6 мин.

«Какого черта идти на команду, которая никогда не выигрывает?» Рэй Ферраро вспоминает дебют «Атланты» в НХЛ

Ты не можешь позволить себе воротить нос от любого предложения, когда тебе 35 лет и ты только что вернулся в строй после очередной травмы колена. Если хочешь продолжать играть, то должен хвататься за любой шанс. Любая команда для тебя – это подарок. Именно потому я оказался в Джорджии в составе только что образованной «Атланты».

На рынок свободных агентов я вышел летом 1999 года после четырех лет в составе «Лос-Анджелеса». Понимал, что в первую неделю мне не стоит ждать звонков от работодателей. К началу августа мой агент вел переговоры с несколькими клубами. Несмотря на проблемы с коленями, был уверен, что еще хочу продолжать карьеру. Все лето усиленно тренировался. В конце концов, «Атланта» предложила двухлетний контракт, чем я был более чем удовлетворен. Считал, что часть первого сезона у меня уйдет на то, чтобы просто набрать приличную игровую форму.

Обычно, к старту тренировочного лагеря в команде находятся 40-45 человек. У нас набралось аж 75. Это было невероятное количество, и никто не понимал, чего ждать дальше. Просто все собрались в Орландо. Можете считать, что начинание с чистого лица поможет выстроить правильный коллектив и создать хорошую атмосферу, но у нас собрался слишком разношерстный состав, который к тому же постоянно менялся. Даже сложно вспомнить всех разных ребят, которые прошли через команду в первый год. Игроки, о которых я прежде даже никогда не слышал, могли неожиданно появиться на утренней тренировке. Это был настоящий хаос.

Стив Стэйос, который провел  достойную карьеру в НХЛ на позиции защитника, какое-то время выходил на краю атаки. Я играл в одном звене с ребятами, которые только дебютировали в лиге, и с парнями, которые уже «ехали с ярмарки». Ворота защищали 5 или 6 голкиперов. Несчастные парни – у них не было шансов. Во всяком случае, не с такой командой перед ними.

Но выступать за «Трэшерс» было весело. Атланта – отличный город, здесь всегда происходит много интересного. Сначала я удивлялся, почему на стольких бамперах наклеен стикер с 99-м номером? Нет, не в честь Уэйна Гретцки. А в честь гонщика NASCAR Джеффа Бертона. Футбольные университетские команды также пользовались популярностью. Я уже не говорю о профессиональных командах – «Брэйвс» и «Фэлконс».

На старте сезона к нам относились прохладно. О нас знали, так как мы были чем-то новым, да и маркетинговая кампания была развернута активная. Но завоевать спортивный рынок было непросто. К тому же мы играли, мягко говоря, паршиво, что никак не помогало делу. Какого черта идти смотреть на команду, которая никогда не выигрывает?

Будучи игроком, ты всегда считаешь, что, если приложишь достаточно усилий и будешь стараться, то победы придут. Но даже расписание матчей не благоволило нам. Мы уступили в первых трех домашних матчах, играя против сильных соперников.

Помню, как после очередного поражения со счетом 2:4 (или 3:5) я сидел в раздевалке и думал, что лучше мы уже играть не будем. Провели лучший матч в сезоне, но даже этого оказалось недостаточно. Это давило на команду. Как бы ты не старался, результата все равно нет. Ужасное чувство. Конечно, ты рад выступать в лиге, но складывается ощущение, будто ты приходишь каждый день на работу и получаешь пощечину. Именно такие ощущения оставались после некоторых матчей.

Мы выдали серию из 16 матчей без побед. Казалось, что этому не будет конца. Ты уже начинаешь смотреть на расписание, задаваясь вопросом, кого же вы можете обыграть? Уж точно не «Колорадо» с Форсбергом и Сакиком. В день, когда прервалась наша серия, праздновалось 20-летие «Чуда на льду». Помню, как по телевизору постоянно говорили о том легендарном событии для американского хоккея. А затем мы совершили свое маленькое чудо, переиграв великолепных «лавин».

После матча у меня брали интервью, так как я стал соучастником победного гола, и я заявил: «Люди сегодня постоянно вспоминают и говорят о «Чуде на льду». Конечно, это было здорово. Но сегодня вы увидели настоящее чудо». После этого я получил прекрасное голосовое сообщение от Эла Майклса, который прославился той самой фразой: «Вы верите в чудеса? Конечно!» Я хранил то сообщение на своем телефоне долгое время.

Да, мы выступали неважно. Но в Атланте было здорово. В клубе собрались прекрасные люди. Майк Стэплтон – очень забавный парень. Эндрю Брюнетт – один из моих самых любимых партнеров. Крис Тамер и Джефф Оджерс – прекрасные ребята.

В прошлом году я столкнулся с Майком на молодежном чемпионате мира в Монреале. В итоге, мы простояли под дождем 20 минут, вспоминая старые, добрые деньки. Все-таки Атланта – это особое место. «Трэшерс». У нас был прекрасный коллектив. Мы летали на самолете, который прозвали «мусорный бак» - настолько старым и потрепанным он был. Сколько историй, которые заставят вас кататься от смеха по полу. Какие теплые и приятные воспоминания.

Тогда я вновь вспомнил, как я люблю эту игру. Честно признаюсь, что в Лос-Анджелесе былая страсть несколько ушла. Но в Атланте она вспыхнула с новой силой.

Мне кажется, что «Вегас» более подготовлен к НХЛ, чем «Трэшерс» в свое время. Джордж Макфи имеет богатый опыт на посту генерального менеджера. Жерар Галлан отлично проявил себя на тренерском поприще в лиге. Наши же генеральный менеджер и тренер впервые попали в НХЛ. Игроки «Годен Найтс» уже встретились друг с другом, и костяк состава сформирован.

Это будет иной опыт, но я бы посоветовал хоккеистам «рыцарей» сосредоточиться на том, что ждет их впереди. Вы можете оглядеть раздевалку и увидеть 23 человек, половины из которых не будет в клубе следующим летом. Это состав собран для начала, а не на длительную перспективу.

Вы можете волноваться только о том, чтобы постепенно двигаться вперед и доказать обоснованность своих претензий на карьеру в НХЛ. Если вы начнете думать о чем-то другом, то ваше место быстро займет кто-то другой.

Также хочу посоветовать вам наслаждаться этим опытом. Как бы ни выступала ваша команда, получайте удовольствие. Вы получите удивительный опыт вместе с парнями, о которых раньше ничего не знали. Неожиданно, они стали вашими партнерами, а некоторые из них станут вам близкими друзьями.

Тем летом я не мечтал попасть в команду с драфта расширения. Но в 90-е в лигу попало много новых клубов. В какой-то степени, заключение контракта с «Трэшерс» выглядело обычным событием. Я не питал иллюзий, что команда будет регулярно побеждать, но не ожидал, что мы выиграем лишь 14 матчей. Мы вошли в историю лиги, как одна из худших команд НХЛ.

Помню, как летел в самолете в тренировочный лагерь и читал в USA Today маленькие справки о каждой команде. В каждом составе были отмечены самые яркие игроки. Там говорилось, что атаку «Атланты» за собой поведет Нельсон Эмерсон. Нельсон как раз сидел рядом со мной в самолете. Я повернулся к нему и подмигнул: «Если это лучшее, что у нас есть, Нелли, то у нас серьезные проблемы».

Источник: TSN.

«Хотели бы сохранить тебя в команде, но я проиграл тебя в карты». Дедлайн НХЛ глазами хоккеистов

Автобиография Шона Пронгера. Часть X