10 мин.

«Мы должны стать владельцами команды». Спасители «Виндзора»

Сложно сосчитать, сколько раз Уоррен Райхел и Боб Бугнер сидели на трибунах Windsor Arena и наблюдали за играми «Спитфайерс». Еще родители приводили Уоррена и Боба на эту арену. Именно с этих трибун они наблюдали за тем, как Эрни Годден ставил свои рекорды, которые не побиты до сих пор. Они помнят, как защитник Джоэл Кенневилл как-то набрал за сезон 103 очка. Именно на этот лед они выходили, когда играли в школьной команде старших классов. Именно сюда они возвращались уже в составе своих команд из юниорской лиги Онтарио.

Но один вечер 2004 года запомнился им особенно. Они вновь оказались на родной трибуне. Подробности того, с кем играл «Виндзрор» или как закончился тот матч, уже стерлись из памяти, но зато они помнят разговор, который вели в тот вечер. Они говорили не о славном прошлом, а обсуждали туманное будущее.

Это беспокоило их больше всего.

Райхел закончил карьеру в 1999 году, отыграв семь сезонов за пять команд. За это время 31-летний нападающий успел провести 121 драку. И это без возможности подсчитать точное количество раз, когда он скидывал перчатки в других лигах – он дважды преодолевал рубеж в 300 штрафных минут, выступая за «Индианаполис» из уже несуществующей Интернациональной хоккейной лиги. Когда Уоррен, наконец, получил приглашение из АХЛ, став еще на шаг ближе к исполнению своей мечты, то не стал изменять себя – более 200 штрафных минут за полсезона. После завершения карьеры он получил должность скаута в «Финиксе».

В это время Бугнер находился без дела – не совсем по своей вине. Он хотел играть, ему было всего 33 года, но предложений не последовало. В НХЛ случился локаут, так что Бугнер проводил большую часть времени в разъездах между Торонто и Виндзором.

Оба понимали, как могут быть непостоянны их работы. Райхел трудился скаутом, но отдавал себе отчет в том, что, в случае перемены в руководстве, он в одночасье может остаться безработным. Бугнер же пытался выжать последние капельки сил из своего тела, чтобы получить возможность еще продолжить игровую карьеру.

Оба чувствовали себя в подвешенном состоянии. Так что им пришло в голову неожиданное решение: «Мы должны стать владельцами команды».

«Спитфайерс» предстоит сыграть в финале Мемориального кубка, но этого могло бы и не случиться, если бы не судьбоносное решение Райхела и Бугнера. Можно сказать, они спасли хоккейную команду Виндзора. Лига не любит трогать команды с историей. Но, если у клуба начинаются проблемы, то и особой помощи ждать не стоит. Нужно признать, что «Спитфайерс» в те годы не представляли большого интереса для Виндзора. У города были проблемы и посерьезнее – закрытие автомобильных заводов. Но Райхел и Бугнер даже не рассматривали других вариантов. Только здесь. Только сейчас.

Стив Риоло, один из главных игроков на местном строительном рынке, приобрел клуб в конце 80-х и не проявил желания расстаться с командой, когда получил первое предложение. Зато лига явно была заинтересована в смене владельца. Нужно признать, что во времена правления Риоло «Виндзор» превратился в посмешище. Самым ярким можно назвать случай, когда вышибала по имени Джефф Кугел выскочил на лед со скамейки и в безумном припадке стал набрасываться на всех подряд. Новости об этом инциденте облетели все СМИ, а видео этого безобразия до сих пор можно найти в интернете.

Кугел получил пожизненную дисквалификацию. Но люди также задумались о другом: «Какой смысл держать в команде психопата, чья единственная задача – избить подростка?» Через пару лет «Виндзор» вновь оказался вовлечен в некрасивую историю. Стив Дауни, звезда «Спитфайерс», на тренировке ударил клюшкой в лицо новичка Акима Алиу за то, что тот отказался мириться с издевательствами, которые сопровождали «ритуал посвящения в члены команды».

А добавьте к этому состояние арены. Windsor Arena представляла из себя, скорее, наиболее подходящее во всей Канаде место для боя быков. Как с точки зрения удобства, так и с точки зрения состояния здания. «Это рабочий город, - объясняет Райхел. – Люди упорно и тяжело трудятся. И именно такой хоккей они и любят». Бугнер добавляет: «Посмотрите, какие игроки вышли из «Виндзора»: Боб Проберт, Тай Доми, Эд Джовановски. Жесткий, иногда даже жестокий стиль игры – вот хоккей Виндзора».

Казалось, ничего не изменится даже тогда, когда Риоло, наконец, сдался и продал клуб Райхелу и Бугнеру, которые заручились поддержкой Питера Добрича, президента местной компании Private Financial Group.

Но все сложилось иначе.

В сезоне-2006/07 Райхел взял на себя обязанности генерального менеджера, а Бугнер заступил на пост главного тренера. Они хотели создать новую команду. Райхел отмечает, что в этом деле ему очень пригодился опыт, который он приобрел, работая скаутом в «Финиксе». «Мне посчастливилось работать бок о бок с такими профессионалами как Клифф Флетчер и Дэйв Дрэйпер. Также я вспомнил уроки, которые когда-то давал мне отец, который занимался бухгалтерией».

Бугнер же не имел за плечами подобной школы: «Для меня это был первый подобный опыт. Но за годы карьеры я поработал со многими классными тренерами. В первую очередь, выделю Теда Нолана (с которым работал в «Су-Сент-Мери» в юниорах и в «Баффало» в НХЛ). Теда нельзя назвать самым хитрым тактиком, но ты готов умереть за такого тренера. Если мы проигрывали, то испытывали чувство стыда за то, что подвели его».

Но не стоит недооценивать и вклад Райхела. Многие считают, что игроки его амплуа просто выполняют грязную работу и ни о чем особенно не задумываются. В каких-то случаях это действительно может быть правдой, но зачастую тафгаи понимают цену всему происходящему гораздо острее, что звезды из первого звезда.

А добавьте к этому прозвища. Когда Райхел еще выступал в юниорской лиге, то постоянно испытывал проблемы с лишним весом. Тренер, Арчи Хендерсон, дал ему прозвище «Банди», намекая на схожесть с рестлером Кинг Конгом Банди. Это прозвище приклеилось к Уоррену и, видимо, будет сопровождать его до гробовой доски. Бугнера называли просто «Буги». Поймите, сложно вести серьезные дела в таких условиях. Насколько бы дорогой костюм ты не носил, сложно заставить принимать тебя всерьез, когда все обращаются к тебе «Банди» или «Буги». Оба могли выбрать другой путь, но они вернулись на родину, не побоявшись серьезных испытаний.

И не стоит забывать о темпераменте. Вот что я вам скажу. Если вы окажетесь рядом с Райхелом во время матча «Виндзора» или на игре «Торонто Марлис», где играет его сын, постарайтесь найти себе другое место. Срочно. Если вы рискнули принести с собой стакан кофе, то велика вероятность того, что он окажется на вашем костюме раньше, чем вы успеет его выпить. Это не какое-то проявление агрессии или сведение личных счетов – таким он был всегда. Когда Уоррен выступал за «Колорадо», то в финале Кубка Стэнли-96 сцепился с Джовановски – другим любимым сыном Виндзора. И если он ругает судей, то использует такие выражения, которые вы не слышали с 90-х. Бугнер ведет себя спокойнее, но и он все равно остается человеком, который пробился в НХЛ за счет, скорее, упорства и желания, а не таланта. И к жизни он относится также.

Многие сомневались в перспективах команды, когда Райхел и Бугнер только ее приняли. Сезон оказался не так плох, как они ожидали… Просто кошмарен. 18-43-7. «У нас был план, - объясняет Райхел. – Мы собирались внимательно поработать на драфте, набрать 16-летних ребят и довести их до 19-летнего возраста. Мы взяли Тэйлора Холла. Заполучили Райана Эллиса, Адама Хенрика».

Но, в первую очередь, нужно было изменить репутацию команды. А для начала перебраться на новую арену. Каким бы шармом (ладно, на любителя) не обладала Windsor Arena, она уже откровенно устарела. И когда оба наших героя хотели вернуться к корням, они имели в виду город, а не стадион. В январе по ходу аннус хоррибилис был заложен первый камень в основание новой арены, WFCU Centre.

План работал. Холл и Эллис превратились в настоящих звезд. Казалось, все складывается отлично. Но в феврале 2008 года пришла страшная весть – скончался капитан команды Мики Рено. Уроженец Виндзора был найден мертвым в своем доме. Врачи установили, что он страдал от гипертрофической кардиомиопатии.

Я знаю Райхела и Бугнера с 90-х. Уоррена, в первую очередь, по выступлениям за «Торонто», Бугнера – по «Баффало». Как уже отмечалось, это были искренние игроки. Я приехал в Виндзор через неделю после смерти Рено. Несколько игр «Спитфайерс» были отменены и перенесены на более поздний срок. Я навестил их накануне первого матча после смерти Рено, против «Бельвиля». Не самое приятное ощущение – записывать в блокнот чужое горе. Райхел вспоминал, как его отец затачивал коньки Мики, когда тому было 6 лет. Бугнер рассказывал, что Рено ездил на вокзал и встречал новичков команды.

В тот день я написал следующее: «Два взрослых мужчины, имеющих опыт игры в НХЛ, взявшие на себя ответственность за клуб, переживают эту ситуацию гораздо острее, чем другие члены команды. Больно даже писать эти слова, но об этом нужно сказать. Накануне первого матча после трагической гибели Мики Рено, кажется, игроки находятся в лучшем состоянии, чем руководство».

Сложно сравнить атмосферу в тот вечер на арене в Виндзоре с чем-то еще. Под своды арены был поднят свитер Рено в память о Мики. «Бельвиль» победил в овертайме, но в тот вечер результат отошел на второй план.

Будущие игроки НХЛ Холл, Эллис и Хенрик были в числе тех, кто провел последний матч на Windsor Arena, и среди тех, кто первыми ступил на лед WFCU Centre. Также они были членами чемпионских составов «Спитфайерс» 2009 и 2010 годов. Костяк команды не претерпел серьезных изменений, но путь к чемпионству оба раза был абсолютно разным. В 2009 году талантливая команда была в 20 минутах от бесславного вылета – «Келоуна» вела со счетом 2:0. В следующем году «Виндзор» уничтожил всех соперников, в финале разделавшись с «Брэндоном» со счетом 9:1. Но обе эти команды объединял стиль игры – скорость и техника, за которыми не поспевали соперники. Тот стиль игры, когда «Виндзор» впечатывал соперника в борт, не давая тому поднять голову, ушел в небытие.

Работа Бугнера не осталась незамеченной, и после второго чемпионства он покинул команду, заняв пост помощника главного тренера «Коламбуса». В прошедшем сезоне он работал в тренерском штабе «Сан-Хосе». Однако он навсегда связан с «Виндзором», и не только финансово, но и эмоционально. Райхел же продолжает трудиться на благо клуба. Не так давно за «Спитфайерс» выступал его сын – Керби. «Давайте не будем прикидываться. Если на льду выступает твой сын, то ты следишь за ним внимательнее, чем за остальными», - как обычно откровенен Райхел. Но можно быть уверенными, что любого игрока «Виндзора» он любит как сына.

Нынешний состав «Спитфайерс», казалось, уступает чемпионским образцам недавнего прошлого. «Виндзор» вылетел в первом раунде плей-офф, уступив «Лондону», и получил право посоревноваться за Мемориальный кубок только как команда-хозяин арены.

Но молодежный хоккей – это всегда непредсказуемый результат. «Виндзор» победил «Сиэтл» и «Сент-Джон» (чемпионов Западной хоккейной лиги и юниорской лиги Квебека соответственно). И теперь в финале «Спитфайерс» сразятся с «Эри». Однако этот клуб уже преодолел темные времена. И теперь все стало иначе.

Источник: Sportsnet.

«Может, мне устроить аварию и разом со всем этим покончить?» Дедовщина в североамериканском юниорском хоккее

«Он уже многое повидал». Через что прошел талантливый проспект «Ванкувера»