Реклама 18+
Реклама

О непрерывности катания как одном из критериев второй оценки

Поговорим в очередной раз о нюансах судейства компонентов в фигурном катании.

Казалось бы, за время существования новой судейской системы все должны были давно уяснить, за что ставится вторая оценка. Но оказывается, что всё не так просто. Недавно в интернете появилась видеозапись семинара ISU, посвященного выставлению оценки за компоненты. На нём был разобран ряд типичных ошибок, совершаемых судьями в процессе их работы. Так, например, внимание слушателей было обращено на то, что при оценке первого из пяти компонентов – skating skills – часто забывают про необходимость учёта одноножного и разнонаправленного катания, выставляя баллы только за скорость и мощность скольжения.

Что на это можно сказать? Если уж судьи нередко допускают такие ошибки, чего уж говорить о болельщиках, часто забывающих про этот критерий оценки скольжения. Забывают они часто и про то, как выставляется оценка за второй из пяти компонетов - transitions. А выставляется она, напомню, за разнообразие, сложность, качество связок, а также за непрерывность катания.

Остановимся поподробнее на двух из этих четырёх критериев оценки. Во-первых, на разнообразии. Часто можно услышать, что главное в транзишнах – не количество, а качество, и программы, в которых напихано много всяких связок, которые делаются «на отвали», не должны оцениваться выше, быть может, менее насыщенных, но в исполнении мастеровитых фигуристов. Такая точка зрения верна лишь отчасти: без сомнения, качество переходов между элементами важно, но важно и разнообразие – а как вы разнообразие сделаете без количества? Это количество без разнообразия возможно, но не наоборот; так что, как ни крути, хорошая с этой точки зрения программа – обязательно насыщенная.

Во-вторых, на непрерывности движения от элемента к элементу. Хорошая современная программа – это программа, в которой заходы и выезды с элементов являются неотъемлемой частью присутствующих в ней связок. Непрерывность катания, разумеется, предполагает использование сложных и коротких заходов на прыжки, чтобы в идеале было вообще неясно, где связки между прыжками, а где заходы. Это – крайне важный момент: так, на уже упоминавшемся семинаре ISU особое внимание обратили на то, что судьи должны учитывать наличие в программе мест, где транзишнов нет или мало - например, перед четверным прыжком. Поэтому в настоящем посте мы обратим на это обстоятельство особое внимание.

Ниже мы поговорим про две коротких программы, исполнявшиеся фигуристом сборной России Дмитрием Алиевым в два предыдущих сезона. Одна из них – олимпийский «Маскарад» – стала для спортсмена знаковой, вторая – прошлогодняя, под саундтрек к фильму «Модильяни» – имела потенциал стать ещё более триумфальной, но, увы, не стала. Мы прокомментируем ряд нюансов, связанных с приведёнными выше критериями оценивания, а также с восприятием программы с теми или иными особенностями.

 

1. "Маскарад"

Выбирая музыку Хачатуряна для своей олимпийской короткой программы, Дмитрий Алиев сильно рисковал. К тому времени у фигуриста уже сформировался свой стиль катания, выделяющий его из массы конкурентов-одиночников и в то же время прекрасно вписывающийся в тренды, которые к тому времени задали французские танцоры и подхватили французские парники. Балетная классика же в российской сборной была нишей, уверенно занятой Андреем Лазукиным, выбравшим ту же музыку для своей произвольной программы.

Вопреки ожиданиям, программа Алиева «выстрелила» - и не последнюю роль в этом сыграли транзишны. Программа была насыщенной, абсолютно современной с точки зрения конькового и хореографического наполнения – именно это выгодно отличало её от программы конкурента.

Рассмотрим программу (конкретно, её прокат с предолимпийского чемпионата России) поподробнее. После начальной растанцовки фигурист набирает скорость основными шагами, за которыми следуют тройка LFO-LBI, шассе LBI-RBO, моухок RBO-LFO, тройка LFO-LBI, переход на правую ногу LBI-RBO, дуга RBO, перекрестный шаг с последующим коротким участком двуножного катания, тройка LBO-LFI, моухок LFI-RBI, чоктау RBI-LFO, тройка LFO-LBI, переход на правую ногу, две подсечки, шассе, перетяжка, перекрестный – и начинается заход на четверной прыжок: моухок RBI-LFI, тройка LFI-LBO, перекрестный шаг LBO-RBI, перетяжка RBI-RBO, двойное чоктау RBO-LFI-RBO, перетяжка RBO-RBI, чоктау RBI-LFO, тройка LFO-LBI, переход на правую ногу LBI-RBO, четверной тулуп.

Заход на четверной прыжок, продемонстрированный Дмитрием, весьма трудный и нетривиальный, содержащий как сложные шаги, так и изрядное число смен направлений движения. Пожалуй, ни один российский одиночник не исполнял четверной прыжок со столь сложного захода – не говоря уже о том, что среди представителей нашей страны четверной с шагов в принципе остаётся большой редкостью.

На выезде с квада - перетяжка RBO-RBI, переход на ход вперёд при помощи чоктау RBI-LFO, тройка LFO-LBI, подсечка, перекрестный шаг, перетяжка LBI-LBO с длинными въездной и выездной дугами, перекрестный LBO-RBI, моухок RBI-LFI, широкий шаг LFI-RFI, тройка RFI-RBO, двойное чоктау RBO-LFI-RBO, перекрестный шаг RBO-LBI, моухок LBI-RFI, шассе RFI-LFO, чоктау LFO-RBI, перекрестный шаг RBI-LBO, моухок LBO-RFO – снова с подчёркнуто длинной выездной дугой, моухок RFO-LBO, перекрестный LBO-RBI, небольшой участок двуножного катания и набор скорости двумя подсечками, означающий начал захода на следующий прыжок. Шассе RBI-LBO, чоктау LBO-RFI с акцентированной дугой выезда, смена ноги, моухок, подсечка, широкий шаг RBI-LBI, шассе LBI-RBO, моухок RBO-LFO, аксель в три с половиной оборота. Непосредственно шаги перед прыжком – стандартные, и в этом смысле заход, по сложности, уступает, скажем, заходам на триксель, демонстрируемым японцем Юдзуру Ханю или французом Кевином Эймозом, но прыжку предшествует довольно насыщенный блок транзишнов.

После перетяжки и смены направления движения при помощи чоктау фигурист выполняет перекрестный шаг и затем хореографический элемент на небольшом участке двуножного катания, после чего сразу следует прыжок во вращение. После окончания элемента фигурист делает перекрестный шаг, меняет направление с помощью чоктау RBI-LFO, за ним следуют тройка LFO-LBI, беговой, шассе LBI-RBO, тройка RBO-RFI, моухок RFI-LBI, затем фигурист меняет ногу и демонстрирует длинную дугу RBO, за которой следуют перетяжка и перекрестный шаг. Крюк RBI-RFI, шассе RFI-LFO, моухок LFO-RBO, перекрестный RBO-LBI, три подсечки, шассе LBI-RBO, длинная дуга RBO, перетяжка RBO-RBI, шассе RBI-LBO, моухок LBO-RFO – снова с длинной выездной дугой, моухок RFO-LBO, перекрестный шаг LBO-RBI, перекрестный шаг RBI-LBO, тройной лутц-тройной тулуп – с шагов.

Две подпрыжки на выезде с каскада в принципе завершают интересные связки в программе. После этого элементы идут один за другим – вращение-дорожка-вращение – так что дорожка сама в каком-то смысле играет роль перехода от вращения к вращению. Остановимся на дорожке поподробнее: моухок RBO-LFO, перекреcтный шаг LFO-RFI с последующим переходом на две ноги - и пошёл блок шагов дорожки: чоктау LFO-RBI, шассе RBI-LBO, шассе LBO-RBI, моухок RBI-LFI, перетяжка LFI-LFO, крюк LFO-LBO, выкрюк LBO-LFO, петля LFO, твизлы, смена ноги, двойное чоктау RBO-LFI-RBO, петля RBO, подпрыжка, тройка LFI-LBO, смена ноги LBO-RBO, перетяжка RBO-RBI, моухок RBI-LFI, чоктау LFI-RBO, основной шаг, тройка LFO-LBI, подсечка, переход на правую ногу, крюк RBI-RFI, смена ноги, моухок LFO-RBO, перекрестный шаг RBO-LBI, моухок LBI-RFI, скобка RFI-RBO, перекрестный шаг RFO-LFI, моухок LBI-RFI с переходом в бауэр, перепрыжка, снова бауэр, ещё одна перепрыжка, перекрестный шаг LFO-RFI, шассе RFI-LFO, перетяжка LFO-LFI, шассе LFI-RFO, тройка RFO-RBI, шассе RBI-LBO, перетяжка LBO-LBI, моухок LBI-RFI, скрещенное шассе RFI-LFO, чоктау LFO-RBI, перекрестный RBI-LBO, моухок LBO-RFO, скобка RFO-RBI, выкрюк RBI-RFI, твизлы, подпрыжка, тройка RFI-RBO, провозка на двух ногах, переход в финальное вращение.

Программа построена на связующих шагах, связующие элементы в ней используются лишь эпизодически. Вряд ли, впрочем, стоит воспринимать это как упрёк: сама суть программы диктует именно такой крен в наборе транзишнов. Возможно, стоит упрекнуть фигуриста и его команду за недостаточное количество сложных шагов, использованных в качестве связок, однако в целом разнообразие переходов выдержано на очень хорошем уровне. Концентрация транзишнов чрезвычайно высока, присутствует множество смен направлений движения и подчёркнуто длинных дуг. Заходы на прыжки органично вписаны в общий набор связок программы. Мы здесь не обсуждаем так называемые body movement transitions – однако заметим, что они являются сильной стороной фигуриста, и в данной программе эта сторона была использована на полную мощность.

 

2. "Модильяни"

В отличие от «Маскарада», получившего множество восторженных отзывов, короткая программа под музыку из фильма «Модильяни» получила более противоречивые отклики. Вот, например, типичное сообщение с фигурнокатательного форума: «Очень понравилась программа Димы. При чистом прокате она будет завораживать. Но ее катать надо чисто, а то будет бросается в глаза то, что она все же пустоватая на связки».

Попробуем разобраться, так ли это, взяв за основу прокат короткой программы с японского этапа Гран-при. Основной шаг, тройка RFO-RBI, подсечка, петля RBI, провозка на двух ногах, за которой после перехода на одну ногу следует широкий шаг RBI-LBI и петля LBI . Подсечка, чоктау LBI-RFO, длинная дуга RFO, перекрестный шаг RFO-LFI, ещё одна длинная дуга, подпрыжка, основной шаг, беговой, бауэр, переходящий со сменой направления движения в провозку на двух ногах, после перехода к одноножному катанию - дуга, предваряемая перетяжкой. Три подсечки, шассе LBI-RBO, перетяжка RBO-RBI, чоктау RBI-LFO, тройка LFO-LBI, смена ноги, четверной тулуп.

Выезд в длинную дугу RBO, перетяжка RBO-RBI, чоктау RBI-LFO, тройка LFO-LBI, подсечка, перекрестный шаг, длинная дуга, перекрестный, подпрыжка со сменой направления движения, основной шаг, шассе RFI-LFO, перекрестный шаг, короткий участок двуножного катания, пара беговых, длинная дуга RFO, моухок RFO-LBO, перекрестный шаг LBO-RBI, перетяжка RBI-RBO, моухок RBO-LFO, триксель. Выехать прыжок не удалось, так что фигурист вынужден набрать скорость подпрыжкой, основными шагами и только после этого встать на две ноги и затем в кораблик на внутренних рёбрах – тогда как запланирован, разумеется, был выезд в тройку и кораблик. После перехода на одну ногу с перетяжкой - шассе, крюк LBO-LFO, чоктау LFO-RBI, тройка RBI-RFO, кроссролл RFO-LFO, дуга LFO, перетяжка LFO-LFI, широкий шаг LFI-RFI, бауэр, чоктау и тройка, за которыми идёт прыжок во вращение.

Выход из вращения – в выпад, за которым следует растанцовка на двух ногах. Основной, дуга, основной, дуга, основной, широкий, две тройки LFI-LBO и LBO-LFI, шассе, участок двуножного катания, основной, тройка, шассе, подпрыжка, шассе, беговой, моухок, перетяжка, тройка, четыре подсечки, перекрестный LBO-RBI, широкий шаг RBI-LBI, шассе LBI-RBO, двойное чоктау RBO-LFI-RBO, перекрестный RBO-LBI, перетяжка LBI-LBO, каскад из тройного лутца и тройного тулупа. 

Перетяжка RBO-RBI, шассе RBI-LBO, моухок LBO-RFO, тройка RFO-RBI, две подсечки, моухок – и пошла дорожка шагов: скобка LFI-LBO, дуга LBO, чоктау LBO-RFI, крюк RFI-RBI, перетяжка RBI-RBO, перекрестный RBO-LBI, подпрыжка, моухок LBI-RFI, перетяжка RFI-RFO, моухок RFO-RBO, перекрестный RBO-LBI, перетяжка, провозка на двух ногах, моухок, беговой, крюк RFI-RBI, выкрюк RBI-RFI, твизлы, чоктау RBI-LFO, выпад, чоктау LBI-RFO, крюк RFO-RBO, выкрюк RBO-RFO, шассе RFO-LFI, чоктау LFI-RBO, перетяжка RBO-RBI, петля RBI, шассе RBI-LBO, твизлы, моухок LBI-RFI, скрещенное шассе RFI-LFO, подскок, основной шаг, скобка RFI-RBO, перекрестный шаг RBO-LBI, тройка LBI-LFO, крюк LFO-LBO, выкрюк LBO-LFO, петля LFO, перекрестный шаг LFO-RFI, чоктау RFI-LBO, перекрестный LBO-RBI. После дорожки фигурист осуществляет переход на ход вперёд при помощи чоктау RFI-LFO, означающий заход в комбинированное вращение. Между вторым и третьим вращениями – подсечка, чоктау и провозка на двух ногах, за которой сразу следует заход в заключительное вращение – волчок, завершающий программу.

Итак, какие же выводы мы можем сделать? А такие, которые в пух и прах разносят такие отзывы, как приведённый выше. «Модильяни» по разнообразию связок оказалась ещё более интересной программой, чем «Маскарад», как по шагам, так и по связующим элементам. В ней по-прежнему есть множество длинных дуг и смен направлений движения, необходимых для демонстрации мастерства катания фигуриста; можно снова коротко упомянуть и body movement transitions, оставшиеся за рамками обзора.

Стоит упомянуть также и дорожку шагов, которая к связкам сама по себе не относится, однако влияет как на оценку за мастерство катания, так и на общее впечатление. Приглядитесь: в отличие от дорожки из «Маскарада», поставленной в соответствии с техническими требованиями ISU, дорожка из «Модильяни» выходит далеко за рамки этих требований: число сложных поворотов в ней намного больше, она намного сложнее и насыщеннее, чем предыдущая. 

Таким образом, программа прошлого сезона однозначно у программы позапрошлого сезона выигрывает. Она попросту круче. В чём же она уступает, что делает возможным такие впечатления, как процитированные выше? Ответ прост: в непрерывности катания.

Пожалуй, данный пример лучше всего демонстрирует, какое важное значение имеет непрерывность – и особенно нюанс, связанный с заходами на прыжки. В «Маскараде» прыжкам предшествовали сложные наборы шагов с многократной сменой направлений движения, а участки набора скорости были короткими, не слишком заметными и «отодвинутыми» от прыжков довольно далеко. В «Модильяни» эти участки были к прыжкам намного ближе.

Обратим внимание на ещё один важный момент: формально заход на каскад из прошлогодней произвольной – с двойного чоктау – сложнее, чем из программы олимпийского сезона, так как попросту содержит сложные шаги. Но с точки зрения непрерывности катания всё иначе, так как непосредственно перед этим заходом мы видим участок набора скорости. Этот пример довольно ясно показывает, какое значение для целостности программы имеют не только формальные сложные заходы, но заходы, являющиеся органичной частью общего рисунка программы. Когда прыжки возникают «ниоткуда» - это смотрится куда более впечатляюще.

Неудивительно, что внимание слушателей семинара ISU было обращено на такие моменты: новые правила, ужесточившие штрафы за ошибки при выполнении элементов, заставили фигуристов построить свои программы таким образом, чтобы повысить вероятность их чистого исполнения. Впрочем, для российских одиночников мало что поменялось: если для Алиева изменения в построении программы были просто определённым шагом назад, то подавляющее большинство парней из взрослой сборной России, судя по их программам, в принципе про связки не слышало, а те, что слышали, не слышали ничего про непрерывность катания.

Что ж, остаётся только пожелать Дмитрию Алиеву снова учесть эти нюансы в построении программ и продемонстрировать не только красивые и насыщенные связками программы с чисто исполненными элементами, но и пресловутую непрерывность катания, при которой элементы и переходы между ними составляют неразрывное единство, обеспечивающее целостность постановки.

Он, по крайней мере, уже демонстрировал, что на это способен.   

Автор благодарит за обсуждение всех пользователей, прокомментировавших предварительное изложение материалов, вошедших в пост. Автор будет благодарен читателям за любые замечания, как касающиеся возможного развития данной темы, так и непосредственно данного поста, указаниям на ошибки, опечатки или неточности. Ах, да: автор будет очень благодарен за плюсики и просит, если вам пост не понравился, всё равно его отплюсовать - а свои возражения написать в комментариях. Своими силами разберёмся, что вас не устроило:)

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Умное ФК
+86
Популярные комментарии
Янтарь
+14
Эту даму лучше попросту игнорировать. Она и филолог, и бывший фигурист, и мать семерых детей, и вечно занятая бизнесвумен, и фукин рокет сайентист. И при этом пятый год пасётся в интернете по двадцать четыре часа в сутки, периодически меняя профили. Но на самом деле, единственное, в чем она эксперт, каких поискать - так это в самом что ни на есть базарном хамстве. А пост хороший, спасибо.
Ответ на комментарий Doctor of Philosophy
В связи с тем, что это не звание, а ник, снять его в любом случае не представляется возможным:)
miracleY
+10
Хороший пост. Судейство в прошлом сезоне и, особенно на последнем ЧМ было просто отвратительным. Что даже на семинаре пришлось напоминать судьям, за что всё-таки должны выставляться компоненты. Очень надеюсь, что судейство станет более объективным и, что фигуристы всю программу ездящие на двух ногах от прыжка к прыжку, махая руками, будут получать за это соответствующие баллы. А Дима очень интересный фигурист, хочется видеть его на главных стартах, пусть новый сезон был для него более удачным, чем прошлый.
Doctor of Philosophy
+10
Так загляните в протоколы и посмотрите на слово "переходы": fsrussia.ru/results/1819/2etap/eM__Scores.pdf
Ответ на комментарий mooderilki
Будучи кандидатом филологических наук, я точно знаю, что необоснованное засорение русского языка иностранными словами означает двойку при любой проверке знаний по этому предмету.

А изобретателей новояза клеймили все люди, имеющие хоть какое-то представление о грамотности.

Никакие транзишны и переходы в природе не существуют. Есть только связки. Это я вам сообщаю как бывший фигурист, который все эти слова ногами выезжал, а не теоретизировал, сидя на стуле ровно.
Написать комментарий 46 комментариев
Реклама 18+