4 мин.

37 лет назад «Стяуа» стал лучшим клубом Европы. Румынский вратарь взял все пенальти в финальной серии с «Барселоной»!

7 мая 1986 года на стадионе «Рамон Санчес Писхуан» в Севилье состоялся финал Кубка европейских чемпионов, в котором сошлись «Барселона» и «Стяуа».

«Барселона» на пути к решающему матчу прошла пражскую «Спарту», «Порту», «Ювентус» и «Гетеборг». Путь «Стяуа» был более причудлив – датский «Вайле», венгерский «Гонвед», финский «Куусюси» и «Андерлехт». Вот на что способна слепая жеребьевка!

Перед финалом все эксперты были единодушны: каталонцы под руководством англичанина Терри Венейблса без всяких проблем одержат победу над клубом из столицы Румынии. 

Но основное и дополнительное время игры завершились унылыми нулями при скучной игре с минимумом голевых моментов. Перед стартом серии пенальти никто не мог предположить, что матч займет заметное место в истории футбола.

Все дело в том, что голкипер «Стяуа» Хельмут Дукадам отразил все четыре удара футболистов «Барселоны» с одиннадцатиметровой отметки и принес команде сенсационную победу в финале самого престижного клубного турнира Европы!

Таким образом «Стяуа» стал первым футбольным клубом из Восточной Европы, побеждавшим в Кубке/Лиге чемпионов.

Вот что рассказывал о своем подвиге сам Дукадам:

«Первый пенальти пробивал их капитан Алексанко. Я пристально посмотрел на него и по движению его тела предположил, что удар будет нанесён в правый от меня угол. Я замер в ожидании удара и вытащил мяч именно из правого угла.

Второй пенальти был уже вопросом психологии – я просто поставил себя на место бьющего. Им был Педраса, который, возможно, подумал, что раз я вытащил мяч справа, то теперь буду прыгать влево. Я знал, что он мог подумать именно так из-за того, что вратарь «Барселоны» Уррути также сначала отбил мяч после удара в исполнении Мажару в свой левый угол, а затем справился с попыткой Ласло Белени, который пробил в противоположную сторону. Так что же я сделал? Я снова прыгнул вправо и отбил мяч, несмотря на то, что это был лучший удар из всех попыток «Барсы».

С третьим пенальти было уже проще. Логично, что очередной оппонент решит, что раз голкипер дважды прыгал вправо, то теперь наверняка предпочтет другой угол. Вот Алонсо и пробил вправо, и я отбил мяч, правильно предугадав развитие событий во второй раз.

Четвертый пенальти для меня был самым сложным, так как я действительно не знал, что делать. Вновь прыгать вправо или все-таки сменить направление? Маркос, вероятно, думал так: раз это вратарь трижды прыгал в правый угол, значит он жестко выбрал этот вариант и ничего менять уже не будет. В результате я сделал ставку на то, что пенальти будет пробит в левый угол. И когда Маркос только замахивался для удара, я уже начал движение в нужном направлении».

Герой матча вынужден был завершить профессиональную карьеру спустя всего два месяца после своего звездного часа в Севилье. Причиной стал облитерирующий атеросклероз, грозивший голкиперу ампутацией руки. В 27 лет.

В 1989-м он полностью восстановился от болезни и еще пару сезонов поиграл за клуб второй румынской лиги «Вагонул». С 2010 года по 2020-й Дукадам занимал должность президента «Стяуа».

Есть еще один интересный сюжет, непосредственным образом связанный с этим финалом. Защитник «Стяуа» Миодраг Белодедич в 1988 году бежал из Румынии в Югославию и начал выступать за «Црвену Звезду». И в 1991-м с югославским клубом он снова выиграл Кубок чемпионов.

Зафиксируем. Белодедич – двукратный победитель Кубка чемпионов. Со «Стяуа» и «Црвеной Звездой». Уникальный футболист!

Еще больше настоящего футбола в нашем олдскульном телеграм-канале и Ютубе