Евгений Плющенко: транзишны и сложные заходы на прыжки

Слышали, что ученики Мишина катают разбег-прыжок, а у Плющенко не было транзишнов? Это - полнейшая чепуха, и в данном посте мы разберём, почему.

Часто в интернет-сообществах, посвящённых фигурному катанию, при обсуждении выступлений учеников и учениц Алексея Мишина от фанатов можно услышать мнение, что Профессор отстал от современности на двадцать лет и не смог перестроиться на новую судейскую систему, что у него фигуристы катают разбег-прыжок, и что вообще никогда у него не было компонентных фигуристов. Этот стереотип удивительно живуч: казалось бы, что мешает сейчас, когда во всемирной паутине доступны как современные видео, так и записи прошлых лет, пересмотреть их и убедиться в обратном? Я вот недавно смотрел некоторые программы Евгения Плющенко из разных периодов его долгой блистательной карьеры и обратил внимание на то, как у него и руки чётко работают, и пальчики дотянуты – словом, можно по-разному относиться к тому, какую хореографию и какие программы он исполнял, спорить об их художественной ценности, но с хореографической выучкой там всё в порядке.

А потом я пересмотрел прокаты Евгения на чемпионате Европы в Шеффилде и конкретно так прибалдел. Вообще полезно по мере накопления зрительского опыта пересматривать старые программы – можно обнаружить много нового, на что раньше внимания не обращали. А прибалдел я, потому что обнаружил, что его программы были сделаны в полном соответствии с требованиями новой судейской системы, в частности, касательно транзишнов. Рассказываю, на что я там по-новому взглянул и что увидел.

Возьмём для начала короткую программу и внимательно посмотрим на ту её часть, в которой располагаются прыжки. В коротком прокате Плющенко не прыгал четверной прыжок, первым элементом исполнял каскад 3-3. Обращает внимание, что подсечки для набора скорости располагаются вдоль короткого борта, заканчиваясь в одном углу катка, а каскад находится в противоположном. Почему? А потому что между ними расположился целый блок транзишнов: шаги и повороты, предваряющие заход на лутц-тулуп – на левой ноге тройка назад-внутрь, тройка вперёд-наружу, моухок назад-внутрь, чоктау вперёд-внутрь. И только затем, после перехода на ход вперёд, непосредственный заход на каскад – перекрестный, моухок, перекрестный, перетяжка.

После каскада, разумеется, участок набора скорости также есть, но сам следующий прыжок – тройной аксель – предваряет комбинация из двух поворотов. Надо сказать, если кто заметил, сейчас вообще такие заходы в качестве сложных стали очень популярны: в прошедшем сезоне заходы на триксель, представляющие из себя два поворота – крюк с выкрюком – и перетяжку перед аксельным моухоком, включили в свои программы Алёна Косторная, Даниель Грассл, Чжун Хван Ча; менее сложную вариацию такого захода – с двумя тройками – исполнял в произвольной программе Натан Чен, а как часть более сложного захода эту комбинацию использовал несколько лет назад Юдзуру Ханю.

Евгений Плющенко на видео восьмилетней давности демонстрирует то, что сейчас потихоньку начинает входить в арсенал топ-фигуристов: исполняет при заходе на тройной аксель повороты на правой ноге – крюк назад-внутрь, выкрюк вперёд-внутрь. В сравнении с аналогичными наиболее сложными заходами современности Евгений поступает чуть проще – меняет ногу при помощи широкого шага и обратно – с помощью шассе, добиваясь того же эффекта смены ребра, что и при исполнении перетяжки, и уже после этого встаёт на дугу для выполнения перехода на ход вперёд и прыжка. После трикселя снова связочки, среди которых – тройка и чоктау. Непосредственно перед тройным риттбергером дважды выполняется риттбергеровая тройка (тройка, моухок, переход на правую ногу) – сольный прыжок с шагов в короткой программе, всё по правилам.

Если кто-то думает, что это Евгений просто облегчил программу, поэтому так лихо с шагов всё прыгает, то для вас сюрприз – перед четверным тулупом в произвольной программе у Евгения присутствуют транзишны, очень похожие на те, что исполняются им перед тройным лутцем в короткой - тоже две тройки, моухок, чоктау, перекрестный шаг, широкий шаг, шассе, после разворота – тройка, смена ноги, четверной с выездом в тройку и бауэр.

Алё, народ! Вы это видели? Шаги на заходе на четверной, сложный выезд с четверного. Вестимо, это и есть тот самый Мишинский разбег-прыжок, рассказами про который нас так усиленно пытаются потчевать некоторые фанаты:)

Первый триксель в произвольной программе выполняется с простого захода – он стоит почти сразу после четверного, Евгений успевает лишь перестроиться и набрать скорость – и риттбергеровая тройка перед риттбергером тоже на сей раз одна. Зато с того же захода, что и в короткой – крюк и выкрюк – исполняется каскад триксель-тройной тулуп. Два тройных лутца – каскадный и сольный – предваряют троечки, за которыми уже спортсмен выполняет перекрестный, моухок, перекрестный и перетяжку. Сальхов в комбинации – с тройки и моухока. Дупель без особых излишеств, с дуги, но сразу после хореодорожки, без подготовки. То есть на самом деле прыжки всех видов, которые в программу были включены, Евгений хотя бы по разу исполнил с каких-то креативных заходов, а просто с шагов так и вовсе практически все.

Подведём итоги. Утверждения, что Мишин отстал от современности, застрял во времена старой системы судейства, не знает, как использовать новую, что его спортсмены некомпонентные, не умеют кататься, катают разбег-прыжок и так далее – полнейший миф. Пожалуйста – самый известный, знаковый ученик Профессора, соревновавшийся большую часть карьеры ещё до введения новой судейской системы, который на новую был вынужден перестраиваться по ходу дела, продемонстрировал нам в своих программах весьма достойный даже по нынешним временам набор транзишнов и сложных заходов на прыжки. Впечатляет, что эта работа была им проделана всего за месяц: на национальном первенстве того сезона его программы ещё не были доработаны, наиболее интересные связки добавились специально для выступления на чемпионате Европы. Это говорит о том, что уровня мастерства Плющенко с лихвой хватило, чтобы воплотить на льду добавленные в короткие сроки детали, приведшие программы в соответствие с принципами новой судейской системы.

«Некомпонентный» Плющенко, говорите?

Да щас.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Умное ФК
+38
Реклама 18+
Популярные комментарии
Doctor of Philosophy
+10
В Ванкувере с новой судейской системой действительно вышла промашка, её требования не были учтены в полной мере - но к Шеффилду, как видим, Мишин и Плющенко учли свои недоработки и очень грамотно с точки зрения именно новой судейской системы построили программы. Я здесь не анализирую транзишны на всех стартах, на всех они были разные в зависимости от готовности и задач - как я написал, даже на отборочном чемпионате того года ничего этого не было - я говорю именно о прецеденте, что прежние недоработки были учтены, что на этом старте они внесли необходимые изменения в программы, а уровень мастерства Евгения был таков, что эти изменения выкатать он сумел без проблем. Кстати, Шеховцева это отдельно отмечала, что да, была проделана работа. Ванкувер - совсем иная история и совсем иные программы.
Ответ на комментарий elena-
Ну так это часть компании Ванкувера была. Тогда этот миф и запустили. И до сих пор он многих не отпускает. Куда как проще объяснить оценки - ну у них нет транзишенов (при этом транзршен это непременно нога за ухом) чем разобраться
elena-
+10
Ну так это часть компании Ванкувера была. Тогда этот миф и запустили. И до сих пор он многих не отпускает. Куда как проще объяснить оценки - ну у них нет транзишенов (при этом транзршен это непременно нога за ухом) чем разобраться
Doctor of Philosophy
+9
Ну, смотрите, Морфеус: вряд ли кто-то будет оспаривать, что Стефан Ламбьель в смысле собственно катания сильнее и уж точно на голову выше в смысле фигурного катания как искусства; вряд ли кто-то будет оспаривать, что в Ванкувере Лайс с Кэрроллом гораздо лучше воспользовались нюансами НСС, от которых Плю с Профессором отмахнулись; вряд ли кому-то придёт в голову искать в сочинском катании Плющенко с шурупами какие-то образцы для подражания и оспаривать, что там он во многом выехал на прежнем авторитете – помимо собственного характера, конечно. Так зачем мне всё это, как это помогает реализации цели поста?

Цель простая – обратить внимание на прецедент, который рушит сложившийся стереотип. Который показывает, что это не более чем штамп, который говорит, что как минимум разные прокаты надо отдельно рассматривать, без неоправданных обобщений. Который свидетельствует, что люди умеют учиться на собственных ошибках или как минимум недоработках, учитывают их, а не прут бездумно. Который демонстрирует уровень мастерства фигуриста – вы же согласитесь, что Плющенко не тощая девочка-юниорка, которая с места всё прыгает, поэтому ей навертеть шагов ничего не стоит. Нет, тут мы имеем дело со взрослым фигуристом с атлетичными прыжками, таким так просто связок не навертеть, особенно в короткие сроки.

Я когда-то читал интервью с Аллой Шеховцовой, и там есть такой отрывок, на который я в своё время не обратил должного внимания. Это про Плющенко и Жубера: Шеховцова-то всё перечисленное видела сходу. Где-то реальное усложнение, где-то скорее формальное, но это всё имело место.

«Сказать, что они "некомпонентные", я, как судья, не могу. Что такое, например, performance? - это не что иное, как энергетика, которую фигурист своим катанием передает зрителям. В этой части тому же Плющенко или Жуберу нет равных. У обоих достаточно высок уровень хореографической подготовки. Слабым звеном нашего фигуриста всегда были связующие шаги между элементами, но должна сказать, что в этом сезоне он подошел к своей подготовке очень серьезно и практически устранил этот недостаток. По крайней мере прикрыл его так, что это не бросается в глаза. После проката Евгения на чемпионате Европы я сама видела, что у многих людей на глазах были слезы. Хотелось просто встать и снять шляпу.»
Ответ на комментарий Морфеус
Тут лукавите вы, Доктор, от начала и до конца. Во-первых, лучше бы взять прокаты с Олимпиад и сравнить с конкурентами. Во-вторых, и, в-главных, на качество этих "транзишенов" тоже неплохо было бы посмотреть, а качество посредственное, если не сказать плохое.
Да и выклёвывая по зёрнышку относящиеся к простым шагам тройки и моухоки, неплохо подсчитывать количество натужных подсечек.
Это три главных характеристики катания Плющенко: оно некачественное по скольжению и, соответственно, по связкам. И плюс жуткая хореография к тому же. Да и откуда ей хорошей взяться, если человек на коньках не очень передвигается.
Безусловно, при всей своей харизме и значимости спортивной, Плющенко - главный одиночник-грибник 21 века.
Nina.....
+9
Ой, " эксперд" Мерфик нарисовался. У Плющенко было очень хорошее скольжение.
А насчет большого количества подсечек, ну так раньше все так катались. И даже Ламбьель.
Doctor of Philosophy
+9
Ну вот мы в статусе с Mikhailом обсудили немножко этот вопрос. Что касается ремесла, выучки, в этом смысле у Плющенко всё с компонентами хорошо, он - действительно мастер. А вот когда мы из области ремесла переходим в область искусства, и начинаем оперировать другими понятиями, тут уж мы вступаем на зыбкую почву куда более тонких вещей - но на эту почву мы вступаем, обсуждая выступления заведомо больших профи. Вот аргументам в пользу последнего пост и посвящён. Он совсем не про искусство и не про художественные ценности - он про спорт, про мастерство, про профессионализм, про умение становиться лучше и чётко следовать предъявляемым требованиям.
Ответ на комментарий ViArA
Окей, Док, с транзишенами понятно. Проблема в остальных компонентах))
Написать комментарий 74 комментария

Новости

Реклама 18+