Сколько «Ростов» зарабатывает на зрителях. И сколько мог бы

Год назад ФК "Ростов" переехал на новый стадион - "Ростов-Арену", построенную к Чемпионату Мира. По случаю годовщины клуб опубликовал занимательную инфографику. Приглядимся внимательнее?

Matchday – один из трёх основных источников дохода футбольного клуба, наряду с продажей телеправ и спонсорскими контрактами. Опубликованная «Ростовом» картинка позволяет прикинуть, сколько клуб заработает в этом сезоне на проведении матчей, и сравнить эту цифру с конкурентами из Западной Европы. Погнали.

Доходы ФК «Ростов»

Заявленный средний чек, - 600 рублей с человека, - очень похож на правду. Билеты в Ростове-на-Дону стоят 150-1700 рублей, при этом львиная доля мест на ¾ матчей попадает в диапазон 150-600 рублей. Добавим продажу атрибутики и нехитрой закуски в перерыве — и получим те самые 600 рублей с человека.

В этом сезоне домашние матчи ФК «Ростов» уже посетили 436 896 человек — и впереди две игры с «Локомотивом» (в будни, поэтому посчитаем по 30 000 человек на каждой), матчи против «Зенита» (соберет 40 000) и «Краснодара» (скорее всего, 35 000). Итого приблизительно 572 000 человек, или 31 780 человек на каждой игре (прямо сейчас средняя посещаемость 31207 чел).

572 000 чел * 600 руб = 343 200 000 рублей. Что было понятнее: 343,2 млн рублей, или 4,7 млн евро. Много это, или мало? Сейчас сравним.

Доходы европейских клубов в matchday

Важные уточнения:

  1. Данные о посещаемости ФК «Ростов» взяты за сезон 2018/2019 с Transfermarkt;
  2. Данные о посещаемости европейских клубов и «Зенита» взяты из отчета Deloitte за сезон 2017/2018;
  3. Данные о доходах клубов взяты из того же отчета;
  4. Суммарный доход топ-20 клубов по версии Deloitte последние пару лет растет на 5-7% в год. То есть если в сезоне 2017/2018 клуб заработал 30 млн, то в сезоне 2018/2019 этот же показатель составит, скорее всего, 31,5-32 млн.

Итак. Найти информацию о доходах западноевропейских середняков вроде «Аталанты» (7-е место), «Ренна» (5-е место) или «Утрехта» (5-е место) в отчете Deloitte не удалось, поэтому придется сравнивать доходы «Ростова» с более известными и коммерчески успешными соперниками. Например:

  • «Аякс» - 31 млн евро matchday / 49670 чел посещаемость;
  • «Вест Хэм» - 27,7 млн евро / 56896 чел;
  • «Ньюкасл» - 27 млн евро / 52297 чел;
  • «Базель» - 26,7 млн евро / 25857 чел;
  • «Бешикташ» - 22,8 млн евро / 26983 чел;
  • «Эвертон» – 18,9 млн евро / 39043 чел;
  • «Зенит» - 9,5 млн евро / 43963 чел.
  • «Ростов» - 4,7 млн евро / 31780 чел (прогноз на сезон 2018/2019)

Что мы видим?

«Ростов» вполне успешно конкурирует с европейскими клубами по посещаемости, но страшно проваливается по доходам в matchday. Это же касается и «Зенита»: при меньшей в 1,5 раза посещаемости сраный «Базель» заработал чуть ли не в 3 раза больше, а «Бешикташ» – в 2,5 раза. Не говоря уже о об англичанах, хотя, конечно, и у них особняком стоит «Эвертон».

Можно ли зарабатывать больше?

Представим, что «Ростов» пробьется в еврокубки, «Спорт-Ин» передаст стадион в управление клубу, а коммерческий отдел поставит в 4 раза больше палаток с атрибутикой и научит поваров заваривать чай в 6 раз быстрее. Несомненно, это позволит увеличить доход до 6-7,5 млн евро за сезон, но о большем мечтать не приходится. Почему?

Главная, на мой взгляд, причина — невысокий, по сравнению с Западной Европой, уровень доходов населения. «Ростов» не соберет даже 10 000 человек на рядовой матч против условных «Анжи» или «Урала», если билеты будут стоить от 1000 рублей (а ведь это всего-навсего 15 евро). Отсюда, вероятно, и неважный результат «Зенита» в отчете Deloitte: 9,5 млн против наших ожидаемых 4,7 млн — это, конечно, круто, но даже ребята из «Эвертона» заработали в два раза больше. И, повторюсь, не потому, что у нас плохо работают, а потому, что оставить на стадионе больше 600 рублей/чел в Ростове и больше 800-900 рублей/чел в Петербурге могут немногие.

Можно ли заработать на зрителях?

Согласно отчету Deloitte, matchday в среднем приносит клубам 14% от общего объема доходов. При этом бюджет «Аякса» и «Базеля» вообще на треть состоит из дохода в дни матчей. Экстраполируем на РПЛ.

Если верить источнику, бюджеты половины клубов РПЛ крутятся в пределах 0,9-1,4 млрд рублей. При этом «Крыльям» (1,37 млрд) и «Уралу» (0,9 млрд), как и нам, с неба упали новые стадионы, которые можно и нужно заполнять. «Урал» собирает на домашних матчах по 14822 чел и при чеке 600 руб/чел обеспечивает этим 16% годового бюджета. Крылья (18039 чел) вытряхивают из карманов зрителей 12,6% своего бюджета. При этом и «Уралу» (вместимость 35000), и «Крыльям» (вместимость 45000), и «Ростову» (вместимость 43000, посещаемость 31000) всё ещё есть, куда расти — а значит, и увеличивать доходы в matchday.

Резюме

Доходы российских клубов от проведения матчей не приблизятся к западноевропейским значениям, пока к ним же не приблизятся наши зарплаты. Тем не менее, заработать на зрителях можно — особенно, если есть новый клёвый стадион. В Ростове-на-Дону этим активно занимаются, а вот как обстоят дела в Волгограде, Самаре, Нижнем Новгороде, Саранске, Сочи, Казани, Екатеринбурге, было бы интересно узнать в комментариях. Что происходит в Воронеже, вы знаете и так.

Фото: https://vk.com/fcrostovhttps://vk.com/aero_rostovhttps://vk.com/ddemkov

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Volodimire.ru
+72
Популярные комментарии
Станислав Иващенко
+34
Говоря за себя и свою семью. Мы перед каждым домашним матчем ещё пару тысяч оставляем в кафе (пиво и шашлык). Но кафе это не на стадионе. Потому что там таких заведений нет. И таких людей огромное количество.
Потенциально люди могут потратить больше. Но клуб не делает в этом направлении шагов, т.к. технически это сложно.
Стадион за городом, игры - 2 раза в неделю. Строить там кафе бессмысленно. Разве что территорию сдавать под палатки-наливайки. Вот только полчемпионата у нас зимой и в палатке не посидишь.
Egor Belikov
+20
Я думаю продажа пива на стадионе может значительно улучшить ситуацию. Лично я готов пропустить пару бокалов в матчдэй на стадионе... и пополнить бюджет клуба на добрых 400 р
Виталий Мажаев
+13
Не кудахтать, а ХРЮКАТЬ))
Ответ на комментарий Стас 4956
Сейчас придут кудахтать про бесплатные билеты
Артур Мартиросян
+10
Вы точно были на стадионе? Парковка в 5-ти минутах ходьбы быстрым шагом или 10-ти если идти прогуливаясь, какие пол часа? За пол часа до Садовой с парковки дойти можно. Какие ограждения вы перелазили? Забор? Так он для того и создан чтобы распределять потоки людей и не было толкучки. Множество входов и гейтов с любой стороны стадиона. Какая очередь в туалет и за едой? Спокойно зашел в уборную как за 10 мин до начала так и в перерыве матча. Как только выходишь из туалета в 10 метрах продается еда и напитки, да впереди меня было пару человек и пришлось подождать минуты 3, спокойно купил еду и чай и вернулся на свое место продолжать болеть за свою желто-синюю команду, а вот про какой клуб и стадион толкуете вы, мне не понятно.
Ответ на комментарий Andre Ja
Ну куда расти есть. Машину приходится ставить практически в чистом поле и идти минут 25-30 по колдобинам, перелазить через ограждения. Поесть в перерыве нереально, только до матча. Места там море, и продавать места под торговлю можно без проблем (по идее на всех хватит). На автобусах доехать очень тяжко, всего 2 маршрута и ползут в общем потоке машин. Сортиры бесплатно, но перерыва с трудом хватает достояться и затем перекурить. Все закусывают на стоянке, машины поставили-багажничек поднял- а там поляна уже накрыта.
Atolik
+7
Хромает аналитика.
Со стоимостью билетов и доходами все хорошо (для клубов).
1. Почему вы в аналитике в блоке о стоимости билетов привязались к абсолютной величине в Евро!? Приведите в аналитике зарплату (среднюю) болельщика европейского клуба и будет сразу видно, что при зарплате например 2500 Евро 15 Евро за билет это 0,6% дохода. У нас в Москве далеко не все по 2500 Евро в месяц получают, да и по 1250 Евро тоже не через одного. Даже 600 рублей это 1% при зарплате 60 000 т.р. в месяц. В Ростове не у всех такая зарплата (по статистике в районе 30 т.р.) Так что наш болельщик в регионе тратит как минимум в два раза больше на билеты, чем европеец.
2. Маленький доход от Matchday, надо расти? У нас курс в 2014 упал в два раза почти.
Можно умножить доходы в рублях на 2 и мы будем на уровне.
Можно уменьшить зарплату игроков которые больше европейских коллег зарабатывают (бюджеты клубов) в 2 раза и мы увидим, что доля дохода от Matchday ВЫШЕ среднеевропейского уровня, практически как у топ. клубов по доходам.КУДА РАСТИ?
ВЫВОД: БОЛЕЛЬЩИК В РОССИИ ТРАТИТ В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ ЧЕМ ЕВРОПЕЕЦ И БОЛЬШЕ НЕ МОЖЕТ (НЕ ХОЧЕТ) !!!
Написать комментарий 68 комментариев

Новости

Реклама 18+