очков, что набрал Никита за весь турнир, он должен был заработать в одном периоде матча против австрийцев. А играл он очень много.Фактически именно Филатов привёз второй гол в игре со швейцарцами….

….Да как это возможно – взрослому парню приходилось постоянно твердить, что нельзя опаздывать на тренировки, раскатки. Капитан должен быть примером для всех, а не показывать, что все игроки – никто по сравнению с ним.

 …Если решат, что нужен новый тренер, падать кому-то в ноги и уговаривать оставить не буду. Но нужно понимать, что в этом составе не было суперзвёзд. У нас не было Ковальчука, Овечкина, Малкина. Сравнивать с этими мастерами того же Филатова просто несерьёзно. Ему до того же Ковальчука, как до Китая пешком» - откровенничал после провала со сборной господин Плющев, свалив вину за неудачу всей команды/тренерского штаба на одного человека.

Филатов вернулся в Коламбус на следующий сезон, но только для того, что бы вновь не закрепиться в составе. Вероятно, на тот момент оптимизма ему добавлял тот факт, что менеджмент Жакетов пошел на перемены в тренерском штабе – Кен Хичкок больше не был у руля команды, на смену ему пришел Скотт Арниэль. Филатов не убедил нового коуча ни своей игрой за Спрингфилд в АХЛ (где смотрелся бледнее обычного), ни тем более своими потугами в Коламбусе. После 23 матчей сезона Никиту обменивают в Оттаву за выбор в 3 раунде драфта.

 Сезон 11/12 с 9 играми за Сенаторов, где Никита отдал 1 голевую, стал последним в его заокеанской карьере. И это не смотря на то, что сам Филатов уверял – на новом месте все будет по другому, и уже рассказывал про то, как легко и просто он нашел общий язык с менеджментом Оттавы, что его видят в топ-6, и тд. На деле же его вновь сослали в фарм, а затем договорились об его отъезде обратно в ЦСКА, ибо…

 «У меня появились долги. Причем я бы не смог их погасить, если бы играл в АХЛ. Выступление в НХЛ многое бы исправило, но не было времени. Не скажу, что я днями и ночами проводил за рулеткой или играл в блэкджек. Я заходил туда, но не это самое страшное. Просто вся моя жизнь проходила как в тумане. Я был молод, получал большие деньги и спускал их легко и непринужденно» - вспоминал потом Филатов.

Собственно на этой реплике, по сути, можно закрывать рассказ о падении «сверхновой» российской звезды. Тут всё становится предельно ясно и искать какие-то глубинные тайные подводные камни, которые помешали Филатову раскрыть свой не дюжий потенциал, не имеет никакого смысла. История стара как мир – молодому человеку скрутили голову рано упавшие на него большие деньги, с его внешностью и доходами где он – там и слабый, но очень энерго- и финансово- затратный, пол. По рассказам очевидцев, в той же Уфе, во время его первого прихода в Салават Юлаев (где он, положа руку на сердце провел весьма не плохие 2 сезона и отлично взаимодействовал с Паршиным, давним другом по системе ЦСКА), был завсегдатаем ночных заведений, что, естественно, не прибавляло стабильности его спортивному режиму, который по факту отсутствовал. И если монструозному Радулову бухать по ночным клубам и разрывать потом соперников СЮ было как за хлебом сходить, то для Филатова с его абсолютно другим подходом к игре, к делу, и чего уж греха таить, другим уровня таланта и мастерства, такое могло только сниться.

Скитания Филатова по КХЛ, казалось, не имею конца и края. Он поиграл за СЮ (дважды), за Югру, за Торпедо, Адмирал, Динамо Мск (+ фарм Динамо Балашиха), попал в Ладу, где наконец-то показал прекрасный хоккей и стал настоящим лидером команды, набрав 40 очков за сезон. Но и после этого всё вновь вернулось на свои места – его «результативность» и его скитания. Нефтехимик, Спартак, СЮ и Торос.

То ли Нефтекамск так шокировал Никиту, то ли он сам действительно перестал верить в себя и получать удовольствие от хоккея. Летом 2020 становится известно, что некогда ярчайший атакующий талант своего поколения завершил карьеру в возрасте 30 лет.

Закончить этот рассказ хотелось бы словами Кена Хичкока:

«…я не поклонник кого бы то ни было, любой национальности и гражданства, кто не любит работать. Когда я возглавлял "Коламбус", там была пара ребят такого типа, и их больше в лиге нет. И даже не знаю, как у них идут дела – и вообще идут ли как-то – в КХЛ... Речь о Николае Жердеве и Никите Филатове. Считаю, что эти парни по-настоящему оскорбляли свой талант. Они могли быть элитными игроками в НХЛ, но у них не было той рабочей этики, которая для этого требуется».

Как же показательны сейчас эти слова, сказанные Хичкоком 4 года назад , на фоне того, что стало с карьерами Жердева и Филатова сейчас.

Как пел Виктор Цой "Наше будущее – туман. В нашем прошлом – то ад, то рай. Наши деньги не лезут в карман.... Вот и утро, вставай"