8 мин.

«Я готов отдать все деньги, чтобы вытащить его из дома». Футбольный архитектор

В 2005 году французский журналист Хавьер Ревуа был приглашён в дом Венгера в Тоттередже,. Свежи были воспоминания о “непобедимых”(именно так называли “Арсенал” после сезона, проведённого без поражений). Венгера воспринимали как нечто новое для английского футбола.

Старательный и уединённый Арсен избегал внимания прессы. Этого он никогда не любил. Однако его команда показывала футбол открытый, скоростной и захватывающий, а самого француза окрестили “футбольным архитектором”. Все забегания и передвижения команды казались автоматическими и отработанными. Каждый игрок понимал, где он должен находиться. Венгер создал настолько сложную систему, что одному её создателю было всё предельно ясно и понятно. Другие же в догадках терялись. Для Венгера, который позднее скажет:” Каждый в жизни должен поставить себе цель. Такую цель, чтобы после её достижения кто-то назвал это искусством.” Футбол стал тем самым искусством для француза, а его непобедимый “Арсенал” – скульптурой, которая навсегда останется в истории мирового футбола. После последнего матча того знаменательного сезона люди на всём стадионе аплодировали стоя, а это многого стоит.

Большинство своего времени он проводил дома. Давид Дейн, бывший вице-президент “Арсенала”, говорил:” Я готов отдать все деньги, чтобы вытащить Арсена из дома. Он не ходит никуда. Из дома на тренировку и обратно. Изо дня в день.” Венгер – большой любитель искусства. Картинная галерея в Ницце является любимой у французского тренера. Ну и, как подобает ценителю высокого, он не прочь выпить вина, хорошего, дорогого, однако делает это Арсен крайне и крайне редко. “Он скрытный человек. Если бы не семья, то все 24 часа посвящал бы себя футболу,”- говорил Дейн в одном из своих интервью.

Ревуа исследовал до мельчайших подробностей дом Венгера во время своего пребывания. Арсен живёт с женой, Анной Бростерхаус, бывшей баскетболисткой. В 2007 году Ревуа описал дом Венгера как “кладезь тишины и спокойствия”. “Арсен доверяет Анне, - говорит друг Венгера, имя которого не называлось,- всё, что вы видите сейчас – дело её рук. Он просто приходит после матчей, снимает обувь и ложится в кровать, потому что более он ничего не успевает.”

Полки в его доме заставлены книгами разных сортов, начиная от биографий и заканчивая религиозными произведениями. Он говорит на французском, английском, немецком, итальянском и испанском, а также немного на японском. Венгер старается не пропускать политические дебаты и имеет чёткую геополитическую позицию. “Люди продолжают принимать то, что пятьдесят человек имеют сорок процент от общего количества средств, - говорил Венгер в интервью журналу The Times, - а можете ли вы принять то, что два миллиона людей получают по два доллара в день? Я не думаю, что так может долго продолжаться.”

Ёмкие и точные цитаты – вот главная особенность послематчевых интервью Венгера. Несколько ярких цитат остались в памяти любителей английского футбола. На упрёк Блаттера о том, что топ-клубы переманивают к себе игроков, Венгер ответил:” Когда у вашего ребёнка проявляются явные музыкальные таланты, какая первая мысль возникает у вас? Правильно, отдать его в специализированную школу. Не в обычную среднюю школу, а в музыкальную. Так почему с футболистами должно быть иначе?” А в 1998 году, после ничьи с “Мидлсбро”, “Арсенал” был освистан собственными поклонниками. Венгер призвал сохранять терпение и сказал:”Когда вы каждый день едите икру, вам сложно вновь привыкнуть к сосискам.”

Вне футбола его излишняя прилежность делала его слегка странным, а Ли Диксон, после первой их встречи, сравнил Венгера с учителем географии. В 1989 году, во время перерыва в Лиге 1, Венгер посетил матч на Хайбери. В перерыве всё того же матча Дин договорился об ужине с Арсеном и его женой, в ходе которого была предложена одна любопытная игра: человек должен был изобразить любого героя фильма. Все выбирали персонажей из классического кино или блокбастеров, но, когда очередь дошла до Венгера, он изобразил героя комедии Шекспира, написанной в шестнадцатом веке, “Сон в летнюю ночь”. “Именно в тот вечер я понял, что это удивительный человек, который заметно отличается от других”, - говорил Дин.

Венгер родом из Страсбурга, маленького городка на востоке Франции, который находится на границе с Германией. Однако семья проживала в Дютленайме, деревне с населением в две с  половиной тысячи человек, которая находилась в двадцати километрах от самого Страсбурга. Его отец продавал автомобильные запчасти, а также, вместе с матерью, содержал кафе быстрого питания.

Большую часть своего детства будущий тренер провёл в родительском бистро. “Это было очень старое здание. Если бы вы решили посмотреть в окно, то всё одно бы ничего не увидели, ведь дым от сигарет заполнял всё пространство”. Однако Венгер никогда не жаловался, даже наоборот, был рад такому опыту:” Благодаря работе в этом кафе я понял, насколько жестоки могут быть люди.”

Свою профессиональную футбольную карьеру начал в клубе третьего футбольного дивизиона – “Мюциге”. “Арсен всегда стремился к чему-то новому”, - говорил Макс Хилд, тренер французского клуба,-“ он хотел знать всё. Тактики, стратегии – это было важно для него. Арсен был не просто игроком. Он любил спорить о футболе, разбирать матчи вместе со мной”. Венгер и Хилд пересекли границу с Германией, чтобы смотреть матчи Бундеслиги. Тогда немецкий футбол в моде: ФРГ выиграла Чемпионат Мира в 1972 и Чемпионат Европы в 1974, а “Бавария” три раза кряду подняла над собственной головой самый престижный клубный трофей Европы. Хилд и Венгер возвращались после очередной поездки в четыре часа утра. В машине было весьма холодно, поэтому решение остановиться в одном из придорожных кафе стало крайне логичным. “Обычно мы заказывали сэндвич или кофе, однако в этот раз мне впервые довелось увидеть Арсена со спиртным.” 

После четырех лет, проведённых в Мюциге, он присоединился к “Мюлузу”, команде, которая недавно вышла во второй дивизион. Город находился в часе езды от Страсбурга, что помогло ему совмещать обучение в Страсбургском экономическом университете с игрой в футбол.

В 1976 году Венгер полетел на Чемпионат Мира среди студентов, несмотря на травму. Он не мог играть, но был полезен в других областях: Арсен переносил вещи, подбадривал товарищей, помогал в тактических вопросах. Жан-Люк Аррибарт, капитан той команды, говорил:” Венгер, за время, проведённое с нами, стал и ассистентом тренера, и главным нашим джокером.”

В 1978 году он присоединился к “Страсбургу” в качестве игрока, но роль его была куда более важной, чем многие предполагали. “Бывали дни, когда проезжал по шесть сотен миль, чтобы посмотреть на нескольких игроков. Затем я приезжал за пару часов до матча, играл на поле в ливень или руководил командой со скамейки запасных, а потом возвращался домой. Люди считают, что я был всего лишь игроком, однако я исполнял обязанности тренера, физиотерапевта, капитана и скаута. Это был незабываемый опыт,”- признавался в одном из своих интервью Венгер.

В 1983 году француз завершит карьеру игрока и примет предложения “Канна” стать ассистентом. Немного позднее, в 1984, ему представился шанс попробовать себя в качестве главного тренера в клубе “Нанси”. Вместе с командой он добился повышения в классе, а после присоединился к “Монако”. Фанаты скептически отнеслись к новому тренеру, однако тот быстро развеял все сомнения, выиграв в первом же своём сезоне Лигу 1. Камнем преткновения впоследствии стал “Марсель”. В период с 1989 по 1992 монегаски дважды становились вторыми и один раз третьими в Чемпионате. А в 1993 году подопечные Венгера вновь стали вторыми, на этот раз одержать победу помешал ПСЖ. А уже в следующем сезоне “Монако” пришёл к финишу девятым. Это был последний сезон Венгера во главе монегасков.

Месяцем позже Арсен полетел в ОАЭ для того, чтобы презентовать свой анализ на Чемпионат Мира 1994 года, где присутствовали представители команды “Нагоя Грампус Эйт”. Японская команда, занявшая двенадцатое из двенадцати возможных мест в лиге J-лиге, предложила Венгеру контракт. Француз, хоть и побаивался новой для себя среды, принял новое испытание.

Японский футбол был такой же загадочной вещью для европейцев, какой сейчас является китайская лига. Там отсутствовали ничьи. Если матч заканчивался с равным счётом, то игра продолжалась до забитого гола в овертайме, а если и этого времени не хватало на то, чтобы выявить победителя, назначались одиннадцатиметровые удары. “Им хотелось стать профессионалами, - говорил Венгер,- впервые в жизни мне приходилось забирать мяч с собой, чтобы игроки переставали тренироваться.” Японская команда прогрессировала. Десять побед в одиннадцати встречах. Они стали настоящим открытием того сезона, заняли второе место в чемпионате и выиграли национальный кубок, который именуется “Кубком Императора”. А летом 1996 Венгер присоединился к лондонскому “Арсеналу”, где является тренером и по сей день.

Сейчас французскому тренеру шестьдесят семь лет, а в нём до сих пор живёт неуёмная любовь к футболу и победам. Как когда-то сказал сам Венгер:” Когда вы голодны, лишь ваш желудок начинает ныть, давая понять, что вы хотите есть. Это всего лишь часть вашего тела. Но, когда вы голодны до побед, всё ваше существо заполняет желание добиться успеха. И это уже не просто часть вашего тела. Это и есть вы. Желание побеждать заставляет вас просыпаться по утрам. Именно это и является основой нашей жизни.”